Научная статья на тему 'Формирование конкурентно - логической стратегии управления товарными запасами организации'

Формирование конкурентно - логической стратегии управления товарными запасами организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЗАПАСЫ / МАРКЕТИНГ / ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доможирова И. В.

Выполнен анализ типовых логистических стратегий, выявлена общая направленность данных стратегий на удовлетворение потребностей рынка. Предложен алгоритм формирования конкурентно логистической стратегии управления товарными запасами организации, базирующийся на использовании экономико математических моделей и инструментария маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KONKURENTNO - LOGIC STRATEGY OF MANAGEMENT BY COMMODITY STOCKS OF THE ORGANIZATION

The analysis of typical logistical strategy is made, the general is revealed napravlennost the given strategy on satisfaction of requirements of the market. The algorithm of formation of konkurentno logistical strategy of management by commodity stocks of the organization, based on use of ekonomic -mathematical models and marketing toolkit is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентно - логической стратегии управления товарными запасами организации»

Анализ данных таблицы и кривых рисунка показывает, что лучших результатов по объему реализации продукции предприятие будет достигать (по варианту 1), обеспечивая достойный уровень заработной платы работникам и техперевооружение производства в заданных объемах. Поскольку вариант 3 дает минимальный результат, необходим анализ составляющих условно чистой продукции. Расхождение прогнозных результатов по трем вариантам к 2015 г. находится в пределах 10 %.

Библиографический список

1. Замков О.О. и др. Математические методы в экономике. М.: МГУ им. Ломоносова, «Дело и сервис», 1999. 368 с.

2. Колемаев В.А. Математическая экономика. М.: ЮНИТИ, 1998.

240 с.

E.E. Vinogradova, V.N. Samochkin, V.I. Barakhov

Volume of sales prediction of industrial enterprise application Production Function

Application of production function for definition forecast volume of realization of production is shown. It is quantitatively determined forecast volume of realization of production with use of three various variants of production function.

Keywords: forecasting, production function, economic resources, economic system

УДК 658.7(075.8)

И.В. Доможирова, аспирант кафедры «Финансы и менеджмент», 89207595871, irina_domozhirov@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНО-ЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Выполнен анализ типовых логистических стратегий, выявлена общая направленность данных стратегии на удовлетворение потребностей рынка. Предложен алгоритм формирования конкурентно-логистической стратегии управления товарными запасами организации, базирующийся на использовании экономико-математических моделей и инструментария маркетинга. Ключевые слова: стратегия, запасы, маркетинг, логистика.

Главной целью управления запасами организации является бесперебойная поставка продукции в нужном количестве и установленные сроки. Именно на этой основе возможно обеспечение полной реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов. Решение данного вопроса возможно при использовании логистических методов управления запасами.

Для выживания организации в условиях нестабильной внешней среды и упрочения ее положения на конкурентном рынке необходимо оптимальное соотношение уровня товарного запаса к потребности организации в товаре. Речь идет о том, что уровень текущего запаса на складе (Зтек) должен стремиться к значению величины спроса в данном периоде (ОП), что возможно при выполнении условия (Зтек ^ ОП).

Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме управления товарными запасами позволил выявить следующие три концепции [3]:

- при VIP-подходе любой из предлагаемых фирмой товаров должен всегда быть в наличии в неограниченном количестве, т. е.

n n

У 3 >У ОП

/ , ^текг — / , ^-"г 5

1=1 i =1

где n — количество товарных позиций; Зтекг — размер текущего запаса по i-й товарной позиции, ед.; Oni — объем продаж i-ro товарного запаса, ед.

- при концепции оптимизации издержек только востребованный товар должен иметься в оптимально необходимом количестве, т. е.

£ ЗяшаЛ Ont при С ^ min,

i=1 i=1

где С — величина издержек, связанных с управлением запасами, руб.;

- при концепции минимизации издержек только самый продаваемый товар должен быть в наличии в строго определенном количестве при четких сроках его восполнения, т. е.

Зтек ^ min.

Уровень товарных запасов тесно связан с уровнем удовлетворения спроса. При этом на практике встречаются следующие ситуации:

- средний уровень удовлетворения спроса на российских торговых предприятиях колеблется в пределах от 60 % до 85 %, т. е. из заказанных 100 позиций прайс-листа отгружается, как правило, 60-85 позиций. Это достаточно низкий уровень;

- реально достижимым является уровень, равный 95 %;

- уровень, равный 100 % и связанный с большими сопутствующими издержками, практически недостижим.

Уровень удовлетворения спроса (Y) можно определить по следующей формуле:

7 = U,

D

где и — число выполненных заказов в рассматриваемом периоде, ед.; D — общее число заказов в рассматриваемом периоде, ед.

На величину (У) оказывают влияние различные факторы. Среди них необходимо выделить:

- стратегию развития организации, реализация которой позволяет упрочить имидж так называемого «безотказного» поставщика;

- широкий ассортимент товаров;

- издержки дефицита;

- затраты на содержание товарного запаса и другие факторы.

Практика показывает, что недостаточное внимание к учету указанных факторов приводит к появлению в организации следующих проблем:

- превышению объемов фактических складских запасов над нормативными значениями этого показателя;

- росту случаев возникновения неликвидных остатков продукции;

- нехватке денежных средств для оплаты счетов поставщиков;

- недостаточной взаимосвязи процессов планирования закупок и продаж;

- увеличению вероятности потери клиентов и др.

Для устранения этих проблем руководством организации должна быть разработана стратегия управления товарными запасами, позволяющая эффективно управлять потоком товарно-материальных ценностей, проходящим через склад предприятия.

Стратегии, связанные с управлением товарными запасами, являются логистическими стратегиями предприятия, являющимися составным элементом общей стратегии хозяйствующего субъекта.

Планирование логистической стратегии представляет собой унифицированный всесторонний и интегрированный процесс, направленный на достижение конкурентного преимущества предприятия за счет качественного обслуживания потребителей. Реализация такой стратегии позволяет обеспечить более высокий уровень удовлетворения потребностей на основе прогнозирования будущего спроса и управления ресурсами по всей цепочке поставок [2]. Такое планирование должно соответствовать общим стратегическим целям и планам организации.

К наиболее известным на практике типовым логистическим стратегиям управления цепочками поставок относятся [1]:

- «тощая» стратегия;

- динамичная стратегия;

- стратегия формирования союзов с поставщиками и заказчиками.

Характеристика указанных стратегий представлена в таблице.

Анализ типовых логистических стратегий показал, что все они направлены на удовлетворение потребностей рынка, а значит, должны разрабатываться с использованием инструмента маркетинга. Таким образом, логистические стратегии должны иметь маркетинговое наполнение.

Алгоритм формирования конкурентно-логистической стратегии управления товарными запасами организации: ОПпрогн — прогнозируемый объем продаж, ед.; Ь — уровень

обслуживания клиентов, %; 0Пфакт — фактический объем продаж, ед.

Название стратегии Цели стратегии Задачи, решаемые в рамках стратегии

«Тощая» выполнение каждой операции с минимальными затратами ресурсов поиск путей устранения непроизводительных расходов ресурсов

Динамичная обеспечение высокого качества обслуживания потребителей на основе оперативного реагирования на изменение условий внешней среды - создание удобного доступа потребителей к организации; - гибкое реагирование на изменяющиеся запросы потребителей; - совершенствование послепродажных проверок

Стратегия формирования союзов с поставщиками и заказчиками увеличение эффективности цепи поставок обеспечение совместной работы со всеми членами цепи поставок

Учитывая потенциал логистики как стратегического фактора успеха и как инструмента реализации конкурентных преимуществ предприятия, для решения задачи повышения эффективности управления товарными запасами был разработан алгоритм формирования конкурентно-логистической стратегии управления товарными запасами организации (рисунок).

Предлагаемый алгоритм состоит из четырех этапов.

Первый этап «Анализ внешней и внутренней среды» рассматривается как аналитический. В ходе его выполнения должна быть оценена емкость рынка и выполнена оценка уровня развития отрасли. Для достижения этой цели производится анализ факторов внешней среды с использованием технологий маркетинговых исследований (SWOT-aнaлиз).

Кроме того, на данном этапе необходимо оценить эффективность существующей системы управления товарными запасами, для чего целесообразно провести факторный анализ влияния изменения размера товарных запасов на финансовые результаты деятельности предприятия.

В результате выполнения первого этапа должна быть определена текущая конкурентная позиция организации, а также выявлены существующие проблемы в сложившейся практике управления товарными запасами.

На втором этапе «Разработка стратегии развития организации» осуществляется формирование стратегии развития организации.

Для решения этой задачи необходимо выполнить стратегическое це-леполагание и уточнить перспективы развития организации, выбрать наиболее целесообразный вариант стратегии, обеспечивающий достижение поставленных целей.

На третьем этапе «Формирование стратегии управления запасами» осуществляется формирование конкурентно-логистической стратегии управления товарными запасами.

Для решения этой задачи анализируется ассортимент товарных запасов. Так, для организаций с широким ассортиментом товарных запасов тщательный анализ каждой i-й товарной позиции является достаточно трудоемким процессом. В связи с этим выполняется структуризация запасов с использованием методов логистического анализа (ABC, XYZ и QRS-анализов).

Результатом выполняемой структуризации является выделение наиболее важных запасов предприятия, что позволяет установить приоритеты в управлении товарными позициями.

Результаты структуризации многономенклатурных запасов позволят выделить группы товаров, для которых должны быть построены прогнозные модели спроса, определены размеры текущих запасов (Зтек), установлены причины колебаний спроса и предложены мероприятия по уменьшению эффекта «хлыста» (ситуации, при которой незначительные изменения спроса конечного потребителя приводят к значительным отклонениям в планах других участников логистической цепи).

Для расчета размера текущего запаса (Зтек) могут быть использованы:

- экономико-математическая модель, позволяющая оптимизировать издержки, связанные с хранением товарных запасов на складе, а также дефицитом товарных позиций;

- экономико-математическая модель пополнения запасов, позволяющая свести к минимуму риск отсутствия на складе самых востребованных товаров при обеспечении минимизации потерь при их недостатке.

На четвертом этапе «Оценка эффективности стратегии управления товарными запасами» выполняется оценка эффективности предложенной стратегии управления товарными запасами организации. С этой целью рассчитывается показатель уровня обслуживания покупателей (L), анализируется фактический объем продаж (ОПфакт). Учитывая указанные показатели, определяется величина ошибки прогноза, проводится факторный анализ влияния изменения размера товарных запасов на финансовые результаты организации.

Таким образом, предлагаемая конкурентно-логистическая стратегия управления товарными запасами организации, базирующаяся на использовании экономико-математических моделей и инструментария маркетинга, позволит минимизировать основные составляющие логистических затрат, повысить уровень обслуживания покупателей, обеспечив организации дополнительные конкурентные преимущества за счет увеличения скорости

оборота товарных запасов и нивелирования рыночных рисков при реализации маркетинговой и логистической функций управления.

Библиографический список

1. Аникин Б.А. Логистика: учебное пособие / под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. М.: Проспект, 2010. 405 с.

2. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 635 с.

3. Гаджинский A.M. Логистика: учебное пособие М.: Дашков и К0, 2010. 481 с.

I. V. Domozhirova

Formation of konkurentno-logic strategy of management by commodity stocks of the organization

The analysis of typical logistical strategy is made, the general is revealed napravlen-nost the given strategy on satisfaction of requirements of the market. The algorithm of formation of konkurentno-logistical strategy of management by commodity stocks of the organization, based on use of ekonomiko-mathematical models and marketing toolkit is offered.

Keywords: strategy, stocks, marketing, logistics.

УДК 005.521: 334.716

Т.В. Агаджанян, асп., 89103023017, agadzanjn@mail.ru

(Россия, Брянск, Брянский государственный технический университет)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам прогнозирования развития производства промышленного предприятия. Представлены концептуальные проблемы прогнозирования развития производства на уровне предприятия в различные периоды времени, а также направления их решения на основе инструментов прогнозирования. Предложены специфические особенности развития производства, определяющие круг прогнозируемых показателей и методы их расчета.

Ключевые слова: промышленное предприятие, развитие производства, прогнозирование, планирование, управление.

Совершенствование организации и управления процессом развития производства является одной из наиболее актуальных задач повышения эффективности производства. Особое значение оно приобретает на современном этапе, когда предприятиям предоставляется хозяйственная самостоятельность, когда они становятся заинтересованными в выборе наилучшего варианта развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.