Научная статья на тему 'Формирование культуры поведения младших школьников средствами физической культуры и спорта'

Формирование культуры поведения младших школьников средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1969
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савко Е. С.

Е.С. Савко. Формирование культуры поведения младших школьников средствами физической культуры и спорта В статье рассматриваются компоненты (культуру общения, культуру речи, культуру внешнего вида и культуру соблюдения нормальной личной гигиены) и средства формирования культуры поведения учащихся младших классов в условиях занятий физической культурой и спортом. Представлены результаты эксперимента проведенного со школьниками 3 4 классов и сформулированы выводы.E.S. Savko.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савко Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of Younger Schoolboys Culture of Behavior by Means of Physical Training and Sports In this article we consider the components (culture of dialogue, a standard of speech, culture of appearance, culture of observance of norms of personal hygiene) and means of formation of younger schoolboys' culture of behavior within the limits of physical training and sports. We give the results of an experimental research with the pupils of 3-4 classes and form the conclusions on the given problem.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры поведения младших школьников средствами физической культуры и спорта»

6. Комплексная программа физического воспитания учащихся І-ХІ классов общеобразовательной школы / Сост. В.И. Лях, А.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. М., 1993.

7. Методические рекомендации по оценке физической подготовленности и физического развития учащейся молодежи г. Москвы / Под ред. Ю.И. Сбруева, В.А. Кабачкова, В.И. Ратникова. М., 1983.

8. Попов А.Л. Спортивная психология. М., 2000.

УДК 796.01:61; 796.01:57

Е.С. Савко

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Томский государственный педагогический университет

Одним из ведущих качеств культурно-воспитанной личности, несомненно, является наличие культуры поведения. Это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры. Культурный человек не только находит правильную форму поведения в определенной, уже сложившейся ситуации, но и умеет ориентироваться в новых для него обстоятельствах [1].

Одной из проблем современной школы является безразличие учащихся к культуре своих действий и мыслей, красоте природы. Это происходит вследствие недостаточного позитивного влияния на молодежь таких социальных институтов, как семья, образовательно-воспитательные учреждения, учреждения культуры.

Проблемой формирования культуры поведения младших школьников в свое время занимались и продолжают заниматься многие педагоги. Так, В.А. Сухомлинский одним из направлений своей работы с детьми в своей «Школе радости» выбрал формирование культуры поведения через общение с природой, через творчество детей.

Формирование культуры поведения осуществляется еще в младшем дошкольном возрасте и охватывает все сферы воспитания: семья, улица, детский сад и т.д. На всех этапах становления личности оно осуществляется комплексно при изучении принципов нравственности, норм этики, применение средств эстетического воспитания (в том числе искусства) и в процессе физического воспитания.

Занятия физической культурой и спортом способствуют развитию стремлений к творческим проявлениям в двигательной деятельности, к эстетически оправданному поведению и умению эмоционально реагировать на окружающую среду. Подвижная игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, разви-

тия у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый опыт через общение и деятельность формирует у детей младшего школьного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и правилам поведения в ней. В сюжетных подвижных играх удачно сочетаются подражательные и имитационные действия с проявлением самостоятельности ребенка при выполнении движений в игровых ситуациях.

Предполагалось, что использование сюжетных подвижных игр будет способствовать повышению уровня культуры поведения детей младшего школьного возраста.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень сформированности культуры поведения учащихся младшего школьного возраста.

2. Определить перечень подвижных игр, направленных на повышение уровня сформированности культуры поведения детей младшего школьного возраста.

3. Обосновать эффективность специально подобранных подвижных игр, направленных на повышение уровня сформированности культуры поведения в процессе физического воспитания младших школьников.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ № 81 и 193 (г. Северск). В эксперименте приняли участие учащиеся 3—4-х классов. Были выделены 2 экспериментальные группы: 3-й, 4-й классы (п=42) и 2 контрольные: 3-й, 4-й классы (п=47). Исследование проводилось с сентября 2005 по май 2007 г.

На основе литературных источников [1—6] и изучения практического опыта специалистов были выделены следующие компоненты культуры поведения:

1. Культура общения, отношений с окружающими людьми:

— обязательность (выполнение обещания, порученных дел; единство слова и дела);

— вежливость (проявляется в употреблении специальных слов (слов вежливости) и в оказании небольшой помощи — любезных услуг (услуг вежливости);

— точность (точность в выполнении дел, обязательств — вовремя, не опаздывать);

— честность (говорить правду, не скрывать от других людей и самого себя действительное, истинное положение дел) и т.д.

2. Культура речи:

— лексика,

— интонация и т.д.

3. Культура внешнего вида:

— опрятность внешнего вида,

— наличие спортивной формы и т.д.

4. Культура личной гигиены:

— аккуратность,

— выполнение гигиенических правил,

— режим дня и т.д.

На основе выделенных компонентов нами были определены уровни сформированности культуры поведения:

— высокий: всегда опрятный вид, вежлив в общении со всеми, постоянно соблюдает нормы личной гигиены;

— средний: в основном опрятный вид, вежлив в общении со взрослыми, иногда забывает выполнять нормы личной гигиены;

— низкий: нет самоконтроля за внешним видом, культура общения (лексика, тон) низкая, соблюдение норм личной гигиены по настроению.

В начале эксперимента показатели сформиро-ванности культуры поведения младших школьников контрольных (КГ) и экспериментальных (ЭГ) групп статистически значимо не отличались (Р > 0.05).

С целью определения уровня сформированнос-ти культуры общения учащиеся отвечали на вопро-

сы о своих поступках и действиях в жизни: Вы точно выполняете обещания и порученные Вам дела? Вы уважаете одноклассников и окружающих, вы к ним внимательны? Говорите ли им вежливые слова? Вы доброжелательны к одноклассникам и окружающим, готовы оказать им помощь? Вы редко опаздываете? Вы часто говорите неправду? Анализ анкетирования показал, что 62 % учащихся 4-го класса (ЭГ) и 59.8 % (КГ) имеют низкий уровень сформированности культуры общения, а в 3-х классах — 73.5 % (ЭГ) и 70.8 % (КГ) (Р> 0.05).

Для оценки уровня сформированности культуры соблюдения норм гигиены было проведено анкетирование, где школьники отвечали на следующие вопросы: Выполняют ли учащиеся режим дня? Имеют ли предметы личной гигиены: носовой платок, расческа, зубная щетка и т.д.? Принимают ли водные процедуры после физической нагрузки? До эксперимента показатели сформиро-ванности культуры соблюдения норм гигиены в контрольных и экспериментальных группах статистически значимо не отличались (Р > 0.05): в 4-х классах экспериментальной и контрольной групп количество учащихся с низким уровнем составило

— 57.3 и 56.2 % соответственно (табл. 1).

Культуру речи школьников как компонент культуры поведения оценивали классный руководитель и учитель физической культуры. Показатели сформированности культуры речи в контрольных и экспериментальных группах до эксперимента статистически значимо не отличались (Р > 0.05). Низкий уровень наблюдается всего у 29.1 % учащихся 4-го класса ЭГ и 27.7 % КГ. В 3-х классах сформирован-ность культуры речи составила 27.8 % (ЭГ) и 29.2 % (КГ) (табл. 1).

В основном до исследования учащиеся экспериментальных и контрольных групп имели высокий уровень сформированности культуры речи и культуры внешнего вида (табл. 1). Такой уровень объясняется тем, что для учеников младших классов учитель является референтной личностью, его авторитет для учащихся высок. В младших классах родители следят за тем, что дети одевают в школу, поэтому на уроках физической культуры большинство

Таблица 1

Уровень сформированности культуры поведения младших школьников в контрольных и экспериментальных группах до эксперимента, %

Культура

Класс общения речи внешнего вида соблюдения норм гигиены

Уровень

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

4-й ЭГ 9.6 28.2 62.2 32.3 38.64 29.1 52.3 38.6 9.1 19.1 23.6 57.3

4-й КГ 6.7 33.5 59.8 43.3 29.0 27.7 56.3 33.9 9.8 10.3 33.5 56.2

3-й ЭГ 3.8 22.6 73.5 45.7 26.5 27. 8 50.4 41.9 7.7 9.4 33.8 56.8

3-й КГ 0 29.2 70.8 47.9 22.9 29.2 47.2 46.5 6.3 11.8 34.7 53.5

учащихся имеют спортивную форму и соответствующий внешний вид.

В начале каждого урока проводилась оценка внешнего вида учащихся: проверялось наличие спортивной формы (шорты, футболка, кроссовки, кеды); уложены ли волосы, чтобы не мешали при выполнении физических упражнений (иногда дети сами оценивали друг друга). В подготовительной части урока, для формирования культуры речи, применялись комплексы общеразвивающих упражнений с речевками, которые учащиеся проговаривали вместе с учителем.

В подвижных играх, как и в жизни, ребенка привлекают морально-волевые качества: верность другу, смелость, решительность, выдержка. Подвижные игры помогают детям справиться с неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному общению со сверстниками, тем самым носят коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; таким образом, дети приучаются к деятельности в коллективе.

В основной части урока физической культуры использовались сюжетные подвижные игры, игры с элементами подражания («Лесная сказка», «Море волнуется», «Угадай-ка!», «Медведь и пчёлы» и т.д.), в ходе которых дети проявляли творчество, пытаясь эмоционально раскрепоститься. Игры были направлены на воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка, развитие творчества, воображения, внимания. Игры отличаются тем, что двигательная деятельность протекает в них в неожиданно изменяющихся условиях, при обязательном сотрудничестве играющих. Допускаемая в связи с этим относительная свобода выбора действий ограничивается установленными правилами игры, нравственными нормами и необходимостью взаимодействовать с другими участниками, приобщаясь к нормам культуры общения с одноклассниками. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде [7]. Для воспитания культуры речи применялись игры с речитативом.

В рамках урока физической культуры проводились тематические игровые уроки с элементами подражания и творчества «Десантники», «Путешествие в космос» и др., каждый из которых был посвящен одной теме (туризм, космос и т.д.) и в рамках которого выполняются различные задания и

упражнения для решения задачи физического и эстетического воспитания.

Средства формирования культуры поведения младших школьников представлены в табл. 2.

Формирование культуры общения осуществлялось с помощью игр (табл. 2), перед которыми объяснялись правила и слова вежливости. Во время выполнения заданий, где школьники оценивали выполняемые упражнения одноклассников, делался акцент на тактичное (вежливое, доброжелательное) высказывание своих оценок.

В заключительной части урока применялись игры релаксирующего характера для формирования культуры общения: «Пожалуйста», «Внешний вид учащегося», «Зоопарк» и т.д.

В конце занятия учащимся давались домашние задания:

- составить правила к определениям понятий «вежливость», «честность» и т.д.;

- составить рассказы о поведении и своем внешнем виде дома, в школе, на улице (как они общаются с родителями, учителями, одноклассниками).

Каждую четверть проводился «Час культуры» в рамках классного часа, на котором рассматривались вопросы норм поведения дома, в школе, на улице (как общаться с родителями, учителями, одноклассниками), правильности составления и выполнения режима дня, норм нравственности. Проводились игры на формирование культуры внешнего вида, вежливости («Внешний вид учащегося», «Нет... без» и т.д.). Приглашались спортсмены (мастера спорта), которые рассказывали о благородстве поступков и отношений между спортсменами во время соревнований и тренировочного процесса. Рассказывали о своих высоких результатах и о том, какое значение в достижении этих результатов имеют чувство коллективизма, товарищества и сплоченность команды.

Во внеурочное время посещались соревнования по баскетболу, волейболу, спортивной и художественной гимнастике, фестивали по аэробике. В процессе посещения соревнований учащиеся отмечали: что больше всего им понравилось в выступлении и поведении спортсменов и почему; внешний вид и красоту спортивной одежды; яркость оформления спортивного зала.

После внедрения на уроках физической культуры специально подобранных и разработанных подвижных игр в экспериментальных группах показатели сформированности культуры поведения значительно улучшились (Р < 0.05).

Показатели владения культурой общения и наличия опрятного внешнего вида учащихся в контрольных группах после эксперимента в среднем статистически значимо не изменились (Р > 0.05) (табл. 3). Низкий уровень сформированности культуры обще-

Таблица 2

Формирование культуры поведения младших школьников в учебное и во внеурочное время

Компонент культуры поведения Средства Четверть Часть урока Дом. зада- ние Внеур. время

I II III IV подго- тови- тельная ос- нов- ная заклю- читель- ная

Внешний вид Наличие спортивной формы и опрятность внешнего вида + + + + +

Игра «Нет... без» + + + + + +

Игра «Внешний вид учащегося» + + + + +

Культура речи Игра «Зоопарк» (создание образа животного путем подражания его движениям и звукам, им издаваемым) + +

Подвижные игры с речетативами + + + +

Игра «Вежливые прятки» + + +

Общеразвивающие упражнения с речевками + + + + +

Культура общения Игры: «Анализируй движение», «Учитель», «Оцени поведение партнера» + + + + +

Составить правила к понятиям «вежливость», «честность» и т.д. («Каждый должен быть вежливым» и т.п.) + + + +

Игра «Пожалуйста» + + + + +

Игра «Море волнуется» + + + +

Игра «Здравствуйте» +

Составить мини-рассказ об одном из случаев на уроке физической культуры, занятиях спортом или спортивном празднике, используя слова вежливости + +

Беседы со спортсменами высокой квалификации по баскетболу, художественной и спортивной гимнастике + + + +

Культура соблюдения норм гигиены Беседы о правилах личной и общественной гигиены + + +

Тематические игровые уроки «Десантники», «Туристический поход» и т.д. + + + + + + +

Беседы со спортсменами высокой квалификации + + +

Таблица 3

Уровень сформированности культуры поведения младших школьников в контрольных и экспериментальных группах после эксперимента, %

Класс Культура

общения речи внешнего вида соблюдения норм гигиены

Уровень

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

4-й ЭГ 24. І 52.3 23.б 4І.8 29.І 29.І 7І.4 28.б 0 42.7 33.2 24. І

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4-й КГ І7.0 33.0 50.0 42.4 33.0 24. б 70.І 23.2 б.7 27.7 22.3 50.0

3-й ЭГ З2.І 35.S З2.І б4.5 24.4 ІІ.І SS.5 ІІ.5 0 З7.б 45.3 І7.І

3-й КГ 5.5 29.9 б4.б 40.3 4І.7 І8.0 5S.3 4І.7 0 2З.б І7.4 59.0

ния отмечен у 50 % учащихся 4-го класса (на 9.S % меньше, чем до эксперимента) и б4.б % - 3-го класса контрольных групп (на б.2 % меньше). В экспериментальных группах значительно уменьшилось ко -личество учащихся, имеющих низкий уровень сфор-мированности культуры общения. В 4-м классе это количество учащихся уменьшилось с б2.2 до 2З.б % (на З8.б %), а в 3-м - с 73.5 до З2.І %.

Уровень сформированности культуры соблюдения норм гигиены у школьников экспериментальных групп в конце исследования значительно повысился (Р < 0.05). Количество учащихся с низким уровнем в 4-м классе уменьшилось с 57.3 до 24.1 % (на 33.2 %), а в 3-м — с 56.8 до 17.1 % (на 39.7 %). В контрольных группах в 4-м классе ко -личество учащихся с низким уровнем уменьши-

— б9 —

лось на 6.3 %, а в 3-м - увеличилось на 5.5 % Таким образом, в конце исследования количество (табл. 3). учащихся с низким уровнем сформированности куль-

В показателях сформированности культуры речи туры поведения в экспериментальных группах значи-наблюдается значительное улучшение. В экспери- тельно уменьшилось (Р < 0.05), а в контрольных это ментальном 3-м классе количество учащихся с количество практически не изменилось. Поэтому высоким уровнем увеличилось с 45.7 до 64.5 % применение подвижных игр в системе физического (Р < 0.05). А количество учащихся эксперименталь- воспитания позволяет повысить уровень культуры ных и контрольных классов с низким уровнем общения, речи, соблюдения норм личной гигиены и сформированности культуры внешнего вида значи- культуры внешнего вида учащихся младших классов. тельно не изменилось. Поступила в редакцию 14.12.2006

Литература

1. Федь А.М. Эстетика поведения и быта школьников: Учеб.-метод. пос. Киев, 1981.

2. Советская система физического воспитания / Ред. Г.И. Кукушкин. М., 1975.

3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пос. для учит. и родит. уч-ся нач. классов / Ред. Л.В. Кузнецова, Г.С. Семёнов. М., 2002.

4. Ночевник М.Н. Человеческое общение. М., 1998.

5. Педагогика: Учеб. пос. для студ. пед. учеб. завед-й / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 1997.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. к-ры. М., 1991.

7. Педагогика: Учеб. для ин-тов физ. к-ры / Под ред. В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1986.

УДК 796.01:61; 796.01:57

М.А. Шайдо

ПРОФИЛЬНЫЕ СМЕНЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Идея патриотического воспитания сегодня крайне востребована не только во взрослой части общества — подавляющее большинство наших молодых сограждан (82 %) полагают, что ему следует уделять больше внимания. Такой точки зрения придерживаются представители всех социально-демографических групп: нет существенных различий по идейнополитическим предпочтениям, уровню образования, социальному положению и даже по возрасту.

Патриотизм в этом смысле является практически универсальной нормой, нормальным и неотъемлемым качеством русского человека.

Широкомасштабные социологические исследования показывают следующее: отвечая на открытый вопрос о том, что следовало бы заимствовать из опыта патриотического воспитания советского времени, участники массового опроса чаще всего говорили о практике организации досуга молодежи: кружках, спортивных и физкультурных секциях, детских спортивных лагерях и лагерях отдыха.

Поэтому в областной целевой программе — законе Томской области «Патриотическое воспитание

граждан на территории Томской области на 2004— 2005 годы» и ее продолжении на 2006—2010 гг. в перечне основных мероприятий было выделено в отдельное направление «Организация и проведение в спортивно-оздоровительных лагерях Томской области профильных смен гражданско-патриотической направленности».

Организацией и проведением таких смен занимается Ассоциация оборонно-спортивных клубов Томс -кой области, созданная более 15 лет назад и объединяющая в своем составе полтора десятка клубов. Ассоциация является единственным объединением организаций подобного профиля на территории области.

Правление ассоциации организует и проводит круглогодичную спартакиаду, в рамках которой проходят: межрегиональный фестиваль оборонноспортивных клубов «Победа»; соревнования по рукопашному бою, приуроченные к Дню защитника Отечества; военизированный кросс «Разведчик» и другие мероприятия спортивного и специального военно-прикладного направления. По результатам спартакиады определяется клуб-победитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.