Научная статья на тему 'Формирование композиционно-пространственных представлений и умений в рисовании геометрических гипсовых форм'

Формирование композиционно-пространственных представлений и умений в рисовании геометрических гипсовых форм Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ФОРМА / FORM / СТРУКТУРА / STRUCTURE / НАТУРА / NATURE / РИСОВАНИЕ / DRAWING / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипов Александр Александрович

В процессе рисования решающим является этап формирования у студентов зрительного образа натуры, в связи, с чем основной учебной задачей служит развитие сознательного целенаправленного видения, в структуру которого входят: композиционнопространственное восприятие натуры, понимание конструктивности формы, цельность видения, выявление характера натуры, творческое мышлениеI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the course of drawing the stage of formation at students of a vision of nature is solving, development of conscious purposeful vision into which structure enter serves in communication, with what as the basic educational problem: composite-spatial perception of nature, understanding of constructability of the form, integrity of vision, revealing of character of nature, creative thinking

Текст научной работы на тему «Формирование композиционно-пространственных представлений и умений в рисовании геометрических гипсовых форм»

А. А. Архипов

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ В РИСОВАНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ГИПСОВЫХ ФОРМ

В процессе рисования решающим является этап формирования у студентов зрительного образа натуры, в связи, с чем основной учебной задачей служит развитие сознательного целенаправленного видения, в структуру которого входят: композиционно-пространственное восприятие натуры, понимание конструктивности формы, цельность видения, выявление характера натуры, творческое мышление. Ключевые слова: образование в сфере культуры, форма, структура, натура, рисование, композиция.

In the course of drawing the stage of formation at students of a vision of nature is solving, development of conscious purposeful vision into which structure enter serves in communication, with what as the basic educational problem: composite-spatial perception of nature, understanding of constructability of the form, integrity of vision, revealing of character of nature, creative thinking. Keywords: liberal education, the form, structure, nature, drawing, composition.

Изучая материалы по теории и практике преподавания рисунка, физиологии зрения, психологии, педагогике и философии, обычно мы пытаемся учитывать особенности восприятия студентов в процессе рисования с натуры, их умение видеть и образно мыслить, выделяя при этом основные трудности и проблемы, которые возникали на пути овладения изображением формы на плоскости.

В процессе рисования решающим является этап формирования у студентов зрительного образа натуры, в связи с чем основной учебной задачей становится развитие сознательного целенаправленного видения, в структуру которого входят: композиционно-пространственное восприятие натуры, понимание конструктивности формы, цельность видения, выявление характера натуры, творческое мышление.

Объемно-пространственное видение условности изображения формы, напоминающей силуэт головы человека, и компоновка построения ее на плоскости стали показателем реалистического изображения, что выражается в отношении к композиции и пространству как к основным материальным признакам натуры. Подготовительный этап к рисованию головы человека (изображение геометрических тел на плоскости) необходим, так как при рисовании черепа и гипсовой головы студенты испытывают трудности в восприятии формы на плоскости рисунка как условного объема в использовании композиционно-пространственных решений. Как известно, основными средствами построения композиции и объема на плоскости листа являются линия и тон. Линиями передается перспектива формы, а тоном — движение формы в пространстве. Характер использования студентами изобразительных средств зависит от особенностей натуры и метода ее истолкования (построение формы от тональной массы или от линии).

Овладение построением объемной формы и умением ее компоновки в пространстве можно ускорить, пользуясь методом копирования. На начальной стадии обучения рекомендуется применять специально подготовленные для этой цели рисунки преподавателя и работы выдающихся мастеров.

Вопросы конструктивного понимания формы головы достаточно разработаны в методической литературе (А. Дюрер, Д. Н. Кардовский, А. П. Сапожников, К. Н. Ростовцев и др.). В процессе обучения студентов можно выделить основные

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (38) 2010 г.

положения: отражение в рисунке сущности строения головы, анализ большой и малых форм, логику пластической структуры, отражение невидимых форм и внутренней конструкции через видимые формы.

Конструктивное построение формы передается и линией. Она выделяет движение элементов формы как внутрь, так и изнутри объема. Большую помощь студентам в понимании конструктивной основы головы оказывают рисунки А. Дюрера, Г. Гольбейна, Шона, и др., проволочные модели А. Сапожникова, а также скульптурные работы Дюпюи.

В ходе учебных занятий необходимо обращать внимание студентов на различный характер конструктивности в учебном и творческом рисунке. Отличие заключается в том, что в учебном рисунке конструкция формы — объект изучения, в творческом — конструктивность выявляется лишь в той степени, в какой это отвечает замыслу художника.

В процессе рисования с натуры разъясняется, что непременным условием объемно-пространственного решения формы является цельность наблюдения натуры, для чего необходимы следующие условия: относительно устойчивое положение натуры в пространстве, сохранение постоянной точки зрения относительно натуры, охват всей натуры единым взглядом.

В зависимости от задачи изображения студентам напоминается, чтобы они выделяли в натуре главное, по возможности сосредотачивали свой взгляд на главной части, при условии цельного видения всей натуры, то есть учились смотреть «широко», как бы выравнивая видимость в центре и на периферии. К условиям цельности относится и продолжительность взгляда. Студенты усваивают, что каждое единичное наблюдение может быть кратковременным (продолжительность вызывает адаптацию), но достаточным для того, чтобы осмыслить увиденное. В начале и в конце работы над рисунком рекомендуется «бросить» взгляд на натуру коротко и широко, а в середине работы над рисунком смотреть более продолжительно и сосредоточенно.

Анализ рисунков показывает, что студенты, работающие над академическим рисунком головы человека, увлекаются многочисленными деталями портрета. Это говорит о трудностях понимания необходимости и сущности цельного видения. Как правило, студенты стремятся составлять общую форму головы из «правильно» нарисованных частей — глаз, носа, губ и т.д. Преодолеть эту тенденцию можно посредством специально разработанных упражнений. Их цель заключается в том, чтобы помочь практически понять различие зрительного образа натуры, наблюдаемой в целом и по частям, и передать это различие в рисунке. Однако понимание необходимости цельного наблюдения и его сущности еще не обеспечивает цельности рисунка. Как показывает практика, нужна специальная организация на восприятие цельности формы в процессе обучения рисованию геометрических объемов.

Программа по обучению рисунку в педагогических вузах построена так, что студент еще до института должен иметь прочные теоретические знания и определенные навыки изображения объемной формы на плоскости. Зачастую они недооценивают сложности изображения головы человека, что и приводит к поверхностному изучению ее строения, соотношения плоскостей, образующих ее объем, к неумению «завязать» голову в единый каркас и передать пространство на двухмерной плоскости листа. Первые же неудачи приводят студентов к мысли о своей бездарности, а это приводит порой к формализму как к более легкой форме самовыражения. На иллюстративном материале преподаватель демонстриру-

ет, что успех зависит не только от количества выполненных портретов, но и от правильного понимания натуры, тщательного изучения способов ее изображения, уже открытых ранее художниками.

Мастерство реалистического искусства, как известно, проявляется в работах с натуры при передаче объема реальной формы на плоскости. Наблюдения показывают, что к моменту рисования натуры студенты забывают о своих заданиях, выполненных на первом курсе. Рисование гипсовых орнаментов и натюрмортов несколько ослабляет связь между изображением геометрических тел и живой натуры. Поэтому раздел академического рисунка головы человека необходимо начинать с рисунков геометрических форм. Студентам нужно определить, какую геометрическую форму напоминает человеческая голова, если мысленно отвлечься от таких деталей, как нос, уши, волосы и т.д. У одних людей голова напоминает шар, у других — яйцо, а у третьих — куб. Поэтому на первом этапе студенты, используя скупые изобразительные средства рисунка (линию, пятно, тон), пытаются рисовать простые геометрические формы (шар, куб, цилиндр и т.д.) на плоскости листа так, чтобы они были построены по всем правилам линейной перспективы, а линия и тон передавали бы уход формы в глубину пространства. Именно в этих, на первый взгляд, простых и не очень интересных занятиях лежит ключ к пониманию основ любой изобразительной деятельности реалистического направления, включая рисунок головы человека.

Перед студентами устанавливается куб так, чтобы он находился несколько выше линии горизонта и был развернут к смотрящему в 3/4. Источник света находится слева от куба и немного выше линии горизонта.

Первую серию занятий, которая называется «От куба - к гипсовой голове», включает рисование специально выбранных геометрических форм, напоминающих силуэт головы человека, при абстрагировании от восприятия таких деталей, как нос, уши, волосы, глаза и т.д.

Показывается, как на листе бумаги строить куб как бы прозрачным, словно это не плотный гипсовый предмет, а его проволочный каркас. Этот прием помогает выявить ошибки в построении. Особое внимание обращается на то, что ребра в натуре (кубе) параллельны, на рисунке же имеют точку схода, находящуюся на линии горизонта. Если построение верно, а нажим карандаша в рисунке ослабевает по мере движения линии в глубину пространства, то даже без введения тона на рисунке создается иллюзия композиционного пространства и объема.

Затем переходим к подготовке следующего этапа - проработке поверхности куба тоном. Рассматривая и анализируя силу освещенных и затененных граней, учим замечать, что все они различны по освещенности - не только с соседней плоскостью, но и неравномерны по тону внутри самой плоскости. Особенно хорошо это видно на теневой плоскости: она темнее у стыка с освещенной гранью, и сила тона заметно ослабевает по мере удаления этой грани в глубину пространства под действием рефлексов от стола.

Выполняя подобное упражнение и желая как можно сильнее «вытащить» передние грани, студенты начинают «чернить» эти грани в полную силу карандаша, не умея еще передавать общее тональное состояние рисунка. Во избежание подобных ошибок рекомендуется иногда переводить взгляд с объекта изображения на соседние предметы. Так, например, при рисовании гипсового куба его освещенная грань (особенно на границе с теневой) кажется очень светлой и яркой. Необходимо перевести взгляд на освещающую куб лампу, чтобы убедиться, что она еще ярче грани куба. В то же время теневая сторона выглядит не такой уж и

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (38) 2010 г.

темной, если ее сравнивать с теневой стороной стола, на которой находится куб.

Вторая серия учебных занятий — «От анатомии — к пластике головы человека» (рисование гипсовых моделей головы человека). Здесь ставится цель студентам — изучение законов конструктивно-образного и тонального решений в рисунке головы человека. Вместе с тем осуществляется закрепление и дальнейшее совершенствование композиционно-пространственных представлений и умений, а также проводится работа над техникой штриховки.

Рисование гипсовой головы не самоцель, это всего лишь звено цепочки знаний, необходимых для изображения головы человека.

Рисование античных слепков головы формирует у студентов эстетический вкус, тренирует глаз, приучает к точности в передаче общей формы и деталей.

Одним из важнейших принципов любого обучения состоит в том, что пока студент твердо и основательно не усвоит урока и не выполнит необходимых упражнений и заданий на должном уровне, переходить к следующим заданиям нельзя — иначе мы разменяем знания на сведения.

Примечания

1. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. - М., 1950.

2. Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1987.

3. Дейнека А. Учитесь рисовать / А. Дейнека. - М., 1961.

4. Кардовский Д. Н. Об искусстве / Д.Н. Кардовский. - М., 1960.

5. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок / Н.Н. Ростовцев. - М., 1985.

6. Юон К. Ф. Культура рисования / К.Ф. Юон // Искусство. - 1947. - июль, август.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.