Научная статья на тему 'Формирование конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов кинопоказа'

Формирование конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов кинопоказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА КИНО / КИНОПОКАЗ / КИНОПРОКАТ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КИНОАУДИТОРИЯ / ЦИФРОВОЙ КИНОПОКАЗ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КИНОБИЛЕТЫ / МУЛЬТИПЛЕКСЫ / FILM DISTRIBUTION / COMPETITIVE ADVANTAGES / DIGITAL CINEMA / MULTIPLEXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колобова Евгения Юрьевна

Статья содержит анализ факторов, влияющих на экономическую деятельность кинотеатров. Предлагается повышение эффективности использования инструментов, которые необходимы для формирования конкурентных преимуществ кинотеатров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов кинопоказа»

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ КИНОПОКАЗА

FORMATION OF FILM SCREENING MANAGER’S COMPETITIVE ADVANTAGES

УДК 338.45 : 791.65

Е. Ю. Колобова E. Y. Kolobova

Аннотация.

Статья содержит анализ факторов, влияющих на экономическую деятельность кинотеатров. Предлагается повышение эффективности использования инструментов, которые необходимы для формирования конкурентных преимуществ кинотеатров.

Ключевые слова: экономика кино, кинопоказ, кинопрокат, конкурентные преимущества, киноаудитория, цифровой кинопоказ, электронные кинобилеты, мультиплексы.

Abstract.

The article contains the analysis of the factors influencing economic activity of movie theaters. There are suggestions aimed on improvement of the market tools usage practice that is necessary for formation of competitive advantages of movie theaters.

Key words: film distribution, competitive advantages, digital cinema, multiplexes.

Как и Россия, многие иностранные государства осуществляют поддержку национальному кинематографу. Например, Германия, Испания, Италия, Великобритания, Франция, Польша, Чехия, Нидерланды проводят политику по защите национального кинематографа путем установления квоты на показ иностранных фильмов, которая достигает в некоторых странах 60% [4]. Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк подготовил законопроект, согласно которому доля отечественных фильмов, демонстри-

руемых в кинотеатрах в 2013 году, должна составлять не менее 20% от объема проката, а с 2014 года доля показа национальных фильмов от общего количества сеансов будет устанавливаться правительством Российской Федерации [7]. По мнению автора, реализация данной меры повлечет за собой разнонаправленные последствия. С одной стороны, доходы кинотеатров сократятся. С другой стороны, в условиях отсутствия качественного национального контента снизится посещаемость кинотеатров.

В период усиления конкурентной борьбы важное значение имеет уровень технического оснащения конкретного кинотеатра. На современном рынке существуют два типа кинопоказа: показ с кинопленки 35-мм через механический кинопроектор (по прогнозам, перестанет существовать в течение двух-трех лет) и цифровой кинопоказ с цифрового кинопроектора (в будущем останется только этот вид кинопоказа), являющийся главным элементом цифрового кино. Цифровое кино представляет собой совокупность процессов создания цифровой кинокопии фильма, ее дистрибьюции (доставка) и ее демонстрации в кинотеатрах на основе цифровых технологий, вне зависимости от того, был ли этот фильм снят цифровой кинокамерой или на классическую 35-мм кинопленку. Современный цифровой кинопоказ - демонстрация кинофильма в цифровом формате на экране кинотеатра с качеством, превышающим качество традиционной 35-мм кинопроекции, и с максимальной защитой фильма от кражи. Преимущества цифрового кинопоказа достаточно велики: высокое качество изображения и фонограммы; достоверность изображения; постоянство качества изображения во времени; высокая степень защиты фильмов от кражи на всех этапах дистрибьюции и демонстрации в кинотеатре; снижение расходов на тиражирование фильмов, расходов на транспортировку и доставку фильмов в удаленные города страны [5]; отсутствие необходимости выделять специальное помещение под киноаппаратную и обслуживающий персонал; возможность показывать фильмы в 3Б формате (объемное изображение) [9].

На рынке цифрового кинопоказа функционируют два основных типа игроков: крупные федеральные сети, имеющие целевые программы по оснащению всех своих площадок цифровыми экранами для показа 3Б-фильмов, а также независимые кинопоказчики в небольших городах, стремящиеся получить конкурентные преимущества. При этом потенциал роста рынка цифровых кинотеатров в России зависит от двух параметров: от числа малых городов, в которых еще

нет цифровых залов, и от уровня конкуренции на этих рынках; от числа 3Б-релизов в прокате, способствующих расширению цифровой киносети крупных городов. В первом случае при низкой конкуренции организации кинопроката получат преимущества, во втором случае развивающиеся сети кинотеатров, готовые переоборудовать кинозалы под цифровой показ фильмов, являются более конкурентоспособными по сравнению с теми организациями, которые такое переоборудование не планируют.

Существенным преимуществом обладают кинозалы 1МАХ и Б1шЕх 4Б, и хотя наибольшее распространение системы Б1шХ 4Б получили в развлекательных комплексах, операторы сетей кинотеатров также стали чаще выделять один из залов мультиплекса для установки данной системы. Билеты в такие кинозалы дороже, чем в кинозалы 2-Б, однако и потребители в них получают услуги более высокого качества.

В современных условиях конкурентное преимущество будут приобретать мультиплексы, которые имеют больше возможностей привлекать киноаудиторию, чем однозальные и двухзальные кинотеатры. Мультиплекс представляет собой многофункциональный комплекс, обязательным компонентом которого является наличие нескольких сравнительно небольших просмотровых залов (100-150 посадочных мест в каждом) для демонстрации фильмов, разнообразный репертуар, современное техническое оснащение, высокий уровень комфорта. С помощью своей многофункциональности, мультиплексы становятся центрами молодежного и семейного досуга.

Существенное влияние на формирование конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов кинопоказа оказывает развитие систем электронных билетов. Отметим, что возможность бронирования билетов в Интернете появилась у российских зрителей еще в 2007 году: на сайтах киносетей и сайтах, специализирующихся на кино. Бронирование кинобилетов было актуально в периоды с 2007 по 2011 гг., и хотя сейчас в регионах по-прежнему и существует услуга бронирования кинобилетов, с 2012 года больше распростра-

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

№ 1(1)

2013

85

нена именно онлайн-продажа. Ряд кинотеатров уже ввели электронные автоматы по продаже билетов, что стало их конкурентным преимуществом. Другим нововведением по автоматизации может стать установка в сетях оборудования для подсчёта зрителей в кинозалах, что позволит сделать объективный вывод о величине потребительского спроса на конкретную кинопродукцю.

Главным в конкурентной борьбе на рынке кинопоказа является не только создание конкурентных преимуществ, но и их сохранение. Поэтому в условиях усиления конкурентной борьбы необходимо использование новых методов работы операторов кинотеатров, включающих расширение репертуара кинозалов за счет альтернативного контента, а также сегментацию аудитории по интересам. В современных условиях кинотеатр может выбрать иной сегмент рынка, чем тот который выбрали конкуренты. Изменения в работе кинотеатров отразится и результатах

функционирования уже действующих современных кинокомплексов, открытых несколько лет назад, что повлечет за собой изменения концепций кинотеатров в целом или отдельных залов (в частности, оборудование У1Р-зон и кинозалов).

В целом, конкурентоспособность киноуслуг по сравнению с другими формами проведения досуга весьма высока из-за сравнительно низкой стоимости билетов. В этой связи кинопоказ будет продолжать развиваться, однако рентабельность кинотеатрального бизнеса будет снижаться вследствие увеличения количества кинотеатров. Поэтому важное значение имеет разработка мер по повышению конкурентного потенциала кинотеатров, формирование системы конкурентных преимуществ, основанной на внедрении новых технологий или исходных компонентов производства, повышении эффективности управления, созданий специальных программ лояльности для киноаудитории.

Список литературы

1. Бублевский М. Как спасти кинопрокат // Кинобизон. 2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kinobizon.ru/2012/08/08/manifest-bublevskogo-part-two.

2. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью: Учебное пособие. М.: Изд-во Омега-Л, 2009. 328 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от 25.12.2012).

4. http://finance.rambler.ru

5. http://www.digitalcinema.ru

6. http://www.donnews.ru

7. http://www.interfax.ru

8. http://www.kommersant.ru

9. http://www.magna-tech.org

10. http://www.movieresearch.ru

11. http://www.podatinet.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.