Научная статья на тему 'Формирование креативности у детей дошкольного возраста (4-7 лет)'

Формирование креативности у детей дошкольного возраста (4-7 лет) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6770
1031
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / КОМБИНАТОРНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сечко С. Я.

В статье раскрывается актуальность формирования креативности у детей дошкольного возраста, значимость создания определенных условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка. При рассмотрении некоторых теоретических аспектов проблемы формулируются задачи, которые необходимо решать в процессе формирования креативности, и намечаются пути решения этих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование креативности у детей дошкольного возраста (4-7 лет)»

УДК 37.025 ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4—7 ЛЕТ) С.Я. Сечко, аспирант,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье раскрывается актуальность формирования креативности у детей дошкольного возраста, значимость создания определенных условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка. При рассмотрении некоторых теоретических аспектов проблемы формулируются задачи, которые необходимо решать в процессе формирования креативности, и намечаются пути решения этих задач.

Ключевые слова: креативность, воображение, творческая активность,

развивающая среда, комбинаторные навыки.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В современной педагогике и психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка, причем приоритетной признается направленность на развитие личности, талантов, креативности и способностей ребенка. В Конвенции о правах ребенка сформулирована значимость реализации индивидуальности формирующейся личности. Обеспечить учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания можно при дифференцированном подходе и использовании развивающих программ, адресованных различным группам детей. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности, стимулирует рост интереса к проблеме креативности в детском возрасте.

Рассматривая креативность как способность к творчеству, способность нестандартно, неформально мыслить и соответственно также действовать, следует обратить свое внимание на проблему развития воображения. Указанный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности человека, его поведения в целом и его умственного развития.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д,Б. Эльконина и др., воображение является не только предпосылкой эффективного усвоения новых знаний, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях развития креативности (Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин,

О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин).

Большинство существующих в настоящее время программ и моделей обучения и развития детей ориентированы преимущественно на когнитивное и интеллектуальное развитие. А сложившаяся в предыдущие годы практика общественного воспитания детей дошкольного возраста вообще не предусматривала возможности развития творческих возможностей ребенка как специальную задачу. Решить эту задачу возможно, рассматривая креативность как значимый фактор личностного развития ребенка. Наметить пути решения данной проблемы позволяет целый ряд исследований отечественных психологов, раскрывающих существенные закономерности психического и личностного развития. Так, следует указать труды Л.С. Выготского, работы А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и другие, развивающие деятельностный подход, работы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др., в которых детально раскрываются механизмы развивающей учебной деятельности; исследования одаренности в работах A.M. Матюшкина, Е.Л. Яковлевой, Н.Б. Шумаковой, Е.С. Беловой, Е.И. Щеблановой, B.C. Юркевич.

Все это обусловливает актуальность изучения условий и путей формирования креативности у детей дошкольного возраста.

Обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных основ для его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения и проявление креативности в различных видах деятельности, например, в игре или решении дидактической задачи.

Однако для развития креативности важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. Предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и особого обеспечения

пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Последнее играет решающую роль при формировании креативного мышления и может быть обеспечено за счет введения в окружающую среду предметов малоизвестных и неспецифичных, которые можно использовать по-разному в зависимости от обстоятельств. Неспецифичные предметы легко могут быть включены в игру детей, когда нужно что-то угадать, вообразить, дополнить.

Существенное значение в развитии креативности имеет речь. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точными сочетаниями реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ему возможность свободно обращаться в сфере предметных отношений и придавать им личностный смысл и обобщенный характер.

Благодаря развитию речи, а в связи с этим и развитию понятийного мышления, воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления.

Навыки речевого общения детей друг с другом формируются в игре, которая на данном этапе является ведущей деятельностью. Игра является формой творческого отображения ребенком действительности, т.к. в ней, по мнению А.А. Люблинской (1971), «в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой действительности». Сюжетно-ролевая игра, в которой предусматривается принятие ребенком на себя определенной роли, моделирование с нею своего поведения в различных возможных ситуациях, использование предметов заместителей, адекватных принятой роли, выступает в качестве необходимого условия для формирования креативности у дошкольника.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволили нам выделить следующие основные критерии креативности:

• оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

• гибкость - способность предложить новое использование для известного объекта;

• быстрота - способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

• вариативность - умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Стремление к самостоятельному творчеству, по данным общей психологии, появляется у детей в возрасте 5--6 лет. В этом возрасте, уже усвоив основные образцы поведения и деятельности, ребенок может относительно свободно оперировать ими, отходя от усвоенных стандартов, комбинируя их при построении продуктов воображения. Однако в целом, несмотря на свою наглядность, образы воображения у дошкольников еще недостаточно управляемы и контролируемы.

Задача педагогов-психологов -- помочь ребенку развить данный психический процесс (воображение), дать толчок к развитию творческого потенциала и как следствие возможности принятия креативных решений в любых жизненных ситуациях. Развитие воображения -- не причина, а результат овладения игровой, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности.

С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности - игры, труда, учения и общения, т.е. деятельность есть основной способ существования психики (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.). Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-практической.

Рисование, конструирование, лепка, моделирование, а также такие виды детской деятельности, как игры, драматизация могут быть успешно использованы в развитии креативности у дошкольников.

Таким образом, при формировании креативного мышления необходимо решать следующие частные задачи:

1. Обогащать эмоционально-чувственный опыт детей, увеличивая объем их представлений об окружающей действительности, расширяя кругозор.

2. Развивать речь детей, образность выражений, обогащать словарный запас.

3. Развивать у детей способность к переконструированию, комбинированию элементов опыта (т.е. комбинаторных навыков). Особое внимание следует уделять формированию у детей такой операции, как реконструкция на базе «включения», позволяющей вариативно использовать один и тот же элемент для создания различных образов.

4. Обустраивать определенным образом развивающую среду. Создавать условия для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных

ситуаций, постановки логических задач, имеющих неоднозначные решения.

стр. 112 из 131

Решая поставленные задачи в процессе формирования креативности у дошкольников, мы использовали различные методики, апробировали различные программы.

В нашем ДОУ (дошкольном общеобразовательном учреждении) создается эмоционально насыщенная атмосфера в процессе обучения, содержание занятий и других форм обучения педагоги наполняют сказочными и игровыми сюжетами и персонажами, собственными импровизациями, фронтальные формы сочетаются с подгрупповыми и индивидуальными формами работы с детьми. Это позволяет решать задачи развития креативности детей.

За последние годы мы апробировали несколько программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения, среди которых следует выделить программы, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития креативности детей дошкольного возраста. К ним относятся, на наш взгляд, такие программы, как «Развитие» (под ред. Л. А. Венгера), «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Детство» (под ред. В. И. Логиновой и Т. И. Бабаевой), «Золотой ключик» (под ред. Г. Г. Кравцова), «Рекорд - старт» (разработанная коллективом Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО под руководством В.Т. Кудрявцева) и др. Они различны по характеру представленного в них содержания, общим для этих программ является то, что достижение заявленных в них целей образования возможно лишь в том случае, если педагог дошкольного образовательного учреждения способен к личностноориентированному взаимодействию с ребенком в процессе обучения и воспитания.

Наглядно проследить поэтапное развитие творческого воображения ребенка и как следствие формирование креативного мышления можно, рассмотрев комплекс заданий на плоскостное конструирование.

Учащиеся выполняют задания, которые могут быть решены только действием «включения» (тест-фигура не является основой композиции, а «включается» в качестве мелкой второстепенной задачи).

Дети должны построить по чертежу из деталей конструктора определенную фигуру, а затем из оставшихся деталей -- другую фигуру. Задания составляются таким образом, что при конструировании второго объекта ребенку не хватает деталей, следовательно, он должен взять (вычленить) их из первоначально построенной конструкции и вторично использовать в работе. Таким образом, одна и та же деталь используется дважды при создании разных фигур (рис. 1).

стр. 113 из 131 По мере овладения учащимися умением

самостоятельно выделять детали в объектах и свободно оперировать ими, включая их в другие конструкции, можно перейти к другому типу

Рис. 1. Пример задания на конструирование заданий.

Конструирование по типу дидактических игр «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебная мозаика» и пр.

Здесь также предусматривается конструктивная деятельность с использованием конкретного для каждой задачи набора деталей.

В качестве конструктивного материала можно использовать следующие комплекты деталей:

1) два комплекта картонных деталей, полученных путем разрезания квадратов;

2) комплект картонных полукругов различной величины;

3) набор деталей, включающий элементы двух предыдущих комплектов.

Детям предлагают сложить из отдельных элементов определенные фигуры по словесной инструкции, т.е. отсутствует образец. Ребенок должен представить будущий объект, подвергнуть его анализу, сопоставляя с набором имеющихся деталей, определить при этом, какая деталь может выступать в качестве заместителя отдельных частей создаваемого объекта. Только после этого он может приступить к синтезу элементов в целостное предметное изображение. Подобные задания не только формируют у детей умение свободно оперировать пространственными образами, но и способствуют образной антиципации (предвидению) промежуточных и конечных результатов действия, что имеет огромное значение для развития воображения. Для каждого конкретного задания предусматривается определенное сочетание элементов первого и второго комплектов.

Все предложенные для воссоздания объекты должны быть хорошо знакомы детям. Они складывают изображения 15 предметов, начиная с простых (гриб, кораблик, домик) и заканчивая более сложными (насекомые, животные, человек и пр.).

Все варианты закрепляются в конструктивной деятельности, т.е. у детей постепенно формируется очень важная для развития творческого воображения способность - включать объект в различные контексты, строить развернутые композиции в соответствии с воображаемым сюжетом на основе использования отдельных элементов

(«сюжетное конструирование»). И если сначала сюжетные композиции создаются детьми при помощи наводящих вопросов, то в дальнейшем необходимость таких вопросов не возникает. Поняв подобный способ конструирования, дети начинают самостоятельно выполнять предлагаемые задания, результатом чего является множество интересных оригинальных изображений.

После того, как дети приобретают опыт организации конструктивной и изобразительной деятельности, в работе детей можно заметить появление легкости манипулирования конструктивным материалом, разработку сюжетных композиций, изображение объектов в динамике. Кроме того, повышается поисковая активность. Сконструировав один объект, дети пытаются найти различные варианты его исполнения: изменяют пространственное расположение деталей, производят замену одних элементов другими, отличающимися по форме и размеру, т.е. пытаются подобрать решение, более соответствующее их представлениям о структуре объекта, его характерных особенностях и функциональном назначении. По сути дела, в таком многократном изменении элементов конструкции проявляется комбинирующая деятельность воображения.

Успехи детей при выполнении ими конструктивных задач на предметнодейственном уровне позволяют перейти к более сложным заданиям, например, заданиям на образном уровне. Детям предлагают задания по тестам на креативность Д. Гилфорда (в модификации В.М. Сорокина), моделирующие деятельность воображения преимущественно на образном уровне. Суть заданий состоит в следующем.

Даны графические изображения четырех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция). Используя их многократно, с изменением размера и пространственноого положения, нужно составить из них и нарисовать 10 предметов (корабль, ракета, самолет и т.д.). Обучение решению подобного рода задач способствует формированию у детей умения осуществлять все операции по переструктурированию элементов во внутреннем плане, а не на уровне предметных манипуляций.

При выполнении заданий этого типа детям также приходится осуществлять сложную аналитико-синтетическую деятельность:

:п

Рис. 2. Примеры выполнения задания

первоначальный анализ объекта, подлежащего воссозданию; соотнесение его структурных элементов с набором заданных фигур; определение возможных вариантов их использования в качестве деталей будущего объекта и, наконец, синтез их в целостное изображение. При этом продолжается работа по формированию у детей комбинаторных механизмов воображения, операции включения, осуществляющейся здесь на уровне внутреннего образа, ибо внешние опоры сведены до минимума (графические изображения). Оперирование образами во внутреннем плане позволяет создавать различные их комбинации, находить множество вариантов решения, что выражается в создании учащимися нескольких изображений каждого из предлагаемых объектов (рис.

2). Причем геометрические фигуры всякий раз выступают в новом функциональном значении, заменяя собой различные части одного и того же объекта.

В процессе решения подобных заданий дети демонстрируют сложившиеся навыки сюжетного конструирования, а в какой-либо предметной среде, т.е. наблюдается перенос навыков, сформированных на предшествующих занятиях, в новые условия. Это является важным показателем развития у детей операциональных компонентов воображения, повышения его пластичности, гибкости, развития креативности.

На последующих занятиях детям предлагают создать из заданных геометрических фигур любые объекты по желанию. Они рисуют не только хорошо знакомые им по предыдущим занятиям предметы, но и совершенно новые объекты, как реальные, так и фантастические. Таким образом, у всех учащихся в процессе специального обучения формируются общие принципы решения творческих конструктивных задач, вырабатываются навыки креативного мышления.

Литература

1. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М., 1968.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1954.

4. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

стр. 116 из 131

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 1988. № 6.

7. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. Что можно сделать из квадрата? // Вопросы психологии. 1981. № 6.

8. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1987. № 1.

9. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей // Дошкольное воспитание. 1971. № 2.

10. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4

11. Мануйленко З.В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в игре // Дошкольное воспитание. 1953. № 7.

12. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. М., 1999.

13. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.