Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности будущего инженера'

Формирование конкурентоспособности будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрица В.П., Иванова Т.В.

В статье рассмотрены различные подходы в оценке и подготовке студентов к конкурентоспособности. Приводится перечень компетенций, способствующих формированию конкурентоспособности. На основе оценки работодателями качества подготовки выпускника технического вуза и результатов анкетирования студентов по определению значимости профессионально важных качеств конкурентоспособного специалиста предлагаются педагогические условия формирования конкурентоспособности студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрица В.П., Иванова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности будущего инженера»

УДК 371.3

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

© 2016 В. П. Добрица1, Т. В. Иванова2

1докт. физ.-мат. наук, академик МАН ВШ, профессор кафедры программного обеспечения и администрирования информационных систем e-mail: dobritsaamail. ru

Курский государственный университет

2 канд. пед. наук, преподаватель кафедры математики e-mail: tanya.031@mail.ru

Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) ФГАОУВПО «Национальный исследовательский технологический университет МИСиС»

В статье рассмотрены различные подходы в оценке и подготовке студентов к конкурентоспособности. Приводится перечень компетенций, способствующих формированию конкурентоспособности. На основе оценки работодателями качества подготовки выпускника технического вуза и результатов анкетирования студентов по определению значимости профессионально важных качеств конкурентоспособного специалиста предлагаются педагогические условия формирования конкурентоспособности студентов технического вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность, компетенции, педагогические условия, дидактические элементы.

Важной характеристикой молодых людей, начинающих трудовую деятельность, является конкурентоспособность. Проблема подготовки конкурентоспособного специалиста на сегодняшний день является одной из самых приоритетных.

Вузы нацелены на новый уровень подготовки компетентных, способных адекватно воспринимать инновационные факторы и быстро реагировать на них, готовых к социально активным действиям, креативно мыслящих и творчески ориентированных специалистов.

Пересмотр ориентиров в системе подготовки будущих инженеров определяет одну из важнейших целей инженерного образования - подготовку будущих инженеров к самостоятельной творческой профессиональной деятельности как необходимое условие формирования конкурентоспособности будущего специалиста в технологической сфере. С другой стороны, вопросы подготовки молодых инженеров, способствующие формированию конкурентоспособности, до сих пор остаются малоисследованными и недостаточно разработанными.

Отдельные аспекты конкурентоспособности как педагогического явления рассматриваются рядом ученых. Изучению конкурентоспособности как показателя качества подготовки специалистов посвящены работы Р.А. Фатхутдинова, Д.В. Чернилевского, С.Н. Широбокова и др. Психологический аспект развития конкурентоспособной личности представлен в исследовании Л.М. Митиной. Вопросы разработки обобщенной модели личности и деятельности конкурентоспособного специалиста рассматриваются в работах Ю.В. Артемовой, С.В. Безрукова, Н.В. Борисова, Е.И. Исаева, В.Н. Мезинова и др.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что вопросы развития конкурентоспособности специалиста остаются актуальными и требуют дальнейшего изучения.

Обратимся к определениям конкурентоспособности, выделенным в научных исследованиях.

1. Обобщенный показатель, характеризующий уровень профессиональной, социальной и личностной компетенции выпускника, обеспечивающий ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений (П.Н. Осипов).

2. Синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту (В.И. Андреев).

3. Уровень адаптации (А.Г. Маклаков).

4. Развитое самосознание (Л.М. Митина).

5. Уровень полноценной социализации (В.В. Ильин) и т.д.

Таким образом, в научно-педагогической литературе еще не выделено однозначное определение конкурентоспособности специалиста. Мы в своем исследовании соглашаемся с определением В.И. Андреева: «Конкурентоспособная личность - это личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами». [Андреев 1992].

В структуре конкурентоспособной личности специалиста особое место можем выделить для профессиональной компетентности и коммуникативной компетентности (способы осуществления делового общения). Например, Н.Э. Пфейфер и М.В. Семенова отмечают, что конкурентоспособность специалиста характеризуется успешностью, эффективностью и результативностью его профессиональной деятельности, то есть профессиональной компетентностью. К основным признакам конкурентоспособности авторы относят следующие:

- профессиональную компетентность;

- общекультурную компетентность;

- сформированное научное мировоззрение;

- способность творчески подходить к решению проблем и ситуаций в практической деятельности.

Мы провели исследование, в котором получили оценку работодателей по качеству подготовки выпускника технического вуза и анкетирование студентов очной формы обучения по определению профессионально важных качеств (ПВК) конкурентоспособного специалиста (табл. 1).

Таблица 1

Результаты оценки работодателями качества подготовки _выпускника технического вуза_

Показатель оценивания Средняя оценка по 5-балльной шкале

Теоретическая подготовка 3

Профессиональные навыки 3

Общий кругозор 4

Личностные качества 3,5

Мотивы, потребности 3,5

Коммуникативность 4

Работодатели отмечают недостаточный уровень теоретических знаний и профессиональных навыков, средний уровень мотивации выпускников, недостаточную нацеленность на профессиональное развитие и карьерный рост, на успех. Среди положительных моментов выделяют общий кругозор, готовность молодых специалистов к работе в команде.

Основные требования, предъявляемые работодателями к выпускнику, -способность быстро адаптироваться к новой ситуации, быстро воспринимать и анализировать новую информацию, уметь применить ее, прогнозировать результаты действий, принимать ответственные решения, работать в команде.

Используя вопросы, предложенные С.И. Осиповой [2011], мы провели анкетирование студентов 2 курса очной формы обучения по определению значимости профессионально важных качеств (ПВК) конкурентоспособного специалиста (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов по определению ПВК _конкурентоспособного специалиста__

Профессионально важные качества Ранг ПВК

Владение коммуникативными навыками 1

Высокий уровень теоретической и практической подготовки 2

Владение практическими, профессиональными навыками 2

Творческий подход к решению профессиональных задач 2

Самостоятельность и инициативность 2

Способность к саморазвитию, самосовершенствованию 3

Способность адаптироваться к новым условиям 3

Гибкость мышления 3

Ответственность 3

Трудолюбие, исполнительность 3

Владение методами решения большого класса профессиональных задач 3

Умение адекватно вести себя в деятельности и в общении 4

Умение презентовать себя и результаты своего труда 4

Способность к достижению успеха 4

Умение работать в команде 4

Владение знаниями и умениями в смежных областях деятельности 5

Способность к разумному риску 5

Умение выбирать перспективу, прогнозировать свое развитие 6

Ценностные ориентации 7

Проведя анализ результатов, мы увидели, что студенты на последние места поставили умение выбирать перспективу, прогнозировать свое развитие, ценностные ориентации. На основании этого можем считать, что студенты не видят значимой связи между конкурентоспособностью и получаемой специальностью. Следовательно, встает вопрос о том, какие надо создать педагогические условия для формирования конкурентоспособности будущего инженера в образовательном процессе вуза.

Мы в своем исследовании предлагаем педагогические условия формирования конкурентоспособности студентов технического вуза (см. рис.).

Формирование конкурентоспособности студентов технического вуза

Первый элемент педагогических условий - использование профессионально ориентированных дидактических элементов в обучении.

Первый дидактический элемент - содержание - использование курсов по выбору студента. С точки зрения качества учебного процесса данные курсы помогают студенту применить накопленные знания, стимулируют творческое мышление, обучают достижению конкретных результатов через постановку и решение задач и проблем, развивают умение обучаться на собственном и чужом опыте, способствуют проявлению живого интереса к предмету, приобретению навыков самостоятельного планирования работы.

Второй дидактический элемент - средства - комплекс профессионально ориентированных задач разных уровней сложности при изучении математики, информатики, физики и других естественно-научных дисциплин.

Третий дидактический элемент - формы и методы. Среди методов обучения наиболее значимым для формирования конкурентоспособности специалиста является проблемное обучение, а именно проектное обучение, развивающее самостоятельность, ответственность, дисциплинированность. Метод проектов дает возможность научиться аргументированно отстаивать свое мнение, планировать учебное время, выполнять полезную работу для выпускающей кафедры, приобрести опыт работы в команде, развить способность к конкуренции в интеллектуальном плане и т.д.

Вторым элементом педагогических условий является внедрение технологии управления самостоятельной работой студентов. Мы представляем ее в форме индивидуальной и коллективной самостоятельной работы, основанной на личностно-деятельностном подходе. Индивидуальная самостоятельная работа включает решение задач профессиональной направленности, использование средств локальных и глобальных вычислительных сетей для поиска профессионально значимой информации, индивидуальные консультации с преподавателем. Коллективная самостоятельная работа включает домашние задания, выполнение проектов трех видов (демонстрационные проекты соревновательного типа, не имеющие связи с промышленностью, нацеленные на решение педагогических задач для выработки

проектных умений; проекты в рамках отдельно взятой образовательной дисциплины; мультидисциплинарные проекты на последнем или предпоследнем году обучения для решения комплексных задач по запросам производства, допускающих различные варианты решения) [Зиятдинова 2015].

Предложенная технология на основе взаимосвязи поставленной цели с источниками знаний, характером познавательной деятельности, формами выполнения будет способствовать формированию конкурентоспособности будущих инженеров. Освоение разделов, основанное на использовании в обучении метода проектов, позволяет построить образовательный процесс, нацеленный на развитие умений будущего инженера не только выполнять фактические задачи в данном рабочем процессе, но и принимать самостоятельные решения, то есть осуществлять будущую профессиональную деятельность осознанно.

Библиографический список

Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ, 1992. 207 с.

Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.

Добрица В.П., Иванова Т.В. Формирование информационно-технологической компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» // Вестник РУДН, Серия «Информатизация образования». 2014. №1. С. 36-40.

Добрица В.П., Иванова Т.В. Пути повышения мотивации студентов технического вуза к овладению информационно-техническими компетенциями // Известия ЮЗГУ, серия Лингвистика и педагогика. 2012. № 2. С. 231-233.

Зиятдинова Ю.Н., Сангер Ф.А. Проектное обучение для подготовки инженера XXI века // Высшее образование в России. 2015. №3. С. 92-97.

Пфейфер Н.Э., Семенова М.В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов как условие подготовки конкурентоспособных специалистов // Педагогические науки. 2004. № 2.

Формирование конкурентоспособности специалиста в образовательном процессе вуза / отв.ред. С.И. Осипова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.