Научная статья на тему 'Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода'

Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елагина Людмила Васильевна, Сергеева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода»

Библиографический список

1. Алмазова, Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе : Дис. ... д-ра пед. наук. - Санкт-Петербург, 2003 - 446 с,

2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. - М..: Высшая школа, 1976. - 398 с.

3. Макашина, И. И., Малиночка Э. Г. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота. Монография. - Краснодар. КРО АЛСН. 2007. - 44 с.

4. Макашина, И. И. Подготовка менеджеров для морского торгового флота. Монография, - Краснодар. КубГУ. 2007. - 137с.

5. Хуторской, А. В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал.«Эйдос». — 2005.

УДК 374.001

Л. В. Елагина, Н. А. Сергеева

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В качестве основного результата профессионального образования на современном этапе рассматривается компетентность будущего специалиста. Возникает необходимость максимальной ориентации содержания образования на результаты, значимые в сфере труда, что, по мнению экспертов, и обеспечивает конкурентоспособность выпускников колледжа. Вместе с тем, чрезмерная ориентация на сиюминутные запросы рынка может привести к недооценке нравственно-эстетических аспектов формирования личности специалиста. Важным становится обеспечение преемственности традиционных и инновационных подходов к подготовке специалистов, возвращение образования в контекст культуры, питающей и формирующей личность [2].

Перед средним профессиональным образованием стоит задача подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых к самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, самореализации, позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, обладающих опытом культуросозидательной деятельности. В связи с этим немаловажной представляется необходимость формирования культуры профессиональной деятельности у будущих специалистов как показателя уровня соответствия выпускника эталону профессиональной компетентности [6].

На современном этапе культура профессиональной деятельности будущего специалиста рассматривается как определенная, достаточно квалифицированная степень соответствия деятельности нормам культуры, включающим профессиональные нормы и ценности, научно-когнитивные нормы деятельности, предметно-научные нормы и ценности, систему социальноценностных ориентиров.

Анализ исследований В. Л. Бенина, Е. В. Бондаревской, И. А. Зимней,

Э. Ф. Зеера, Л. Б. Соколовой и др. [1; 3; 4; 5; 6] позволил выработать рабочее определение понятия «культура профессиональной деятельности будущего специалиста», которое характеризуется как интегративное качество личности будущего специалиста, целостно включающее мотивационно-ценностный (увлеченность профессией, принятие самосовершенствования и самореализации в профессии как ценности), когнитивный (знания о сущности понятий, лежащих в основе культуры профессиональной деятельности, особенностях современной культуры, способах воспроизводства культуры в себе), деятельностный (умения самоанализа, самооценки, саморазвития, целеполагания, проектирования и коррекции профессиональной деятельности, саморазвития личности в соответствии с нормами профессиональной культуры), эмоциональный компоненты, а также нормы и ценности, систему социально-ценностных ориентиров.

В нашем понимании культура профессиональной деятельности, в широком смысле, выступает как обобщенный опыт жизнедеятельности в профессии, а профессиональная компетентность есть проекция этого опыта на определенную сферу, область профессиональной деятельности. Особенность природы культуры профессиональной деятельности будущего специалиста заключается в том, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, т. е. при наличии ценностно-смыслового отношения, глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. В этом утверждении мы согласны с позицией ведущих ученых-педаго-гов, таких как В. А. Болотов, В. В. Сериков и др. [2]. Культура профессиональной деятельности в этом смысле выступает как компетентность, как способ поведения, образ жизни будущего специалиста, в котором интегрируются его познавательные и творчески-преобразующие способности. В самой природе культуры профессиональной деятельности заложен потенциал профессионального саморазвития, профессиональной карьеры, что и соответствует сущности образования в течение всей жизни, последующего повышения профессиональной квалификации [5].

Формирование культуры профессиональной деятельности рассматривается нами не только как результат профессионального образования, но и как средство развития личности будущего специалиста. Исследуемое качество в процессе профессионального и личностного развития будущего специалиста выполняет адаптационную (приспособление к профессиональ-

ной среде), гностическую (систематизация профессиональных знаний, норм, ценностей, осознание себя субъектом этой деятельности), информативную (передача профессионального опыта) и регулятивную (система норм, правил, требований, предъявляемых к специалисту) функции [6].

В качестве системообразующего в процессе разработки концепции формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в образовательной среде профессионально-педагогического колледжа выступил компетентностпый подход. Это позволило рассматривать культуру профессиональной деятельности в качестве системного явления при анализе качества подготовки будущею специалиста в колледже, а образовательный процесс как поэтапное усложнение целей, содержания, методов, форм, результатов созданной культуротворческой среды колледжа.

Ядро концепции составили закономерности и принципы формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста (табл. 1).

Таблица 1

Закономерности и принципы формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста

Закономерности Принципы

1. Взаимосвязь общественной и индивидуальной культуры в профессиональном образовании Культуроличностный выбор и самоопределение в культуре. Субъективность

2. Активизация потребностно-мотивационной сферы, влияющая на самоопределение будущего специалиста как результат преобразований личностного и профессионального опыта Ценностно-смысловая доминанта содержания профессионального образования. Преобразование имеющихся и выработка личностнопрофессиональных смысловых ориентиров. Образовательная поддержка

3. Развитие творческого потенциала будущего специалиста, характеризующееся выработкой механизмов творения собственной жизни, ее смысла Индивидуализация, дифференциация. Рефлексия

Компетентностый подход позволяет осуществить отбор содержания профессионального образования в соответствии с потребностями развивающейся личности и одновременно ориентирует его на инновационный опыт успешной профессиональной деятельности в конкретной отрасли [4]. В качестве базового начала интеграции в организуемом процессе выступают определенная сфера деятельности, профессиональная функция, особый раздел образовательной программы, фрагмент учебного материала, в котором на основе органичного соединения различных компонентов, имеющих социокультурную прерогативу, создается принципиально новая его версия, где содержание образования и социально значимая деятельность выступают как обобщенная культура, (целостный образ высокоэффективной профессиональной деятельности, включающий ее гуманитарные ценности, систему понятий и способов решения типовых для данной профессиональной сферы задач, варьирование способов выполнения в зависимости от ситуации, «поле проявления индивидуальности» специалиста). Подчеркнем, что ориентация на компетентностный подход позволяет сформировать у студентов мобильность и критичность мышления; системность знаний и способов овладения ими в процессе деятельности; регуляцию мыслительных процессов; умение ориентироваться во все увеличивающемся потоке научной и специальной информации; способность к индивидуальному творческому подходу при самостоятельном решении задач научного и профессионального характера, позицию подлинного субъекта будущей профессии. Структурным элементом культуры профессиональной деятельности выступает индивидуальный стиль учебной и профессиональной деятельности как продукт саморазвития будущего специалиста [1; 3].

Таким образом, формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в профессионально—педагогическом колледже предполагает, с одной стороны, перестройку образовательного процесса, разработку вариативного компонента содержания образования в соответствии с запросами развивающейся личности и рынка труда, привлечение всех социокультурных структур, участвующих в образовательном процессе (работодателей, представителей профессиональных объединений, науки, культуры), к созданию условий для обеспечения и оценки качества подготовки специалистов, С другой, - включение студентов и педагогов в различные виды деятельности (творческую, общественную, исследовательскую, культурную, коммуникативную, квазипрофессиональную).

Культуротворческую среду колледжа в организуемом процессе мы рассматривали как специально поддерживающиеся гуманно-творческие отношения совместного бытия субъектов образовательного процесса. В процессе профессионального образования студент колледжа погружен в среду профессиональной культуры, он осваивает необходимые знания и умения, взаимодействует с представителями профессии, носителями профессиональных

ценностей. Однако, мы понимаем, что само по себе «погружение» в среду профессиональной культуры еще не определяет эффективности освоения и интериоризации профессиональных норм, ценностей, культуросообразных способов деятельности. Как справедливо отмечает В. П. Зинченко, «человек может находиться в культуре и оставаться вне ее, может быть таким же пустым местом, как для него культура, смотреть на нее невидящими глазами, проходить сквозь нее как сквозь пустоту, не “запачкавшись” и не оставив на ней своих следов))’.

Необходимым условием формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста выступает преобразование среды колледжа в фактор интегративного влияния на личностное и профессиональное развитие субъектов образовательного процесса. Именно в процессе культуротворческого взаимодействия педагога (в широком смысле) и студента обогащается витагенный опыт каждого из них. происходит присвоение и развитие норм и ценностей культуры профессиональной деятельности, составляющих основу профессиональной компетентности [1; 5].

Субъектность студента в процессе взаимодействия предполагает его активность, авторство по отношению к своей жизни, ответственность за результаты саморазвития, что обеспечивает становление готовности будущего специалиста к самоорганизации, самонаучению, являющимся психологическим основанием формирования компетентностей, которые в большей степени есть продукт саморазвития субъекта, а не «научения извне».

Процесс создания культуротворческой среды в колледже позволил разработать концепцию формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста.

Реализация данной концепции в практике работы Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа определила необходимость решения следующих задач:

- системный анализ профессиональной деятельности (определение основной цели деятельности в рамках данной профессии, выделение основных функций, которые выполняет специалист, проявлений его высших достижений, определение круга знаний, умений и качеств личности, необходимых для выполнения профессиональных функций и самореализации личности специалиста, условий профессиональной деятельности, которые необходимо будет воспроизвести в образовательном процессе);

- разработка гибкой и прозрачной теоретической модели культуры профессиональной деятельности выпускника по направлениям подготовки (над-предметный уровень содержания образования), включающей следующие парциальные компетенции: общие (ключевые, соответствующие уровню квалификации специалиста, формируемые в ходе целостного учебно-вос-

1 Цитируется по: Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека II Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. http://www.eidos.ru/jouraal/2006/0504,htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected],

питательного процесса), специальные (отражающие отраслевые требования, обусловленные основными видами профессиональной деятельности по специальности. проектируемые на основе требований Государственных образовательных и профессиональных стандартов) и дополнительные (обусловленные региональными особенностями профессиональной деятельности и целями саморазвития специалиста);

- разработка содержания образования, обеспечивающего освоение будущими специалистами необходимых компетенций, норм и ценностей культуры профессиональной деятельности (декомпозиция материала по предметам. разработка программно-методического обеспечения дисциплин по выбору и элективных курсов);

- задачно-процессуальное обеспечение образовательного процесса, представленное как совокупность культуротворческих педагогических технологий, способствующих формированию опыта культуры профессиональной деятельности будущего специалиста посредством логики усложняющихся учебных и социальных ситуаций: диалогических, игровых, имитационно-моделирующих технологические процессы и индивидуальные образовательные маршруты;

разработка технологии мониторинга и сопровождения формирования профессиональной компетентности будущего специалиста с помощью адекватного диагностического инструментария.

Исследовательская работа про проблеме формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в Оренбургском государственном профессионально-педагогическом колледже началась в 2002 г. На организационно-прогностическом этапе опытно-экспериментальной работы был проведен анализ современных общественно-исторических предпосылок исследуемого качества будущего специалиста (философских, социокультурных, психолого-педагогических, региональных) требований регионального рынка труда к качеству подготовки специалистов, была выбрана и теоретически осмыслена тема исследования, государственные нормативные акты, образовательные стандарты и программы, реализуемые в колледже, определены основные идеи и исходные теоретические позиции эксперимента, выявлены и теоретически обоснованы условия формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста.

На основе результатов мониторинга, который проводился на основе самооценки (внутреннего аудита) и экспертной оценки (внешнего аудита), спроектировано и внедрено в образовательный процесс комплексное учебно-методическое обеспечение формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста. Так, в колледже были реализованы 23 интегративные программы, среди которых программы «Устойчивого развития колледжа», «Организации системы социального партнерства», «Организации системы дополнительного образования», «Психолого-педагогического

сопровождения личностного и профессионального развития будущего специалиста», «Развития информационного пространства», «Организации системы студенческого самоуправления», «Формирования активной жизненной позиции», «Организации научно-исследовательской работы студентов», «Мониторинга формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста» и т. д.

Разработаны и реализованы рабочие программы дисциплин по выбору, элективных курсов, факультативов, курсовой подготовки, перечень и содержание которых проектировались на основе запросов работодателей и потребителей образовательных услуг («Особенности национальной кухни», «Дизайн рекламной продукции», «Компьютерный дизайн», «Закройщик», «Официант», «Имидж руководителя», «Основы конструктивного общения» и т. д.).

Особое внимание в процессе создания условий для формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста уделяется расширению социального партнерства колледжа. Налажена совместная работа с наиболее конкурентоспособными образовательными учреждениями и предприятиями швейной отрасли и общественного питания. Основными направлениями сотрудничества выступают: организация стажировок и дополнительной курсовой подготовки студентов на базе предприятий, участие специалистов в экспертной оценке качества профессиональной подготовки выпускников.

На протяжении многих лет колледж тесно сотрудничает с «Домом моды Славы Зайцева». Традиционными стали встречи с мэтром российской моды. В рамках визитов модельера проходят показы, мастер-классы для педагогов, студентов колледжа и представителей базовых предприятий, детских театров моды города и области. В. М. Зайцев принимает активное участие в экспертизе творческих проектов и эксклюзивных разработок студентов и педагогов колледжа, проводит тематические консультации. Благодаря постоянной информационной и творческой поддержке мэтра, преподаватели и студенты колледжа имеют возможность познакомиться с последними тенденциями и технологиями в мире моды, что способствует формированию индивидуального творческого стиля деятельности будущих специалистов, приобщает их к национальной культуре и искусству создания костюма, повышает уровень их профессиональной культуры.

Для студентов и педагогов пищевого отделения при поддержке Торговопромышленной палаты Оренбургской области и Ассоциации рестораторов г. Оренбурга традиционно организуются мастер-классы членов Ассоциации кулинаров Франции, шеф-поваров лучших ресторанов региона. Организована система повышения квалификации и стажировки на ведущих региональных предприятиях отрасли.

С 2006 г. разработана и реализуется программа сотрудничества с образо-

нательным центром Ес1ироН (г, Порво, Финляндия). Стратегическими задачами сотрудничества являются повышение качества профессионального образования, его экспертная оценка по европейской системе качества, внедрение в образовательный процесс колледжа инновационных информационных технологий, повышение профессиональной компетентности сотрудников и студентов колледжа, организация стажировки на отраслевых предприятиях г. Порво, г. Хельсинки и др.

В конце 2007 г. были обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода, уточнены отдельные теоретические положения, разработаны научно-методические рекомендации по внедрению результатов исследования в педагогическую практику.

В ходе мониторинга эффективности организованного процесса нарезулъ-тативно-оценочном этапе прослежена динамика изменения уровня сформированное™ культуры профессиональной деятельности будущего специалиста, выявлены существенные изменения в контролируемых показателях, уровнях сформированости мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и эмоционального компонентов (табл. 2).

Таблица 2

Динамика формирования культуры профессиональной будущего специалиста

Г руппа У зовни сформированное™, %

Низкий Средний Высокий

Начало ОЭР Конец ОЭР Начало ОЭР Конец ОЭР Начало ОЭР Конец ОЭР

Экспериментальная 51,3 10,6 36,1 62,5 12,6 26,9

Контрольная 52,1 49,7 34,6 35,6 13,3 14,7

Значимыми для нас стали изменения уровня удовлетворенности выпускников избранной профессией. Если до начала опытно-экспериментальной работы только 22% студентов были полностью удовлетворены избранной профессией и планировали продолжить в соответствии с ней обучение или работу, то среди выпускников число таких студентов возросло до 58%. (рис. 1).

□ высокий

□ средний

□ низкий

Начало ОЭР Конец ОЭР

Рис.1 Результаты диагностики уровня удовлетворенности студентов избранной профессией

7%

35%

Итоговая диагностика ценностно-смысловой сферы студентов свидетельствует о том. что у большинства выпускников колледжа (74%) за время обучения сформировалась способность жить «настоящим», то есть способность переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Если до начала опытно-экспериментальной работы только 27% будущих специалистов в полной мере разделяли ценности, присущие самоактуализирующейся личности, ведущими из которых выступают здоровье, активная деятельность, развитие, творчество, интересная работа, любовь, семья, свобода, то к окончанию обучения количество таких студентов возросло на 43%. Причем, 74% опрошенных стремятся к жизненному успеху и карьере, 55% к созданию хорошей семьи, 42% к материальному благополучию, 40% к счастливой личной жизни, 55% к интересной творческой работе, 46% к возможности реализовать свои способности, 22% к личной свободе, 11% к славе и известности, 30% к самосовершенствованию, 1,5% к удовольствиям. Вместе с тем, 72% студентов оценивают свои жизненные перспективы оптимистически, и только 8% смотрят в будущее с пессимизмом. Причем, 77% выпускников считают, что их жизненный успех в основном зависит от собственных усилий (рис.2).

жизненные цели и ценности

□ свобода □ успех, карьера □ творческая работа

□ саморазвитае, самореализация Н семья □ шчное счастье

о достаток □ удовольствия я слава

Рис. 2. Жизненные цели и ценности студентов выпускников ОГНПК

До начала ОЭР только 17% студентов в достаточно полной мере отдавали себе отчет в своих чувствах, поступках и действиях, в их причинах и последствиях, 70% студентов слабо владели навыками самоанализа, применяли их лишь в социально-бытовых ситуациях и не стремились осознать способы своего личностного и профессионального развития. Итоговая диагностика позволила выявить значительную динамику в развитии рефлексивных способностей будущих специалистов (рис. 3).

□ высокий уровень

ЕВ средний уровень

□ низкий уровень

Начало ОЭР Конец ОЭР

Рис. 5. Результаты диагностики уровня сформированное™ у студентов способности к рефлексии

Высокий уровень профессиональных достижений студентов и педагогов колледжа не раз подтверждался на конкурсах профессионального мастерства («Оренбургский вызов», «Зазеркалье»), Всероссийских олимпиадах. Колледж имеет давнюю традицию участия в конкурсе «Экзерсис» под патронажем В. Зайцева: неоднократно коллекции студентов и преподавателей награждались дипломами лауреатов конкурса. Коллекция «Чайный соблазн» (А. Курбатова, студентка ОГППК) дважды становилась лауреатом международных конкурсов («Ассамблея моды» под патронажем И. Крутиковой; «Экзерсис» под патронажем В. Зайцева), а также наг раждена специальным дипломом Российско-китайского фестиваля моды.

Студенты колледжа принимают активное участие в общественной жизни г орода, студенческий совет колледжа награждён Почётными грамотами Управления молодёжной политики г. Оренбурга за вклад в развитие студенческого самоуправления; студенческий трудовой отряд «Скорая педагогическая помощь» отмечен Почётной грамотой главы администрации г. Оренбурга. Исследовательские работы, социальные проекты и творческие работы студентов неоднократно получали высшие награды в конкурсах исследовательских работ, социальных проектов, выставках научно-технического творчества молодежи. Творческие коллективы колледжа традиционно принимают участие и получают награды на Межрегионального фестиваля студенческого творчества «На Николаевской» и т. д.

В мае 2007 г. на базе колледжа проводилась Всероссийская олимпиада профессионального мастерства для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий». Организация мероприятия получила высокую оценку как участников олимпиады, так и председателя жюри -В. М. Зайцева, а также представителей Федерального агентства по образованию, принимавших участие в работе жюри олимпиады.

Результаты научно-исследовательской деятельности колледжа по проблеме формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста были неоднократно представлены на региональном, федеральном и международном уровне. Так, 25-27 мая 2004 г. на базе нашего колледжа в

рамках Международной научно- практической конференции «Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы» прошел круглый стол «Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста». Педагоги колледжа поделились опытом, получили возможность экспертной оценки результатов своей деятельности, обменялись мнениями. В работе круглого стола приняли участие доктор педагогических наук, профессор Н. М. Борытко, доктор педагогических наук, профессор В. В. Сериков, доктор педагогических наук, профессор В. Л. Бенин и наши коллеги из разных регионов России и Казахстана.

Результаты опытно-экспериментальной работы и научно-методические разработки педагогов колледжа по проблеме формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста были представлены на Российском образовательном форуме «Конкурентоспособное образование -сильная Россия» (2005 г.), Российского форума «Образовательная среда -2006» и «Образовательная среда -2007». Опыт и результаты деятельности колледжа по повышению качества образования в аспекте формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентно стного подхода в рамках форума были представлены на круглом столе «Технологии управления качеством профессиональной подготовки специалиста в области среднего профессионального образования». В обсуждении проблемы активное участие приняли коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Тюмени, Омска, Саратова и т. д.

Представленный опыт колледжа в области обеспечения современного качества среднего профессионального образования получил высокую оценку ученых и педагогов- практиков. Результатом круглого стола явилась серия статей педагогов колледжа, вышедших в 2006-2007 г. в журналах «Среднее профессиональное образование», «Новые педагогические исследования», «Администратор в образовании» и др. Инновационный проект «Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в образовательном пространстве колледжа» и обеспечивающие его научнометодические материалы были награждены «Золотой медалью ВВЦ» в 2006 г. и 2007 г.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что высокий уровень сформированности культуры профессиональной деятельности будущего специалиста зависит от реализации компетентностно-го подхода в образовательном процессе колледжа. В целом исследование подтвердило предположение о том, что теоретическое и практическое решение проблемы формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода открывает перспективы нового качества профессионального и личностного развития будущих специалистов, их индивидуальности и творческого потенциала, субъектной сущности, неповторимости и гармоничности личности выпускника колледжа.

ИНФОРМАЦИОННОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

Библиографический список

1. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ.-Уфа: Изд- во Башк. пед. ин-т., 1997. - 144 с.

2. Болотов, В. А., Сериков В,В. Компетентноетная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 8-14.

3. Бондаревская, Е. В., Кульиевич, С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская. - Ростов на-Дону: Учитель, 1999. -560 с.

4. Зеер, Э. Ф., Павлова, А. М., Сыманюк, Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М., 2005. - 216 с.

5. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека// йнгернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. http://www.eidos.ru/ |оигпа1/2006/0504.Ыт. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», етаП: [email protected].

6. Соколова, Л. Б, Феноменология культуры педагогической деятельности / Л. Б. Соколова // Актуальные проблемы педагогики на рубеже XXI века. - Оренбург, 2005. - С. 66-86.

УДК 378.147

И. В. Маричев

ИНФОРМАЦИОННОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МОРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Информационная поддержка функционирования различных направлений деятельности учебных заведений является важным разделом информатизации образования. Исследования в области разработки и применения электронных образовательных изданий и ресурсов чрезвычайно актуальны в последнее время. Имеется богатый опыт создания, разработаны концептуальные принципы построения и использования этого вида учебной литературы.

Обычно информатизацию образования представляют как единство трех основных составляющих:

1. Техническая и коммуникационная достаточность.

2. Современные электронные образовательные ресурсы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Квалифицированные пользователи: преподаватели и студенты.

Цель информатизации образования в России определена не только как

оснащение учебных заведений компьютерами и подключение их к Интернет, но и обновление системы образования, и повышение его качества. В связи, с чем возникает вопрос наполнения учебных программ электронными образовательными ресурсами локального и удаленного доступа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.