Карпачева Ирина Анатольевна (г. Елецк), Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, кафедра педагогики, доцент, кандидат педагогических наук, докторант. Тел.: 8-951-301-83-92. E-mail: [email protected]
Karpacheva Irina Anatolyevna (Yelets), I.A. Bunin Yelets State University, Department of Pedagogy, Associate Professor, candidate of pedagogical sciences, Doctoral. Tel.: 8-951-30183-92. E-mail: [email protected]
УДК 377.5:378:614.8.01
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА
М.В. Погодаева, Т.Ф. Ушева (г. Иркутск, Российская Федерация)
В статье описаны результаты реализации рефлексивного подхода в организации образовательного процесса студентов направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» по формированию культуры безопасности. Рефлексия рассматривается как необходимое качество студента при обучении безопасной жизнедеятельности. Проведено эмпирическое исследование по определению сформированности рефлексивного компонента культуры безопасности студентов профилей «Дошкольное образование», «Безопасность жизнедеятельности» «Русский язык». Критерием качества профессиональной подготовки будущего педагога становится сформированность у него качеств личности, позволяющих внедрять в педагогическую практику идеи безопасной жизни и безопасного взаимодействия со всеми элементами окружающего мира.
Ключевые слова: педагогическое образование, рефлексивный подход, личность безопасного типа, безопасная жизнедеятельность, культура безопасности, рефлексивные умения, индивидуальная образовательная программа.
CREATING A CULTURE OF LIFE SAFETY STUDENTS BASED REFLECTIVE APPROACH
M.V. Pogodaeva, T.F. Usheva (Irkutsk, Russian Federation)
Abstract. The article describes the results ofthe introduction of a reflexive approach to the organization of the educational processin order to develop the culture of vital activity security at the university for the Major 050100 «Pedagogical Education». The reflection is considered to be an essential quality for a student in the process of learning vital activity security. The empirical study the purpose of which was to determine the development of a reflective component of students' culture of
vital activity security/or the majors «Preschool Education», «Vital activity security», «Russian language» was conducted. The development of students' personal qualities that allow to introduce the ideas of safe life and safe interaction with all the elements of the environment into the process of teaching becomes the criterion for the qualified training of future teachers.
Keywords: pedagogical education, reflective approach, a safe type of a personality, vital activity security, culture of vital activity security, reflexive skills, individual educational program.
Анализ научной литературы по проблеме обучения безопасной жизнедеятельности и многолетний опыт показали, что содержание и условия подготовки студентов в вузе зачастую не способствуют осознанию студентами ценности жизни и здоровья, развитию качеств личности, позволяющих безопасно взаимодействовать со всеми компонентами окружающего мира. Как следствие, в процессе обучения будущих педагогов возникает противоречие между теоретической разработанностью проблемы формирования культуры безопасной жизнедеятельности и отсутствием в своем арсенале способов её развития в высшей школе; между необходимостью культивировать идеи безопасной жизни на всех ступенях образовательной системы и неготовностью будущих педагогов к этой деятельности. Педагог может рассказать, объяснить, аргументировать, но подчас не организует свою жизнедеятельность безопасно - отсюда не является для ребенка образцом в здоровом образе жизни, бережном отношении к природе, безопасном взаимодействии с окружающими, рациональном использовании природных ресурсов и др.
Педагогу отводится важная роль в становлении ребенка на разных этапах формирования его личности, под-
готовке его к столкновению с реальными угрозами современного мира. Только педагог со сформированной компетентностью безопасной жизнедеятельности способен укреплять физическое и психическое здоровье ребенка, воспитывать качества личности, позволяющие гармонично взаимодействовать со всеми элементами окружающей среды, избегать опасностей, рационально и ответственно вести себя в случае их неизбежности, т.е. создавать условия для безопасного обучения и собственного безопасного труда [1].
Разрешение возникших противоречий возможно в рамках специально организованного процесса обучения, сопряженного с формированием культуры безопасной жизнедеятельности студентов на основе рефлексивного подхода через учебные курсы «Безопасность жизнедеятельности», «Рефлексивный подход в образовании», «Основы здоровьесберегающего обучения», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы экологической культуры», «Экология и безопасность жизнедеятельности», «Теория и технология экологического образования детей», «Обучение дошкольников безопасному поведению», «Тренинг профессионального самопознания», «Самоменеджмент: страте-
гия обучения в ВУЗе», тренинг «Жизненный план или план карьеры».
На основании многих источников определим «культуру безопасности жизнедеятельности» как социально-психологическую характеристику личности, отражающую ее отношение к вопросам личной, общественной, национальной безопасной и включающую четыре компонента - знаниевый (информационный), мотивационно-ценностный, поведенческий и рефлексивный [2-6]. Так, важной составляющей культуры безопасности является формирование рефлексивных умений: осознанности и оценки действий; умения анализировать оценивать и корректировать собственное поведение; проявление эмпатии, понимание причин сложившейся ситуации, владение эмоциональным состоянием в условиях чрезвычайных ситуаций. Профессиональное обучение педагога безопасной жизнедеятельности, формирование его личностных качеств должно выстраиваться как рефлексивный процесс, в котором будущий специалист сам проектирует свое образование. На всех этапах профессиональной подготовки учителя должно происходить сознательное становление его как специалиста и личности безопасного типа [7].
Формирование рефлексивных умений осуществляется через оптимизацию содержания обучения, использование активных методов обучения, оценивание учебных достижений средствами формирующего оценивания. При этом организация учебного материала, использование различных методов и методических приемов определяются личностными особеннос-
тями обучаемого: его потребностями, мотивами, опытом, способностями, активностью. Формирование индивидуальной образовательной траектории для каждого студента позволяет направлять и корректировать весь учебный процесс, исходя из интересов студента, уровня его знаний и умений, способствовать становлению личного опыта. Для осознания и осмысления учебного материала в процессе профессиональной подготовки студенты учатся ставить собственные цели; объективно оценивать свою деятельность и личностный рост; сопоставлять себя с другими студентами; использовать приемы идентификации или возложения на себя поведения и обязанностей других людей в учебном моделировании. Рефлексия, на наш взгляд, становится важнейшим, определяющим звеном между знанием и личным опытом человека. В основу рефлексивного подхода положены следующие теоретические положения:
1. Коллективное взаимодействие преподавателя и студентов, студентов между собой позволяет успешно формировать рефлексивные умения и обеспечивает интериоризацию не только содержания учебных дисциплин вузовской подготовки, но и способов организации безопасной жизнедеятельности студентов на основе рефлексивного осознания.
2. Обеспечение движения от собственно учебной к квазипрофессиональной деятельности студента учебной по форме и профессиональной по содержанию, а от нее - к учебно-профессиональной деятельности.
3. Компетенция безопасной жизнедеятельности студентов основыва-
ется на его рефлексивных умениях: анализировать и адекватно воспринимать самого себя, определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки, понимать свои качества в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозировать перспективы развития, понимать причины действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализировать прожитые ситуации и учитывать действия других в своих поведенческих стратегиях, определять основания деятельности, оценить собственную позицию, прогнозировать последующий ход действий, возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана, самоопределяться в рабочей ситуации, удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности и соотносить результаты с целью деятельности [8].
Мы увидели задачу экспериментальной работы в том, чтобы обеспечить педагогические условия и содержание становления культуры безопасности студентов на основе формирования их рефлексивных умений, необходимых как для безопасного взаимодействия со всеми элементами окружающего мира, так и для профессиональной педагогической деятельности. Содержание становления компетенции безопасной жизнедеятельности студентов на основе формирования рефлексивных умений предусматривает:
- усвоение теоретических основ безопасной жизнедеятельности, навыков организации безопасной жизнеде-
ятельности, безопасного взаимодействия в природной и социальной среде, ответственного отношения к своей жизни и здоровью;
- овладение общим способом осуществления рефлексии в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности;
- отношение к рефлексии как способу взаимодействия в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволило выделить следующие педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов в области безопасной жизнедеятельности:
- осуществление образовательной деятельности по индивидуальной образовательной программе,
- организация учебного диалога в процессе обучения,
- формирующее оценивание,
- установление субъект-субъектных отношений в учебном взаимодействии,
- обучение анализу педагогической деятельности с разных позиций («обучающий», «обучаемый», «мета-позиция») [9, с.142].
Организация учебного процесса студента по индивидуальной образовательной программе помогает формировать его рефлексивные умения. Это предусматривает прохождение нескольких стадий. Сначала - ознакомление с умениями, осознание их деятельного смысла, затем первоначальное овладение ими. Наконец, самостоятельное осмысление в процессе формирующего оценивания, которое
организуется таким образом, чтобы можно было целенаправленно формировать результат обучения на основе диагностики и мониторинга учебного процесса на всем его протяжении в рамках специально созданных условий, когда оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности студента, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные обучающимся в формировании умений и навыков, его личные учебные достижения [10].
Следовательно, формирование профессиональных умений должно строиться поэтапно, через систему «ознакомление - осмысление - переосмысление», в которой немаловажную роль играет уровень развитости рефлексивных умений. Здесь студент не просто обучается навыкам безопасной жизнедеятельности - он осознает необходимость овладения ими, осмысливает конкретные способы деятельности, ошибки в поведении в критических ситуациях, что, в целом, развивает его как личность и делает субъектом деятельности. Опыт личностного роста является хорошим стимулом для саморазвития и дальнейшего самосовершенствования.
При организации процесса обучения в ВУЗе целесообразно использовать различные формы организации обучения для формирования у студентов рефлексивных умений. Одна из них - коллективные учебные занятия, на которых организуется эффективное взаимодействие преподавателя и студентов, студентов друг с другом, обеспечивается активность каждого студента, проявление им самостоя-
тельности и ответственности за принятые решения [11].
Эффективно формирование рефлексивных умений студентов средствами формирующего оценивания их учебных достижений. Формирующее оценивание - это диагностическое использование оценивания с целью обеспечения обратной связи между преподавателем и студентом [10]. Мы исходим из того, что формирующее оценивание, в отличие от традиционного оценивания, осуществляется в тесной связи с тем, как реально протекал процесс обучения. Главное правило заключается в том, чтобы каждый студент получал обратную связь в своей письменной или устной работе своевременно и структурировано, что имеет, прежде всего, формирующую цель [12]. Преподаватель оценивает то, как студенты учатся, а затем используют эту информацию для корректировки обучения.
Технология формирующего оценивания успешно применяется в рамках ИОС МООЭЬЕ. Эта система дает возможность преподавателю формировать и выставлять на образовательном портале различные типы заданий. Ответы могут быть представлены в виде текста, файла, нескольких файлов, обсуждаться на форуме или в чате, представлять собой аудио или видеозапись. Система позволяет выполнять, контролировать и оценивать выполнение различных творческих работ (сочинений, эссе, проектов, исследовательских работ, 'гИ страниц), проводить конференции и диспуты. При этом преподаватель выстраивает индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося, изменяя характер заданий, их объем,
сроки выполнения работы. Выполненное задание отправляется преподавателю на проверку, корректируется им, после чего преподаватель может изменить уровень сложности задания, увеличить количество необходимых для выполнения задания образовательных ресурсов, скорректировать сроки выполнения заданий. Получив рецензию преподавателя, студент имеет возможность изменить свой ответ: отредактировать его, изменить подходы, дополнить недостающей информацией. В рамках формирующего оценивания каждый студент, развивая рефлексивные умения, может видеть свои собственные успехи, динамику роста образовательных результатов, способы и темпы их достижения, выбирать время, скорость и уровень личностного роста.
Для формирования рефлексивной компоненты культуры безопасности, позволяющей в опасных и чрезвычайных ситуациях осуществлять помощь себе и окружающим, нести ответственность за сложившуюся ситуацию, проявлять активность и инициативу в опасных ситуациях мы использовали тренинги «безопасного поведения», которые легко проецируются на реальные жизненные ситуации и позволяют конструктивно решать возникающие проблемы. Каждый студент разрабатывал индивидуальную программу здоровья, проводил диагностику собственных факторов риска для жизни и здоровья. Активное участие студентов в разработке и реализации программы собственной безопасности позволило им успешно применять современные подходы к формированию качеств личности безопасного типа в своей профессиональной деятельности.
Участникам экспериментального исследования (экспериментальной и контрольных групп) предлагалась комплексная психолого-педагогическая диагностика на каждом году обучения, в ходе которой оценивалась сформированность рефлексивного компонента культуры безопасности. Всего в исследовании приняло участие 168 студентов. Сбор эмпирического материала проводился с 2010 по 2014 г.г.: а) октябрь 2010 г. - фиксация исходного состояния рефлексивной компетенции безопасной жизнедеятельности студентов двух групп, сравнение для определения возможности равноценного анализа; б) апрель 2011 г., - в экспериментальной группе начались занятия с первого семестра, поэтому задачей данного шага исследования стало определения изменений с исходным состоянием участников исследования; в) апрель 2012 г. и апрель 2013 г. - определение динамики становления компетенции безопасной жизнедеятельности студентов на основе формирования рефлексивных умений экспериментальной группы и сравнительный анализ со студентами, обучающимися традиционным способом; г) апрель 2014 г. - определение динамики становления компетенции безопасной жизнедеятельности студентов на основе формирования рефлексивных умений и сравнительный анализ со студентами, обучающимися традиционным способом; окончание занятий в экспериментальной группе.
Был проведен статистический анализ результатов исследования за 2010-2014 учебный год (таблица 1) с помощью 1>критерия Стьюдента для несвязанных выборок с установлени-
ем уровня значимости межгрупповых различий по изучаемым показателям. Достоверные различия в выраженности рефлексивного компонента культу-
ры безопасности в контрольной и экспериментальной группах появляются на втором году обучения и сохраняются до конца периода обучения.
Таблица 1.
Индивидуальная мера выраженности рефлексивного компонента культуры
безопасности (в стенах)
Время проведения эксперимент контроль t/Р
октябрь, 2010 4,5 4,6 t=0,23 Р =0,05
апрель, 2011 6,7 5 t=1,03 Р=0,05
апрель, 2012 9 6,3 t=3,62 Р=0,001
апрель, 2013 9,6 6,7 t=4,14 Р=0,001
апрель, 2014 9,7 7 t=3,68 Р=0,001
Признаками положительного влияния рефлексивного подхода в организации учебного процесса по безопасности жизнедеятельности на процесс формирования профессиональных компетенций педагога в области обеспечения безопасности являются: определение студентами своих личностных и деловых качеств, необходимых для развития качеств личности безопасного типа у своих воспитанников (78%); осознание необходимости самосовершенствования в связи со спецификой педагогической деятельности (66%); адекватная самооценка (55%); осознание необходимости овладения навыками оказания первой помощи, алгоритмом безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (90%); умение ставить цели деятельности с учетом требований безопасности (87%)
На основании результатов исследования можно говорить об эффективности использования рефлексивного подхода для формирования профессиональных качеств личности педагога: умения самостоятельно принимать решения в критических ситуациях,
нести ответственность за принятые решения, самостоятельно определять направление деятельности, предвидеть ее результаты и по возможности предопределять их, проявлять творческую активность в решении поставленных задач.
Источники:
1. Шарафутдинов Д.К., Сибагатуллин Р.Р. Профессиональные компетентность и компетенция - важнейшие факторы обеспечения безопасного труда // Казанский педагогический журнал. 2012. №1(91) С.36-41. [Sharafutdinov D.K., Sibagatullin R.R. Professional competence - the most important factor to ensure safe work // Kazanskiy peda-gogicheskiy zhurnal. 2012. № 1(91) P. 36-41. (In Russ.)]
2. Голубева И.А. Учебно-игровая деятельность как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Ставрополь, 2011. 24 с. [Golube-va I.A. Educational and entertaining activities as a means of building a culture of life safety of the university students: author's abstract Candidate of pedagogic sciences. Stavropol, 2011. 24 p. (In Russ.)]
3. Горина Л.Н. Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и технологический аспекты: монография. Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2001. 289 с. [Gorina L.N. Culture life safety: methodological and technological aspects: monograph. Tolyatti: Tolyatti state university, 2001. 289 p. (In Russ.)]
4. Дронов А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2009. 24 с. [Dronov A.A. Developing a culture of secondary vocational education students life safety: author's abstract Candidate of pedagogic sciences. Voronezh, 2009. 24 p. (In Russ.)]
5. Цейко В.А. Сущность и структура культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. № 4. URL: http://www. science-education.ru/110-10002 (По состоянию на дату 25.11.2013). [Tseiko V.A. The essence and structure of the high school students' safety life culture [electronic resource] // Sovremennye problem nauki I obrazovaniya. 2013. № 4. URL: http://www.science-educa-tion.ru/110-10002 (As of the date 25.11.2013) (In Russ.)]
6. Марченко Т.А., Мельницкая Т.Б., Белых Т.В., Крикунова Л.В., Хавыло А.В. Результаты оценки уровня сформирован-ности культуры безопасности жизнедеятельности населения России, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 6 (часть 5). С. 1057-1066; [Электронный ресурс]. URL:www.rae.ru/fs/ ?section=content&op=show_article&article_ id=10003560 (дата обращения: 20.09.2014). [Marchenko T.A., Mel'nitskaya T.B., Belykh T.V., Krikunova L.V., Khavylo A.V. The results of assessment of the life safety culture level formation of the Russia's population living in the contaminated areas [electronic resource] // Fundamental research. 2014. №
6 (Part 5). P.1057-1066; URL: www.rae.ru/fs/ ?Section=content&op=show_article&article_ id=10003560 (date accessed: 20/09/2014) (In Russ.)]
7. Михайлов Л.А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: дис. д-ра пед. наук. М.: РГБ, 2003. 340 с. [Mikhailov L.A. The concept of the training of life safety teachers in modern pedagogical university: thesis Doctor of pedagogic sciences. Moscow: RSL, 2003. 340p. (In Russ.)]
8. Ушева Т.Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов в процессе коллективных учебных занятий // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 140-151. [Usheva T.F. Pedagogical conditions of students reflective abilities formation in the process of collective training. //Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2009. № 5. P. 140-151. (In Russ.)]
9. Формирование ключевых компетенций в педагогическом образовании: коллективная монография / О.А. Молокова, М.В. Погодаева, Т.Ф. Ушева. Иркутск: ФГБОУ ВПО ИГЛУ, 2014. 188 с. [Formation of key competencies in teacher education: a collective monograph / O.A. Molokova, M.V. Pogodaeva, T.F. Usheva. Irkutsk: FSBEI HPE ISLU, 2014. 188p. (In Russ.)]
10. Михайлова Е.К. Критериально-уровневое оценивание учебных достижений как способ повышения качества обучения // Magister Dixit-научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://md.islu. ru/fales/rar/mihaylovae.k..pdf. [Mikhailova E.K. Criterion-level evaluation of educational achievements as a way to improve the quality of education [electronic resource] // Magister Dixit - Science and Education Journal of Eastern Siberia. 2011. No. 3. URL: http://md.islu. ru/fales/rar/mihaylovae.k..pdf. (In Russ.)]
11. Ушева Т.Ф. Условия формирования рефлексии студентов педагогического вуза // Высшее образование сегодня. 2007. № 10.
C 42-44. [Usheva T.F. Conditions of pedagogical high school students' reflection formation // Vysshee obrazovaniye segodnya. 2007. № 10. P. 42-44. (In Russ.)]
12. Providing feedback to students on their performance. Section 6: Programme-related matters. Guide to policy and procedures for teaching and learning. A User's Guide. NY: Network Educational Press Ltd.
References:
1. Sharafutdinov D.K., Sibagatullin R.R. Professional'nye kompetentnost' i kompe-tencija - vazhnejshie faktory obespechenija bezopasnogo truda//Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2012. №1(91). S.36-41.
2. Golubeva I.A. Uchebno-igrovaja dejatel'nost' kak sredstvo formirovanija kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti u studentov vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2011. 24 s.
3. Gorina L.H. Kul'tura bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: metodologicheskij i tehnologicheskij aspekty: monografija. Tol'jatti: Tol'jattinskij gosudarstvennyj universitet, 2001. 289 s.
4. Dronov A.A. Formirovanie kul'-tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti studentov uchrezhdenij srednego profes-sional'nogo obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh, 2009. 24 s.
5. Cejko V.A. Sushhnost' i struktura kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti starsheklassnikov // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2013. № 4. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/110-10002 (data obrashhenija: 20.09.2014).
6. Marchenko T.A.,Mel 'nickaja T.B., Belyh T.V., Krikunova L.V., Havylo A.V. Rezul'taty ocenki urovnja sformirovannosti kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti naselenija Rossii, prozhivajushhego na radioaktivno zagrjaznennyh territorijah // Fundamental'nye issledovanija. 2014. № 6 (chast' 5). S. 10571066. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_ article&article_id=10003560 (data obrashhenija: 20.09.2014).
7. Mihajlov L.A. Koncepcija orga-nizacii podgotovki uchitelja bezopasnosti zhiznedejatel'nosti v sovremennom peda-gogicheskom universitete: dis. d-ra ped. nauk. M.: RGB, 2003. 340 s.
8. Usheva T.F. Pedagogicheskie uslovija formirovanija refleksivnyh umenij studentov v processe kollektivnyh uchebnyh zanjatij // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2009. № 5. S.140-151.
9. Molokova O.A., Pogodaeva M. V., Usheva T.F. Formirovanie kljuchevyh kompeten-cij v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaja monografija. Irkutsk: FGBOU VPO IGLU, 2014. 188 s.
10. Mihajlova E.K. Kriterial'no-urovne-voe ocenivanie uchebnyh dostizhenij kak spo-sob povyshenija kachestva obuchenija // Magister. Dixit-nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri. 2011. № 3. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://md.islu.ru/ fales/rar/mihaylovae.k..pdf.
11. Usheva T.F. Uslovija formirovanija refleksii studentov pedagogicheskogo vuza // Vysshee obrazovanie segodnja. 2007. № 10. S. 42-44.
Зарегистрирована: 29.09.2014
Погодаева Маргарита Викторовна (г. Иркутск), Московский государственный лингвистический университет, Евразийский лингвистический институт, кафедра конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат биологических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Ушева Татьяна Федоровна (г. Иркутск), Московский государственный лингвистический университет, Евразийский лингвистический институт, кафедра конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: itf76@ mail.ru
Pogodaeva Margarita Viktorovna (Irkutsk), the Federal State Government-Funded Educational Organization of Higher Professional Education «Moscow State Linguistic University», the Euro-Asian Linguistic Institute, the Department of Conflict Resolution and Vital Activity Security, Candidate of biological science, Associate Professor. E-mail: [email protected]
Usheva Tatiana Fedorovna (Irkutsk), the Federal State Government-Funded Educational Organization of Higher Professional Education «Moscow State Linguistic University», the Euro-Asian Linguistic Institute, the Department of Conflict Resolution and Vital Activity Security, Candidate of pedagogical science, Associate Professor. E-mail: [email protected]
УДК 378
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ КОРОТКИХ ПРОГРАММ
Н.А. Аносова (г. Йошкар-Ола, Российская Федерация)
Представлена организационно-технологическая модель реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ, для которых не устанавливаются требования федеральных государственных образовательных стандартов и федеральные государственные требования, в работе аккредитационного агентства в сфере профессионального образования. Систематизированы и охарактеризованы компоненты и составляющие модели. Предложены стандарты и критерии экспертизы коротких программ. Дана оценка эффективности организационно-педагогических условий реализации модели.
Ключевые слова: модель гарантии качества, институциональный механизм профессионально-общественной аккредитации, короткие программы, стандарты и критерии.
MODEL OF REALIZATION OF THE INSTITUTIONAL MECHANISM OF PUBLIC ACCREDITATION OF SHORT PROGRAMMES
N.A. Anosova (Yoshkar-Ola, Russian Federation)
Abstract. This article deals with the organizational and technological model for the implementation of the institutional mechanism professional public accreditation of short programs which requirements of federal and state educational standards and federal government requirements in the accreditation agency in the field ofprofessional education are not set. The model components are systematized and described. Standards and criteria for the examination of short programs are proposed. Assessing the effectiveness of organizational and pedagogical conditions for the realization of the model is given.
Keywords: quality assurance model, institutional mechanism of public accreditation, short programs, standards and criteria.
100