Научная статья на тему 'Формирование курсантами-будущими социальными педагогами компетенции в области различных информационных ресурсов и технологий'

Формирование курсантами-будущими социальными педагогами компетенции в области различных информационных ресурсов и технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный педагог / компетенция / информационные ресурсы и технологии / педагогика смысложизненных ориентаций / social pedagogue / expertise / information resources and technology / pedagogy of life-meaningful orientations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Георгиевна Евсеева, Ирина Валентиновна Ульянова

Раскрываются противоречия, связанные с формированием у курсантов-будущих социальных педагогов в образовательном процессе компетенции в области информационных ресурсов и технологий. Подчеркивается необходимость дифференциации понятий «информационные ресурсы» в широком и узком, гуманитарном и технократическом смыслах, в связи с чем указывается на важность интегративной деятельности кафедр педагогики и информатики и математики, актуализации положений педагогики смысложизненных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Георгиевна Евсеева, Ирина Валентиновна Ульянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CADETS-FUTURE SOCIAL TEACHERS COMPETENCE IN THE FIELD OF VARIOUS INFORMATION RESOURCES AND TECHNOLOGIES

The article reveals the contradictions associated with the formation of the students, the future social teachers in the educational process competence in the field of information resources and technologies. It emphasizes the need for differentiationtion of the concepts of «information resources» in the broad and narrow, and humanitarian-tehnokrastatic sense, in connection with what is indicated on the importance of the integrative activity of the departments of pedagogy and computer science and mathematics, pedagogy of actualization of the provisions of life orientations.

Текст научной работы на тему «Формирование курсантами-будущими социальными педагогами компетенции в области различных информационных ресурсов и технологий»

УДК 378 ББК 74

ФОРМИРОВАНИЕ КУРСАНТАМИ-БУДУЩИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

Ирина Георгиевна Евсеева,

начальник кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат психологических наук, доцент, полковник полиции E-mail: irina.evseeva14@mail.ru; Ирина Валентиновна Ульянова, профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор педагогических наук E-mail: iva2958@mail.ru

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрываются противоречия, связанные с формированием у курсантов-будушдх социальных педагогов в образовательном процессе компетенции в области информационных ресурсов и технологий. Подчеркивается необходимость дифференциации понятий «информационные ресурсы» в широком и узком, гуманитарном и технократическом смыслах, в связи с чем указывается на важность интегративной деятельности кафедр педагогики и информатики и математики, актуализации положений педагогики смысложизненных ориентаций.

Ключевые слова: социальный педагог, компетенция, информационные ресурсы и технологии, педагогика смысложиз-ненных ориентаций.

FORMATION OF CADETS-FUTURE SOCIAL TEACHERS COMPETENCE IN THE FIELD OF VARIOUS INFORMATION RESOURCES AND TECHNOLOGIES

Irina G. Evseeva,

Head of the Chair of Pedagogics UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot,

Colonel of Police, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor;

Irina V. Ul'yanova, Professor of the Chair of Pedagogy

of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, Doctor ofPedagogical Sciences, Abstract. The article reveals the contradictions associated with the formation of the students, the future social teachers in the educational process competence in the field of information resources and technologies. It emphasizes the need for differentiationtion of the concepts of «information resources» in the broad and narrow, and humanitarian-tehnokrastatic sense, in connection with what is indicated on the importance of the integrative activity of the departments of pedagogy and computer science and mathematics, pedagogy of actualization of the provisions of life orientations.

Keywords: social pedagogue, expertise, information resources and technology, pedagogy of life-meaningful orientations.

Несмотря на достаточно длительный период реформирования отечественной системы высшего образования постперестроечной эпохи (наиболее целенаправленным он стал после вхождения России в Болонский процесс — 2003 г.), проблема реализации компетентностного подхода остается весьма острой. Парадоксальной выглядит ситуация отсут-

ствия в Федеральных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) унифицированной характеристики самой сущности компетенции, перегруженность содержания большинства общекультурных, профессиональных компетенций и проч. В связи с этим, как показывает практика, необходима конкретизация каждого элемента обо-

значенной компетенции ФГОС ВО, уточнение его уровневых характеристик. Вместе с тем для курсантов-будущих социальных педагогов, призванных выполнять функции инспектора ПДН, в процессе обучения важна личностно ориентированная направленность. Однако, как показал анализ содержания ФГОС ВО по направлению подготовки 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, и данный аспект дефицитарен, — следовательно, его важно актуализировать посредством дополнительных педагогических влияний, интегрируя, в том числе, в содержание общекультурных компетенций.

Акцентируя развитие у курсантов «способности работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации» (общекультурной компетенции — 12 (ОК-12), преподаватель закономерно ориентируется на соответствующий опыт обучающихся, сформированный ими в школьный период. Однако наши многолетние наблюдения показали недостаточный уровень данного опыта в массовом порядке. Это выражается в ограниченном объеме необходимых знаний курсантов и способах получения и переработки учебно-профессиональной информации, ее хранения, систематизации, а также в недостаточном умении ее фиксировать, передавать, транслировать в различных коммуникативных условиях (монологе, диалоге, полилоге).

Кроме того необходимо подчеркнуть: в формулировке ОК-12 синтезированы два глобальных явления:

• информационные ресурсы как совокупность информации, которая организована с целью эффективного получения достоверных данных; это документы и их массивы, расположенные в информационных системах (например, библиотеках, фондах, архивах, депозитариях, базах данных, музейных хранениях, Интернете как Всемирной системе объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации), т.е. информация трактуется в широком смысле, как гуманитарное явление;

• информационные технологии (ИТ): 1) в широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации; 2) в узком понимании как компьютерные

технологии, т.е. информация трактуется в узком, технократическом смысле.

Выявление указанного синтеза указывает на необходимость расчленения кафедральной ответственности (на основе межкафедрального взаимодействия) в области формирования у курсантов ОК-12 между ведущей кафедрой (в нашем случае — кафедрой педагогики) и кафедрой информационного обеспечения (в МосУ МВД России имени В.Я. Кико-тя это кафедра информатики и математики).

Очевидно, что формирование опыта работы с информационными ресурсами (ИТ) и информационными технологиями у будущих социальных педагогов специалистам кафедры информатики и математики следует осуществлять на основе актуального для курсантов учебного материала. В частности, это оформление тематических презентаций, подбор актуальной документации, киноматериалов (видеоклипов, отрывков из художественных кинофильмов социально-педагогического характера) и проч.

Указанный аспект деятельности включается как важный элемент в информационную сферу деятельности кафедры педагогики, преподаватели которой актуализируют содержание учебных дисциплин с использованием полиаспектного информационного поля конкретной специальности (социальный педагог), гуманитарной информации в целом.

В связи с вышесказанным нами разработан алгоритм освоения курсантами ОК-12, отраженный в таблице 1.

Проведенное нами пилотажное исследование, посвященное выявлению у курсантов первого курса (выборка составила 145 чел.) особенностей понимания сущности информационных ресурсов, показало, что значительная часть респондентов (88%) слабо разграничивает такие явления, как «научный/ литературный источник» и «Интернет-источник». Ярким примером ошибочных ответов обучающихся на вопросы преподавателя «Где Вы получили данную информацию?», «Что стало информационной базой для ответа?» стали такие, как: «Я нашел этот текст в Интернете», «Это-Интернет-информация» вместо ожидаемого: «Данное мнение высказано ученым N в стать которая была напечатана

в журнале NNN (№, год издания)», независимо от формы доступа к информации — автоматизированной или традиционной (печатной).

Таблица 1

Сегодня становится все более очевидным, что подрастающее поколение, в том числе и курсанты, мало озабочены авторством конкретного текста, библиографическими данными научного/художественного источника. Это говорит об их неспособности дифференцировать понятия и соответствующие им явления — «информационные ресурсы», «информационные технологии», их формы. В дальнейшем данный факт может не только влиять на развитие некомпетентной личности, но и спровоцировать пренебрежение обучающихся к компиляциям, некорректным заимствованиям, плагиату, т.е. косвенно влиять на формирование безнравственного поведения.

Для снижения перечисленных рисков в контексте педагогики смысложизненных ориентаций [3] предлагается организовывать с курсантами библиотечный семинар — когда на занятии выступает

сотрудник библиотеки, информирующий курсантов о правилах и способах поиска, систематизации информации, представленной в печатном виде, об автоматизированных ресурсах библиотеки. В свою очередь, преподаватель одной из учебной дисциплин (при подготовке социальных педагогов целесообразно выбрать учебную дисциплину «Общие основы педагогики») инструктирует обучающихся о правилах поиска, систематизации, обработки и передачи научной информации на основе актуальных для будущих социальных педагогов научных статей, опубликованных в периодической печати. На практическом уровне курсанты не только изучают научный материал, но и обобщают его, оформляя план-конспект, презентуют учебному взводу, совершенствуя навыки публичного выступления, дискуссии. Наши наблюдения показали, что значительная часть

первокурсников (до 90% в учебном взводе) испытывает затруднения в обработке, структурировании научной информации и ее передаче в устной и письменной формах. В связи с этим вначале преподаватель обеспечивает безотметочную среду, содействуя подопечным в комфортном для личности процессе формирования актуальных умений и навыков.

Значительная часть курсантов первого курса, осваивающих социально-педагогическую деятельность, нуждается также в приобретении практического опыта в сфере личностного самосовершенствования, самовоспитания, в области организационной, творческой деятельности. Для этого работа с информацией, представленной в печатной и автоматизированной формах, систематически должна сопрягаться с рефлексивными, организационными, художественно-творческими заданиями: сначала со стороны преподавателя, затем — и сокурсников.

Нередко в педагогической среде возникает серьезное противоречие в области вопроса, касающегося хранения информации: актуальны ли в целом бумажные носители в настоящее время? Наша практика показала их значимость, ибо хранящаяся в них информация более реальна, более целенаправленно влияет на гармоничное развитие личности (ибо в восприятии информации участвуют тактильные ощущения человека, стимулируется его понимание информационной целостности научного материала и проч.). Наряду с этим именно уважительное отношение к реальным книгам, журналам (как физическим объектам) стимулирует укрепление гуманитарных традиций в молодежной среде, в определенной мере позитивно сказывается на отходе от сугубо утилитарного отношения к информации и ее переносе в духовно-материальную сферу личности. В связи с этим столь важны такие акты в процессе обучения, как, например, приведение преподавателем цитаты в процессе лекции непосредственно из принесенной им на занятие книги или оформление обучающимися портфолио учебной дисциплины и систематическое его пополнение актуальными материалами, а также дальнейшее использование в последующие годы.

Особую важность в подготовке курсантов к работе с информационными ресурсами приобретает гносеологический аспект процесса обучения. Это связано с тем, что высокий уровень формализации знаний, транслируемый Интернетом, обусловливает

значительное снижение нагрузки на интенсивность мыслительной деятельности человека, как следствие — нивелирование гибкости мышления, способности к выдвижению гипотез. Следовательно, для эффективного развития обучающейся личности остается важным (во многих случаях и приоритетным) и традиционно осваиваемый информационный ресурс посредством неавтоматизированных методов, способов, средств получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации. В частности, выступая в роли аналитика изучаемой информации (на основе слушания лекции, чтения книги и проч.), курсант осознает ряд соотношений и закономерностей предметной области; выступая в роли эксперта — порождает новые знания. Самостоятельно анализируя, обобщая, систематизируя информацию, курсант преобразует ее, переводя из внешнего формата во внутренний; он действует на уровне активного выполнения множеств операций: описания и обобщения фактов, их классификации, моделирования, прогнозирования и проч. В частности, организуя работу курсантов с научной информацией, уж на первом курсе необходимо содействовать им в освоении методов научного познания: наблюдения, эксперимента (элементарного уровня), анализа и синтеза, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному, исторического и логического методов и проч.

Экстраполируя представленные положения на компетентностную матрицу ОК-12, получаем следующую систему критериев оценивания способности курсантов работать с различными информационными ресурсами и технологиями (таблица 2): Подводя итог, подчеркнем:

• общекультурная компетенция, связанная с развитием у курсантов способности работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12) нуждается в функциональной дифференциации, благодаря чему будут актуализированы два аспекта информационных ресурсов: автоматизированный и традиционный (печатный);

• для комплексной работы по формированию у курсантов-будущих социальных педагогов ОК-12 требуется устойчивая интегративная деятельность специалистов кафедр педагогики и

Таблица 2

Компетентностная матрица ОК-12

Компетенция (планируемые результаты) Отлично (5) Сформированные систематические знания Хорошо (4) Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания Удовлетворительно (3) Общие, но не структурированные знания Неудовлетворительно (2) Фрагментарные знания

ЗНАТЬ

ОК-12 - О традиционной и автоматизированной формах работы с ИР - о гносеологических основах познания - о классификации ИР - о характере содержания ИР - о правовом режиме ИР - о методах организации хранения ИР - о технологиях работы с ИР - О традиционной и автоматизированной формах работы с ИР - о гносеологических основах познания - о классификации ИР - о характере содержания ИР - о правовом режиме ИР - о методах организации хранения ИР - о технологиях работы с ИР - О традиционной и автоматизированной формах работы с ИР - о гносеологических основах познания - о классификации ИР - о характере содержания ИР - о правовом режиме ИР - о методах организации хранения ИР - о технологиях работы с ИР Не знает специфику работы с ИР или воспроизводит отдельные аспекты

УМЕТЬ

ОК-12 Дифференцировать ИР различных форм, целесообразно реализовывать методы познания, соблюдать правовой режим работы с ИР, реализовы-вать методы организации хранения ИР, технологиях работы с ИР Указанные умения реализуются с незначительными недочетами Сложности в реализации указанных умений Сосредоточенность на фрагментарных аспектах умений

ВЛАДЕТЬ

ОК-12 Свободное владение указанными знаниями и умениями в работе с различными информационными ресурсами и технологиями Достаточное вла-дение указанными знаниями и умениями в работе с различными информационными ресурсами и технологиями Недостаточное владение указанными знаниями и умения-ми в работе с раз-личными информационными ресурса-ми и технологиями Фрагментарное владение указанными знаниями и умениями в работе с различными информационными ресурсами и технологиями

информатики и математики, библиотеки, а также ее акцентирование в период первого года обучения курсантов; • формирование у курсантов ОК-12, как показала практика, наиболее эффективно в контексте концептуальных положений педагогики смыс-ложизненных ориентаций, обеспечивающей целостность педагогического процесса, актуализирующей морально-нравственное воспитание и самовоспитание в процессе обучения, личностно ориентированный подход в ситуации подготовки социального педагога.

Литература 1. Интернет технологии в образовании [Электронный ресурс] // http://www.vfmgiu.ru URL: http:// www.vfmgiu.ru/Higher-education-in-Russia/internet_ tehnologii_v_obrazovanii_438/index.html (дата обращения: 25.05.2017).

2. Спиркин А.Г. Философия. М: Гардарики, 2009 г. 736 с.

3. Ульянова И.В. Педагогика смысложизнен-ных ориентаций (Учебное пособие). Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2015. 235 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/38390. ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 28.01.2017).

4. Ульянова И.В., Евсеева И.Г. Борисова Е.В. Подготовка курсантов-будущих социальных педагогов к консультационной деятельности // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». .№ 6, 2015. (ВАК). URL: www. science-education.ru/127-21375 (дата обращения: 28.05.2017).

5. ФГОС ВО по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения [Электронный ресурс]: fgosvo.ru (дата обращения: 21.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.