Научная статья на тему 'Формирование консолидированной финансовой отчетности и ее законодательное регулирование в Кыргызской республике'

Формирование консолидированной финансовой отчетности и ее законодательное регулирование в Кыргызской республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование консолидированной финансовой отчетности и ее законодательное регулирование в Кыргызской республике»

Литература:

1. Рожкова И.В. Организационно-правовые аспекты функционирования паевых инвестиционных фондов и фондов общего банковского управления //Финансы и кредит. - 2008. - № 1 (289). -С. 38-44.

2. Саркисянц А.Г. ОФБУ и ПИФЫ на рынке коллективных инвестиций // Финансы. - 2007. - № 7. - С. 52-54.

3. Официальный сайт Национальной Лиги Управляющих www.nlu.ru

4. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е.Калинина Н.М.Инвестиционный менеджмент. Москва: из-во ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015 - 288 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСОЛИДИРОВАННОМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

МАМАТОВА Н.А.

старший преподаватель Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова

В настоящее время все больший размах получают акционерные общества, корпорации и холдинги, которые имеют одну и несколько дочерних предприятий.

Для достижения определенных стратегических и перспективных задач компании необходимо создание дочерних предприятий, которые, по мнению экономистов, служат инструментом для достижения этих целей и задач.

Несмотря на все возрастающее число создаваемых в республике групп компаний, в правовой системе Кыргызской республики не существует пока такого нормативного документа, который по своему содержанию регулировал бы все учетные стороны групп компаний. Основной целью составления корпоративной отчетности является получение максимально достоверной, прозрачной, и правдивой информации о каждом предприятии группы.

Очень актуальной проблемой для компаний на сегодняшний день является формирование совершенной отчетности, потому что отчетность, которую составляют компании сегодня, не соответствует в полной мере вышеперечисленным характеристикам.

Как известно, на западе составление консолидированной отчетности закреплено нормативно, в Кыргызской республике такой нормативный акт отсутствует. В настоящее время отечественными предприятиями консолидированная отчетность составляется либо для представления акционерам, руководству либо для котировки на бирже или выхода за пределы национального рынка.

При составлении консолидированной отчетности перед предприятиями ставится цель - предоставление инвестору, кредитору, собственнику наиболее полной информации о деятельности предприятия.

В нашей республике в 90-х годах прошлого столетия схожий вид отчетности составлялся очень редко, ее формировали в программе Microsoft Office Excel либо в других «самописных» программах.

Однако на сегодняшний момент объем и количество хозяйственных операций между предприятиями группы возрастает, и соответственно встает вопрос о необходимости автоматизации этого процесса для успешного осуществления учета, формирования отчетности, проведения анализа и контроля за деятельностью каждого предприятия.

Соответственно стали необходимы действенные и эффективные мероприятия, которые помогли бы не только сократить время на подготовку отчетности, но и уменьшили бы вероятность неточных подсчетов, ошибок, искажений в формируемой финансовой отчетности.

Для достижения этих целей корпорации и холдинги стали искать на рынке информационных технологий программные обеспечения, используемые западными и российскими компаниями. С приходом новых информационных технологий предприятия и холдинги стали расширять и совершенствовать формы отчетности в т.ч. и консолидированной. Все это стало возможным благодаря использованию опыта и методологии зарубежных стран.

Совершенствование формирования консолидированной финансовой отчетности с использованием информационных технологий естественно влечет за собой и совершенствование законодательной базы.

Можно с уверенностью сказать, что в республике не уделяется достаточного внимания исследованию процесса консолидации и формированию консолидированной финансовой отчетности. Первое изда-

ние, посвященное вопросам консолидации финансовой отчетности, появилось под названием «Как читать баланс» под редакцией Патрова В.В., Ковалева В.В. в 1993 году.

Несмотря на то, что консолидирование отчетности для отечественных компаний является новым, однако консолидирование имеет свои исторические корни.

К предшественникам консолидированной отчетности можно отнести годовые отчеты, которые составляли бухгалтерские службы различных министерств, производственных объединений, подведомственных организаций республики. Данная отчетность представляла собой арифметический свод отчетов подведомственных предприятий и организаций.

Однако сводная отчетность не способствовала объективному отражению результатов деятельности объединения, потому что автоматическое суммирование схожих статей бухгалтерской отчетности без учета внутрифирменных операций приводила к тому, что появлялись двойные счета, завышались хозяйственные средства, размер прибыли.

Широкое применение сводная отчетность получила в период существования Советского Союза. Потому что основой существования данного метода была государственная собственность на средства производства, а также вертикальное подчинение предприятий.

В состав бухгалтерской отчетности входила:

- текущая статистическая отчетность;

- периодическая бухгалтерская отчетность;

- годовая бухгалтерская отчетность.

Такие показатели сводной отчетности как численность персонала, показатель выпуска продукции, затраты на производство, прибыль, убытки рассчитывали простым суммированием представленных показателей.

Целью составления такого вида отчетности являлось осуществление контроля за выполнением плановых заданий подведомственными предприятиями, этим удовлетворялись потребности административно-командной системы при централизованно плановом распределении ресурсов.

На основе предоставленных отчетов отраслевыми министерствами составлялась сводная отчетность на основе, которой производилась сводка учетных и статистических данных по выполнению плана предприятиями. Также, необходимо отметить, что данный свод являлся источником информации для составления планов на последующие периоды.

В учебнике «Бухгалтерский учет» под редакцией П.С. Безруких дается следующее определение сводной отчетности: «Отчетность в сводном виде характеризует обобщенные показатели хозяйственной и финансовой деятельности производственных объединений, их вышестоящих звеньев, организаций и в целом министерства».[4]

Мы видим, что составление сводной отчетности являлось основой для осуществления определенного управления, так как отчетность в первую очередь составлялась низшими звеньями (предприятия и организации), потом она передавалась средним звеньям (объединения, тресты), которые в свою очередь передавали в высшие звенья (отраслевые министерства).

При составлении сводных отчетов выявляли результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий, отклонения фактических показателей от запланированных, динамику развития отраслей народного хозяйства. Полученные результаты находили отражение в публикациях.

В дальнейшем, с развитием рыночных отношений, созданием акционерных обществ, интеграцией в мировое сообщество, появилось понятие консолидированной отчетности.

Необходимо, отметить, что различия между сводным и консолидированным отчетами состоят, как в методах их составления, так и в составе показателей. Прежде всего, это касается содержания статей баланса их оценки, состава отчета о прибылях и убытках и соответствующих их расшифровок.

По мнению профессора Алиева М.К. и автор с ним согласен главная цель сводной отчетности -дать оценку производственно - финансовой деятельности подчиненных предприятий. Основной же целью консолидированной финансовой отчетности является представление всем заинтересованным пользователям информации о состоянии имущества консолидированных групп предприятий и о результатах их финансовой деятельности.[3, с. 6]

Как показывают исследования, в нормативных актах различных стран нет единого мнения по определению понятия материнского и дочернего предприятия. В международных стандартах финансовой отчетности также нет ответа на данный вопрос.

Если рассмотреть законодательство Кыргызской Республики, то можно отметить, что нами достигнуты определенные успехи в области корпоративной отчетности.

В Кыргызской Республике достигнут определенный прогресс в обновлении нормативно - правовой основы в области корпоративной отчетности.

Как отмечается в Отчете о соблюдении стандартов и кодексов, к числу достижений относится закон «О бухгалтерском учете», которым предусматривается, что МСФО являются основой представления финансовой отчетности кыргызскими предприятиями, Постановление Правительства «О международных стандартах финансовой отчетности», которым предусматривается поэтапное внедрение МСФО, закон «Об аудиторской деятельности», в котором определяется, что основой установленных законом аудиторских проверок являются Международные стандарты аудита (МСА) и внесенные поправки в закон «Об акционерных обществах».[5]

К недостаткам по регулированию корпоративной отчетности относится то, что отсутствует порядок официального утверждения либо опубликования МСФО, в случаях изменения существующих или принятия новых стандартов.

Еще одним недостатком можно назвать отсутствие утвержденного официального перевода международных стандартов, так непонятно какой версии стандартов должны использовать отечественные компании.

Не стоит забывать и том, что на практике не всегда применяются изменения, вносимые в законодательство в области бухгалтерского учета и аудита.

Становится проблематичным еще и то что, не соблюдаются требования по представлению отчет-

ности пользователям и повышением доступности этой отчетности.

Без соблюдения этих условий, даже при совершенной организации учета и аудита, пользователи не смогут иметь доступ к отчетности и соответственно использовать ее, что повлияет на снижение экономического потенциала страны, уменьшению выгод, которое обуславливает развитие частного сектора.

Требования о бухгалтерском учете и консолидированной финансовой отчетности предприятий в Кыргызской Республике регулируются главным образом следующими нормативными актами и законами:

- Закон КР «О бухгалтерском учете», от 29 апреля 2002г., (в редакции Законов Кыргызской Республики от 17.10.2008 г. №231; 15.07.2009 г. №216, 18.05.2012 г. №56, 26.04.2013 г. №61, 30.07.2013 г. №178);

- Закон КР «Об аудиторской деятельности», от 30 июля 2002 г., (в редакции Законов КР от 14.06.2004 г. №75, 15.12.2004 г. № 192, 23.10.2008 г. № 233, 29.06.2009 г. № 196);

- Закон КР «Об акционерных обществах», от 27 марта 2003 года № 64, (в редакции Законов КР от 13.08.04 г. № 128; 09.12.04 г. № 189; 27.01.06 г. № 15; 31.07.06 г. № 145; 06.08.07 г. № 132; 23.05.08 г. № 95; 02.06.08 г. № 110; 28.07.08 г. № 181; 19.01.09 г. № 7; 11.05.09 г. № 152; 24.07.09 г. № 245; 12.10.09 г. № 264; 05.10.11 г. №162, 05.10.2011 г. №163, 13.04.2012 г. №39, 29.05.2012 г. №70);

- Закон КР «О рынке ценных бумаг», от 24 июля 2009 года, № 251, (в редакции Законов Кыргызской Республики от 25.07.2012 г. №122, 10.10.2012 г. №170, 05.08.2013 г. №188);

- Постановление «О международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике», от 28 сентября 2001 г.;

- Положение «О документообороте в бухгалтерском учете», 31 декабря 2002г.,

- Методические рекомендации по применению МСФО 14 «Сегментная отчетность», 27 января 2005 г.;

- Методические рекомендации по применению МСФО 22 «Объединение бизнеса» от 18 июня 2004 г.;

- Методические рекомендации по применению МСФО 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчетность, 11 июля 2003г.;

- Методические рекомендации по применению МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании» от 11 июля 2003г; [6]

- МСФО (IAS) 31 - «Участие в совместной деятельности»;

- МСФО (IFRS) 3 - «Объединения бизнесов»;

- МСФО 10 (IFRS) «Консолидированная финансовая отчетность», 2013г.;

- МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность», 2013 г.;

- МСФО 28 (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия», 2013г;

- МСФО 3 (IFRS) «Объединения бизнесов».

Закон «О бухгалтерском учете», принятый в республике должен применяться всеми юридическими лицами. В законе говорится, что «... финансовая

отчетность, кроме бюджетных учреждений и индивидуальных предпринимателей, составляется в соответствии с положениями Международных стандартов финансовой отчетности».[1]

Согласно законодательства, существует план по внедрению международных стандартов финансовой отчетности, где говорится о том, что стандарты будут внедряться поэтапно для разных типов предприятий, согласно распоряжению Правительства КР. Соответственно консолидированная финансовая отчетность составляется хозяйствующими субъектами согласно МСФО. Но из-за вышеизложенных проблем субъектами применяются стандарты не в их последней версии (МСФО 2001 года), хотя надо учитывать изменения, произошедшие с того времени.

В кыргызском законодательстве Гражданский кодекс (ГК) КР статья 150 пункт 1 характеризует дочернее предприятие следующим образом: «Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом».[2, часть 1,статья 150]

Признавая возможность влияния одного предприятия на принятие решений другим, в кодексе предусматривается ответственность компании, оказывающего влияния. Так пунктом 2 статьи 150 ГК КР установлено: «Дочернее общество не отвечает по долгам своего основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое по договору с дочерним обществом имеет право давать последнему обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае банкротства (несостоятельности) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам». [2, часть 1 статья 151] Как видим, в отечественном законодательстве закреплены важные экономические основы взаимоотношений между материнской (основной) и дочерними предприятиями. Надо отметить, что в Гражданском Кодексе отсутствует понятие «материнская компания», синонимом которой является основное общество. Однако это не значит, что кыргызские нормативные и методические материалы отвергают понятие «материнская компания».

В законодательстве, принятом за последние годы, рассматриваются вопросы, которые касаются формирования консолидированной финансовой отчетности. В Гражданском Кодексе Кыргызской Республики вместе с такими понятиями как «общество с ограниченной ответственностью», «акционерное общество», «товарищество» дается определение таким понятиям как «дочерние» и «зависимые организации». Однако, ГК КР, не определяет, какой должна быть доля основной компании (материнской) в капитале дочерней компании, с тем чтобы, иметь возможность осуществления влияния на нее, хотя эти параметры указаны для зависимых организаций. В качестве примера можно взять пункт 1 статьи 151 ГК КР, дается «определение зависимого хозяйственного общества, которое признается та-

ковым, если другое участвующее общество имеет более двадцати процентов его голосующих акций». [2, часть 1 статья 151]

Необходимо отметить, что ключевым моментом в определении необходимости составления консолидированной отчетности является понятие контроля, которое является смежным понятием, применяемым на Западе.

Однако отсутствует такое понятие как «материнская компания», эквивалентом которого в ГК КР выступает «основное общество».

Для решения озвученных проблем необходимо опираться на определенный нормативный документ, основой для принятия данного документа должны стать необходимые научные исследования в этой области.

Большая работа в этом направлении проводится Службой надзора и регулирования финансового рынка Кыргызской Республики, которая публикует методологические разработки по стандартам, что облегчает работу по составлению отчетности в соответствии мсфо.

В законодательстве Кыргызской Республики указано, что методические разработки являются рекомендациями и не могут заменять международные стандарты и их интерпретацию, однако пользователи эти рекомендации воспринимают как обязательные для выполнения.

На основе вышеизложенного, рекомендуется внесение определенных изменений в нормативную базу, а именно:

- принятие нормативного акта «О порядке ведения учета и составления отчетности в консолидированных предприятиях»;

- расширение стандартных форм отчетности, с помощью составления типовой формы пояснительной записки, которая в соответствии с МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» является неотъемлемой частью пакета финансовой отчетности.

Литература:

1. Закон Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете», от 29 апреля 2002 г.

2. Гражданский Кодекс КР. Часть 1, от 8 мая 1996 года № 16.

3. Алиев М.К. Консолидированная финансовая отчетность. Мировая практика и Казахстанское законодательство. [Текст]: материалы форума // Исраи-ловские чтения / М.К. Алиев // Вестник Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. -Бишкек, 2011, стр. 6.

4. Бухгалтерский учет / Под. ред. П.С. Безруких. -М: Финансы и статистика, 1982. - стр. 403.

5. Отчет о соблюдении стандартов и кодексов. Ноябрь 2008г. Кыргызская республика, стр. 5.

6. Сборник нормативных документов в области бухгалтерского учета и аудита. Том 1. Б.2005г. Ответственный редактор К.Р. Садыков.

7. Metelev. C. Financial accountability in Russia: forms and rules of compilation / Financial accountability in Russia: forms and rules of compilation textbook / Univerzitet Mediteran - Podgorica. Textbook. -Podgorica.-2013. - 359 p.

8. Метелев И.С. Методология финансового подхода в управлении затратами предпринимательских структур: особенности применения в экономике инновационного типа. наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). с. 241-245.

ПРОЦЕДУРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ

НЕЧАЕВА С.Н.,

кэ.н, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Для банковской отрасли риск имеет огромное значение и определенную специфику. Исходя из принципа консерватизма, акцент делается на негативной стороне риска, на неблагоприятных отклонениях от ожидаемого результата.

При оценке риска обычно выделяют три характеристики:

1) вероятность реализации риска (вероятность возникновения неблагоприятного события, приво-

дящего к экономическим потерям);

2) сумму потерь, возникающую при наступлении неблагоприятного события;

3) временной горизонт (период времени, для которого определена вероятность).

Система управления рисками подразумевает определение стратегических решений, позволяющих достижению общих корпоративных целей организации. Она должна быть интегрирована в корпора-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.