ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
УДК 334.012.63/64:658.14(47+57)
ББК 65.290.31(2)
А. С. Кудаков
Формирование конкурентной среды - необходимое условие развития предприятий малого и среднего бизнеса
В статье отражены основные пути развития малого и среднего бизнеса, главным условием которого, по мнению автора, является наличие конкурентной среды, в связи с чем исследуются факторы, влияющие на её формирование и препятствующие ей.
Ключевые слова: рыночная экономика, конкурентная среда, малый и средний бизнес, демонополизация экономики, налоги, кривая Лаффера.
Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность, эффективность которой напрямую связана с
формированием предприятий малого и среднего бизнеса. Развитие малого бизнеса очень важно для государства с точки зрения диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и создания экономической базы для органов самоуправления. В настоящее время в России около 24 млн человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого и среднего бизнеса.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социальноэкономического развития территорий и смягчения социальных
проблем. Это занятость и качество жизни населения, обеспечение
жителей необходимыми им товарами и услугами, формирование
среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.
Малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, слабой защищенностью от внешних воздействий, финансовой и коммерческой неустойчивостью, отсутствием надежных и доступных финансовых источников, ограниченностью основных фондов, а также сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников, при этом он в значительной степени зависит от инициативы и способностей руководителя предприятия. Все это позволяет выделить малый и средний бизнес в особую категорию предприятий.
К малым относятся предприятия численностью до ста человек включительно, среди малых предприятий выделяются микропредприятия - численностью до пятнадцати человек. К средним относятся предприятия с численностью от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно.
Для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556
установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для субъектов малого и среднего предпринимательства. К микропредприятиям относятся организации с выручкой за год до 60 млн руб., к малым предприятиям - до 400 млн руб., к средним - до 1000 млн руб. Документ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Балансовая стоимость активов не должна превышать 100 млн рублей, увеличенных на индекс инфляции.
В уставном капитале малых и средних предприятий ограничено участие государственных организаций, иностранных юридических лиц
и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, других предприятий, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Их доля не должна превышать двадцать пять процентов.
По данным Министерства экономического развития и торговли количество малых и средних предприятий в России в настоящее время составляет 946 тыс. За год оно увеличилось на 10 %. Доля малых предприятий в ВВП составляет 10-12 %, в то время как в развитых странах она равна 50-60 %. На тысячу жителей России приходится около 7 малых предприятий, а в США и Европе - от 30 до 35. При этом в Великобритании - 46, в Германии - 37, в Италии - 68, во Франции - 35, в США - 74, в Японии - 50. В России только 19 % занятого населения работает в сфере малого бизнеса, а в Европе -70 %.
Развитие малых и средних предприятий чрезвычайно актуально для России в современный период. Особенность заключается в том, что переход к рыночным отношениям в России начался в условиях чрезвычайно монополизированной экономики. На протяжении длительного времени в нашей стране в основе экономической теории была идея о том, что более высокой эффективности труда можно достичь при повышении концентрации производства и капитала. Реализация этой концепции приводила к строительству крупнейших фабрик и заводов, созданию производственных и торговых объединений, слиянию средних и мелких производственных единиц, ликвидации мелких предприятий, кустарных промыслов, свертыванию ремесленной деятельности.
Однако данная теория, утверждающая что подобным путем можно достичь повышения производительности труда и эффективности общественного производства, на практике не подтвердилась. Тотальная концентрация основных средств производства и капитала привела в итоге к повсеместному товарному дефициту и финансовому, а затем и политическому кризису.
Разгосударствление, приватизация и акционирование
предприятий - монополистов мало что изменили. Более того, возникли новые монопольные объединения за счет реорганизации
бывших союзных и республиканских министерств и превращения их в корпоративные структуры с частичным сохранением рычагов управления отраслями.
Процесс демонополизации экономики, проходил на фоне приватизации и акционирования предприятий, но оказался более длительным и сложным, так как перемена формы собственности предприятия, монопольно владеющего рынком определенных видов товаров или услуг, в лучшую сторону ничего не меняет.
В итоге, несмотря на произошедшие изменения, в ряде ведущих отраслей промышленности Российской Федерации продолжают преобладать предприятия-монополисты.
Изменить ситуацию может развитие малого и среднего предпринимательства. В результате его выхода на рынок возникает реальная конкуренция, являющаяся основой жизнеспособной экономики. При этом предприятия малого и среднего бизнеса в процессе становления сами остро нуждаются в помощи и поддержке. В первую очередь, такая помощь ожидается со стороны государства, которое с помощью различных рычагов должно создавать условия для формирования развитой конкурентной среды, в которой будет место не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса.
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в России являются:
• недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;
•неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития;
•затрудненный доступ к источникам финансирования в связи с отсутствием залогового обеспечения и большой стоимостью банковского кредита;
• ограниченный доступ к земельным и другим видам ресурсов;
•недостаток свободных площадей для размещения объектов
малого и среднего предпринимательства;
•высокая арендная плата;
• высокие тарифы на электроэнергию, теплоэнергию, воду;
• наличие административных барьеров, слабая защищённость
прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля и в процессе получения разрешительных документов, необходимых для ведения бизнеса;
•недостаточная эффективность применяемых механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей, особенно в сельской местности;
•малое количество квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления персоналом и производством;
•неразвитость организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в отдалённых муниципальных образованиях;
•недобросовестная конкуренция со стороны крупных компаний; •угрозы со стороны криминалитета;
•высокая налоговая нагрузка на малый бизнес;
• сложность и нестабильность налогового законодательства.
В случае сохранения сегодняшней ситуации, развитие малого и среднего предпринимательства будет носить инерционный характер, что не позволит повысить конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства. Для решения накопившихся проблем, необходимо активное участие всех заинтересованных сторон, и в первую очередь участие государства - всех уровней и ветвей государственной власти.
Базовым документом, определяющим государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, является принятый 24 июля 2007 г. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В частности Законом определены особенности нормативноправового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, предусматривающие следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами
малого и среднего предпринимательства государственное и
муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в
качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов
малого и среднего предпринимательства при осуществлении
государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона.
На основе федерального закона, субъектами Федерации разработаны региональные законы. 22 апреля 2009 г.
Законодательным собранием Ленинградской области принят Закон № 36-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области». Правительством Ленинградской области разработана долгосрочная целевая программа «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы» и план реализации программы.
В этих документах определены виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области. Это финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, помощь в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в области инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности, внешнеэкономической
деятельности, сельскохозяйственной деятельности и другие виды и формы поддержки.
Конкретными направлениями поддержки малого и среднего бизнеса с учетом иностранного опыта являются: прямое
субсидирование в виде дотаций; субсидирование в виде возвратных ссуд, включая долгосрочные займы; кредитование под низкие проценты; бюджетное субсидирование через закупки продукции и услуг; скидки с цены при покупке земли и недвижимости; скидки с арендной платы; применение льготных тарифов на электроэнергию, теплоэнергию, воду; финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для малого предпринимательства; анализ конъюнктуры рынка, динамики спроса и предложения; создание гарантийных фондов; подготовка квалифицированных кадров; строительство для малого бизнеса производственных и офисных помещений с передачей их в аренду по льготным ценам; государственные и муниципальные инвестиции в экономическую инфраструктуру и др.
Данные направления поддержки в значительной степени нашли отражение в региональной программе по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области.
На реализацию программы из бюджета области выделено около 235 млн рублей, в том числе 2009 г. около 55 млн рублей. Из прочих источников планируется привлечь 226 млн, в том числе в 2009 г. около 43 млн рублей. Это значительные средства, позволяющие решать крупные задачи.
Реализация программы предполагает создание около 5500 субъектов малого предпринимательства, оборот которых составит 1705 млрд рублей, а объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства составит 53,9 млрд рублей.
Известны и некоторые итоги по реализации программы. По состоянию на начало ноября государственную поддержку получили более 190 субъектов, на общую сумму 48 млн рублей: в том числе 46
субъектов малого бизнеса, 3 субъекта среднего бизнеса, и
144 микропредприятия.
В целом можно положительно оценить данные результаты, однако это не решает общей проблемы сохранения и развития малого и среднего бизнеса в Ленинградской области. Несмотря на значительные выделенные средства, их недостаточно для поддержки большого количества существующих и создаваемых малых и средних предприятий.
Нужны дополнительные меры, связанные не только с оказанием помощи, но и формирующие условия, в которых малые и средние предприятия могли бы успешно функционировать, сотрудничать и конкурировать с крупным бизнесом.
Наряду с проблемами финансирования, одной из основных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, является высокая налоговая нагрузка, сложность и нестабильность налогового законодательства.
Развитая и стабильная налоговая система - необходимое условие развития экономики, повышения ее эффективности. Совершенствование системы налогообложения выступает важнейшим элементом формирования и развития конкурентной среды. Тем же целям служит антимонопольное законодательство.
Вопрос, сколько собирать налогов, всегда был предметом дискуссии среди теоретиков и практиков. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую Лаффера (американский экономист Артур Лаффер), которая графически отображает зависимость между налоговыми ставками и динамикой налоговых поступлений. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.
Рис. Кривая Лаффера
При снижении налоговых ставок на предпринимательство и заработную плату, происходит стимулирование инвестиционного процесса, повышается желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. При повышении налоговых ставок инвестиционный процесс замедляется , снижается
предпринимательская активность.
Однозначного ответа, какое значение эффективной налоговой ставки является критическим, не существует. Однако опыт экономически развитых стран показывает, что изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.
Часть предпринимателей переходит к поиску методов ухода от налогообложения и стремится концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. То есть высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается.
Для большинства налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при
данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями
управления развитием экономики. Поэтому государства стремятся
w 1
поднять уровень налоговых поступлении1.
Основные преимущества для малого бизнеса в экономически развитых странах создает структура налогов и льгот, где ставка налога зависит от размера налогооблагаемой прибыли компании. Кроме того предусмотрены различные льготы, в том числе при осуществлении инвестиций.
Например, в США годовая прибыль до 50 тыс. долларов облагается налогом в 15 %, а налог свыше 18 млн по ставке 35 %. Для предприятий малого бизнеса предусмотрена возможность уплачивать так называемый «альтернативный минимальный налог» (alternative minimum tax, AMT) по твердой ставке 20 %. Право на уплату этого налога имеют малые предприятия, совокупный доход которых за трехлетний период не превышает 5 млн долл. США.
Ставки налога на прибыль корпораций в США
Прибыль, долл. США Ставка
0 - 50 000 15 %
50 001 - 75 000 7 500 долл. США + 25 % над превышением
75 001 - 100 000 13 750 долл. США + 34 % над превышением
100 001 - 335 000 22 250 долл. США + 39 % над превышением
335 001 - 10 000 000 113 900 долл. США +34 % над превышением
10 000 001-15 000 000 3 400 000 долл. США + 35 % над превышением
15 000 001-18 330 000 5 150 000 долл. США + 38 % над превышением
18 330 001 и более 35 %
Такая структура ставок налога на прибыль повышает конкурентные возможности малого и среднего бизнеса. Крупные компании, получающие большие объемы прибыли платят больше налогов, а малый и средний бизнес, получающий меньше прибыли, и налогов платит меньше.
1 Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб. / под ред. А. Г. Грязновой. Финансовая академия при Правительстве РФ. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Кнорус. - 2006. - 624 с.
За последнее время много сделано в вопросах совершенствования налогообложения малого бизнеса и в нашей налоговой системе.
В Налоговом кодексе введены специальные налоговые режимы такие как: «Упрощенная система налогообложения» (глава 26.2) и «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (глава 26.3), позволяющие упростить систему уплату налогов и снизить налоговую нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса.
Улучшило налоговый климат разрешение применять систему патентов. Патент дает возможность малому бизнесу спокойно работать, при этом он позволяет государству получить определенную налоговую сумму.
Серьезную поддержку малому и среднему бизнесу окажет Закон Ленинградской области № 78-оз «Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Ленинградской области», принятый 12 октября 2009 г. Этим законом для всех налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается налоговая ставка в размере 7 %. В настоящее время эти налогоплательщики уплачивают налог по ставке 15 %.
Несмотря на проведенные изменения в налоговой системе, предоставляющие некоторые преимущества, для малого и среднего бизнеса, она требует дальнейшего совершенствования.
Необходимо уменьшение налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях можно использовать введение налоговых каникул на первые два-три (адаптационных) года работы для новых предприятий, или предоставление налогового кредита.
Целесообразно дальнейшие упрощение системы налогообложения для малых предприятий и разработка для предпринимателей и юридических лиц, относящихся к категории
малого бизнеса, упрощенных форм налоговых деклараций, поскольку в настоящее время для их расчета надо содержать штат бухгалтеров.
Представляется целесообразным освободить от
налогообложения средства, направляемые субъектами малого и среднего предпринимательства на развитие собственного производства.
В современных условиях объективно необходимым
представляется введение прогрессивной шкалы налогообложения прибыли предприятий, что позволит частично уравнять эффективность работы крупных и малых предприятий, будет
способствовать росту социальной справедливости, повысит
наполняемость бюджета.
Реализация предложенных принципов совершенствования налоговой системы, в сочетании с другими направлениями поддержки, создаст благоприятные условия для формирования конкурентной среды, что позволит сохранить малый и средний бизнес, даст новый импульс его развитию.
Стимулирование развития и поддержка малого и среднего предпринимательства, является одним из наиболее надежных способов преодоления негативных последствий финансового кризиса и восстановления темпов роста российской экономики. Малые и средние предприятия имеют возможность осваивать новые сферы экономики, осуществлять внедрение инноваций.
Особую роль малый и средний бизнес играет в решении социальных проблем. Он не только удовлетворяет насущные нужды населения, но и решает проблему занятости трудоспособных людей в периоды сокращения производства на крупных предприятиях, особенно это важно в условиях экономической нестабильности.