Сегодня вполне ясным является факт, что сформировать платформу для качественного подъема в экономике без оздоровления и развития реального сектора экономики просто невозможно. Этому должна способствовать промышленная политика, четко сформулированная и оформленная в виде конкретных инструментов. Составной частью такой политики должны быть меры финансового характера, создающие режим наибольшего благоприятствования для наиболее передовых и высокоразвитых предприятий.
список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Доклад о промышленной политике Российской Федерации. Материалы Комитета по промышленной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ (www.prompolit.ru/90976 по состоянию на 18.12.2007).
3. Генкин А. Правила борьбы с рейдерами // Harvard Business Review Россия. 2006. № 9. С. 44-55.
4. Глушенкова М., Чувиляев П. Дело промпартии // Журнал «Деньги». 2007. № 50 С. 20-24
УДК 658 (082)
формирование корпоративной культуры как маркетинговая задача
В. Р. УСОВ, Ю. М. ШАБАНОВ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра менеджмента и экономических теорий
В статье рассматриваются вопросы практического реформирования корпоративной культуры на этапе разработки проектных установок и ценностных ориентаций стейкхолдерами компании. Приводятся проектные матрицы и анкетные формы коллективной работы, даётся характеристика этапов внедрения.
«Лидерами рынка станут компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой»
Йеспер Кунде.
Формирование корпоративной культуры становится сегодня одной из актуальнейших тем корпоративного развития [1, 2].
В предыдущей нашей публикации [3] мы рассматривали опыт постановки процесса реформирования корпоративной культуры на предприятии, описываются методологические ошибки менеджмента, стадии и технологии реформирования.
Настоящая статья является логическим продолжением этого исследования и посвящена вопросам практического внедрения данной методики.
Авторами был проведён анализ корпоративной культуры в одном из производственных предприятий г. Пензы (ЗАО «Пензенская макаронная фабрика»). Предприятие работает стабильно, успешно. Тем не менее руководство предприятия решило уделить особое внимание вопросу формирования корпоративной культуры. После нескольких предваряющих встреч была предложена, а затем и отработана практически, трехступенчатая технология решения поставленной задачи.
Первая ступень «Постановка задачи»: работа велась с 7 сотрудниками административного аппарата, в том числе и с генеральным директором.
После короткого обсуждения был определен и тип корпоративной культуры, предпочтения по которому, прежде всего, высказало руководство предприятия: рыночный тип (корпоративная культура, ориентированная на конечный результат, на прибыль). Сотрудникам было предложено оценить сложившуюся корпоративную культуру в их организации, сформулировать ценностные ориентации предприятия прошлых лет и по состоянию на сегодняшний день. Для
этого каждому из них были предложены 3 формы для заполнения.
В 1 форме представлены различные типы носителей корпоративных культур. Сотрудникам было предложено оценить их с точки зрения позитивных и негативных установок, сложившихся на их предприятии по отношению к данным носителям. данная форма позволила выявить общее представление опрашиваемых о сложившейся корпоративной культуре на фирме. далее следовало определение ценностей, властвующих в организации - как ценностей прошлых лет, так и современных ценностей.
Форма 2 представляет собой шкалу ценностных ориентаций прошлых лет. В работе приняло участие 20 человек (был применён принцип умножения усилий: каждый из 7 участников предыдущей сессии должен был пригласить на вторую сессию двоих коллег, которые, по его мнению, наиболее удовлетворяли условиям проекта). Сотрудники оценивали степень сохраняемости той или иной ценности в баллах от 0 до 5.
Форма 3 - это шкала желаемых современных ценностных ориентаций фирмы. Сотрудники оценивали степень наличия той или иной степени в баллах от 0 до 5.
Совместно с руководством фирмы были поставлены следующие задачи: по специальному алгоритму нужно было проанализировать практически всю жизнедеятельность компании и договориться, что следует сохранять, а что менять. По поводу того, что реформаторы хотели бы изменить, были выработаны так называемые проектные установки. Всё это обсуждалось и вызывало немало споров у участников процесса обсуждения.
Форма 1
Характеристика сложившейся корпоративной культуры ЗАО «Пензенская макаронная фабрика»
№ Носители корпоративной культуры Позитивные установки (традиции, стереотипы, привычки, представления) Негативные установки (традиции, стереотипы, привычки, представления)
1 Продукт/услуги фирмы Не требует больших затрат для приготовления; Изготавливается по итальянской технологии; Богатый пищевой продукт Основной конкурент - картофель
2 Фирменный стиль, бренд Бренд «Макарола»: красивое звучание и красочное изображение Мало известен по сравнению с иностранными брендами
3 Рекламно-презентационные материалы Используется реклама в торговых точках, на радио, на телевидении, у клиентов в других регионах Реклама довольно дорога
4 Производственная среда -территория Удобное расположение в центре города Сложные подъездные пути; Отдалённость от ж/д путей
5 Производственная среда -офисы Офисы оснащены современной компьютерной техникой; во всех офисах сделан современный ремонт Не в полной мере соответствует санитарно-климатическим нормам
6 Производственная среда -цеха Персонал производства обеспечен хорошими производственными помещениями Нет столовой
7 Производственная среда -оборудование, станки Хорошо зарекомендовавшее себя импортное оборудование Оборудование не отличается высокой производительностью
8 Отношения лидера с персоналом Взаимопонимание есть Недостаточно учитывает мнение коллектива о размере заработной платы
9 Отношения между руководителями отделов Отношения соответствуют деловому регламенту Мало заинтересованы в достижении конечных результатов
10 Отношения между сотрудниками Отношения соответствуют трудовому режиму и регламенту Имеют место излишний формализм и бюрократизм
11 Отношения с клиентами В целом удовлетворительные Имеют место срывы сроков оплаты товара
12 Отношение к кандидатам на работу Отношение доброжелательное, зависит от персональных знаний и образования Недостаточный уровень диагностики при приёме на работу
13 Отношение к конкурентам Конкуренты известны Отношения сложные: нет договорённости по поводу дележа рынков сбыта
14 Отношение к нововведениям Нововведения поощряются Трудность внедрения нововведений
15 Неформальные отношения на работе Оказывается помощь в личных проблемах, совместно отмечаются юбилейные даты, оказывается помощь при болезни Немного не соответствуют современным условиям жизни
16 Корпоративные мероприятия Имеют место общие выезды на природу, посещение бассейна, отмечаются различные праздники и знаменательные даты Мероприятия устраиваются редко
Форма 2
Шкала ценностных ориентаций прошлых лет ЗАО «Пензенская макаронная фабрика»
№ Ценности прошлых лет Степень сохраняемости ценностей сегодня
0 4 5
1 Производственная ориентация
2 Строгая иерархия
3 Властный стиль
4 Режимность, дисциплина
5 Послушание, покорность
6 Негласное соперничество
7 Уравниловка
8 Информационная закрытость
9 Борьба с карьеризмом
10 Чиновничья бюрократия
11 Блат, родственное лобби
12 Невостребованность инноваций
13 Неактуальность творческих подходов
14 Порицание неформальных отношений (официоз)
15 Терпимость, многожильность
16 Стандартность решений
17 Сиюминутность, узковедомственность
18 Самобытность, самодеятельность
19 Компетентность как квалификация
20 Исполнительность как копирование
Форма 3
Шкала желаемых современных ценностных ориентаций ЗАО «Пензенская макаронная фабрика»
№ Современные ценности Степень наличия же
0
1 Маркетинговая ориентация
2 Проектный подход
3 Демократия
4 Гибкость рабочего графика
5 Лояльность
6 Внутренняя конкуренция
7 Дифференцированный подход
8 Информированность
9 Раскрытие личности, управление карьерой
10 Оперативность управленческих решений 1
11 Командность
12 Инновационность
13 Творческое мышление
14 Свободная форма отношений
15 Открытость, продуктивность
16 Неординарность, эксклюзивность решений
17 Системность в работе 1
18 Технологичность менеджмента
19 Компетентность как самостоятельность
20 Обучаемость
Вторая ступень «корректировка проектных установок»: корректировка и утверждение всем составом участников намеченных проектных установок. На этом этапе нужно было договориться о механизме внедрения и принять проект общекорпоративных мероприятий по реформированию корпоративной культуры.
Третья ступень «координация»: координационное совещание всего оперативного менеджмента компании (32 человека) с одним вопросом - рассмотрение
и принятие сводного плана мероприятий по проекту реформирования корпоративной культуры.
Стоит отметить, что все участники не только глубоко прочувствовали масштабность, грандиозность, системность и ответственность в решении поставленной задачи, но и единогласно приняли план мероприятий по реализации проекта с персональной ответственностью за каждый раздел плана (в статье не приводится).
В настоящее время проект находится в стадии реализации (форма 4).
Форма 4
Проект реформирования корпоративной культуры ЗАО «Пензенская макаронная фабрика»
№ Носители корпоративной культуры Проектируемые установки (какое должно быть мнение в коллективе) Возможные формы реализации
1 2 3 4
1. Продукт/услуги фирмы (приоритет №1) Мы добиваемся лидерства в производстве продукта на российском рынке 1. Ввести постоянное маркетинговое планирование, в том числе долговременное. 2. Разработать новые технологии изготовления продукции
2. Фирменный стиль, бренд (приоритет №3) Мы гордимся своим предприятием, знаем все элементы нашего фирменного стиля. Наш фирменный стиль хорошо разработан, всем известен, понятен, узнаваем. Мы с гордостью его пропагандируем 1. Усилить отдел маркетинга. 2. Разработать стратегию развития бренда
3. Рекламно-презентационные материалы Наши рекламно-презентационные материалы актуальны, отражают фирменный стиль, доступны и для сотрудников компании, и для контрагентов 1. Организовывать презентации новых рекламных материалов сотрудникам предприятия. 2. Усилить акцент на проведении рекламных акций в торговых точках, на радио и телевидении
4. Корпоративная среда -территория Наша территория занимает очень выгодное положение в городе. Присутствуют элементы фирменного стиля 1. Разработать в ближайшее время и презентовать план обустройства территории на определенный срок. 2. Ввести форму отчетности за состояние фирменного стиля территории
5. Административ -ная среда -офисы В наших офисах созданы все необходимые условия для работы 1. Аттестовать рабочие места. 2. Разработать план ремонта помещений и оснащения рабочих мест
6. Производственная среда -цеха У нас есть современный цех, позволяющий нам производить конкурентоспособную продукцию. Хотим создать более комфортные условия для персонала 1. Ввести в строй новую столовую
7. Технологическая среда -оборудование, станки. У нас хорошее оборудование и технологии, обученный персонал, довольно высокая культура производства 1. Оснастить производство необходимым оборудованием. 2. Переработать положение о культуре производства. 3. Проводить спец. тренинги. 4. Разработать программу адаптации «стажер»
8. Отношения лидера с персоналом Наш директор - современный грамотный руководитель, поддерживающий инновации 1. Публикации статей лидера во внутренних и внешних СМИ
1 2 3 4
9. Отношения между руководителями отделов И корпоративные, и личные цели мы достигаем всегда вместе. Хотим развить большую ориентацию на конечные результаты 1. Разработать систему оплаты, при которой зарплата руководителей подразделений зависит, в том числе и от совокупного конечного результата. 2. Постоянно повышать квалификацию руководителей подразделений в области профессионального взаимодействия. 3. Формировать корпоративную культуру
10. Отношения между сотрудниками (приоритет №2) У нас работают специалисты, лояльные к предприятию, могущие и любящие соревноваться. У нас нет дедовщины и чинушества - есть нормальная работа 1. Придумать и внедрить систему создания конкурентных преимуществ на рынке труда. 2. Провести полноценный кадровый аудит. 3. Активно формировать лояльность к предприятию в специальных акциях
11. Отношения с клиентами У нас крепкие партнерские отношения с нашими клиентами, мы знаем и уважаем их работу 1. Исследовать проблемы клиентов в выбранных отраслях в рамках наших профессиональных компетенций. 2. Разработать и внедрить элементы системы менеджмента качеством на весь жизненный цикл изделия
12. Отношение к кандидатам на работу Мы открыты для контактов: вы нужны нам, чтобы изготавливать продукцию высокого класса, мы нужны Вам, чтобы вы имели стабильную хорошо оплачиваемую работу 1. Создать конкурентные преимущества на рынке труда. 2. Развивать партнерские отношения между администрацией и персоналом. 3. Совершенствовать технологии привлечения и отбора персонала. 4. Формировать позитивный имидж на рынке труда
13. Отношение к конкурентам «На войне как на войне» 1. Ввести практику регулярных анализов сильных и слабых сторон конкурентов. 2. На основании проведенного анализа разрабатывать и проводить мероприятия. 3. Заимствовать и использовать сильные стороны
14. Отношение к нововведениям (приоритет №4) Мы хотим и готовы меняться 1. Обучить проведению и внедрению инноваций. 2. Мотивировать к инновациям. 3. Применять технологии проведения изменений в организации
15. Неформальные отношения на работе Дружба дружбой, а служба службой: у нас не поощряется панибратство и фамильярность 1. Личный пример руководства. 2. Активное обучение МИД-менеджмента деловой этике
16. Корпоративные мероприятия Корпоративные мероприятия всегда хорошо организованы и помогают нам лучше понимать друг друга, добиваться высоких результатов в работе 1. Составить план мероприятий на год с целями, как мероприятия, так и года. 2. Формировать творческие группы по подготовке мероприятий. 3. Ознакомить всех сотрудников с планом корпоративных мероприятий на год
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кунде Й. Корпоративная религия // Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2002. 272 с.
2. Стадник А. Интеграция корпоративных культур // Управление компанией. 2004. № 3. С. 69.
3. Усов В. Р., Французова С. В. Опыт реформирования корпоративной культуры научно-производственного предприятия // известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2006. №2 (6). С. 62-63.