Научная статья на тему 'Формирование конкурентных отношений в российской энергетике'

Формирование конкурентных отношений в российской энергетике Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
210
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ЭНЕРГОТРЕЙДИНГ / КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА / ГЕНЕРИРУЮЩИЕ КОМПАНИИ / СБЫТОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭЛЕКТРОСЕТИ / ELECTRIC POWER MARKET / POWER TRADING / COMPETITIVE RELATIONS / COMMERCIALIZATION / REFORMING OF THE ELECTRIC POWER COMPLEX / GENERATING COMPANIES / MARKETING FIRMS / ELECTRIC GRIDS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Фильчаков Вячеслав Викторович

Рассмотрены объективные факторы, определившие необходимость реформирования российского электроэнергетического комплекса. Проведена краткая оценка выбранного в России подхода в проведении реформы энергетической отрасли. Дана характеристика основных проблем, связанных с переходом к конкурентным отношениям в сфере энерготрейдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE RELATIONS IN THE RUSSIAN ENERGY SECTOR

We consider the objective factors that determined the need for reforming Russia's electric energy sector. A brief assessment of the approach used in Russia to reform the energy sector is made. Main problems associated with the transition to competitive relations in the sphere of energy trading are characterized.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных отношений в российской энергетике»

Экономика и финансы Вестник Нижегородскогоуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 3 (2), с . 625-630

УДК 621.31

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ

© 2010 г. В.В. Фильчаков

Нижегородский коммерческий институт slava_filchakov@mail.ru

Поступила в редакцию 29.05.2010

Рассмотрены объективные факторы, определившие необходимость реформирования российского электроэнергетического комплекса. Проведена краткая оценка выбранного в России подхода в проведении реформы энергетической отрасли. Дана характеристика основных проблем, связанных с переходом к конкурентным отношениям в сфере энерготрейдинга.

Ключевые слова: рынок электроэнергии, энерготрейдинг, конкурентные отношения, коммерциализация, реформирование электроэнергетического комплекса, генерирующие компании, сбытовые предприятия, электросети.

Электроэнергетический комплекс России -важнейшая ресурсная и инфраструктурная подсистема национальной экономики. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики - основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. Основной продукт отрасли - электроэнергия - играет совершенно особую роль в жизни современного общества, являясь не только наиболее универсальным, после денег, товаром, но и незаменяемым ресурсом в большинстве технологических процессов, в жизнеобеспечении домашних хозяйств и социальной сферы.

В последнее время происходит улучшение положения дел в электроэнергетике - растет выработка электроэнергии, повышается уровень денежных сборов с потребителей, укрепляется платежная дисциплина. При этом рост тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей примерно соответствует динамике индекса цен производителей промышленной продукции.

Однако фундаментальные проблемы электроэнергетики, обозначившиеся еще в 80-е гг. и получившие развитие в постсоветский период, еще весьма далеки от своего кардинального и окончательного решения.

Необходимость реформирования электроэнергетики и его направления закреплены в Постановлении Правительства РФ от 19.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», в котором предусматривается переход к рыночным отношениям в сфере производства, оптовой и розничной тор-

говли электроэнергией, проводится политика ухода государства из системы электроэнергетики, переход к нерегулируемым тарифам и коммерческому инвестиционному развитию. Изучение концепции и директивных документов позволяет предположить, что одной из основных целей реформирования действующей электроэнергетической системы России является повышение ее отраслевой эффективности на основе коммерциализации, преобразования регулируемых отношений без участия государства, в результате которого ожидается значительный рост тарифов для массовых потребителей

[5].

Возникающие в процессе реформирования проблемы показывают необходимость разработки объективно-обоснованных положений на основе сохранения и развития государственного регулирования, с одной стороны, и использования конкуренции в электроэнергетике для повышения эффективности социально-экономического развития страны - с другой.

Реформирование электроэнергетического комплекса позволит повысить конкурентоспособность отрасли. Поскольку конкурентоспособность - это способность определенного объекта превзойти конкурентов в заданных условиях, то можно предположить, что эффективно проведенные реформы рынка электроэнергии в России позволят более качественно обеспечить население и юридических лиц соответствующими услугами с наибольшей вероятностью положительной отдачи.

Схему описанных взаимосвязей можно представить на рисунке 1.

Рынок

Рис. 1. Рынок электроэнергии

До настоящего времени отрасль представляла единую вертикально-интегрированную компанию с региональными подразделениями. Государственное регулирование ограничивалось тарифной политикой и некоторыми другими отдельными функциями (например, энергосбережением, защитой потребителя и ограничением естественно-монопольной деятельности). Единого комплексного закона, регулирующего деятельность отрасли, не существовало [4].

В 2003 г. принят пакет законов о реформировании электроэнергетики, основанных на либеральном подходе и исключающих вертикальную интеграцию в рамках РАО «ЕЭС». Позитивным результатом намеченных преобразований должны стать рост энергоэффективности и улучшение инвестиционного климата как следствие конкуренции и поэтапной трансформации сложившейся системы экономических отношений, проведения структурных изменений в электроэнергетике и тесно связанной с ней газовой отрасли.

Так, только переход от централизованного (отраслевого) способа проведения инвестиционной политики к частному (на уровне отдельных компаний) позволит, по мнению специалистов, привлечь в отрасль до 2020 г. от 50 до 70 млрд долл.

Преобразование энергетики - сложное и дорогостоящее мероприятие. Образуется несколько крупных компаний, и нельзя исключать дублирования хозяйственных функций. Кроме того, в результате их проведения усилится контроль над платежами потребителей и поставками электрической и тепловой энергии, возрастут издержки по бухгалтерскому и управленческому учету в отрасли.

Несмотря на возможность осуществления реформ простым способом, скажем, по принципам функционального или оперативного разделения, в России выбран более сложный подход - разделение собственников (фактически это означает, что вертикальная интеграция в электроэнергетике запрещена). Насколько он экономически оправдан, покажет время, но, на наш взгляд, такой подход достаточно рискован.

В России при формировании конкурентного энергетического рынка отдельным регионам предоставляется значительная самостоятельность, предполагающая и высокую ответственность за решение возникающих при этом задач, в том числе за сохранение региональной экосистемы и обеспечение эколого-экономического и социального равновесия в регионе.

Основными участниками конкурентных отношений в энергетике и потребителями ресурсов из окружающей среды (ОС) являются генерирующие компании. Соответственно, для каждого субъекта энергетического рынка и для всей отрасли определяется допустимый по технологическим параметрам уровень загрязнения ОС, который должен быть соотнесен с требованиями устойчивого развития.

При этом приходится учитывать тот факт, что технологическая «многоукладность» влечет за собой и нарастание технологических диспропорций, замедление прогрессивных технологических сдвигов и общих темпов роста экономики, дестабилизирует эколого-экономическое равновесие. За последнее десятилетие отставание России от развитых стран, совершивших стремительный рывок в развитии «пятого технологического уклада», именно поэтому многократно возросло.

|------------------------------1

^ | Центры конкуренции I

/ ■'______________________________!

/

Рис. 2. Модель комплексного учета параметров конкурентоспособности электроэнергетики в условиях рыночного хозяйства

Новый технологический уклад предусматривает интеллектуализацию факторов производства, развитие интеграционных процессов, интенсификацию международного информационного обмена. В этой его особенности кроются уникальные возможности и для подъема конкурентоспособности российской экономики, для эффективного раскрытия ее человеческого потенциала, способного обеспечить устойчивость позитивных динамических изменений. Соответственно, изменяются и методологические подходы к оценке конкурентоспособности [1].

Модель комплексного учета параметров конкурентоспособности электроэнергетики в условиях рыночного хозяйства можно представить на рисунке 2 [1].

Выделенный сегмент рынка в 15% - зона свободного ценообразования. Сегмент, регулируемый государством, - федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ).

Координатором рынка, в котором функция государственного регулирования усиливается, является система оперативно-технологического диспетчерского управления - ДУ. На сегменте ФОРЭМ ее задача состоит в обеспечении необходимых условий для полного удовлетворения

спроса на электроэнергию при минимальных затратах на ее производство, транспортировку и распределение с соблюдением требуемых показателей надежности, качества, экологичности. Последняя в настоящее время учитывается косвенно при определении экономичности загрузки оборудования по параметрам удельного расхода топлива или вообще не учитывается [1].

На рынке основным экономическим параметром конкуренции выступает тариф. И при формировании тарифов на электроэнергию в регионе нужно выделять три стадии: определение совокупной стоимости обслуживания и среднего тарифа; дифференциацию тарифных ставок по группам и категориям потребителей в соответствии с издержками энергоснабжения; расчет базовых тарифов и разработку специальных тарифов, направленных на реализацию определенных целей и учитывающих особенности индивидуальных издержек электроснабжения. Последние пока, согласно статистике, постоянно растут, особенно в связи с сохранением перекрестного субсидирования и разным качеством основных фондов.

В декабре 2007 - январе 2008 г. закончено формирование целевой структуры всех тепло-

<я> Электропотребление по Российской Федерации

■прирост08/07 —прирост 09/08

\ V

3.4 3,8 3,0 -).3

X 4^2,1

Чп 5

янв фев мар апр май июн июл авг сен окт\ ноя дек

-4,3 V

■ч. -5,7 -5,3 .

-7,3 -8Д/ -3,1/

Месяц года

Рис. 3. Электропотребление по РФ в 2008/2007 гг. и в 2009/2008 гг.

вых оптовых генерирующих компаний (ОГК) и территориально генерирующих компаний (ТГК), завершен первый этап консолидации ОАО «ГидроОГК» [3].

Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.

В 2007 году в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока) [6]. Завершено формирование целевой структуры всех 14 территориальных генерирующих компаний.

В современных условиях намечаются активные действия гарантирующих поставщиков электроэнергии не только на своих традиционных территориях, но и за их пределами, что ведет к появлению конкурентной ситуации в сфере энерготрейдинга. В 2010 году Мосэнергосбыт планирует реализовать за пределами мегаполиса и столичной области 280 млн кВт/ч электроэнергии. Эти планы предполагается реализовать как через покупку региональных систем сбыта, так и через привлечение крупных и системно развитых клиентов [7].

Рост потребления электроэнергии - одна из основных тенденций развития мировой экономики. В соответствии с прогнозом Международного энергетического агентства, к 2025 году потребление электроэнергии в мире вырастет до 26 трлн кВт/ч по сравнению с 14,8 трлн кВт/ч в 2003 году. При этом установленная мощность

электростанций вырастет с 3400 ГВт в 2003 году до 5500 ГВт в 2025 году.

«Энергетической стратегией России на период до 2020 года» прогнозировался прирост потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. 46-50 млрд кВт/ч, однако реальный прирост оказался выше более чем в 1,5 раза и составил 73 млрд кВт/ч. В некоторых регионах разрыв между прогнозным и реальным приростом потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. оказался более существенным: в Белгородской области - в 1,8 раза, в Ленинградской области - в 3 раза, в Калининградской области - в 3,4 раза, в Москве и Московской области - в 3,8 раза, в Тюменской области - в 4,8 раза. В указанных регионах потребление электроэнергии уже превысило показатели 1990 года, что в условиях прогрессирующего физического и морального износа и недостаточных объемов ввода новых генерирующих мощностей создает предпосылки формирования дефицита электроэнергии [2].

Генерирующие мощности в России в основном представляют собой электростанции с паросиловым циклом, КПД которых на 40-45% ниже парогазовых или газотурбинных электростанций.

Приведем динамику прироста фактического электропотребления в 2009 году по субъектам РФ (рис. 3).

Средний удельный расход топлива на выработку электроэнергии в России составляет примерно 335 граммов условного топлива на кВт/ч при аналогичном показателе на парогазовых или газотурбинных установках Европы 210250 граммов условного топлива на кВт/ч, что приводит к дополнительному потреблению рос-

сийскими энергетическими компаниями до 40 млрд куб. м природного газа в год.

Рост потребления электроэнергии выступил одним из факторов, обусловившим проведение реформы. От эффективности проведения реформ в электроэнергетике России зависит рост конкурентоспособности комплекса и его дальнейшее развитие.

Российский энергетический рынок реформировать по европейскому образцу сложно - в Европе конкуренция обеспечивается большим количеством энергетических компаний разных стран.

В результате обобщения международного опыта и сопоставления его с ходом реформы электроэнергетики в России выявлены наиболее значимые аспекты реформирования, которые не нашли пока отражения в российской практике, но вполне могут быть использованы в перспективе:

- возможность успешного реформирования без разделения компаний по видам бизнеса (особенно в случае изолированных энергосистем);

- требования к качеству и надежности поставок электроэнергии;

- концентрация капитала в отрасли для построения вертикально интегрированных компаний (ВИК) в условиях глобализации;

- обеспечение методов учета энергии и выставления счетов, которое очень пригодилось бы России для решения проблемы перекрестного субсидирования.

По мнению многих исследователей, проблема реформирования электроэнергетики в России на современном этапе в значительной мере обострена нерешенностью ключевых проблем экономики переходного периода, связанных как с недостаточным развитием рыночных институтов и механизмов, так и с несовершенством организации государственного управления процессов энергообеспечения, особенно в условиях, когда ограничены возможности использования конкурентных отношений.

Данная ситуация усложняется отсутствием фундаментальных системных исследований и разработок, посвященных комплексному анализу формирования и развития организационноэкономических механизмов реформирования электроэнергетического комплекса России, во многом определяющих конечный результат проводимых преобразований.

В Европе для образования конкурентной среды и выполнения основных задач по трансформированию энергетики оказалось достаточным выделить управляющую компанию и создать благоприятные условия для появления но-

вых генерирующих компаний. Насколько целесообразно в наших реалиях разделять собственников для предотвращения дискриминационного доступа к инфраструктурным сетям, сказать сложно. Географическая отдаленность ряда субъектов федерации и невысокая плотность населения в них являются аргументами в пользу функционального или оперативного разделения отечественной электроэнергетики.

Реформирование естественных монополий напрямую связано с развитием промышленности, экономики регионов и страны в целом. Преобразование идет полным ходом, поэтому анализ первых шагов и своевременное введение корректив намеченных стратегических мероприятий по реформированию электроэнергетики выступает необходимым условием успеха реформы.

В настоящее время можно констатировать, что реформа в электроэнергетике развивается, несмотря на сопротивление ее противников, предложен конкретный план ее проведения, выделены основные этапы и разработаны особенности реформирования отрасли на каждом из этапов. Однако по-прежнему как в теоретическом, так и в прикладном плане требуют более глубокого осмысления направления формирования рынка электроэнергии, степени его «конкурентности», особенности развития в отдельных регионах, возможности использования торгуемых инструментов с учетом специфики электроэнергии как монопродукта.

Для России принципиальное значение имеет поиск адекватной модели рынка электроэнергии, позволяющей обеспечивать успешное развитие экономики в целом и возможное удешевление электрической продукции для потребителей.

Список литературы

1. Вишнякова О.Н. Формирование механизма управления эколого-экономическим развитием электроэнергетики. Казань: Изд-во КГУ, 2003. 260 с.

2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Минэнерго РФ, 2001. 118 с.

3. Планирование развития энергетики: Матер. междунар. науч.-практ. конф. М.: ЦНИИАтомИн-форм, 2002. 185 с.

4. Рынок электрической энергии и мощности в России: каким ему быть / Под ред. В.И. Эдельмана. М.: Энергоатомиздат, 2000. 364 с.

5. Постановление Правительства РФ от 19.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». 11 с.

6. Распоряжение Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года. 3 с.

7. Мосэнергосбыт выходит на новые рынки // ЭнергоРынок. 2010. № 4. С. 8-9.

COMPETITIVE RELATIONS IN THE RUSSIAN ENERGY SECTOR

V.V. Filchakov

We consider the objective factors that determined the need for reforming Russia's electric energy sector. A brief assessment of the approach used in Russia to reform the energy sector is made. Main problems associated with the transition to competitive relations in the sphere of energy trading are characterized.

Keywords: electric power market, power trading, competitive relations, commercialization, reforming of the electric power complex, generating companies, marketing firms, electric grids.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.