Научная статья на тему 'Формирование культурологической компетентности старшеклассников как исследовательская проблема'

Формирование культурологической компетентности старшеклассников как исследовательская проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / КУЛЬТУРА / CULTURAL COMPETENCE / MULTICULTURALISM / EDUCATION / COMPREHENSIVE SCHOOL / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Леонидовна

В статье доказывается актуальность изучения понятия «культурологическая компетентность», прослеживается процесс исследования взаимосвязи образования и культуры, намечаются пути решения проблемы развития культурологической компетентности учащихся общеобразовательных школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of high school students’ cultural competence as a research problem

The article proves the relevance of investigating the notion of ‘cultural competence’, follows the process of studying the relationship between education and culture, outlines ways of solving the problem of developing the cultural competence of comprehensive school students

Текст научной работы на тему «Формирование культурологической компетентности старшеклассников как исследовательская проблема»

И. Л. Челышева

(Симферополь)

Формирование культурологической компетентности

старшеклассников как исследовательская проблема

В статье доказывается актуальность изучения понятия «культурологическая компетентность», прослеживается процесс исследования взаимосвязи образования и культуры, намечаются пути решения проблемы развития культурологической компетентности учащихся общеобразовательных школ

Необходимость учета принципа культуро-сообразности в образовании в настоящее время не вызывает никаких сомнений, притом что еще несколько десятилетий назад школьное преподавание базировалось на совсем иной платформе. Однако варианты соединения понятий «культура» и «образование» волновало ученых давно: «...содержание образования является культурным, но каждое поколение педагогов ставит вопрос - „как сделать образование культуроёмким и куль-туросообразным, поскольку реально насытить его культурным содержанием всегда оказывается очень трудным"» [5, с. 133].

Почему же поликультурность, мульти-культурность, культуросообразность - понятия, которые наиболее востребованы в современном мире вообще и в образовании в частности?

«Практически все современные нации поликультурны... Культурная сложность современного мира еще более возрастает под влиянием. притока новых жителей» [6, с. 11]. Поэтому именно сейчас так актуально изучение развития культурологической компетентности старшеклассников, так как она закладывает фундамент системного культурного диалога в современном обществе, а ведь без знания особенностей мультикультурного мира не может состояться конструктивный диалог/полилог. В Российской Федерации проблема признания разных культур и интеграции в единое культурное пространство отразилось в Конституции Российской Федерации (1993], Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992], Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (2010], Концепции духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России (2009]. В данной Концепции говорится о том, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества» и его «социокультурной модернизации». Являясь методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований. В этом документе перед школой поставлено в качестве цели и задачи обеспечение в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся в том числе и «ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий, российской гражданской нации, мирового сообщества» [3]. По мнению А. Я. Да-нилюка, высказанному в 2007 г., образовательное сообщество вместе с ориентацией на прагматизированное обучение отодвигает культуросообразность в область педагогических традиций, однако «историческая пластичность» принципа культуросообразности дала возможность ему модифицироваться и приспособиться к компетентностному обучению, как и предполагал автор действующей на данный момент Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. С его точки зрения, при том, что культуросообразность сохраняется, переходя в поликультурность, существует «побочный эффект»: человек, приобщаясь к разным культурам, оказывается вне культуры, не принадлежа ни одной из них, «прерывает естественную родовую связь». Культуры

трансформируются, видоизменяются, порождают новые, и с каждым годом этот процесс ускоряется. Возвращение в культуру возможно при этом посредством культурогенеза -создания человеком своей культуры. И сегодня «человеком культуры может считаться тот, кто овладел методами воссоздания культур определенных типов, кто может генерировать новую культуру, находясь в межкультурном пространстве, на гранях разных культур» [4].

На протяжении четверти века в Республике Крым также формировался своеобразный педагогический подход к решению вопроса культурного диалога, взаимопроникновения культур, их сплетения. Изначально Крым является поликультурным регионом с тремя доминантными культурными пластами. С 1998 по 2014 гг. в нем было закреплено функционирование 3 основных языков: государственного украинского, русского и крымскотатарского. В процессе становления педагогических условий, которые бы удовлетворяли запросы общества на формирование высококультурных выпускников школы с объединяющим мировоззрением, признающих культурное многообразие социума, неоднократно менялись концепция преподавания, образовательные стандарты, программы, разрабатывались учебники, внедрялись новые методы и подходы. На данный момент опыт Крыма представляет собой результаты работы уникальной «экспериментальной площадки» по формированию культурологической компетентности в поликультурной среде, что особенно актуально с учетом компетентност-ного подхода в преподавании учебных дисциплин. При этом в ФГОСе указана ориентация образования на выпускника, «активно и заинтересованно познающего мир», способного к «осознанию российской идентичности в поликультурном социуме».

Однако практика показывает, что учащиеся в процессе обучения в школе испытывают затруднения в общении, в восприятии элементов «культурного кода» других наций из-за недостатка информации и отсутствия сформированной культурологической компетентности, что проявляется как в рамках образовательной среды школы, так и за ее пределами. Это усложняет социализацию, является преградой для результативной коммуникации и конструктивного сосуществования граждан единого общества. Следует при-

знать, что современная образовательная и социальная среда далеко не всегда способствует конструктивному удовлетворению потребности школьников в изучении своеобразия культур других наций. Под давлением ближайшего окружения и СМИ при доминирующем информальном образовании подросток утрачивает чувство реальности в условиях недостатка объективной информации.

Найдя один из вариантов системного решения данных проблем, мы предоставим возможность развития культурологической компетентности в пределах формального образования и удовлетворения социальных и личностных потребностей ребенка. Имея устойчивое мировоззрение, основы культурологических знаний, желание быть активным участником создания современного «культурного ландшафта» [2, с. 9], выпускник будет в состоянии наладить коммуникацию, учитывая модели поведения людей, принадлежащих к разным культурам. Будучи интеллектуально и нравственно развитым, он станет не только носителем духовных ценностей своей родной культуры, но и части мировой культуры.

Таким образом, возникает первое противоречие: между наличием потребности общества в высококультурных членах с объединяющим мировоззрением, признающих культурное многообразие российского социума, и отсутствием данных качеств у выпускников. На данный момент в образовательном процессе учебных учреждений предусмотрены лишь ограниченные действия, единичные хаотичные вкрапления в создание «культурного ландшафта»: не связанные между собой ни по времени изучения, ни системой подачи тексты культурологической направленности в учебниках гуманитарного цикла; одномоментные мероприятия «на заказ», знакомящие с особенностями различных культур. Отсутствует методический аппарат, сопровождающий обучение в поликультурной среде. Не обеспечивается индивидуальный подход при подаче материала на уроке (наличие де-юре диалога этнокультур - включение в программы по литературе произведений писателей народов России; внедрение курса ОРКСЭ в 4 классе] - и отсутствие его де-факто (малая доля произведений разных культур; нет цельной системы, программы и т.д.].

Педагоги испытывают ряд трудностей при работе с классами полиэтнического состава как на уроке, так и во внеурочное время в ас-

Челышева И. Л. Формирование культурологической компетентности старшеклассников как исследовательская проблема

пектах формирования толерантного межличностного общения и восприятия учебного материала, содержащего особенности мировоззрения, символики, поведения людей различных культур. При формировании модели педагогических условий развития культурологической компетентности старшеклассников в условиях их полиэтнического состава возможна системная организация взаимодействия учащихся одной этногруппы между собой и с учащимися других этногрупп в ходе учебного процесса. Это будет способствовать и удовлетворению образовательных потребностей обучающихся, и устранению затруднений педагогов.

В основных документах, регламентирующих учебно-воспитательный процесс школы, говорится о потребности совмещения образовательного и культурного пластов на базе школы, т.е. есть необходимость в реализации синергетической модели «образование внутри культуры» [1]. Поэтому можно утверждать, что культуроцентричная личность -это одна важнейших портретных черт школьника сегодня. Следовательно, необходим сис-темно-деятельностный подход и работа над обоснованием развития культурологической компетенции старшеклассников. При организации учебно-воспитательного процесса возникают вопросы: «.как найти баланс между стремлением ребенка к изучению традиций и языка своих предков и практической необходимостью постижения им доминирующей в обществе культуры, важной в социальной практике? Каково воздействие <...> мульти-культурного образования и воспитания на динамику развития общества? Какие именно знания о многообразии человечества необходимы молодежи? Одним словом, чему и как учить?» [6, с. 11]. Таким образом, возникает ряд противоречий: между необходимостью формирования целостного понятия культуры у старшеклассников как фактора их успешной социализации и отсутствием соответствующих организационно-педагогических условий; между возрастающей необходимостью создания «культурного ландшафта» в школе и использованием разрозненных базовых программ в рамках формального образования, не дающих культурологического развития учащихся; между необходимостью обеспечения условий развития культурологической компетентности при внедрении ФГОСов нового поколения и отсутствием у самих пе-

дагогов данной специфической компетентности.

Уже на рубеже Х1Х-ХХ вв. о потребности тесной связи образования и культуры высказывался С. И. Гессен. Позднее мысль о переходе «образованного человека» в «человека культуры» развил В. С. Библер [2, с. 15]. Таким образом, необходимо найти точки соприкосновения культурологии и педагогики, определить грань знаний, которые требуются выпускнику. Проблеме поликультурности, «диалога культур», этнопедагогике в современной науке уделено серьезное внимание (И. А. Арабов, А. Г. Асмолов, Н. Х. Байчекуева, Г. Н. Волков, О. В. Гукаленко, Ю. С. Давыдов, Г. Д. Дмитриев, Н. Б. Крылова, М. В. Панов, В. М. Розин, С. В. Харитонова и др.]. Взаимопроникновением культур, признанием ценности каждой, предотвращением дискриминации по этническому признаку, изучением особенностей развития культурной компетентности у учащихся разных этнических групп в западной педагогике сейчас успешно занимается Джин Маул [7]. На данный момент внимательно исследуется и проблема формирования лингвокультурологической компетенции как у учащихся, так и у учителей. Описанием этой проблемы занимались Н. Ф. Алефиренко, Д. С. Лихачев, Л. Г. Саяхова, Ф. Б. Хубиева и другие учёные.

При рассмотрении общепедагогических аспектов проблемы (компетенция/компетентность] нами использовались труды таких авторов, как Д. А. Иванов, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др. Однако анализ литературы показал, что при всей востребованности понятия «культурологическая компетентность» до сих пор нет его четкого определения, а также не разработана модель педагогических условий развития данной компетентности у старшеклассников. Поэтому новизна нашей работы заключается в уточнении формулировки «культурологическая компетентность» и разработке указанной модели. Разведение понятий-компетентностей с корнем «культур-» (межкультурная, культурная и др.] и обозначение рамок формирования культурологической компетентности позволит избежать терминологического хаоса и даст толчок к дальнейшему изучению проблемы. Таким образом, будет устранено противоречие между потребностью в создании педагогических условий развития культурологической

компетентности и отсутствием научно обоснованной модели и четкой базы терминов.

Исходя из вышесказанного, мы выделяем теоретически и практически значимую проблему исследования, состоящую в изучении педагогических условий развития культурологической компетентности старшеклассников в образовательном процессе школы. Отсюда закономерно появление следующей гипотезы: создание требуемых педагогических условий развития культурологической компетентности будет способствовать формированию грамотных и активных участников культурно-исторического процесса, если мы сформируем содержание, параметры условий, создадим функциональную модель педагогического сопровождения старшеклассников

при развитии их культурологической компетентности.

Таким образом, целью исследования будет являться обоснование значимости культурологической компетентности и создание педагогических условий ее развития, обеспечивающих формирование целостного понятия культуры у подростков в условиях полиэт-ничности.

При этом вхождение Республики Крым в российское образовательное пространство позволяет изучить позитивный опыт в решении обозначенной проблемы, в том числе с учетом ранее действующих на ее территории интегрированных курсов гуманитарной направленности.

Литература

1. Асмолов А. Г. Гуманитарные проблемы формирования образовательных стандартов // Диалог культур и цивилизаций в современном мире : VII Международные Лихачевские научные чтения, 24-25 мая 2007 г. - СПб.: СПбГУП, 2007. - С. 411-416.

2. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: моногр. - СПб.: СПб АППО, 2012.

3. Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение. - 2009. - 23 с.

4. Данилюк А. Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. - 2008. № 10. - С. 3-9.

5. Крылова Н. Б. Введение в круг культурологических проблем образования. Культурная и мультикультурная среда школ / / Новые ценности образования. Вып. 4. - М.: Инноватор ; Bennett Allege, 1996. - С. 132-152.

6. Мартынова М. Ю. Школьное образование и идентичность. Отечественные и зарубежные концептуальные педагогические подходы к национальной (общегосударственной) интеграции и культурному многообразию общества // Этнодиалоги. - 2014. - № 1(45). -С. 8-33.

7. Moule, J. (2012). Cultural Competence : A Primer for Educators, 2nd edition. Belmont, CA : Wadsworth, Cengage Learning. 368 рр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.