Научная статья на тему 'Формирование компетенций, как составляющей волонтерской деятельности, у волонтера'

Формирование компетенций, как составляющей волонтерской деятельности, у волонтера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2855
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOLUNTEERING / COMPETENCE / LINGUISTIC COMPETENCE / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / EDUCATIONAL COMPETENCE / LEADERSHIP COMPETENCE / ВОЛОНТЕРСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИДЕРСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слуцкий Ярослав Сергеевич

В данной статье рассматривается необходимость и способы формирования основополагающих компетенций у личности при участии в волонтерской деятельности. Исследуется влияние волонтерских компетенций на развитие профессиональных навыков личности, что является фактором формирования специалиста, востребованного в современном мире. Проанализированы волонтерское компетенции, в качестве фундаментальных составляющих волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the needs and methods of forming the basic competencies for the individual during the participation in the volunteering activity. The impact of volunteering competencies on the development of professional skills of the person, which is a factor in the formation of professional demanding in the modern world is examining. The volunteering competencies, as fundamental components of the volunteering activity have been analyzing.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций, как составляющей волонтерской деятельности, у волонтера»

The formation of the competences, as a component of volunteering activity, among the volunteer

В соответствии с требованиями программы одна из целей полного курса обучения иностранному языку в неязыковом вузе состоит в развитии личности будущего инженера; способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в профессиональной деятельности. Для этого, как показывает анализ исследований по данной теме, необходимо постоянное на протяжении всего курса обучения иностранной речевой деятельности в вузе ознакомление через изучаемый язык с историей и современной жизнью данной страны, ее традициями и культурой. Кроме обновления структуры и, содержания основных профессиональных образовательных программ, стандарты формируют

требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по каждому из направлений. Они определяют уровень минимальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник вуза, чтобы получить документы о соответствующей квалификации [2].

Таким образом, изучение иностранных языков в техническом вузе является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов различного профиля, которые в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта должны достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде.

Список литературы:

1. Байденко В. И. Болонский процесс: середина пути./В. И. Байденко. - М.: Логос, 2005. - 379 с.

2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития./под ред. Я. И. Кузьминова и др. - М.: Логос, 2004. - 328 с.

3. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально- экономических дисциплин в ГОС ВПО второго поколения.//УМО по лингвистическому образованию. -М.: Минобразования России, МПСИ, 2000. - 27 с.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ednet.edu.kg/index.php.

Slutskiy Yaroslav Sergeevich, Donbass State Teachers' Training University, postgraduate student, the Faculty of Pedagogy E-mail: yaroslavanddana@mail.ru

The formation of the competences, as a component of volunteering activity, among the volunteer

Abstract: This article discusses the needs and methods of forming the basic competencies for the individual during the participation in the volunteering activity. The impact of volunteering competencies on the development of professional skills of the person, which is a factor in the formation of professional demanding in the modern world is examining. The volunteering competencies, as fundamental components of the volunteering activity have been analyzing.

Keywords: volunteering, competence, linguistic competence, socio-cultural competence, educational competence, leadership competence.

Слуцкий Ярослав Сергеевич, Донбасский государственный педагогический университет,

аспирант, кафедра педагогики E-mail: yaroslavanddana@mail.ru

Формирование компетенций, как составляющей волонтерской деятельности, у волонтера

Аннотация: В данной статье рассматривается необходимость и способы формирования основополагающих компетенций у личности при участии в волонтерской деятельности. Исследуется влияние волонтерских компетенций на развитие профессиональных навыков личности, что является фактором формирования специалиста, востребованного в современном мире. Проанализированы волонтерское компетенции, в качестве фундаментальных составляющих волонтерской деятельности.

Ключевые слова: волонтерство, компетенция, языковая компетенция, социокультурная компетенция, образовательная компетенция, лидерская компетенция.

75

Section 5. Pedagogy

Основной целью современной системы формирования личности является становление квалифицированных, всесторонне развитых личностей, компетентных в сферах своей деятельности. Современным работодателям «нужна не квалификация, а компетентность, как совокупность навыков, присущих каждому индивиду» [2]. Поэтому вопросы, касающиеся средств, которые нужно использовать для формирования профессиональных компетенций, актуальны. Развитие необходимых компетенций может происходить в ходе разнообразных процессов. Одним из них является волонтерская деятельность.

Язык используется для самовыражения, решения проблем, творчества, но в целом — для общения. Способность людей взаимодействовать с другими людьми с помощью языка является уникальным и универсальным человеческим качеством. В современном мире неопровержимой истиной является важность коммуникации. Волонтер, который не знает иностранных языков, сегодня неконкурентоспособен. Для изучения иностранного языка, главной целью является развитие языковой компетенции. Волонтерство дает шанс проверить свои знания иностранного языка, возможно даже провести некоторые эксперименты в процессе общения, используя различные способы формулирования своих мыслей. Ведь владение языковой компетенцией «выражается в способности говорящего продуцировать осмысленные предложения» [5, 1199]. Языковая компетенция развивается, опираясь на обучение говорению, письму, аудированию и невербальным навыкам общения. Одной из главных задач волонтера, изучающего иностранный язык, то есть формирующего свои языковые компетенции, является необходимость понимать семантические и синтаксические взаимосвязи и пытаться интегрировать исследуемый язык в родной; нести ответственность за обучение, прежде всего перед собой; а для этого нужна мотивация, понимание необходимости иметь способность общаться на иностранном языке [12].

Но чтобы иметь возможность общаться, не нужно быть в изоляции. Именно общение должно стать движущей силой развития языковой компетенции. Изучение языка с использованием учебника не дает глубокого развития. Это должен быть полноценный диалог. Именно диалог, с использованием обычных словосочетаний приводит к положительным сдвигам в процессе развития языковой компетенции.

Волонтер должен обладать комплексом различного рода компетенций, должен уметь пользоваться ими в необходимой ситуации. Обладая одной или двумя компетенциями, волонтер не сможет полностью адаптироваться в условиях современного мира. Социокультурная компетенция является одной из основных компетенций.

Главным аспектом этой компетенции является умение использовать существующие социокультурные правила в нужном контексте [7]. Потому что владение данной компетенцией без осознания того, как правильно применять ее, приводит к бесполезности подобных знаний. Волонтер должен быстро и качественно применять свои знания на практике.

Можно утверждать, что волонтерство и социокультурная компетенция взаимосвязаны и являются частью друг друга. Ведь данная компетенция относится к процессу, с помощью которого создается эффективная система для людей всех культур, языков, классов, рас, происхождения, религий. Данная система предполагает признание, подтверждение и защиту достоинства каждого [10]. Очевидно, что данные процессы являются приоритетными и в волонтерстве.

От качества взаимодействия с гражданами отличной от своей национальности, зависит эффективность профессиональной деятельности волонтера [4]. Поэтому волонтерская деятельность и способствует активному формированию социокультурной компетенции. Успешное умение общаться с представителями других социальных групп имеет важное значение для личной и профессиональной жизни [1] волонтера. Для успешного использования социокультурной компетенции необходимо интерпретировать различные культурные системы, уметь сочетать их и не допускать их несовместимости между собой [11, 13].

Необходимой компетенцией для волонтера является лидерская компетенция. Обладание данным видом компетенции необходимо волонтеру в любом виде деятельности. HoreyJ. пришел к выводу, что формирование лидерского потенциала происходит сквозь влияние, мотивацию, вдохновение, через прямые и косвенные средства для достижения организационных целей [8]. Недопустимо сравнение лидера с организатором или утверждение, что наличие лидерского качества способствует достижению организаторских целей. Лидер по своей сути должен обладать задатками организатора, в ином случае лидерский потенциал подобного рода личности не будет иметь совершенно никакого влияния. А эффект влияния здесь является основополагающим. Бесспорно, что лидер, не имеющий способности оказывать влияние на людей, не может быть лидером.

Landry L. Lockett делает заключение, что развитие лидерских качеств происходит в процессе становления личности [9]. Можно сделать вывод, что только лишь при условии развитой и активно формирующейся, а может и практически сформированной личности, лидерские качества могут вообще проявляться и проходить этап своего развития. Мы думаем, что более подходящей является характеристика, данная Adair J., в которой приводится утверждение, что лидерство зависит от ситуации [6]. В некоторых ситуациях один человек может превратиться в лидера, в других — нет. Данная модель проявления лидерских качеств, по нашему мнению, является более конкретизированной, так как уровень развитости личности не оказывает существенного влияния на наличие или же отсутствие лидерской компетенции. Однако, все зависит от индивидуальных особенностей отдельно взятой личности. Еще одной особенностью лидера является умение чувствовать ситуацию. Можно усердно выполнять свою работу, достигать необходимых результатов, однако, часто именно обладание качеством видения той или иной

76

Implementation of pedagogical potential educational space of a comprehensive school in conditions of transformation society

ситуации становится решающим компонентом в построении необходимой для волонтера структуры дальнейших действий. «Обладание интуитивным видением означает способность совершать оптимальный выбор» [3]. Это и есть одним из ключевых аспектов для лидера.

Волонтерские компетенции не являются определенного рода связующим звеном между волонтером и непосредственно волонтерской деятельностью. Они есть составляющей частью волонтера. Именно формирование подобного рода качеств становится фактором эффективной волонтерской деятельности. Собрав воедино все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что:

1. Формирование компетенций имеет основополагающее значение для волонтера в качестве повышения его компетентности, как личности;

2. Одним из эффективных способов становления и развития компетенций является волонтерская деятельность, предоставляющая условия для качественного личностного изменения и совершенствования;

3. Полноценное развитие компетенций происходит лишь при их активизации с помощью практической составляющей, так как только лишь теоретические знания о необходимости или способах их формирования не дают положительного результата.

Список литературы:

1. Гусева А. В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению: школа с углубленным изучением иностранных языков, французский язык: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/Антонина Васильевна Гусева. - М., 2002. - 235 с.

2. Звездова А. Б. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании./А. Б. Звездова, В. Г. Орешкин.// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf.

3. Менечетти А. Психология лидера: 4-е изд./А. Менечетти. - М.: Онтопсихология, 2004. - 253 с.

4. Санин С. А. Формирование мультикультурной компетенции будущих специалистов по социальной работе в волонтерской деятельности./С. А. Санин//Гуманитарные исследования. - 2012. - № 4 (44). - С. 185-190.

5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248 с.

6. Adair J. Develop Your Leadership Skills/J. Adair. - Cornwall: British Library Cataloguing-in-Publication Data, 2007. - 89 p.

7. Cohen D. A. Developing a Measure of Sociocultural Competence: The Case of Apology/Cohen D. Andrew, Olshtain Elite//Language Learning Research Club. University of Michigan. - 1981. - V 31. - № 1. - P. 113-134.

8. Horey J. D. Leadership Competencies: Are We All Saying The Same Thing?/Horey J. D. Fallesen J.J.//The 45th Annual Conference of the International Military Testing Association. - Florida, 2003. - 13 p.

9. Lockett L. L. Enhancing Leadership Skills in Volunteers./Landry L. Lockett, Boyd B.//Journal of Leadership Education. -2012. - V.11. - № 1. - P. 233-244.

10. NASW Standards for Cultural Competence in Social Work Practice: National Association of Social Workers. - Washington, 2001. - 32 p.

11. Neuner G. Sociocultural competence in language learning and teaching: Studies Towards a Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching./Gerhard Neuner, Zarate Genevieve. - Germany. Council of Europe, 1997. - 122 p.

12. Pylypiuk N. Ukrainian Language Competencies for Peace Corps in Ukraine./N. Pylypiuk. - Washington, D. C.: Peace Corps, 1992. - 253 p.

Chervinska Inna Bogdanovna, Vasyl Stefanyk Precarpathian National University, Candidate of Pedagogics, Ph D., Associate Professor of Chair Theory and Methodology of Elementary Education, Ukraine, Ivano-Frankivsk

E-mail: ichervinska@mail.ru

Implementation of pedagogical potential educational space of a comprehensive school in conditions of transformation society

Abstract: Problem study is to determine the theoretical and methodological principles of formation of educational space of the secondary school in the context of modern pedagogical concepts, paradigms of educational and social tranformatsiy. The article focuses on the formation of a secondary school open educational space that is aimed at fostering a fully developed individual as a subject of his own life and success.

Keywords: educational space, formation, educational system, educational environment, personality, environmental approach, activity approach.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.