формы работы: сопровождение инновационной деятельности научным руководителем; творческая группа, стажировочная площадка на базе другой образовательной организации, участие педагогов в профессиональных конкурсах, просветительская деятельность во взаимодействии с родителями и социальными партнерами. Деятельность научного руководителя на данном этапе заключается в консультировании, рецензировании материалов для распространения передового педагогического опыта, а так же в определении перспектив дальнейшей работы. Деятельность творческой группы заключается в обобщении и распространении инновационного опыта посредством написания статей в научных и методических сборниках, издании методического пособия, участия в конкурсах профессионального мастерства и т.п.
Общая цель инноваций в дошкольной образовательной организации заключается в улучшении способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования посредством овладения и применения педагогическими работниками современных образовательных технологий, которое регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и стандартом педагога.
Список литературы:
1. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1995. - 128 с.
2. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М.: Новая школа, 2003.
3. Сопровождение педагогического коллектива с учетом диффериенциро-ванного подхода. Методическое пособие для руководителей дошкольных образовательных организаций / под. ред. Л.А. Пенькововй. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. - 108 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
© Таутиева Л.М.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В данной статье рассматривается проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, рас-
* Старший преподаватель кафедры Дошкольного образования.
крывается содержание понятия. Автор приходит к выводу, что воспитание культуры безопасности должно стать одним из приоритетных направлений педагогики безопасности.
Ключевые слова безопасность жизнедеятельности, старшие дошкольники, опасная ситуация.
На протяжении всего пути развития человечества вопросам безопасности личности уделялось большое внимание в связи с тем, что человека всегда окружали и окружают различные опасности, которые со временем не только не уменьшались, но их становилось еще больше.
Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
2. Разработка предупредительных мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение детей» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности -первостепенные задачи нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустановленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопасности и общественного порядка.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, В.А. Левицкий, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.).
В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасо-вой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондры-кинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.
В словаре С.И. Ожегова термин «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности», то есть понятие «безопасность» связывается напрямую только с потенциальными жертвами опасности [6].
Большинство исследователей понимает безопасность личности как систему мер по защите ее от опасностей, как возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации [8].
Воспитание культуры безопасности - одно из приоритетных направлений педагогики безопасности. Педагогика безопасности имеет предпосылки для выделения в новое научное направление в педагогике и ставит перед собой задачи изучения закономерностей обучения, воспитания и развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности. Являясь компонентом общечеловеческой культуры, культура безопасности должна стать одной из основополагающих целей процесса воспитания.
В течение указанного периода формировался понятийный аппарат научной области. Из множества определений приведем лишь несколько, при анализе которых видно, что у разных подходов к пониманию «культуры безопасности» существуют общие основания:
- Культура безопасной жизнедеятельности личности - составная часть общей культуры, выраженная в синтезе жизненных ценностей, знаний, умений и отношений к безопасности в профессиональной и бытовой деятельности, обеспечивающих не только самосохранение социумов, но их развитие [1].
- Культура безопасности жизнедеятельности - уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности [2].
- Культура безопасности жизнедеятельности - совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека, умений и навыков оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях [7].
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка мы понимаем совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоро-
вью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста осуществляется в разных направлениях, основные -работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания. Эта проблема весьма актуальна, ведь от нее может зависеть здоровье и жизнь самого дорогого - наших детей.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Осознанное отношение предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению с существующим в обществе нормативным социокультурным представлениям. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности [5].
Таким образом, проблема создания условий для усвоения знаний безопасности жизнедеятельности детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 117 с.
2. Безопасность человека: учеб.-метод. пособ. для образовательных учреждений / под ред. Л.И. Шершнева. - М.: Фонд национальной и международной безопасности, 2012. - 472 с.
3. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: Мозаика -Синтез Москва, 2013. - 64 с.
4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2005. -109 с.
5. Белов С.В., Девясилов В.А. Концепция образования в области безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. - 2009. -№ 3. - С. 36-40.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Электронный ресурс]. - М., 2005. - Режим доступа: http:// www.Knigafund.ru /books/ 245236.
7. Садретдинова А.Э. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников. - Екатеринбург, 2009. - 175 с.