Научная статья на тему 'Формирование личностных качеств осужденных, совершивших преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта'

Формирование личностных качеств осужденных, совершивших преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / PRISONERS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Анна Леонидовна, Родионова Ольга Геннадьевна

В статье приводятся результаты исследования влияния социально-психологического тренинга на динамику личностных особенностей осужденных, совершивших преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, анализируется эффективность предложенной программы психологической групповой работы с указанной категорией осужденных. Цель: внедрение социально-психологического тренинга как составной части базовой типовой программы воспитательной, социальной и психологической работы с лицами, совершившими преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта и осужденными по ст. 264 Уголовного кодекса РФ. Метод: формирующий эксперимент. Результаты: внедрена программа социально-психологического тренинга личностного роста. Область применения: пенитенциарная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Плотникова Анна Леонидовна, Родионова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the results of the research concerning influence of social and psychological training upon the prisoners’ peculiarities dynamics committed crimes against traffic and transport safety. The effectiveness of the given psychological group work for the mentioned prisoners category is analysed. Purpose: social and psychological training introduction as a component of standard program of educational, social and psychological work with persons committed crimes against traffic and transport safety and convicted according to the Ar. 264, RF. Criminal Code. Method: forming experiment. Results: social and psychological program of personal development training is introducted. Areas of use: Penal system.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных качеств осужденных, совершивших преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-2-32 УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Плотникова А.Л., Родионова О.Г.

В статье приводятся результаты исследования влияния социально-психологического тренинга на динамику личностных особенностей осужденных, совершивших преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, анализируется эффективность предложенной программы психологической групповой работы с указанной категорией осужденных.

Цель: внедрение социально-психологического тренинга как составной части базовой типовой программы воспитательной, социальной и психологической работы с лицами, совершившими преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта и осужденными по ст. 264 Уголовного кодекса РФ.

Метод: формирующий эксперимент.

Результаты: внедрена программа социально-психологического тренинга личностного роста.

Область применения: пенитенциарная система.

Ключевые слова: осужденные; социально-психологический тренинг.

FORMATION OF PERSONAL QUALITIES OF THE PRISONERS COMMITTED CRIMES AGAINST TRAFFIC AND TRANSPORT SAFETY

Plotnikova A.L., Rodionova O.G.

The article examines the results of the research concerning influence of social and psychological training upon the prisoners' peculiarities dynamics committed crimes against traffic and transport safety. The effectiveness of the given psychological group workfor the mentioned prisoners category is analysed.

Purpose: social and psychological training introduction as a component of standard program of educational, social and psychological work with persons committed crimes against traffic and transport safety and convicted according to the Ar. 264, RF. Criminal Code. Method: forming experiment.

Results: social andpsychological program ofpersonal development training is introducted. Areas of use: Penal system.

Keywords: prisoners; social and psychological training.

В современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, внедрения системы социальных лифтов, особую актуальность приобретает проблема организации психологического сопровождения осужденных как средства их ресоциализации.

Практика показала, что большинство осужденных, совершивших преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, нуждаются в психологической помощи, особенно в первые дни после дорожно-транспортного происшествия, поскольку находятся в остром стрессовом состоянии. Как правило, квалифицированная психологическая помощь им в этот период не оказывается. Первое общение с психологом происходит в исправительном учреждении, спустя многие месяцы после совершения преступления, когда острое стрессовое состояние уже компенсировано внутренней системой саморегуляции. Данная категория осужденных, в целом, характеризуется положительно, и имеет благоприятный прогноз ресоциали-зации, при условии адекватного психологического сопровождения.

Сотрудниками Самарского юридического института ФСИН России была разработана базовая типовая программа воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Программа получила положительную рецензию НИИ ФСИН России, и ее психологический блок, включающий социально-психологический тренинг, был апробирован в ФКУ Колонии-поселении № 27 ГУФСИН России по Самарской области.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно условно разделить на три группы:

1. Преступления, совершаемые лицами, непосредственно управляющими транспортными средствами и ответственными за их техническое состояние: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ), нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); нарушение правил международных полётов (ст. 271 УК РФ).

2. Преступления, совершаемые лицами, обеспечивающими надлежащие условия для безопасности движения и эксплуатации транспортных средств: недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ).

3. Преступления, совершаемые иными лицами, призванными способствовать обеспечению безопасности транспортной деятельности: приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ).

Ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта определена в главе 27 УК РФ. Большая часть составов данных преступлений характеризуются неосторожной формой вины.

Осужденные к лишению свободы за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, как правило, отбывают наказание в колонии-поселении. Около 75% преступлений, совершаемых по неосторожности, приходится на долю автомобильного транспорта, т.е. % неосторожных преступлений - это предусмотренные ст. 264 УК РФ нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств [2, с. 41].

Характеризуя личностные особенности неосторожных преступников, важно отметить следующее. Во-первых, около 80-85% из них имеют положительную трудовую и социальную характеристики. Во-вторых, отрицательные стереотипы поведения обычно привязаны к определенным видам обязанностей по соблюдению норм безопасности и носят локальный характер. В-третьих, подавляющее большинство преступников - это мужчины в возрасте от 18 до 24 лет. В-четвертых, до 20-30% транспортных преступлений совершаются лицами, находящимися в состоянии опьянения.

В научной литературе имеются данные исследований о том, что осужденные за неосторожные преступления обладают следующими личностными особенностями:

• повышенной тревожностью в отношении мелких житейских проблем;

• страхом перед возможностью навлечь на себя опасность неверным поступком или потерпеть неудачу в результате допущенной ошибки. Этот страх лежит в основе ограничительного поведения, которое проявляется в отказе от деятельности в тех случаях, когда успех не представляется гарантированным;

• низкой способностью к вытеснению отрицательных эмоций;

• пассивной жизненной позицией;

• нерешительностью, неуверенностью в себе, тенденцией к заниженной самооценке;

• высокой чувствительностью к средовым воздействиям;

• доминированием мотивацией избегания неудач над мотивацией достижения успеха;

• конформностью, зависимостью от мнения большинства;

• склонностью к сомнениям, критичностью самонаблюдения [12, с. 42].

Согласно другому источнику, лица, совершившие преступление по неосторожности, характеризуются безразличием к общественным интересам, пренебрежением правилами безопасности, недисциплинированностью, легкомысленностью, рискованностью, небрежностью, неадекватной оценкой ситуации, самоуверенностью [3, с. 56].

Цель работы - формировать личностные качества осужденных за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, посредством социально-психологического тренинга личностного роста.

Материалы и методы исследования

Исследование проходило в 4 этапа.

I этап - подбор участников группы, заключение контракта на работу и первичное обследование респондентов на материале методик:

1) методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Ба-жина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда;

2) тест копинг-поведения в стрессовой ситуации (методика С. Нормана, Д.Ф. Эндлера, Д.А. Джеймса, М.И. Паркера в адаптации Т.А. Крюковой);

3) тест личностной тревожности Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина. Также на первом этапе было проведено анкетирование осужденных с целью выявить их эмоционально-оценочное отношение к психологическому сопровождению в целом.

II этап - тренинговая работа с осужденными.

Социально-психологический тренинг с осужденными, совершившими преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, преследует цели:

1. Приобретение навыков решения проблемных ситуаций.

2. Развитие ответственности в процессе выполнения совместной деятельности.

3. Переструктурирование отношения к жизненным трудностям, ценностям, взглядам, позициям, выход на личностные ресурсы.

Цели программы обусловили выбор диагностического инструментария. Методика «Уровень субъективного контроля» позволяет делать вывод о степени принятия ответственности испытуемым за происходящие с ним события в различных сферах жизнедеятельности. Методика «Копинг-поведение в стрессовой ситуации» помогает оценить поведение осужденного в проблемной ситуации. Оценка уровня личностной тревожности респондентов предусмотрено программой тренинга. Программа тренинга рассчитана на 8 занятий.

III этап - повторная диагностика респондентов на материале методик:

1) методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Ба-жина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда;

2) тест копинг-поведения в стрессовой ситуации (методика С. Нормана, Д.Ф. Эндлера, Д.А. Джеймса, М.И. Паркера в адаптации Т.А. Крюковой);

3) тест личностной тревожности Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина. Помимо методик респондентам было предложено ответить на рефлексирующие вопросы составленной для них анкеты.

IV этап - математическая обработка, сравнение данных первичной и повторной диагностики; формулирование выводов.

Результаты исследования

Предварительное анкетирование осужденных показало, что 80% осужденных имеют позитивное впечатление от общения с психологами. 90% респондентов отношение к психологическим тренингам оценивают как «интересно». Только один испытуемый отметил, что психологический тренинг - это бессмысленная трата времени. 80% осужденных полагают, что люди обращаются к психологам, для того чтобы лучше разобраться в своем душевном мире, понять себя. При этом 80% испытуемых никогда не обращались за помощью к психологам, а 20% обращались с позитивным результатом.

По методике «Уровень субъективного контроля» были получены следующие результаты. В целом, 70% осужденных характеризуются экстернальным типом субъективного контроля, 10% - интернальным типом. Двое осужденных занимают срединную позицию на континуу-

ме интернальность-экстернальность. 60% осужденных считают, что внешние обстоятельства, другие люди или судьба являются причиной постигших их неудач. 40% осужденных приписывают ответственность за взаимоотношения, складывающиеся в семье, в большей степени своим родственникам, нежели себе. 70% осужденных считают, что ситуация в производственной сфере в большей степени зависит от начальства, коллег и в меньшей - от собственных действий. 80% осужденных считают свои межличностные отношения результатом активности партнеров или стечения обстоятельств. В отношении собственного здоровья 70% осужденных занимают пассивную позицию, в ситуации болезни полагаются на действия врачей. 10% осужденных считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Диагностика осужденных по методике «Копинг-поведение в стрессовой ситуации» показала, что стратегия, ориентированная на решение задачи, направленная на совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса (адаптивный вариант поведения) преобладает у 90% респондентов; у 10% доминирует поведенческая стратегия, ориентированная на избегание проблемы (дезадаптивный вариант поведения).

На втором месте у осужденных (из числа тех, у которых доминирует стратегия, направленная на решение проблемы) у 44% респондентов - стратегия, ориентированная на эмоции, у 56% респондентов - стратегия, ориентированная на избегание.

Диагностика осужденных по методике «Личностная тревожность» Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина показала, что 90% осужденных имеют умеренный уровень личностной тревожности, 10% - низкий.

Повторное анкетирование показало следующее. 30% осужденных считают, что занятия в группе были для них полезны; 30% испытуемых подтвердили, что групповые занятия помогли им лучше понять себя; 20% респондентов отметили, что занятия в группе заставили их задуматься о своей жизни и о душе; 20% подтвердили, что занятия в группе помогли им найти ответы на свои вопросы; 30% отметили, что занятия в группе позволили им выговориться и приятно провести время; 20% осужденных научились справляться с трудными переживаниями; 20% респондентов смогли разобраться в мучившей их проблеме.

Никто из осужденных не отметил, что нуждается в дальнейшем психологическом сопровождении; также никто не отметил, что занятия в группе были для него бесполезны.

Продолжительность одного занятия составляла от 2 до 3 часов. Время каждого последующего занятия обговаривалось с осужденными на предыдущем занятии. Вечернее и субботнее время занятий было обусловлено трудовой занятостью осужденных.

Программой социально-психологического тренинга предусмотрено выполнение 28 упражнений. Из них было выполнено только треть. При этом на выполнение каждого упражнения было потрачено значительно больше времени, чем запланировано программой. После выполнения упражнений «Имя» и «Похвальное слово самому себе» сформировался запрос группы на работу. Дальнейшее содержание тренинга было модифицировано в соответствии с запросом осужденных. Была осуществлена работа со страхами и работа с травмой гештельт-терапевти-ческими техниками с использованием приемов арт-терапии.

Анализ результатов первичной и повторной диагностики с использованием Т - критерия Вилкоксона показал наличие изменений на уровне статистической значимости в 5% по показателям «интернальность в области достижений» и «интернальность в области межличностных отношений». Указанные изменения можно интерпретировать как повышение осознания осужденными степени собственной ответственности за складывающиеся межличностные отношения и личные достижения в результате ассимиляции нового опыта, полученного в тренинговой группе.

Заключение

Внедрение социально-психологического тренинга, входящего в состав базовой типовой программы воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными, совершившими преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта, позволило сделать следующие выводы.

1. Подавляющее большинство осужденных (90%) имеют тенденцию возлагать ответственность за происходящие с ними события на внешние факторы: судьбу, случай, других людей; считают себя неспособными контролировать ситуацию, не всегда могут выявить взаимосвязь между собственными поступками и случившимися событиями.

2. У осужденных по ст. 264 УК РФ преобладает адаптивный вариант поведения в стрессовой ситуации, направленный на решение проблемы, на модификацию или устранение источника стресса (90%).

3. Высокого уровня личностной тревожности в группе осужденных не выявлено.

4. Программа социально-психологического тренинга в ее первоначальном варианте к использованию не рекомендуется по двум причинам:

1) на выполнение всех запланированных упражнений требуется значительно больше времени;

2) многие упражнения вызвали негативную реакцию участников группы. Рекомендуются к использованию следующие упражнения: «Имя», «Похвальное слово самому себе», группа упражнений на релаксацию, «Рисунок» (нарисовать свой страх).

5. Групповая работа психолога с осужденными на первоначальном этапе направлена на формирование запроса, поскольку в большинстве случаев он отсутствует. Появление запроса знаменует переход осужденных из пассивных объектов психологического воздействия в активных субъектов группового процесса, означает взятие ими на себя ответственности за результаты психологической работы. Это важнейший этап психотерапии, игнорирование которого «сводит на нет» труд психолога. Дальнейшая групповая работа строится в соответствии с запросом осужденных. При этом психолог подбирает упражнения исходя из своего опыта, ситуации и личностных особенностей участников группы, реализует их в тех психотехниках, которыми он владеет.

Запрос на работу сформировался у осужденных после выполнения упражнений «Имя» и «Похвальное слово самому себе» в процессе шеринга. Рекомендуется включать в тренинговую работу с осужденными шеринг.

6. Была осуществлена работа со страхами и работа с травмой гештальт-терапевтическими техниками с использованием арт-терапевтического приема (рисунок страха) в соответствии с запросами участников группы. Были выполнены упражнения: авторская модификация упражнения «Три фразы» [16, с. 427], авторская модификация упражнения «О чем я молчал» [16, с. 477].

7. В ходе тренинговой работы отмечена положительная личностная динамика осужденных: изменение локус-контроля в сторону интернальности в области достижений и межличностных отношений.

Мировая практика показывает, что психотерапия эффективна при условии ее продолжительности не менее одного года. По этой причине пенитенциарному психологу рекомендуется не ограничиваться восьмью часами тренинговой работы с осужденными, а продолжать взаимодействие в режиме «группы встреч» на протяжении всего периода отбывания ими наказания.

Список литературы

1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. Т. 5. 1984. №3. С. 152-162.

2. Бондарчик Л.С. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений. - М.: МГУ, 2006.

3. Бурлаков В.Н. Криминология: Учебник для вузов. - СПб.: Санкт-Петербургский Государственный Университет, Питер, 2003.

4. Быкова Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: Автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - Самара, 2005. 24 с.

5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М.: Издательство «Ось - 89», 2000. 224 с.

6. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 442-444.

7. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика / Пер. с литовского. - М.: Академический Проект, 2000. 240 с.

8. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3-х кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. 640 с. С. 481-483.

9. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. -СПб: Речь, 2004. С. 121-122.

10. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М.: Филинъ, 1996. 368 с. С. 104-109.

11. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000. 256 с.

12. Рабочая книга пенитенциарного психолога / Под ред. А.И. Мокрецова, В.П. Голубева, А.В. Шамиса. - М., 1998.

13. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. - СПб., 2001. 224 с.

14. Смит М. Тренинг уверенности в себе / Пер. с англ. - СПб.: Речь. 244 с.

15. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Речь, 2005.

16. Ellison-Potter, P., Bell, P. and Deffenbacher, J.L. The effects of trait driving anger, anonymity, and aggressive stimuli on aggressive driving behavior. Journal of Applied Social Psychology, № 31. 2001, pp. 431-443.

17. James, L., Nahl, D. Road Rage and Aggressive Driving: Steering Clear of Highway Warfare. -New York: Prometheus Books. 2000.

18. Levy, J., Pashler, H., & Boer, E. Central Interference in Driving: Is There Any Stopping the Psychological Refractory Period? Psychological Science, №17, 3. 2006, pp. 228-235.

19. Manstead, A. S. R., Parker, D., Stradling, S. G., Reason, J. T., & Baxter, J. S. Perceived consensus in estimates of the prevalence of driving errors and violations. Journal of Applied Social Psychology, №22. 1992, pp. 509-530.

20. McCartt, A.T., Hellinga, L.A., & Braitman, K.A. Cell phones and driving: Review of research. Traffic Injury Prevention, №7. 2006, pp. 89-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Reason, J.T., Manstead, A.S.R., Stradling, S.G., Baxter, J.S., & Campbell, K. Errors and violations on the road: A real distinction? Ergonomics, №33. 1990, pp. 1315-1332.

22. Sabey, B.E., & Taylor, H. The known risks we run: The highway. TRRL Supplementary Report 567. - Crowthorne, UK: Transport and Road Research. 1980.

References

1. Bazhin E.F., Golynkina E.A., Etkind A.M. Metodissledovaniya urovnya sub»ektivnogo kontrolya // Psikhologicheskiy zhurnal. Vol. 5. 1984. №3. Pp. 152-162.

2. Bondarchik L.S. Ugolovno-pravovaya kharakteristika transportnykhpre-stupleniy. - M.: MGU, 2006.

3. Burlakov V.N. Kriminologiya. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy Gosudarstvennyy Universitet, Piter, 2003.

4. Bykova N.L. Spetsifika smyslozhiznennykh orientatsiy razlichnykh grupp uchashcheysya molo-dezhi v situatsii sub'ektivatsii zhiznennykh tseley: Avtoreferat dis. ... kandidata psikhologiches-kikh nauk. - Samara, 2005. 24 p.

6. Vachkov I.V. Osnovy tekhnologii gruppovogo treninga. Psikhotekhniki. - M.: Izdatel'stvo «Os' -89», 2000. 224 p.

7. Koping-povedenie v stressovykh situatsiyakh (S. Norman, D.F. Endler, D.A. Dzheyms, M.I. Parker; adaptirovannyy variant T.A. Kryukovoy) // Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. - M.: Izd-vo Insti-tuta Psikhoterapii. 2002. Pp. 442-444.

8. Kochyunas R. Psikhoterapevticheskie gruppy: Teoriya i praktika. - M.: Akademicheskiy Proekt, 2000. 240 p.

9. Nemov R.S. Psikhologiya. V 3-kh kn. Kn. 3: Psikhodiagnostika. Vvedenie v nauchnoe psikho-logicheskoe issledovanie s elementami matematiche-skoy statistiki. - M.: Gumanitarnyy tsentr VLADOS, 2001. 640 p. Pp. 481-483.

10. Praktikum po psikhologii sostoyaniy / Pod red. prof. O.A. Prokhorova. - SPb: Rech', 2004. Pp. 121-122.

11. Prakticheskayapsikhologiya dlya menedzherov / Pod red. M.K. Tutushkinoy. - M.: Filin», 1996. 368 p. Pp. 104-109.

12. Psikhogimnastika v treninge / Pod red. N.Yu. Khryashchevoy. - SPb.: «Rech'», Institut Treninga,

2000. 256 p.

13. Rabochaya kniga penitentsiarnogo psikhologa / Pod red. A.I. Mokretsova, V.P. Golubeva, A.V. Shamisa. - M., 1998.

14. Rean A.A. Prakticheskaya psikhodiagnostika lichnosti. - SPb., 2001. 224 p.

15. Smit M. Trening uverennosti v sebe. - SPb.: Rech'. 244 p.

16. Talanov V.L., Malkina-Pykh I.G. Spravochnikprakticheskogopsikhologa. - SPb.: Rech', 2005.

23. Ellison-Potter, P., Bell, P. and Deffenbacher, J.L. The effects of trait driving anger, anonymity, and aggressive stimuli on aggressive driving behavior. Journal of Applied Social Psychology, №31.

2001, pp. 431-443.

24. James, L., Nahl, D. Road Rage and Aggressive Driving: Steering Clear of Highway Warfare. -New York: Prometheus Books. 2000.

25. Levy, J., Pashler, H., & Boer, E. Central Interference in Driving: Is There Any Stopping the Psychological Refractory Period? Psychological Science, №17, 3. 2006, pp. 228-235.

26. Manstead, A.S.R., Parker, D., Stradling, S.G., Reason, J.T., & Baxter, J.S. Perceived consensus in estimates of the prevalence of driving errors and violations. Journal of Applied Social Psychology, №22. 1992, pp. 509-530.

27. McCartt, A.T., Hellinga, L.A., & Braitman, K.A. Cell phones and driving: Review of research. Traffic Injury Prevention, №7. 2006, pp. 89-106.

28. Reason, J.T., Manstead, A.S.R., Stradling, S.G., Baxter, J.S., & Campbell, K. Errors and violations on the road: A real distinction? Ergonomics, №33. 1990, pp. 1315-1332.

29. Sabey, B.E., & Taylor, H. The known risks we run: The highway. TRRL Supplementary Report 567. - Crowthorne, UK: Transport and Road Research. 1980.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Плотникова Анна Леонидовна, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, кандидат психологических наук

Самарский юридический институт ФСИН России ул. Рыльскаяул., 24«в», г. Самара, 443022, Россия E-mail: annaplot@rambler.ru

Родионова Ольга Геннадьевна, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, кандидат психологических наук

Самарский юридический институт ФСИН России ул. Рыльская ул., 24«в», г. Самара, 443022, Россия E-mail: rodionova_olga.g@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Plotnikova Anna Leonidovna, Ph.D., Associate Professor. Penitentiary Psychology and Pedagogics Department

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 24 «V», Rylskaya St., Samara, 443022, Russia E-mail: annaplot@rambler.ru

Rodionova Oliga Gennadevna, Ph.D., Associate Professor. Penitentiary Psychology and Pedagogics Department

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 24 «V», Rylskaya St., Samara, 443022, Russia E-mail: rodionova_olga.g@mail.ru

Рецензент:

Быкова Наталья Львовна, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, кандидат психологических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.