Научная статья на тему 'Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности'

Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1234
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР / ИНТЕЛЛЕКТ / КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕКАРЕЙ / LIBRARY INTELLECTUALLY AND LEISURE CENTER / INTELLIGENCE / COMPETENCE LIBRARIANS / TRAINING LIBRARIANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокольская Леся Васильевна

В настоящее время актуализируется интеллектуальная составляющая досуго-вой библиотечной деятельности. На решение этой задачи ориентирована рассматриваемая в статье учебная дисциплина «Муниципальная библиотека как интеллек-туально-досуговый центр», позволяющая сформировать необходимые компетенции, знания, умения и навыки. Ее содержание предполагает обращение к историко-теоретическим основам, практике функционирования и технологии нтеллектуально-досуговой деятельности муниципальных библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of skills of librarians as organizers intellectually and leisure activities

The need to assert the professional community the idea of a new model of development of a municipal public library is maintained. One gets the belief that both the state and for the founders of municipal libraries is most preferred model "Library intellectually and leisure center." Leisure activity, as a rule, is understood only as entertainment. However, in reality the levels of leisure time may be different, among them not only fun, but also education (self), contemplation, and so on. There is reason to doubt that today we can be truly enlightened person without reference to the book. The arena of the information society goes man-intellectual. In the "model standard public library activities" among the main directions of development accentuated position "Library as an educational center communication platform intellectual development and cultural activities in the country. In general, the problem of intellectualization of the individual library resources is in line with several professional activities educational, educational, social, cultural, recreational, and so on. Awareness of the practical significance of the problem initiated the introduction of the curriculum for librarians on the third generation of the GEF in the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts course "Municipal Library as an intellectual and recreational center" as a discipline at the option of the professional cycle. His goal to provide training librarians, bibliographers generalists, capable of performing the functions of the organizers of the intellectual and recreational activities in the universal municipal libraries urban, rural, serving as child and adult population. In the course of development of the discipline the student generates and displays a set of competencies among them, such as the ability to analyze socially significant problems and processes; willingness to mastering promising methods of library and bibliographic activity on the basis of information and communication technologies; readiness to establish and provide long-term range of products and services; willingness to participate in the realization of complex innovative development projects and programs of library and information activities; the ability to effectively communicate with the users of the library; commitment to the implementation of innovative processes in the field of socio-cultural and other. Problems of the discipline "Municipal Library as an intellectual and recreational center" is to examine the theoretical foundations of the organization and the development of knowledge about the practice and prospects for improving the functioning of municipal library as an intellectual and recreational centers; building skills the organization of effective intellectual leisure library work.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)

УДК 027.4

Б01 10.17223/22220836/17/25

Л.В. Сокольская

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БИБЛИОТЕКАРЕЙ КАК ОРГАНИЗАТОРОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время актуализируется интеллектуальная составляющая досуго-вой библиотечной деятельности. На решение этой задачи ориентирована рассматриваемая в статье учебная дисциплина «Муниципальная библиотека как интеллек-туально-досуговый центр», позволяющая сформировать необходимые компетенции, знания, умения и навыки. Ее содержание предполагает обращение к историко-теоретическим основам, практике функционирования и технологии нтеллектуально-досуговой деятельности муниципальных библиотек.

Ключевые слова: библиотека - интеллектуально-досуговый центр, интеллект, компетенции библиотекарей, профессиональная подготовка библиотекарей.

Профессиональное мировоззрение - одна из основных проблем библиотечной отрасли. Необходимость утверждать в профессиональном сообществе идею новой модели развития муниципальной публичной библиотеки сохраняется. Ее выбор является одним из самых дискуссионных вопросов. Складывается мнение, что как для государства, так и для учредителей муниципальных библиотек наиболее предпочтительной является модель «Библиотека - интеллектуально-досуговый центр». Однако в отрасли, имеющей давние традиции досуговой деятельности, идея перспективного развития библиотек именно в этом направлении многими воспринята как понижение их статуса.

Связано это, прежде всего, с тем, что досуговая деятельность, как правило, понимается только как развлекательная, что приводит к постановке вопроса типа «Библиотекари или аниматоры?» [1]. Однако в действительности уровни досуга могут быть разными, среди них не только развлечение, но и просвещение (самообразование), созерцание и т. д. Один из смыслов добровольного обращения к книге - просвещение, в свою очередь, библиотекари, распространяя книжное знание различными публичными формами, осуществляют просветительскую деятельность.

Есть основания сомневаться, что сегодня можно оставаться подлинно просвещенным человеком без обращения к книге. Разобраться самому, понять, овладеть подлинным знанием - к этому стремятся уже многие. Время готовых истин завершается, на арену информационного общества выходит человек-интеллектуал. Интеллект человека мы рассматриваем как способность осмысленно приобретать и использовать знания, понимать конкретные и абстрактные идеи, постигать отношения между идеями и объектами [2].

Логично, что в только что принятом «Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки» среди основных направлений их развития акцентирована позиция «Библиотека как просветительский центр - коммуникационная площадка интеллектуального развития и культурного досуга населения страны» [3]. Таким образом, проблема интеллектуализации личности

библиотечными ресурсами находится в русле нескольких профессиональных видов деятельности - просветительской, образовательной, социально-культурной, досуговой и т. п. Грани между ними хрупкие, фактически они совпадают полями по многим параметрам, а главным фактором объединения является ориентация всех их, прежде всего или же в качестве одной из важных целей, на интеллектуальное развитие личности как свободного выбора человека, осуществляемого в досуговое время.

Осознание практической значимости проблемы инициировало введение в учебный план подготовки библиотечных специалистов по третьему поколению ФГОС в Челябинской государственной академии культуры и искусств курса «Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр» в качестве дисциплины по выбору профессионального цикла [4]. Его цель - обеспечить профессиональную подготовку библиотекарей-библиографов широкого профи -ля, способных выполнять функции организаторов интеллектуально-досуговой деятельности в универсальных муниципальных библиотеках - городских, сельских, обслуживающих как детское, так и взрослое население.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей; готовность к овладению перспективными методами библиотечно-библиографической деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий; готовность к созданию и предоставлению перспективного ассортимента продуктов и услуг; готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности; способность к эффективному библиотечному общению с пользователями; готовность к реализации библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной политики; готовность к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере.

Задачи дисциплины «Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр» заключаются в изучении теоретических основ организации деятельности муниципальных библиотек как интеллектуально-досуговых центров; освоении знаний о практике функционирования и перспективах совершенствования деятельности муниципальных библиотек как интеллектуально-досуговых центров; формировании навыков организации эффективной интеллектуально-досуговой работы в условиях муниципальных библиотек; развитии профессиональной мотивации.

В содержании дисциплины - три раздела. В рамках раздела «Историко-теоретические основы интеллектуально-досуговой деятельности муниципальных библиотек» предполагается обращение к темам «Интеллектуально-досуговая деятельность: основные понятия, особенности протекания в современных условиях развития российского общества», «Просветительско-досуговые традиции отечественных библиотек», «Современная муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр: цели, задачи, ресурсы».

Раздел дисциплины под названием «Практика функционирования муниципальных библиотек как интеллектуально-досуговых центров» предполагает изучение тем «Зарубежные публичные библиотеки как востребо-

152

Л.В. Сокольская

ванные учреждения знания и досуга», «Российские сельские библиотеки как культурно-досуговые центры» и «Интеллект-центр как модель муниципальных библиотек».

Содержание раздела «Технология интеллектуально-досуговой деятельности муниципальных библиотек» включает темы «Система форм и методов организации досуга в условиях муниципальных библиотек» и «Инновационные формы и методы просветительско-досуговой деятельности муниципальных библиотек».

Преподавание курса «Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр» в значительной мере позволяет обучить студентов разработать план, программу досуговой деятельности в отношении конкретной группы библиотечных пользователей, адаптировать к библиотечным условиям новый (инновационный) метод досуговой культурно-просветительной работы; обеспечивает овладение ими навыками ведения досуговой культурно-просветительной работы.

Литература

1. МакуринаА. Библиотекари или аниматоры? // Библиотечное дело. 2011. № 18. С. 44.

2. ЕфимоеЮ.Е. Интеллектуализация личности и общества - новый уровень качества образования [Электронный ресурс] // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»: сб. науч. тр. URL: http//ito.edu/ru/2006/Samara/1 V/1 V-0-3.htm (дата обращения: 24.11.2014).

3. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти. М., 2014. 18 с.

4. Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071900.62 Библиотечно-информационная деятельность квалификации (степень) «бакалавр», форма обучения - очная, заочная; сроки изучения: очная форма - 4 семестр, заочная форма - 6 семестр / авт.-сост. Л.В. Сокольская; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2013. 22 с.

Sokolskaya Lesya V. Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/22220836/17/25

FORMATION OF SKILLS OF LIBRARIANS AS ORGANIZERS INTELLECTUALLY AND LEISURE ACTIVITIES

Key words: library - intellectually and leisure center, intelligence, competence librarians, training librarians.

The need to assert the professional community the idea of a new model of development of a municipal public library is maintained. One gets the belief that both the state and for the founders of municipal libraries is most preferred model "Library - intellectually and leisure center." Leisure activity, as a rule, is understood only as entertainment. However, in reality the levels of leisure time may be different, among them not only fun, but also education (self), contemplation, and so on. There is reason to doubt that today we can be truly enlightened person without reference to the book. The arena of the information society goes man-intellectual.

In the "model standard public library activities" among the main directions of development accentuated position "Library as an educational center - communication platform intellectual development and cultural activities in the country. In general, the problem of intellectualization of the individual library resources is in line with several professional activities - educational, educational, social, cultural, recreational, and so on.

Awareness of the practical significance of the problem initiated the introduction of the curriculum for librarians on the third generation of the GEF in the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts course "Municipal Library as an intellectual and recreational center" as a discipline at the option of the professional cycle. His goal - to provide training librarians, bibliographers generalists, capable of

performing the functions of the organizers of the intellectual and recreational activities in the universal municipal libraries - urban, rural, serving as child and adult population.

In the course of development of the discipline the student generates and displays a set of competencies among them, such as the ability to analyze socially significant problems and processes; willingness to mastering promising methods of library and bibliographic activity on the basis of information and communication technologies; readiness to establish and provide long-term range of products and services; willingness to participate in the realization of complex innovative development projects and programs of library and information activities; the ability to effectively communicate with the users of the library; commitment to the implementation of innovative processes in the field of socio-cultural and other.

Problems of the discipline "Municipal Library as an intellectual and recreational center" is to examine the theoretical foundations of the organization and the development of knowledge about the practice and prospects for improving the functioning of municipal library as an intellectual and recreational centers; building skills the organization of effective intellectual leisure library work.

References

1. MakurinaA. Bibliotekari ili animatory? // Bibliotechnoye delo. 2011. № 18. P. 44.

2. Yefimov Yu.Ye. Intellektualizatsiya lichnosti i obshchestva - novyy uroven' kachestva obra-zovaniya [Elektronnyy resurs] // Kongress konferentsiy «Informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii»: sb. nauch. trudov. URL: http//ito.edu/ru/2006/Samara/1 V/1 V-0-3.htm (data obrashcheniya: 24.11.2014).

3. Model'nyy standart deyatel'nosti obshchedostupnoy biblioteki: rekomendatsii organam gosu-darstvennoy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii i organam munitsipal'noy vlasti. M., 2014. 18 p.

4. Munitsipal'naya biblioteka kak intellektual'no-dosugovyy tsentr: rabochaya programma dist-sipliny po napravleniyu podgotovki 071900.62 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost' kvalifi-katsiya (stepen') «bakalavr», forma obucheniya - ochnaya, zaochnaya ; sroki izucheniya: ochnaya forma - 4 semestr, zaochnaya forma - 6 semestr / avt.-sost. L.V. Sokol'skaya; Chelyab. gos. akad. kul'tury i iskusstv. Chelyabinsk, 2013. 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.