Научная статья на тему 'Формирование культуры межнациональных отношений учащейся молодежи'

Формирование культуры межнациональных отношений учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шатрова А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры межнациональных отношений учащейся молодежи»

Соцнатьное восшгганне

(в начальных классах школ), география, ботаника и зоология (эти дисциплины изучаются уже в средних, а частично и в старших классах школ).

Курс природоведения (естествознания), изучаемый в начальной школе, имеет богатейшие и, как выяснилось на подготовительном этапе нашей работы, недостаточно используемые возможности для развития культуры MHO. Многие темы этого курса, во-первых, непосредственно связаны с жизнью сельских детей; они ближе и понятнее им, чем городским детям. Во-вторых, они тесно связаны с национальными традициями каждого народа, проявляющимися в образе жизни, в традиционных занятиях, в поверьях, приметах и т.д. Благодаря этому педагог может, например, не просто рассказывать детям о природе, а наглядно описывать, как испокон веков взаимодействовали с ней разные народы края. Так, с 1-2-ого классов дети начинают знакомиться с культурой окружающих народов. Работа в данном направлении особенно активно ведется в Кукморских средних школах №№2 и 4, в Большесардекской и Кукморской татарских гимназиях, в Лубянской, Каркаус-ской, Большекукморской, Ош-Юмьинской, Среднекуморской средних школах, во многих начальных школах.

По мере того, как учащиеся становятся старше, эти возможности расширяются. На уроках географии они знакомятся с такими понятиями, как "климатические" и "природно-ландшафтные" зоны, "почвы", "стороны света", "смена времен года", "круговорот воды в природе" и др. С явлениями, которые стоят за этими и другими понятиями, а также за биогеографическими понятиями "флора", "фауна", за биологическими понятиями "вид", "семейство", "популяция", "ареал распространения" и др. Теперь эти практические знания не только получают теоретическое оформление: учащиеся узнают, что реально значили различные природные явления для каждого местного народа, какое отражение они нашли в их языческих верованиях (некоторые из них сохранились до наших дней). Например, рассказывая о способах ориентирования в лесу, учи-

тель обязательно будет говорить о том, как это делали и продолжают делать удмурты и марийцы, жизнь которых невозможно представить без собирательства и охоты. А учителя биологии (ботаники и зоологии), конечно, сделают упор на тех видах растений и животных, что произрастают и проживают именно здесь и опять-таки на том, какое они имеют значение в культуре того или иного местного народа, как они представлены в их мифологии и фольклоре.

Большую роль в этом плане играют различные краеведческие мероприятия, которые в большом количестве проводятся в районе. Например, в мае 2003 г. была проведена районная экологическая конференция учащихся на базе Псякской средней школы. Ежегодно проводятся смотры-конкурсы учебно-опытных участков, учебных бригад, школьных лесничеств. Такие участки и бригады есть во всех школах района, и в них заняты дети, начиная с 1-ого класса. Само по себе это является формой трудового воспитания, но, когда организуются общерайонные смотры и конкурсы, на них съезжаются учащиеся и преподаватели разной национальности и общаются друг с другом, обмениваются опытом.

В принципиальном плане учебная работа учителей дисциплин биолого-географического цикла в направлении формирования культуры MHO мало зависит от того, обучают ли они детей младшего, среднего или старшего возраста. Различие состоит лишь в содержании и в уровне сложности учебного материала, а также в формах взаимодействия, включая общение. Мы сочли, что целесообразно использовать единый подход, суть которого можно определить как "точечные вкрапления в урок". Проанализировав содержание своего курса, педагоги определили несколько конкретных тем и уроков, где можно сделать вставки, показывающие характерные для того или иного народа особенности взаимодействия с окружающей природой (в тех случаях, когда целый урок посвящался региональным аспектам того или иного предмета, такие вставки становились более частыми). А эти особенности таковы, что из них сра-

говорить о том, делать уд-которых не-! собирательст-.тегни (ботани-:лелают упор - квотных, что ■г именно какое они с того или они пред-ольклоре. ~ане играют ероприятия, :тве прово-мае 2003 г.

экологическая 1 базе Псякской проводятся -опытных уча-1Ж0льных лес-: бригады есть ;; з них заняты 1_"2сса. Само по веемой трудового з :с~анизуются об-_ • ::--: курсы, на них преподаватели ^ж а общаются друг Г опытом.

плане учебная биолого-в направлении фь; МНО мало за-ли они детей старшего воз-— лишь в содер-учебного . взаимодей--I сочли, что ть единый «но определить я в урок". Про-своего курса, -ее ко лысо кон-ле можно еде-щие характер-народа особен-с окружающей когда целый -:альным аспек-" ггдмета, такие ;е частыми). А что из них сра-

зу становится ясно, что удмурты, например, - типично "лесной" народ, и вся его культура так или иначе связана с лесом, а вот в культуре татар таких связей меньше, что, видимо, связано со степным происхождением народа. Определив такие места, педагоги заранее подбирают соответствующий учебный материал.

Дисциплины гуманитарного цикла содержат еще большие возможности для формирования и развития культуры MHO учащихся. В рамках курса истории Отечества, например, на всем протяжении его изучения уделяется повышенное внимание этническому развитию народов края, анализу их социально-экономического положения, особенностям национальной политики государства в тот или иной период. При рассмотрении проблем экономического, социально-политического и культурного развития страны освещаются общие закономерности и тенденции, с опорой на местные примеры. Показательно, в частности, изучение истории России 20-30-ых г.г. XX в., когда создавались автономные республики Урала и Поволжья, проводилась коллективизация и индустриализация, осуществлялись масштабные гонения на все религиозные конфессии. Рассматривая эти вопросы, преподаватель имеет возможность показать учащимся как положительные для развития народов и отношений между ними их стороны, так и негативные. Не умалчивая о проблемах этнокультурного развития, которые есть у всех народов края, включая русских, преподаватель при изучении курса истории делает упор на позитивных традициях взаимодействия народов, на их совместном противостоянии внешним агрессорам, на примерах совместной хозяйственной деятельности и т.д.

Как и в случае с предметами биолого-географического цикла, большую помощь учителям оказывают краеведческие конференции, семинары, слеты в селах района. В районе проводятся также ежегодные историко-краеведческие экспедиции. Это делается в летние месяцы. Участвуют в таких экспедициях сборные коллективы учащихся, пред-

ставляющих разные деревни, разные учебные заведения, принадлежащие к разным национальностям. В 2002 г. в рамках такой экспедиции Центром воспитательной работы был проведен конкурс "Тайны родного края".

В учебных заведениях района (особенно в татарских школах) получили распространение составление учащимися своих генеалогий. Работая в этом направлении, школьники "углубляются" далеко в прошлое и знакомятся с условиями жизни своих предков, в том числе с их межнациональными отношениями. Это направление получило наибольшее развитие в Село-Чуринской, Нижне-Арбашской, Олуязской, Больше-Кукморской средних школах.

В курсе обществознания имеется ряд тем, которые также имеют большое значение в плане формирования культуры MHO. В частности, в разделах, посвященных изучению социальной, политической и культурной сфер общественной жизни, это темы: "Культура как явление", "Этнические общности и национальные отношения", "Формы национально-государственного устройства" и др. Каждая из них предполагает необходимость усвоения учащимися определенных общих понятий и формирование у них выработанных всей культурой человечества общесоциальных представлений, но все эти понятия и представления могут быть сформированы лишь в том случае, если абстрактная информация подкрепляется конкретными примерами. Подбор примеров - задача конкретного преподавателя, и в нашем случае было обращено внимание именно на то, чтобы они были тесно связаны с реалиями конкретного региона, в котором проживают учащиеся.

В курсах языковых дисциплин также имеются широкие возможности для развития культуры MHO. Во-первых, язык сам по себе - важнейшая часть культуры, а знание иного, не родного языка обогащает индивидуальную культуру личности в целом. Во-вторых, знание того или иного языка обогащает индивидуальную культуру MHO, т.к. позволяет ей общаться с его носителями на родном для них языке. В-третьих, про-

цесс изучения любого языка может быть использован для развития этой культуры.

Преподавателям языковых дисциплин пришлось внести определенные изменения в планы некоторых уроков. Несколько сравнительно небольших вставок на отдельных занятиях не только не создали проблем с точки зрения выполнения учебных планов и программ, но, напротив, оказались чрезвычайно полезны и для их усвоения. Дело в том, что это позволяет установить более тесные связи изучаемого предмета с реальной жизнью людей. А мышление даже 16-17 летних молодых людей как раз отличается конкретностью; им легче усваивать тот учебный материал, который напрямую связан с их жизнью и жизнью тех, с кем они знакомы.

Педагогами района разработаны специальные учебные программы по таким предметам регионального компонента образования, как "Изучение творчества писателей-земляков" (Ф.Ризвано-ва), "Изучение русской литературы в 5-11 классах с использованием национально-регионального компонента" (М.Хакимова), "История Кукморского района" (А.Фахрутдинов), "География Кукморского района" (Р.Мухаметов). Учительница биологии Кукморской татарской гимназии А.М.Шангараева составила методическую разработку "Лекарственные травы нашей местности", в которой обобщен многовековой опыт различных местных народов. Учителя русского языка и литературы Ош-Юмьинской средней школы Н.С.Ко-чанова и С.И.Яковлева составили авторскую программу сопоставительного изучения русского и удмуртского языков. Учитель истории этой же школы В.Н.Рамазанов составил авторскую программу "Изучение истории удмуртского народа в курсе "Истории Татарстана и татарского народа". Заместитель директора Починок-Сутерской средней школы Л.Н.Осипова разработала цикл программ «Национальное воспитание и образование в удмуртских школах Кукморского района РТ».

В качестве факультатива старшеклассникам в некоторых учебных заве-

дениях района и студентам Лубянского лесхозтехникума был предложен курс "Культурология". Такой курс читается в ряде высших и средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля, но мы основывались не на стандартной программе, а на разработанной собственными силами.

Программа факультатива для старшеклассников и студентов была построена примерно на тех же идеях, что и программа спецкурса для педагогов. Было уделено большое внимание изучению особенностей традиционной культуры русских, татар, крещеных татар, удмуртов и марийцев. Упор делался также на практических занятиях по общению: в основном анализировались конкретные ситуации межнационального общения, образцы правильного и неправильного поведения в них.

В рамках внеучебной воспитательной работы использовали различные формы. Некоторые мероприятия носили общий характер, и в них вовлекались все (или почти все) учащиеся и студенты. Другие мероприятия меньшего масштаба организовывались и проводились внутри отдельных учебных классов и групп. Общими для всего района были, например, такие мероприятия, как организация национальных праздников нерелигиозного характера. Такие праздники, имеющие корни в глубине веков, есть у каждого народа, и в них может участвовать любой независимо от вероиспове-дования. Например, у татар это - Сабантуй, у русских - масленица, у удмуртов -Нырон быдтон. Общее участие молодежи, в том числе в качестве обыкновенных зрителей, в этих праздниках позволяет им больше узнать о культуре соседних народов, сближает их.

Еще одним общим мероприятием стали выставки народных промыслов, организуемые в домах культуры (в районном и в сельских), в музеях учебных заведений, в музее Лубянского лесотехнического техникума. Об этом музее необходимо сказать, что он посвящен истории техникума, но в нем много экспонатов, имеющих этнокультурное значение. Музей - единственный культурный центр подобного рода на всю бли-

жайшую округу. Поэтому он широко известен у местного населения. Выставки народных промыслов в нем стали, по сути, обычным явлением. Они организуются силами самих студентов, кто-то из них приносит собственные поделки, кто-то - родственников. Каждый, принесший тот или иной экспонат сам же делает к нему небольшой поясняющий текст.

Еще одно мероприятие, проводимое в учебных заведениях по классам и группам, - Вечера межнационального общения. На них учащиеся и студенты учат друг друга своим родным языкам: обозначениям наиболее часто используемых предметов (существительные), наиболее часто совершаемых действий (глаголы), наиболее употребительным оборотам речи при встрече, прощании и т.д. Интересно, что такие вечера вызывают у учащихся и студентов гораздо больший интерес, чем, если бы это имело форму урока - обучая друг друга, они лучше усваивают слова и выражения, не случайно поэтому в некоторых классах и группах такие вечера проводились неоднократно.

В целях реализации программы формирования культуры MHO в районе используется множество и других мероприятий, в том числе равзвлекательно-познавательных. Например, в 2003 г. в крупнейшем зале района, - Кукморском дворце культуры был проведен КВН, и одних только участников - членов школьных команд - было 490 человек. КВН, в котором принимали участие старшеклассники, учащиеся профессионального лицея и студенты техникума, вызвал очень большой интерес у населения и прошел при полном зрительском аншлаге. Этому впечатляющему итоговому выступлению учащейся молодежи предшествовали встречи между командами отдельных школ, проводившиеся в различных деревнях и селах. Они способствовали общению и обмену идеями учащихся разной национальности.

Большое распространение в районе получили различные художественные конкурсы и спортивные соревнования. Первенства среди школьных команд проводятся примерно по 20 видам спор-

та. В последние 7-8 лет это направление работы с детьми и молодежью в районе развивается очень активно, и с каждым годом растет интерес учащихся к спорту. Спортивные соревнования дают отличную возможность встречаться друг с другом молодым и взрослым людям разных национальностей, и в этом смысле их польза тоже велика.

Что касается художественных конкурсов, то их организация и участие в них является для района традиционной. В 2003 г., например, проводился конкурс песни "Мелодии родного края". В нем было 200 участников. Как и КВН, конкурс прошел при большом стечении зрителей в районном дворце культуры. В Кукморской средней школе № 4 был проведен районный фестиваль детского творчества "Новая волна". В нем приняли участие в основном дети младшего возраста (40 человек). Ко Дню защиты детей в поселке Кукмор был организован и проведен еще один конкурс художественной самодеятельности. Лауреаты таких конкурсов становятся участниками республиканских мероприятий - таких, например, как Республиканский конкурс фольклорных ансамблей "Ватан" в Казани. Еще одним интересным делом стали районные конкурсы стихов и рисунков, посвященных 1000-летию Казани. В первом из них приняло участие 32 человека, во втором - 40. Все они представляли различные школы района, в том числе русские и удмуртские.

В марте-апреле 2003 г. была проведена диагностика уровня сформированное™ культуры MHO учащихся района. Сравнение с результатами предварительной диагностики показало, что в результате осуществлявшейся работы произошел ряд положительных изменений. В первую очередь повысилась межкультурная компетентность учащихся, т.е. они стали лучше разбираться в особенностях культуры всех местных народов. Во-вторых, произошли положительные изменения в стереотипах межэтнического восприятия (в эмоционально-оценочном отношении детей разного возраста к представителям других национальностей) и в установках на межнациональное взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.