Научная статья на тему 'Формирование конкурентных позиций региона на основе промышленных кластеров'

Формирование конкурентных позиций региона на основе промышленных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЕЙТИНГ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / INDUSTRIAL POLICY / CLUSTER COMPETITIVENESS / COMPETITIVE POSITION / RATING / GLOBALIZATION / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Екатерина Николаевна

Рассмотрены инновационные аспекты региональной промышленной политики с позиций усиления конкурентоспособности в целом. Предложеныметодическиеподходыкформированиюпромышленныхкластеровврегионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COMPETITIVE POSITION OF THE REGION ON THE BASIS OF INDUSTRIAL CLUSTERS

The innovative aspects of regional industrial policy in terms of increasing competitiveness in General. Proposed methodological approaches to the formation of industrial clusters in the region.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных позиций региона на основе промышленных кластеров»

Приведенные данные показывают, что те хозяйства, которые в расчете на 1 га посева зерновых направляют больше труда и денежных средств, добиваются относительно лучших производственно-экономических показателей: в хозяйствах четвертых-пятых групп производственных затрат было в 2-4 раза больше, чем в первых-вторых группах предприятий и в итоге обеспечивается 23-кратное уменьшение засоренности посевов и двукратный рост урожайности зерновых. Итоги экономико-статистических группировок свидетельствуют о том, что сочетание неинвестиционных биологических факторов интенсификации, таких как севообороты с промышленными средствами интенсификации (минеральные удобрения, гербициды), являются важным условием снижения себестоимости единицы продукции, повышения прибыльности и рентабельности производства, так как в результате совместного (синергического) взаимодействия факторов создаются лучшие условия для организации расширенного воспроизводства продукции зерновой отрасли [1].

Организация защиты посевов зерновых культур от сорняков позволит республике получить дополнительно около 40 тыс. т зерна. Это составляет около 10% от общего его валового сбора в Чувашии. Таким образом, можно заключить, что роль защиты растений от сорняков в обеспечении продовольственной безопасности региона и страны в целом с каждым годом будет возрастать.

Литература

1. Федоров В.Г., Семенова Н.Я. Интенсификация производства - логика урожая и прибыли // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 257-260.

ФЕДОРОВ ВАЛЕНТИН ГЕРАСИМОВИЧ - доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры торгового дела и товарного менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (ValentinFedorov2012@yandex.ru).

FEDOROV VALENTIN - doctor of agricultural sciences, professor of Business and Commodity Management Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

МАЛОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ - аспирант, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары.

MALOV NIKOLAY - post-graduate student, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.

УДК 330.341.44:332]:338.45 ББК У30-984

Е.Н. ФЕДОРОВА

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

Ключевые слова: промышленная политика, кластер, конкурентоспособность, конкурентная позиция, рейтинг, глобализация, приоритеты.

Рассмотрены инновационные аспекты региональной промышленной политики с позиций усиления конкурентоспособности в целом. Предложены методические подходы к формированию промышленных кластеров в регионе.

E. FEDOROVA

FORMATION OF THE COMPETITIVE POSITION OF THE REGION ON THE BASIS OF INDUSTRIAL CLUSTERS

Key words: industrial policy, cluster competitiveness, competitive position, rating, globalization, priorities.

The innovative aspects of regional industrial policy in terms of increasing competitiveness in General. Proposed methodological approaches to the formation of industrial clusters in the region.

Практика хозяйственного развития XIX-XX вв. демонстрирует существование двух моделей государственной промышленной политики [5]:

- амбициозная, «наступательная модель», ориентированная на стимулирование экспорта, т.е. создание условий для экономически эффективного экспорта промышленных товаров. В этом случае макроэкономический эффект

достигается за счет формирования относительных конкурентных преимуществ при производстве некоторых видов продукции;

- вторая модель: производства опираются на дотации или обслуживают национальный рынок, защищенный тарифами внутренне ориентированной экономической политики (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности).

В любом случае исходной предпосылкой промышленной политики является выбор приоритетов. Формирование приоритетов возможно и «сверху», от государства, и «снизу» - от бизнеса. Практика показывает, что формирование приоритетов снизу по конкретным областям более эффективно. Чем выше степень конкретизации приоритетов, тем проще предложить инструменты для его реализации и оценить эффекты. Однако масштабная промышленная политика, как правило, основана на «встречном» движении, диалоге бизнеса и власти (Япония, Корея) [1, 2].

При решении задачи формирования региональной промышленной политики необходимо ответить на вопрос: какую структуру экономики мы хотим иметь? В качестве глобальной цели может выступить повышение конкурентоспособности. Для повышения конкурентоспособности необходимо:

- повышение качества человеческого капитала, который сегодня является ключевым фактором конкурентоспособности. От качества человеческого капитала будет зависеть способность экономики в будущем и сейчас к постоянному технологическому обновлению, появлению новых секторов и гибкой реакции на изменение конъюнктуры. При этом должна быть сформирована мотивация к инновационному поведению. Необходимы специалисты, способные находить новые решения, создавать и совершенствовать научные школы, внедрять высокие технологии во всех сферах деятельности;

- технологическое обновление и развитие собственно национального инновационного потенциала;

- диверсификация экономики и экспорта, создание мощного сектора обрабатывающих производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

- развитие инфраструктуры, способствующей не только мобильности людей и товаров, но и появлению новых эффективных секторов экономики, новых проектов. В первую очередь при этом должны реализоваться проекты, наиболее важные с точки зрения содействия развитию экономики, появлению новых проектов. Осуществление этих проектов должно идти по пути сокращения издержек, повышения эффективности;

- развитие институциональной среды [3. С. 64].

Все это является основой конкурентоспособности региона. Региональная промышленная политика в ближайшее время будет развиваться под влиянием трех основополагающих факторов:

- мировой финансовый кризис, в который благодаря интеграции оказалась вовлечена российская экономика;

- тенденции развития промышленного комплекса Российской Федерации, определяемые Правительством Российской Федерации по поддержке реального сектора экономики;

- набор базовых характеристик основных отраслей промышленности региона, сложившийся за последние полтора века.

Эти факторы взаимосвязаны: дефицит ликвидности средств и отдельные меры государства накладываются на нерациональную структуру экономики с высокой изношенностью основных производственных фондов и низкой производительностью.

В условиях отсутствия значимых запасов полезных ископаемых целесообразно упор сделать на:

- энергоэффективность. Отличительной особенностью большинства крупных промышленных предприятий является их энергоемкость. По данным ^ (Международная финансовая корпорация), потенциал снижения энергозатрат на промышленных предприятиях может достигать 22% [4. С. 84]. Повышение экономии и «управляемости» энергоресурсами позволяет обеспечить система учета электроэнергии, газа и тепловой энергии по участкам производства. Предшествовать снижению объемов потребления первичных энергоресурсов должен качественный и профессиональный энергоаудит инфраструктуры энергоснабжения предприятия. Энергетический консалтинг позволяет не только выявить участки потерь и нерационального использования энергоресурсов, но и составить программу повышения энергоэффективности, которая должна стать основой развития инфраструктуры энергоснабжения предприятий. Комплексная оптимизация инфраструктуры энергоснабжения обеспечивает устойчивое развитие предприятия в условиях дорогих энергоресурсов; развитие альтернативных видов энергетики; повышение производительности труда; экологическое направление; кадровое направление; оптимизацию размещения производительных сил на территории республики с выделением четких промышленных узлов.

Что касается конкретных направлений секторального развития, то здесь приоритеты должны быть направлены в сторону развития не отдельных отраслей, а всего комплекса взаимосвязанных учреждений: учебных и научных заведений, производственных предприятий, сбытовых сетей, т.е. кластеров.

Кластеры представляют собой группу географически локализованных взаимосвязанных и взаимодействующих компаний, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Таким образом, кластер имеет как региональный (географическая концентрация в регионе), так и отраслевой характер (сосредоточен на определенном виде деятельности).

Кластерная политика является одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах уже более 15 лет. По оценкам экспертов «Бауман Инновейшн», порядка 45% занятости в России приходится на существующие и потенциальные кластеры [6. С. 14]. Это примерно столько же, сколько в других развитых странах.

Преимущество кластеров как инструментов регионального развития состоит в проявлении его самоорганизации социально-экономического пространства по всем направлениям: факторам производства, технологиям, знаниям, занятости, культурной среде и др. Создание кластеров позволяет:

- логично решать вопросы эффективного взаимодействия крупных корпораций, малого и среднего бизнеса и их развития;

- повышать образовательный и квалификационный уровень занятых в регионе;

- обеспечить научный и кадровый потенциал производства;

- стимулировать развитие транспортно-логистической, инновационной и финансовой инфраструктуры региона.

Формирование конкурентоспособных кластеров позволяет региональной экономике полноценно включаться в процессы сетевой глобализации и стать одной из зон опережающего развития в стране.

На территории Чувашской Республики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.1 предусматривалось формирование ряда кластеров:

- по производству специализированной техники для ВПК и различных отраслей экономики на базе ОАО «Шумерлинский завод спецавтомобилей», ОАО «Комбинат автофургонов» (г. Шумерля), ФГУП «ГСКБ» (г. Шумерля);

- по созданию и выпуску химических средств защиты растений нового поколения и сырья (действующего вещества) для их производства;

- по выпуску электронных автокомплектующих на базе ОАО «Элара»;

- кластер по производству высокоэффективных строительных материалов (гипсокартонных и гипсостружечных плит) на базе ОАО «Гипор», ОАО «Шумерлинский лесокомбинат», Ядринский машиностроительный завод);

- энергосервисных и инжиниринговых компаний на базе научно-технического потенциала предприятий электротехнической промышленности - ОАО «Завод электроники и механики», ОАО «Чебоксарский электроаппаратный завод»;

- «Силовая электроника» на базе ОАО «Контур»;

- «Чувашский текстиль» на базе ОАО «Корпорация «ЧХБК», ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ОАО «Фабрика "Пике"», ОАО «Текстильмаш».

Однако смена собственников предполагаемых головных участников кластеров, изменение их стратегических направлений развития, отсутствие согласованной позиции и четкой программы действия правительства Чувашской Республики по развитию кластеров не позволили реализовать идею их создания на территории Чувашской Республики. Исключение составляет только интегрированная структура «Концерн "Тракторные заводы"» с головной компанией ООО «Компания "Корпоративного управления "Концерн «Тракторные заводы""», объединившая в себе 14 предприятий в сфере тракторного, сельскохозяйственного, железнодорожного машиностроения и оборонной промышленности, 3 торгово-сервисные компании, ряд специализированных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, в том числе и расположенных на территории Чувашской Республики: ОАО «Промтрактор», ОАО «ЧАЗ», ЗАО «Промтрактор-Вагон», ООО «Промтрактор-Промлит», ООО «Четра-КЗЧ», ОАО «Четра-ПМ».

Комплексной программой инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г., утвержденной постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 29 мая 2009 г. № 178, предусматривается создание ряда конкурентоспособных кластеров: машиностроительного, химического, легкой промышленности, промышленности строительных материалов, лесопромышленного, биотехнологического, медицинского.

Между тем анализ мероприятий, предусмотренных программой по формированию и развитию кластеров, свидетельствует, что в настоящее время имеются только намерения по их созданию, в то время как проекты, предусмотренные в рамках реализации кластеров, зачастую не связаны между собой, не предполагают взаимодействия и взаимодополнения.

Таким образом, кластерный подход позволяет более полно использовать кадровый потенциал и инфраструктуру территории, обеспечивает доступ к исследованиям и рекомендациям научных центров, благодаря которым снижаются издержки, обеспечивается выход на новые рынки. Кластеры позволяют диверсифицировать региональную экономику, приводя к росту числа на-

1 О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года: закон Чувашской Республики от 04.06.2008 г. № 8 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2007. № 5. Ст. 247.

логоплательщиков и налогооблагаемой базы, снижению зависимости от отдельных компаний. Кластеры возникают по инициативе «снизу», исходящей от крупных предприятий или сообществ предприятий, или «сверху» - от органов власти и управления территорией.

Выбор конкретных технологических и рыночных ниш органы власти должны осуществлять совместно с представителями бизнеса, учитывая его интересы и возможности. При этом важнейшим приоритетом промышленной политики является поддержка производства экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью либо обладающей эффектом импортозамещения.

Литература

1. Афанасьева B.C., Энтова P.M. Современная экономическая мысль. Сер. Экономическая мысль Запада. M.: Прогресс, 1981.

2. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. T. 3.

3. Захарова Ю.Е, Васильева И.А., Морозова Н.В. Исследование социального потенциала регионов Приволжского федерального округа // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2013. № 4(12). С. 63-72.

4. Конев Е. Политика энергоэффективности в промышленности - мода или необходимость? // Промышленный вестник. 2008. № 10(98). С. 88-89.

5. Межевич Н.М. Глобализация и перспективы отечественной промышленной политики. 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article& sid=363.

6. Татаркин А.И., Лаврикова Ю.Г. Кластерная политика региона // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 8. С. 11-19.

7. Яковлев А.Е., Матвеев Е.А. Проблемы коммерциализации инновационного продукта в региональной экономике // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2013. № 4(12). С. 112-121.

ФЕДОРОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА - аспирантка кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kreg@chuvsu.ru).

FEDOROVA EKATERINA - post-graduate student of Regional Economics and Entrepreneurship Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 615.12(470) ББК Р11 (2)26к

Г.М. ФЕДОТОВ

РАЗВИТИЕ РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УСЛУГ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: фармацевтические услуги, региональный рынок услуг, розничные аптечные сети.

Дается оценка состояния фармакологического рынка в России, приводится рейтинг сетей на аптечном коммерческом рынке, раскрываются проблемы и резервы повышения эффективности развития фармацевтического рынка Чувашской Республики.

G. FEDOTOV

DEVELOPMENT OF THE MARKET FOR PHARMACEUTICAL SERVICES TO RUSSIA: REGIONAL PROBLEMS

Key words: pharmaceutical services, regional services, retail pharmacy network.

Assesses the status of pharmaceutical market in Russia is given a rating network pharmacy commercial market, describes the problems and the resources to enhance the development of the pharmaceutical market of the Chuvash Republic.

Формирование рыночных отношений в социальной сфере, переход на новые принципы финансирования, решение проблемы кардинального улучшения качества жизни населения, обеспечение безопасности в области здравоохранения, лекарственного и медико-технического обеспечения требуют повышенного внимания к проблеме развития регионального рынка фармацевтических услуг. Фармацевтический рынок является стратегически важным сектором экономики любой развитой страны.

Степень разработанности проблемы свидетельствует о том, что исследовательский интерес ученых и специалистов распространяется на теоретическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.