Научная статья на тему 'Формирование критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции'

Формирование критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ / FORMATION OF CRITERIA OF EFFICIENCY / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / SYSTEMS OF ELECTRONIC COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тян А. А.

Представлены результаты формирования критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, включая: обобщенный критерий и групповые критерии оценки функциональной, эксплуатационной и экономической эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PERFORMANCE CRITERIA OF THE INNOVATION INFRASTRUCTURE OF E-COMMERCE

Results of formation of criteria of efficiency of innovative infrastructure of systems of electronic commerce are presented, including: the generalized criterion and group criteria of an assessment of functional, operational and economic efficiency of innovative infrastructure of systems of electronic commerce.

Текст научной работы на тему «Формирование критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции»

целесообразно рассмотреть вопрос совершенствования требований, предъявляемых к методам управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития нефтегазового комплекса.

На основе методических рекомендаций по управлению человеческим капиталом в интересах инновационного развития нефтегазового комплекса была обоснована система требований к управлению человеческим капиталом отечественного нефтегазового комплекса на этапах догоняющего, опережающего развития и этапе закрепления лидирующих позиций в мировой экономике (табл.3).

Если на первом этапе (догоняющего развития) решается задача превышения скорость развития человеческого капитала в нефтегазовой сфере РФ V скорости инновационного развития нефтегазовой сферы РФ

V , то на втором этапе (опережающее развитие) решается задача превышения скорость развития человеческого капитала в нефтегазовой сфере РФ V скорости инновационного развития человеческого капитала в нефтегазовой сфере мировых лидеров V .

На этапе же закрепления лидирующих позиций решается стратегическая задача превышения скорость развития человеческого капитала в нефтегазовой сфере РФ V скорости развития челове-

ческого капитала в высокотехнологичных отраслях мировой экономики У .

Литература:

1. Подберезкин А. Человеческий капиталъ. Том 1. Идеология опережающего развития человеческого потенциала. - М.: Европа, 2007.

2. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Человеческий капитал в модернизации России: Институциональный и корпоративный аспекты. - М.: Едиториал УРСС, 2011.

3. Алехина О. Е., Юрьева Е. В. Антикризис. Человеческий капитал. Новые возможности компании. - М.: Юрайт, 2010.

4. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Палеотип, 2008.

5. Быченко Ю. Инновационный механизм устойчивого развития человеческого капитала. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.

6. Аблясов СВ. Управление человеческими ресурсами на основе компьютерных технологий / С. В. Аблясов, Н. Н. Пушкарев ; под ред. Н. Ф. Пушкарева. - М. : Финансы и статистика, 2006. -176 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Тян А.А., соискатель ФАОУДПО ГАСИС

Представлены результаты формирования критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, включая: обобщенный критерий и групповые критерии оценки функциональной, эксплуатационной и экономической эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

Ключевые слова: формирование критериев эффективности, инновационная инфраструктура, системы электронной коммерции.

FORMATION OF THE PERFORMANCE CRITERIA OF THE INNOVATION INFRASTRUCTURE OF E-COMMERCE

Tyan A., the applicant, FAOU DPO GASIS

Results offormation of criteria of efficiency of innovative infrastructure of systems of electronic commerce are presented, including: the generalized criterion and group criteria of an assessment offunctional, operational and economic efficiency of innovative infrastructure of systems of electronic commerce.

Keywords: formation of criteria of efficiency, innovative infrastructure, systems of electronic commerce.

Развитие систем электронной коммерции, призванное решить комплексную задачу наращивания ассортимента и скорости предоставления услуг, с одной стороны, и ускорения оборачиваемости оборотных средств, с другой, требует адекватного развития инфраструктурного комплекса, обеспечивающего эффективное функционирование систем электронной коммерции. В условиях быстрого роста запросов потребителей в системах электронной коммерции должны стремительно развиваться не только удовлетворяющие эти запросы инновации, но и комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности - инновационная инфраструктура. При этом инновационная инфраструктура должна из сдерживающего на сегодня фактора развития превратиться в ключевой фактор инновационного развития систем электронной коммерции.

Основная проблема формирования критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции заключается в том, что на сегодняшний день не существует единой и достаточно достоверной методики определения экономической эффективности функционирования и имущественной оценки (стоимости бизнеса) систем электронной коммерции.

Дело в том, что состав показателей, который может быть рекомендован для оценки эффективности функционирования, а также стоимостной (имущественной) оценки систем электронной коммерции, существенно отличается от комплекса аналогичных групп показателей, используемых в традиционной форме торговли. Это обусловлено разнообразными организационно-экономическими и технико-тёх-нологическими особенностями, характерными для сети Интернет, в которой функционируют системы электронной коммерции.

С точки зрения традиционных видов оценки показатели оценки эффективности системы электронной коммерции условно можно разделить на три основные группы:

1) показатели оценки эффективности создания системы электронной коммерции (по сути это оценка эффективности инвестиционного проекта по разработке системы электронной коммерции);

2) показатели оценки эффективности функционирования системы электронной коммерции;

3) показатели оценки стоимости системы электронной коммерции (оценки бизнеса).

Основными показателями первой группы являются:

постоянные затраты, включая стартовые инвестиции на открытие и последующие инвестиции на развитие систем электронной коммерции;

переменные затраты - эксплуатационные расходы, связанные с обеспечением нормального постоянного функционирования системы электронной коммерции;

соотношение инвестиционных и эксплуатационных затрат для систем системы электронной коммерции;

показатели эффективности бизнес-проектов (чистая приведенная стоимость, дисконтированный срок окупаемости, внутренняя норма доходности, индекс рентабельности, модифицированная внутренняя норма доходности и др.).

Для систем электронной коммерции, которые не только в отечественной, но и в зарубежной практике в значительном проценте случа-

ев не получают на протяжении нескольких лет в результате своей коммерческой деятельности прибыль, применение общепринятых показателей, используемых для оценки эффективности бизнес-проектов является малоинформативным. Дело в том, что в условиях насыщенности рынка торговли, с одной стороны, и недостаточного доверия системам электронной коммерции, с другой, многие системы электронной коммерции реализуют такую стратегию, которая в первые годы функционирования стратегии нацелена только на то, чтобы удержаться на целевом рынке, приобрести необходимый опыт и получить доверие потребителей. Лишь после этого система электронной коммерции нацелена на получение прибыли. При этом объемы продаж у бесприбыльных систем электронной коммерции на первом этапе растут достаточно высокими темпами. Однако получаемый доход, обусловленный эффектом масштаба, полностью расходуется на текущие расходы: маркетинговые исследования рынка, рекламу, презентации новых товаров и услуг и др.

Таким образом, для оценки эффективности функционирования систем электронной коммерции, не имеющих прибыли на протяжении значительного периода времени, необходимы специальные показатели и методики расчетов. На сегодняшний день достаточно полный состав таких специальных показателей и соответствующих методик остается неразработанным.

Показатели второй группы, предназначенные для оценки результатов деятельности систем электронной коммерции, подразделяются на текущие и конечные показатели. В них текущие поступления средств соотносятся с затратами, связанными:

- с эксплуатацией технической части электронной системы;

- с оплатой труда обслуживающего персонала (операторов-программистов, операторов-товароведов и др.);

- с издержками (потерями), обусловленными недостоверностью обработки информации;

- с издержками (потерями), вызываемыми отказами в работе технической части системы и др.

С помощью показателей стоимостной оценки бизнеса (коммерции) определяется рыночная стоимость систем электронной коммерции. Эта стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, согласно которой объект оценки может быть продан на открытом рынке в условиях имеющей место конкуренции. Причем стороны действуют разумно и располагают необходимой информацией, а на величине бизнес-сделки не могут отразиться какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Необходимость определения рыночной стоимости электронного магазина может иметь место в следующих случаях:

1) приобретения покупателем готового электронного магазина или его поглощения более крупной Интернет-компанией;

2) приобретения контрольного пакета акций Интернет-компании, владеющей электронным магазином; такое решение осуществляется на основе выбора компании с наибольшей рыночной стоимостью и эффективно функционирующей на виртуальном рынке;

3) приобретения миноритарного (неконтролируемого) пакета акций в Интернет-компании с целью последующего включения в долгосрочный инвестиционный портфель;

4) приобретения миноритарного пакета акций в Интернет-компании с целью включения в краткосрочный (спекулятивный) инвестиционный портфель;

5) определения ликвидационной стоимости электронного магазина (она рассчитывается в тех случаях, когда действующая система электронной коммерции должна прекратить свое существование или предполагается, что она переходит в иное организационно-правовое состояние).

Оценка стоимости систем электронной коммерции профессиональными экспертами включает в себя три взаимодополняющие составляющие:

- оценку будущей экономической выгоды (объема прибыли) от владения соответствующим электронным магазином;

- оценку рейтингового места на фондовом рынке компании, которая владеет данным электронным магазином;

- стоимостную оценку материально-технической и технологической базы электронного магазина.

В основу формирования критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции были положены принципы учета функциональных, эксплуатационных и ценовых показателей, а также их динамики.

Комплексный критерий эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции в работе предложен в виде:

ко = ка- к в к

(1)

где К - групповой критерий функциональной эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, определяемый из соотношения:

1

я,

Jo

S

1

/ A \ AQfl

A Q

я

- S

f,

(2)

где 0 / , 0/0 - фактическое и эталонное значение функциональных возможностей ]-ой составляющей инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции соответственно в момент времени 0 (базовый период);

5у, $у - коэффициенты сбалансированности функциональных возможностей инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции по статическим и динамическим показателям соответственно;

ДQ^ - фактическое изменение функциональных возможностей ]-ой составляющей инновационной инфраструктуры си-

стем электронной коммерции и изменение рыночных требований к системам электронной коммерции к моменту времени 1 (отчетный период);

- значимость ]-ой составляющей функциональных возможностей инновационной инфраструктуры систем электронной ком-

мерции в моменты времени 0 и 1 соответственно, определяемые из соотношения

1я,=1

К 2 - групповой критерий эксплуатационной эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, определяемый из соотношения:

к 2 = п • КС • КВ • К^, (3)

где к 2н - критерий эксплуатационной надежности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, определяемый

Е,

из соотношения:

K

2 н

(4)

где Е/ - эксплуатационная надежность, обеспечиваемая исследуемой инновационной инфраструктурой систем электронной коммерции,

где Е/ - эксплуатационная надежность, обеспечиваемая эталонной инновационной инфраструктурой систем электронной коммерции,

К 2с - критерий совместимости инновационной инфраструктуры рассматриваемой модели системы электронной коммерции (табл.2) с другими взаимосвязанными моделями, определяемый из соотношения:

K 2с =П AJ'

d

(5)

где - коэффициент совместимости инновационной инфраструктуры рассматриваемой модели системы электронной коммерции с ^ой взаимосвязанной моделью электронной коммерции;

- весомость взаимосвязи рассматриваемой модели системы электронной коммерции с ^ой взаимосвязанной моделью электронной коммерции;

К 2в - критерий временной глубины инновационного развития исследуемой системы электронной коммерции, обеспечиваемой оцениваемой инновационной инфраструктурой, определяемый из соотношения:

K 2в =

' Tp - Tf Л A Tf

(6)

где Т - потенциал инновационной инфраструктуры исследуемой системы электронной коммерции,

Та - фактический уровень использования инновационной инфраструктуры исследуемой системы электронной коммерции;

АТ

/ - годовой темп роста использования потенциал инновационной инфраструктуры исследуемой системой электронной коммер-

ции;

к 2 м - критерий оценки возможностей наращивания обслуживаемого системой электронной коммерции сегмента рынка, определяе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мыи из соотношения:

fWp - w/

AW,

f

(7)

V ' У

где Wp - потенциальная емкость сегмента рынка, который способна обслужить рассматриваемая система электронной коммерции при использовании исследуемой инновационной инфраструктуры;

Wf - фактическая емкость сегмента рынка, обслуживаемого рассматриваемой системой электронной коммерции при использовании исследуемой инновационной инфраструктуры;

- годовой темп роста использования емкости сегмента рынка, обслуживаемого рассматриваемой системой электронной коммерции при использовании исследуемой инновационной инфраструктуры.

(р~1, (р2, (ръ, Ф4 - весовые коэффициенты значимости эксплуатационной надежности, совместимости, временной глубины инновационного развития и возможностей наращивания обслуживаемого системой электронной коммерции сегмента рынка при использовании

исследуемой инновационной инфраструктуры, соответственно, отвечающие условию: ф1 + ф2 + фЭ + <?4 - 1 ;

к3 - групповой критерий экономической эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, опреде-

ляемыи из соотношения:

Къ =

С

\£1

R

\£2 /

g

R

AROI

\£3

f

AROI

(8)

где С , С е - стоимость создания исследуемой (фактической) и эталонной инновационной инфраструктуры систем электронной

коммерции соответственно;

, К - рентабельность эксплуатации исследуемой (фактической) и эталонной инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции соответственно;

ДЯО!/, ДЯО!е - динамика возврата инвестиций при использовании исследуемой (фактической) и эталонной инновационной

инфраструктуры систем электронной коммерции соответственно.

Таким образом, предложенный комплексный критерий эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции учитывает функциональные, эксплуатационные и стоимостные характеристики в статике и динамике, с одной стороны, а также сбалансированность развития элементов инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, с другой стороны.

Литература:

1. Кобелев О.А. Электронная коммерция. - М.: Дашков и К, 2012.

2. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции. Горячая линия-Телеком, Москва, 2007.

3. Electronic Commerce, Gary Schneide, Course Technology, 2008.

4. Electronic Commerce: Theory and Practice (Studies in Computational Intelligence), Makoto Yokoo, Springer, 2008.

5. Ахромов Я.В. Системы электронной коммерции: Учебное пособие для вузов. - М.: Оникс, 2007.

6. Сибирская Е.В., Старцева О.А. Электронная коммерция. - М.: Форум, 2008.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Герасимов П.С., аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье рассмотрено краткосрочное прогнозирование параметров инвестиционного потенциала промышленного предприятия при осуществлении инновационной деятельности с использованием метода «уровень-тренд», отражающего специфику поведения внутренних и внешних инвестиционных потоков приборостроительного производства.

Ключевые слова: краткосрочное прогнозирование, инвестиционный потенциал, инновационная деятельность, инновационный проект, инвестиционные потоки, метод «УиТ».

PREDICTION OF PARAMETERS OF THE INVESTMENT POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN IMPLEMENTING INNOVATION

Gerasimov P., the post-graduate student, Institute of the world economy and information

The paper considers the short-term forecasting parameters of the investment potential of industrial enterprises in the implementation of innovation using the “level-trend”, reflecting the specific behavior of domestic and foreign investment flows instrument-production.

Keywords: short-term forecasting, investment potential, innovation, innovation project, investment flows, the method of “L-T”

Процесс формирования инвестиционного потенциала промышленного предприятия при осуществлении инновационной деятельности состоит из четырех этапов:

- формирование нефинансового инвестиционного ресурса как меры инвестиционных возможностей объекта инвестирования;

- формирование инвестиционной привлекательности как функции инвестиционного потенциала объекта инвестирования;

- формирование инвестиционных потоков как потенциала для выполнения инновационного проекта;

- потенциал выполненного инновационного проекта, предназначенный для расчета с инвестором и пополнения израсходованных ресурсов.

В результате выполнения инвестиционного процесса на каждом из его этапов образуется свой инвестиционный потенциал, это: инвестиционный потенциал ресурса; инвестиционный потенциал объекта инвестирования; инвестиционный поток для инновационного проекта; инвестиционный потенциал реального инновационного объекта.

В условиях отсутствия внешних инвестиционных ресурсов, т.е. в условиях самофинансирования, инвестиционный процесс подразделяется на три этапа: формирование инвестиционных ресурсов; формирование инвестиционных потоков; формирование ресурсов возврата заемных средств и пополнения израсходованных ресурсов, и соответствует этапам оборачиваемости инвестиционного капитала предприятия в традиционном его понимании [1].

Изменение основных экономических показателей промышленного предприятия меняет характеристики его инвестиционного потенциала, который напрямую влияет на параметры инвестиционных потоков, формирующих мощности инновационного проекта в режиме реального времени. Тогда прогнозирование инвести-

ционного потенциала промышленного предприятия является важнейшей задачей при осуществлении инновационной деятельности в условиях дефицита внешних инвестиционных ресурсов.

Необходимость в прогнозировании заключается в том, что нежелательные возмущающие воздействия внешней среды могут быть парированы за счет естественного роста инвестиционного потенциала компании. В случае если роста инвестиционного потенциала будет недостаточно, тогда необходимо прибегнуть к методам управления этим потенциалом с целью отслеживания отрицательных тенденций незапланированного роста расходов в ходе создания инновационного проекта.

Рассмотрим краткосрочное прогнозирование величины инвестиционного потенциала промышленного предприятия, как наиболее достоверное в периоде от квартала до полугода. Прогнозный анализ проведён на базе общей статистической и инвестиционной отчетности головного предприятия приборостроительной компании за 2010-2012 г.г. с целью определения прогнозного значения инвестиционного потенциала на начало 2013 года. Исследуемые материалы включают в себя: доход, суммарный расход, в том числе и на материалы, общехозяйственные расходы, заработную плату и капитальные вложения, отражающие текущую хозяйственную деятельность компании по календарным месяцам.

Инвестиционная отчетность предприятия включает в себя:

- НИОКР, отражающие величину внутреннего инвестиционного потока, направленного на создание и поддержание инновационного продукта.

- лицензионные отчисления представляющие собой первую часть внешнего относительного головного предприятия инвестиционного потока, направленного на создание инновационного производства. Этот поток отражает величины, выведенные из внутрен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.