Научная статья на тему 'Формирование концепции инновационного развития экономики с позиций практико-ориентированного подхода'

Формирование концепции инновационного развития экономики с позиций практико-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА. / PRACTICAL FOCUSED APPROACH / CONCEPT / INNOVATIONS / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Чекулина Татьяна Александровна

В статье изучены основы практико-ориентированного подхода к обеспечению инновационного развития России, пересмотрены ключевые направления и инструментарий их достижения, сформулированы ключевые принципы, которые необходимо использовать при формировании данной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONCEPT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMICS FROM POSITIONS OF PRACTICAL FOCUSED APPROACH

The article studies the bases of the practical focused approach to maintenance of innovative development of Russia, reconsiders the key directions and toolkit of their achievement, formulates key principles which are necessary for using at formation of the given concept.

Текст научной работы на тему «Формирование концепции инновационного развития экономики с позиций практико-ориентированного подхода»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

УДК 33

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ С ПОЗИЦИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

© Владислав Михайлович ЮРЬЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, ректор, e-mail: rector@tsu.tmb.ru

© Татьяна Александровна ЧЕКУЛИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru

В статье изучены основы практико-ориентированного подхода к обеспечению инновационного развития России, пересмотрены ключевые направления и инструментарий их достижения, сформулированы ключевые принципы, которые необходимо использовать при формировании данной концепции.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход; концепция; инновации; инновационная экономика.

Инновациям в современном мире уделяется много внимания, часто они рассматриваются как фактор повышения эффективности производства. Развитие региональной экономики должно быть основано на непрерывном инновационном процессе [1]. При этом учитывается то, что инновации должны быть сопряжены с инвестиционной политикой государства, направленной на укрепление, прежде всего, материально-технической базы предприятий, ориентированных на выпуск импортозамещающей продукции [2]. В качестве критерия оценки эффективности инноваций целесообразно рассматривать активность инновационной деятельности в зависимости от прибыли предприятия, которая будет достигаться за счет использования инновационного потенциала производства [3]. Существует несколько подходов к формированию концепции инновационного развития экономики, например, четко ориентированная практическая деятельность является одним из важнейших условий перевода ценностей в инновационный план.

Современная экономика, которую называют информационной экономикой или экономикой знаний, ориентирована на иннова-

ции, является основой устойчивого экономического развития передовых стран, характеризуется системой взаимоотношений между наукой, промышленностью и государством, в рамках которых осуществляется их эффективное взаимодействие.

Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции практико-ориентированный подход необходим как основа формирования концепции инновационного развития экономики. На мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной. Необходимо существование во всех регионах инновационно-технологических центров, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности «под ключ».

Инновационная экономика должна преимущественно развиваться не путем вовле-

чения старых, а путем создания новых производственных мощностей, содействуя обновлению основных фондов. Для того чтобы система начала эффективно действовать, нужно больше, чем знание, инновации должны восприниматься не как цель развития, а как инструмент формирования концепции инновационного развития экономики. Для этого необходимо базироваться на новом мышлении, новом мироощущении. Однако на решение данных принципиально важных задач необходимо привлечение немалой суммы инвестиций.

Сложившаяся в России модель инвестиционной деятельности характеризуется неэффективностью и примитивностью. Ни фондовый рынок, ни банковская система в полном объеме не выполняют своих задач по аккумулированию внутренних сбережений и их трансформации в инвестиции в основной капитал. Однако прогнозируется ежегодное увеличение инвестиций в основной капитал предприятий за счет всех источников. Но имеющийся в российской экономике совокупный инвестиционный потенциал все же мало задействован. Не в полном объеме привлечены средства населения, предприятий, кредитных учреждений [4, с. 57].

Существуют варианты преодоления проблем, связанных с инновационным продвижением: прямое участие государства; государственный заказ научным центрам; предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований; налоговые и имущественные льготы предприятиям, осуществляющим научную и инновационную деятельность.

Выделение в инновационном процессе научно-исследовательской, технико-технологической, производственной, коммерческой функций определяется целями фирмы, этот процесс начинается с оценки наличных ресурсов, определения стратегической цели и завершается возвращением вложенных средств.

Потребностью технологического прорыва в экономике обусловлена государственная поддержка стратегических инноваций.

Стратегическая инновация - результат фундаментальных и прикладных исследований, представленный в материальном объекте как элементе нового технологического устройства или условия к его приближению

на основе интеграции компетенций организаций для достижения цели. Практикоориентированный подход к стратегическим инновациям имеет целью диверсифицировать экономику на основе фундаментальных и прикладных научных результатов. Использование стратегических инноваций на практике позволит отечественным предприятиям занять достойное место на мировой арене высокотехнологичной продукции. Понимание значимости такого рода приоритетов необходимо на федеральном уровне [5]. Министр образования и науки России в числе приоритетов отметил «создание новейшей технологической базы, формирование которой лежит за пределами традиционных горизонтов планирования коммерческой деятельности» [6, с. 21]. Однако в практической деятельности не заметно значительных достижений в этом направлении.

Стратегические инновации должны стать инструментом реализации приоритетов развития новых технологий. Ее основой могут быть фундаментальные научные результаты, достигнутые к настоящему времени, способные резко изменить в будущем технологические основы и иметь масштабные последствия для отрасли, региона, страны. Если есть такие наработки, то они могут стать основой для разработки стратегической инновации. Доведение ее до инноваций образует инновационный процесс, включающей все необходимые этапы работ: ориентированные

фундаментальные исследования как продолжение в случае необходимости имеющихся наработок, прикладные исследования, инженерные разработки, освоение их в производстве, выпуск конечной продукции и реализацию ее на рынке. Смысл стратегической инновации состоит в том, чтобы привлечь к решению задачи технологического прорыва гораздо большое количество фундаментальных научных достижений, чем реализуется в настоящее время путем коммерциализации [5]. В России, с одной стороны, сформирована сильная база фундаментальной науки, высокообразованных ученых, с другой стороны, научные разработки доходят до стадии коммерциализации только в 25-30 % случаев, в то время как в высокоразвитых странах этот показатель - 60-80 %. Инфраструктура коммерциализации научных идей является составной частью инновационной системы

страны, региона. Одним из важнейших инфраструктурных проектов для развития стратегических инноваций в России и ускорения процесса их коммерциализации является проект строительства инновационного центра «Сколково».

Стратегические инновации могут быть использованы для развития крупного бизнеса. Крупный бизнес располагает большим ресурсным потенциалом, как следствие, возможностями генерации крупнейших, дорогостоящих и высокотехнологичных инноваций; как показывает практика, само применение инноваций (особенно высокотехнологичных и дорогостоящих) обычно значительно целесообразнее и эффективнее в рамках крупных корпораций, имеющих большие объемы производства и сбыта, повышенные научнотехнические потребности и более высокие темпы окупаемости инновационных расходов.

При малых масштабах деятельности, незначительных объемах производства и сбыта получаемые от использования нововведений доходы часто не окупают расходов по внедрению инноваций.

В то же время практика показывает, что российский крупный бизнес свой мощный инновационный потенциал и высокую инновационную активность часто использует в собственных корыстных интересах, забывая о социальной ответственности, патриотизме, принципах социально этичного маркетинга и т. д. Во избежание этого в процессе формирования концепции инновационного развития экономики практико-ориентированный подход выявляет необходимость усиления роли государства в регулировании инновационной деятельности крупных корпораций.

Для повышения позитивной роли государства в регулировании инновационного бизнеса крупных корпораций прежде всего необходимо обеспечить связь их целей и задач с приоритетными общегосударственными направлениями научно-технического прогресса, всесторонне содействовать эффективному участию корпораций в государственной инновационной стратегии [7].

Для предприятий, находящихся в государственной собственности и получающих от него имущество на условиях хозяйственного ведения и оперативного управления, это должно происходить преимущественно путем централизованного директивного под-

ключения данных предприятий в качестве исполнителей к реализации целевых государственных инновационных программ. Одновременно государству необходимо обеспечить бюджетное финансирование таких программ.

Для корпораций, базирующихся на частной собственности, государство должно предложить такие условия и варианты их участия в реализации общегосударственной инновационной стратегии, которые бы были экономически выгодны для них.

Практически эту задачу можно решить с помощью различных и хорошо испытанных средств (налоговых льгот, ускоренной амортизации, выгодных госзаказов и др.), но корпорации как представители частного бизнеса всегда должны иметь достаточно широкую свободу выбора возможных вариантов хозяйственного поведения, в т. ч. и в инновационной сфере. Задача государства в данном случае - предложить корпоративному капиталу наиболее выгодные для него варианты инновационной деятельности, которые к тому же отвечают общегосударственным интересам инновационного развития.

При обеспечении заинтересованности корпораций в реализации предложенных государством вариантов их инновационного поведения большое значение имеет целевая государственная поддержка корпоративного капитала, активно участвующего в инновационной деятельности [8].

Практико-ориентированный подход при формировании концепции инновационного развития экономики предполагает разумное сочетание прямых и косвенных методов поддержки. Прямые методы включают в себя непосредственные бюджетные инновационные субсидий, ссуды и т. п. Они необходимы в тех случаях, когда определенная корпорация участвует в реализации крупномасштабных, социально значимых и ресурсоемких инновационных проектов и когда она в силу большой инновационной нагрузки испытывает объективные финансовые трудности.

Косвенная государственная поддержка предполагает уменьшение налоговой нагрузки на активных участников инновационной деятельности, введение норм ускоренной амортизации для наиболее значимых инновационных объектов, снижение импортных и особенно экспортных таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые инновации, при-

влечение корпораций к выполнению инновационных госзаказов.

Своеобразной комбинацией прямых и косвенных методов поддержки является долевое участие государства в инновационном бизнесе частных корпораций, в формировании их уставного капитала и всего имущества.

Такая комплексность инновационных процессов позволяет распределить всю совокупность стадий жизненного цикла инноваций среди участников корпорации, которые к тому же (благодаря вышеуказанной системе участия) имеют совместную заинтересованность в общих конечных и промежуточных результатах инновационной деятельности друг друга. Поскольку качественное выполнение оценки ситуации, целеполагание и планирование невозможно без понимания закономерностей и тенденций развития среды или системы, в рамках которых осуществляется управление, отмечается, что «нововведения (инновации) подчиняются определенным закономерностям становления и развития. Знание этих закономерностей позволяет предвидеть потребность в действиях, необходимых для эффективного осуществления новшеств. Эта подчиненность процессов нововведений единым закономерностям и является объективной предпосылкой, используя практико-ориентированный подход как основу формирования концепции инновационного развития экономики, принятия стратегических управленческих решений на конкретной фирме в процессе разработки стратегии ее развития» [9]. Понимание таких закономерностей и опора на них являются значимым преимуществом в мире конкуренции стратегий [Ю].

Учитывая сказанное, государство должно стимулировать корпорации к созданию в своих рамках полных инновационных циклов. Для этого, например, можно освободить от налогообложения внутрикорпорационный оборот промежуточной инновационной продукции, создать внутри корпораций специальные инвестиционные фонды, обеспечивающие льготное финансирование для корпоративных участников инновационных циклов и т. д.

В связи с вышеизложенным одним из важнейших направлений практико-ориентированного подхода в рассматриваемой сфере является широкое распространение прогрес-

сивных организационно'-хозяйственных форм крупного инновационного бизнеса, обеспечивающих наиболее эффективное внедрение инноваций.

Одной из форм практико-ориентиро-ванного подхода в процессе формирования концепции инновационного развития экономики в ходе научно-исследовательских работ может выступать государственное налоговое стимулирование научно-инновационной

сферы. Для этого необходимо совершенствовать систему налоговых льгот Российской Федерации. Требуется усиление уже существующих налоговых стимулов, создание новых и в перспективе - целостной системы налогового стимулирования инвестиций, как в основной капитал, так и в НИОКР и инновационную деятельность в корпорациях и частных фирмах. Необходимо реформирование системы исчисления и уплаты косвенных налогов.

При прочих равных условиях, налоговые меры, которые понижают издержки использования капитала на научные исследования, более продуктивны для обеспечения создания инноваций. И наоборот, налоговые меры, которые повышают стоимость использования капитала и социальную норму отдачи для инвестирования в исследования и разработки, будут менее благоприятными для создания инноваций

В связи со столь высокой эффективностью предлагается рассмотреть вопрос о возможности введения в Налоговый кодекс Российской Федерации налоговой скидки, которая стимулирует прирост расходов на НИОКР, при условии внедрения полученных инноваций.

Очевидность действенности такого подхода подтверждается наличием таких льгот в соответствующем размере во многих зарубежных странах [11].

Поэтому целесообразно дополнить эти льготы налоговым кредитом (скидкой) на прирост расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Налоговый кредит на данные работы имеет максимальную эффективность из всех льгот для НИОКР. Эффективная налоговая ставка намного меньше, чем у других льгот [11].

Инновационная деятельность обусловлена переходом научных идей в новый или

усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в технологический процесс, используемый в производстве. Это предполагает комплекс научных, организационных, финансовых и других мероприятий, приводящих к инновациям. Государственную поддержку необходимо осуществлять, учитывая все стадии данного перехода. Она может быть ориентирована на предоставление субсидий для тех структур, которые в процессе создания инноваций смогут найти практическое применение своим новые изобретениям, технологиям, т. е. осуществить полные цикл инновационной деятельности, продвигаясь от идеи до внедрения. Эффективность инновационного процесса можно определить после его внедрения, поскольку только после появления новшества на рынке становится ясно, удовлетворяет ли оно новым требованиям потребителей на рынке или нет. Важное значение при этом имеет инструмент моделирования. Модель инновационного процесса позволяет выделить в инновационной деятельности отдельные составные части, открывая тем самым возможность сквозного планирования по стадиям: учитывая в задачах инновационных этапов конъюнктурные изменения.

Основу практико-ориентированного подхода в инновационном предпринимательстве должно составлять производство научнотехнической продукции и интеллектуальное производство, которое, в первую очередь, затрагивало бы производственный процесс, а не сам продукт [12].

Воплощение знаний в практическую деятельность выводит компании на новый технологический уровень, обеспечивая технологическое превосходство над конкурентами, на основе которого и формируются конкурентные преимущества.

Инновации должны быть целенаправленными, т. е. ориентированными на определенный результат (повышение качества продукции или предоставляемых услуг, рост конкурентоспособности организации и ее прибыли, повышение гибкости и адаптивности организации к меняющимся условиям внешней среды и т. д.) и учитывать особенности конкретной экономической системы. При этом надо иметь в виду, что любая инновация проходит в своем развитии определенный жизненный цикл, представляющий

собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду [13].

Реализация практико-ориентированного подхода к обеспечению инновационного развития России требует пересмотра ключевых направлений и инструментария их достижения. В результате вышесказанного можно сформулировать ключевые принципы, которые необходимо использовать при формировании концепции инновационного развития экономики России.

1. Представление инновационного развития не как цели развития России, а инструмента. В настоящее время декларирование во всех государственных документах и средствах массовой информации цели инновационного развития не решает проблемы ее достижения. Это связано с тем, что ключевые задачи ставятся исходя из планируемых и прогнозируемых показателей, отраженных в документах предыдущего периода и не учитывается сложившаяся ситуация в экономике. Кроме того, опыт развитых стран показывает, что инновационное развитие не должно быть самой целью. Целью должно быть повышение уровня социально-экономического развития и организации экономики. В этом случае инновационное развитие станет потребностью для каждой предпринимательской структуры.

2. Ориентация на развитие и поддержку крупного бизнеса как основного потребителя инноваций. Предлагаемый практико-ориентированный подход направлен на стимулирования спроса на инновации. Исходя из того, что основными потребителями инноваций являются крупные промышленные предприятия, ключевыми направлениями инновационного развития экономики должны стать: представление льгот предприятиям, осуществляющим модернизацию и обновление оборудования и технологий с применением инновационных разработок; реализация программ переоснащения промышленных предприятий; определение квот на предоставление гарантий в целях поддержки инновационных проектов в рамках гарантийных фондов, создаваемых в контексте реализации программы поддержки крупного и среднего предпринимательства.

3. Переход от прямого финансирования инновационной деятельности на выдачу долгосрочных кредитов с отсрочкой первого платежа. Данный инструментарий предполагает совершенствование механизма предоставления инвестиционного кредита: установление единых критериев его предоставления, определение перечня документов необходимых и достаточных для получения инвестиционного налогового кредита, представления права отсрочки первого платежа на длительное время для организаций, разрабатывающих и коммерциализирующих инновации. Такой механизм станет реальным стимулом для осуществления инновационной деятельности не «на бумаге», а на практике.

4. Совершенствование механизма финансирования фундаментальных и прикладных исследований. В данном случае финансирование фундаментальных исследований должно производиться по заказу крупных разрабатывающих и коммерциализирующих компаний. Финансирование прикладных исследований должно осуществляться только при наличии у проектов их практического внедрения.

5. Предоставление налоговых льгот организациям только после внедрения инноваций. В практике налогового стимулирования уже запланированы: установление льготного налогового режима; налог на имущество организаций - освобождение от налогообложения; обязательные страховые взносы - фиксированный платеж в сумме, определяемой на уровне 14 % нагрузки на ФОТ); освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога - организаций, признаваемых управляющими компаниями.

6. Представление субсидий на осуществление инновационной деятельности только структурам, осуществляющим полный цикл инновационной деятельности. Такая мера является основной для стимулирования компаний или интегрированных структур к организации полного цикла инновационной деятельности до их успешной коммерциализации.

1. Резниченко С.М., Баталов Р.А. Инновации -фактор повышения эффективности агропроизводства // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 8. С. 34-35.

2. Чижик А.С. Экономический рост производства на основе инновационно-инвестиционной политики // Хранение и переработка сельхозсырья. 2003. № 9. С. 11-15.

3. Журавлев Ю.В. Зависимость дохода предприятия от активности инновационной деятельности деятельности // Хранение и переработка сельхозсырья. 2003. № 8. С. 32-35.

4. Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Инновации как фактор экономического роста // Финансы и кредит. 2005. № 17 (185).

5. Румянцев А.А. Стратегические инновации -инструмент технологического прорыва в экономике // В мире научных открытий. 2010. № 4 (10). Ч. 10.

6. Инновации на 12 Петербургском экономическом форуме // Город инноваций. 2008. № 1.

7. Сурин А.В., Молчанова О.П. Государство как субъект стратегического управления национальной инновационной системой России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2008. № 4.

8. Дубровский А.Ю. Основы государственного управления инновационной деятельностью // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2008. № 4.

9. Экономика фирмы / под общ. ред. Н.П. Иващенко. М., 2006.

10. Porter M.E. What is strategy? // Harvard Business Review. 1996. V. 74. № 6. November-December. Р. 61-78.

11. Карахотин С.Н. Инвестиционные стимулы в условиях налогового реформирования: зарубежный опыт и оценки изменений в российском законодательстве // Законодательство и экономика. 2005. № 10 (258). С. 19-21.

12. Галимуллина Ф.А. Инновации как инструмент предпринимательской деятельности // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2001. № 1. С. 51-52.

13. Киперман Г.Я., Слесаренко В. С. Инновации как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности // Микроэкономика. 2010. № 3. С. 27-30.

Поступила в редакцию 2.11.2011 г.

UDC 33

FORMATION OF CONCEPT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMICS FROM POSITIONS OF PRACTICAL FOCUSED APPROACH

Vladislav Mikhailovich YURYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Professor Political Economy and World Global Economy Department, Rector, e-mail: rector@tsu.tmb.ru

Tatyana Aleksandrovna CHEKULINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Doctoral Candidate of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: st_ola@mail.ru

The article studies the bases of the practical focused approach to maintenance of innovative development of Russia, reconsiders the key directions and toolkit of their achievement, formulates key principles which are necessary for using at formation of the given concept.

Key words: practical focused approach; concept; innovations; innovative economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.