Научная статья на тему 'Формирование культуры поведения молодежи в сфере досуга'

Формирование культуры поведения молодежи в сфере досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2143
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ДОСУГ / FORMATION OF BEHAVIOR CULTURE / YOUTH / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фартушная Любовь Сергеевна

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме формирования культуры поведения молодежи. Обоснован потенциал сферы досуга в этом процессе, дана сущностная характеристика, выявлена специфика и определены организационно педагогические условия формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BEHAVIOR CULTURE OF YOUTH IN LEISURE SPHERE

In article the basic theoretical approaches to a problem of formation of culture of behavior of youth are considered. Potential of sphere of leisure in this process is proved, the intrinsic characteristic is given, the specificity is revealed and the organizational-pedagogical conditions of formation of culture of behavior of youth in sphere of leisure are determined.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры поведения молодежи в сфере досуга»

УДК 374.32

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА

© Любовь Сергеевна ФАРТУШНАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме формирования культуры поведения молодежи. Обоснован потенциал сферы досуга в этом процессе, дана сущностная характеристика, выявлена специфика и определены организационно педагогические условия формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга.

Ключевые слова: формирование культуры поведения; молодежь; досуг.

Стремительное перманентное ускорение и обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Научно-технические революции делают их чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих отношений.

В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурные традиции, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в т. ч. молодежи. Поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.

На фоне сложных социальных проблем, утраты ценностных ориентиров сегодня как никогда становится важным воспитание культуры поведения у подрастающего поколения. Культурный уровень того или иного человека в первую очередь оценивается по его внешним проявлениям, т. е. поведению.

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков в которых приводит к тому, что человек и в

зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

В последнее время возрастает значимость свободного времени как пространства саморазвития молодежи. В подростковомолодежной среде появляются новые, зачастую неожиданные формы проведения досуга, не всегда воспринимающиеся адекватно.

Общеобразовательные, культурно-

досуговые учреждения, детские и молодежные общественные объединения, призванные обеспечивать условия социального воспитания, переживают серьезный кризис. Речь идет о кризисе идеалов, ценностей, целей воспитания, о проблемах поиска современных методов и форм социально-педагогической поддержки подрастающего поколения. А сокращение инфраструктуры социокультурной сферы, отсутствие современных методик организации подростково-молодежного досуга способствуют формированию молодежных субкультур с асоциальной и противоправной ориентацией.

Процесс воспитания культуры поведения у подрастающего поколения происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания, поэтому проблема совершенствования форм и методов формирования культуры поведения приобретает особую актуальность. Приоритетным направлением воспитательной деятельности на современном этапе развития общества должно стать воспитание у молодых людей культуры поведения.

Социолого-культурологический и пси-холого-педагогический подходы к рассмотрению истоков ряда культурологических и социальных явлений наиболее полно разра-

ботаны в трудах Э. Дюркгейма, О. Конта, Р. Мертона, Н. Смелзера, З. Фрейда, Э. Фромма и других авторов. Работы М.М. Бабаева, Я.И. Гилинского, Е.Г. Зинчука, К.Е. Игошева, Л. Л. Каневского, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лу-неева, Г.М. Миньковского, A.M. Яковлева и других заложили основу фундаментальных представлений о специфике, причинах и условиях социальных проблем молодежи в российском обществе.

Проблемы молодежных субкультур глубоко исследовались такими отечественными и зарубежными учеными, как М.И. Буянов,

A.И. Долгова, В.Д. Ермаков, И.С. Кон, А. Коэн, Л.П. Николаева, В.П. Петрунек, В.Ф. Пирожков, И.С. Полонский, Г.М. Попова, М. Раттер, Л.А. Рябис, Л.Н. Таран, А.А. Шмелев и др.

Вопросы о целесообразности использования свободного времени в процессе становления и развития личности рассматривали М.Г. Бушканец, Б.А. Грушин, Г.А. Евтее-ва, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, Г.А, Пру-денский, Э.В. Соколов и др. Важность педагогической организации свободного времени в жизни детей и молодежи в процессе их социализации подчеркивали А.В. Волохов, С.Н. Иконникова, А.В. Мудрик, И.И. Фриш-ман, И.В. Саркисова и др.

В отечественной педагогике различные аспекты проблем социальной деятельности в подростково-молодежной среде освещались в трудах Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, С.А. Беличевой, И.В. Бестужева-Лады, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинского, А.Е. Тарас, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина и др.

Теоретические и прикладные условия оптимизации социально-культурной деятельности в сфере молодежного досуга раскрываются в работах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Г.В. Брындиной, А.П. Маркова, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало,

B.Я. Суртаева, Б.А. Титова и др.

Большое значение в решении проблемы формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга имеют работы Л.А. Акимовой, А.А. Бодалева, О.С. Газмана, Е.И. Григорьевой, Е.Г. Доронкиной, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, Е.В. Литов-кина, Б.Г. Мосалева, А.В. Мудрика, B.C. Мухиной, А.С. Орлова, Э.В. Соколова, Б.А. Тре-губова, В.В. Туева и др.

Тем не менее, несмотря на наличие работ по вопросам формирования культуры поведения подрастающего поколения, эта проблема исследована далеко не полностью. Одной из нерешенных является проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения в сфере досуга.

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:

- возрастающими требованиями действительности к росту культурного уровня населения, с одной стороны, и недостаточным уровнем поведенческой культуры подрастающего поколения - с другой;

- имеющимися потенциальными возможностями досуговой деятельности в формировании культуры поведения молодежи и недостаточной степенью целенаправленного их применения;

- имеющимися отдельными эмпирическими наработками по проблеме формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга и использованием потенциала досуговой деятельности для формирования культуры поведения молодежи преимущественно на интуитивном уровне, без опоры на соответствующие научные выводы и рекомендации.

Цель нашего исследования заключалась в обосновании и апробировании организационно-педагогических условий формирования культуры поведения молодежи в досуговой сфере.

Данная цель потребовала определения ряда задач исследования:

1) проанализировать и обобщить основные теоретические подходы к проблеме формирования культуры поведения молодежи в досуговой сфере и на этой основе определить сущность и специфику формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга;

2) выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга;

3) разработать и апробировать педагогическую модель формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга;

4) разработать и апробировать авторскую программу по формированию культуры поведения молодежи в досуговой сфере.

Прежде всего, мы провели обзор теоретических источников по проблеме формиро-

вания культуры поведения молодежи в досуговой сфере.

Духовное развитие подрастающего поколения во многом обусловлено степенью его приобщенности к культуре общества. Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания. Поэтому проблема совершенствования форм и методов формирования культуры поведения молодежи приобретает особую актуальность.

Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его культурой, во многом зависит от особенностей подхода к определению последней.

Каждая из наук, изучающих вопросы культуры, исходя из своего предмета исследования выявляет те ее стороны и отношения, которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества, успехи, достигнутые в научно-теоретической мысли, во многом обусловили усиление внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.

История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к ХУШ-Х1Х вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гердер и многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма, где за основу, как писал К. Маркс, принимался только один вид труда, а именно, абстрактно-духовный труд [1, с. 87].

В противовес природе культура обозначала духовное начало, духовные способности и возможности человека, вся культурнотворческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии «как чисто духовная практика, целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого сознания».

С возникновением материалистической диалектики, признающей основополагающую роль материального производства в жизни общества, закономерно утверждается концепция двуединого строения культуры -материальной и духовной.

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Современные исследования, посвященные определениям культуры, показали огромный, все возрастающий интерес к этому понятию. В настоящее время насчиты-

вается более 500 различных определений культуры.

Культура, по мнению ученых (И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.), является социальным явлением [2; 3, с. 56]. Она воплощает общечеловеческое богатство, которое передается из поколения в поколение через образование, обучение и воспитание, определяет исторический уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура сохраняет единство нации, государства и общества, т. к. она определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и потому культура каждого народа, каждой нации первична по отношению к ее экономике, политике, праву и морали [4].

В контексте социальных отношений культура представляет собой меру развития человека, становления личности в процессе деятельности и усвоения социального опыта. Общекультурный, гуманистически содержательный смысл деятельности заключается в формировании человеком своей социальной сущности. Такого рода деятельность выступает как реальный способ наиболее полного самовыражения личности через активные общественные действия. В этой взаимосвязи культура выступает в качестве внутреннего духовного саморегулятива индивида, его вида деятельности. Она создает мир человеческих взаимоотношений на основе единства и многообразия, которые наиболее полно выражают интегративные связи человека, культуры и социальной системы общества. Разноуровневые социальные проявления культуры свидетельствуют о ее многообразном ценностном содержании, которое выступает в качестве интегрирующего механизма адаптации, социализации, инкультурации, идентификации, самореализации индивидов, взаимодействия между социальными общностями и реальными социокультурными явлениями, а также процессами общественной жизни.

Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе ее воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на

все факторы формирования духовной культуры - от социально-экономических отношений до окружающей воспитуемого моральнопсихологической атмосферы - необходимо в процессе воспитания подрастающего поколения.

Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и этики.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия человека. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности.

В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Молодежь нуждается в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.

Стиль поведения молодого человека в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Нормативный уровень культуры находится в центре внимания социологов, т. к. именно он обеспечивает регуляцию и управление поведением человека и социальной группы.

В самом общем виде этот уровень представлен двумя основными формами регулирования социальных действий людей:

1) институциональный;

2) неинституциональный.

К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Эти нормы

имеют важное значение для общества, и их выполнение строго контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают как положительными, так и отрицательными, позднее в том случае, если человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения.

Каждое общество стремится воспитать в людях и поощряет в первую очередь поведение, соответствующее принятым нормам и правилам. Такой тип поведения принято называть конформистским.

К неинституциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки.

Понятие «социальная норма» включает в себя три основных признака:

1) набор правил поведения в данной ситуации;

2) эталонный образец поведения, предписываемый индивиду или группе применительно к данной ситуации;

3) экспектации - основу механизма действия норм, т. е. ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека.

Сферы действия неинституциональных норм поведения в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум областям:

1) обычаям и привычкам, включая такую важную их разновидность, как мода;

2) общественным нравам, или «общественной морали».

Личность человека формируется в процессе повседневного общения с окружающими. Культура определенного общества принимается человеком не как нечто внешнее, извне навязанное, но как состоящая из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни [5]. Практически любая традиция, любой культурный стандарт имеет в своей основе исторически обусловленную необходимость выживания, но благодаря которой в качестве стереотипов социальное знание живет и передается от поколения к поколению.

Особенности моральной и эстетической культуры личности формируются под влиянием общественного сознания, которое поставляет информацию в виде цельных, внутренне недифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения.

Таким образом, осуществляется стабилизирующая функция социального контроля, функция преемственности моральной и эстетической культуры.

Изучение ценностей современной молодежи, ее установок, жизненных планов во многом определяет эффективность разрабатываемых мероприятий в социально-культурной отрасли, в т. ч. в сфере образования и досуга.

Социальная обусловленность досуговой деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия.

По мнению М. А. Ариарского, магистральный путь эффективного использования культуросозидающего потенциала досуга сегодня видится [6]:

- в гуманизации социально-культурной деятельности в свободное время, освобождении ее от несвойственных природе досуга идеологических и производственных функций; актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей;

- в создании системы материального,

правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения

широкой доступности культурно-досуговой деятельности для всех слоев населения, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости, стимулирования свободы творчества и общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей;

- в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, обеспечивающих отдых и дальнейшее духовное и физическое развитие всех проживающих на данной территории групп населения;

- во всестороннем развитии инфраструктуры культурно-досугового творчества путем совершенствования традиционных (клубы, парки, музеи, библиотеки, кинотеатры и т. д.) и создании новых общественно-

государственных центров досуга, отвечающих требованиям обогащения духовной жизни региона;

- в коренной перестройке образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса начала XXI в.

На основе вышеизложенного нами определена сущность формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга, представляющая собой педагогически регулируемый и координируемый процесс добровольного включения молодых людей в различные виды досуговой деятельности, позволяющий приобрести комплекс знаний, умений и навыков о правилах и нормах этикета, культуре общения, внешности, бытовой культуре, культуре речи, удовлетворяющий совокупности требований и ожиданий, которые предъявляет к молодым людям современное общество.

Определена также специфика формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга, которая заключается в уникальности педагогического воздействия досуговой деятельности на сознание, чувства и поведение молодых людей, позволяющего приобрести определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим через добровольно выбранную деятельность.

Из вышеизложенного следует, что необходимы организационно-педагогические условия, которые бы оказывали как прямое, так и опосредованное влияние на формирование культуры поведения молодежи в сфере досуга:

- модельное представление осуществления рассматриваемого педагогического процесса;

- предоставление выбора содержания и форм организации досуговой деятельности;

- выявление факторов, способствующих оптимизации педагогического процесса по формированию культуры поведения молодежи в сфере досуга;

- комплексное использование методов психологического и социально-педагогического воздействия;

- использование социально-культурных технологий для активизации досуговой деятельности молодежи;

- интеграция усилий социально-культурных учреждений, центров культуры и до-

суга, общественных организаций, учебных заведений;

- разработка и внедрение педагогической программы, направленной на формирование культуры поведения молодежи в досуговой деятельности;

- сотрудничество педагога-организато-ра, обладающего комплексом необходимых профессиональных и личностных качеств, и молодых людей.

Рассматривая в дальнейшем эти организационно-педагогические условия, важно отметить, что все они находятся в неразрывном единстве и представляют собой комплекс.

1. Маркс К. Полное собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 86.

2. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

3. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. М., 1995. № 3.

4. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980. Т. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 2001.

Поступила в редакцию 8.06.2011 г.

UDC 374.32

FORMATION OF BEHAVIOR CULTURE OF YOUTH IN LEISURE SPHERE

Lyubov Sergeyevna FARTUSHNAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

In article the basic theoretical approaches to a problem of formation of culture of behavior of youth are considered. Potential of sphere of leisure in this process is proved, the intrinsic characteristic is given, the specificity is revealed and the organizational-pedagogical conditions of formation of culture of behavior of youth in sphere of leisure are determined.

Key words: formation of behavior culture; youth; leisure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.