Научная статья на тему 'Формирование компетентности во времени как путь к профессиональному саморазвитию будущих социальных педагогов'

Формирование компетентности во времени как путь к профессиональному саморазвитию будущих социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / САМОРАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ / SOCIAL PEDAGOGUE / SELF-DEVELOPMENT / TIME COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокопенко Анна Юрьевна

Специфика деятельности социального педагога позволяет рассматривать способность к саморазвитию как неотъемлемую составляющую профессиональной готовности данного специалиста. Мы рассматриваем способность к саморазвитию через призму времени личности и выдвигаем компетентность во времени в качестве необходимого компонента профессиональной компетентности социального педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности во времени как путь к профессиональному саморазвитию будущих социальных педагогов»

А.Ю. ПРОКОПЕНКО (Волгоград)

формирование компетентности во времени как путь к профессиональному саморазвитию Будущих социальных педагогов

Специфика деятельности социального педагога позволяет рассматривать способность к саморазвитию как неотъемлемую составляющую профессиональной готовности данного специалиста. Мы рассматриваем способность к саморазвитию через призму времени личности и выдвигаем компетентность во времени в качестве необходимого компонента профессиональной компетентности социального педагога.

Ключевые слова: социальный педагог, саморазвитие, компетентность во времени.

Проблема повышения качества российского образования привела к необходимости переосмысления не только его содержания, способов и технологий организации образовательного процесса, но и цели, которая, в свете гуманистического подхода, заключается в профессиональном становлении личности будущего специалиста, которое рассматривается в работах многих авторов (Е.М. Борисова, Е.Н. Волкова, Э.Ф. Зеер, М.В. Каминская, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). Современные тенденции в образовании коснулись и профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Требования к профессиональной компетентности выпускника по специальности «Социальная педагогика», закрепленные в государственном образовательном стандарте, предусматривают комплекс типовых задач, которые должен уметь решать данный специалист. Наряду с такими задачами, как проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания, организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов, проведение профориентационной работы, государственным образовательным стандартом предусмотрено также оказание помощи воспитанникам в самоопределении и самореализации. Последнее А.В. Мудрик обозначает как способность к саморазвитию и признает ее в качестве высшей ступени социализации личности.

Исследователи в области социальной педагогики в рамках компетентностного подхода выделяют ряд компетентностей, которыми должен обладать социальный педагог для успешной профессиональной деятельности: исследовательскую (С.В. Шмачилина), коммуникативную (Л.А.Петровская), социальную (А. Бандура) и т.д. Однако специфика деятельности данного специалиста, которая заключается не только в помощи ребенку в принятии социальных норм, но и в осознании им себя субъектом собственной жизни, предполагает, что специалист хорошо ориентируется в быстроменяющихся социальных условиях и относительно независим от их влияния, что указывает на необходимость рассмотрения еще одной компетентности как неотъемлемой составляющей профессиональной готовности социального педагога [4].

В своем исследовании, вслед за такими учеными, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская и др., мы рассматриваем способность к саморазвитию через призму времени личности и выдвигаем компетентность во времени в качестве необходимого компонента профессиональной компетентности социального педагога. Анализ литературных источников позволяет выявить достаточное разнообразие определений феномена личностного времени. Так, К.А. Абульханова-Славская рассматривает способность личности стать субъектом своей жизни как «способность человека управлять временем собственной жизни», которая заключается в организации жизни как единого целого, самостоятельном определении жизненных периодов, фаз, занятий, их последовательности и смысловой иерархии [1]. Высший уровень развития данной способности, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, означает, что вся динамика жизни начинает зависеть от ее субъекта, темпов и характера его развития [2]. Продуктивное использование времени, ориентация во времени, способность по-своему распределять его в условиях, когда время наступления событий не определено, когда отсутствует его строгая детерминация, - это особые личностные способности, которые и обеспечивают своевременность, продуктивность, оптимальность общественной и личной жизни.

С.Л. Рубинштейн называет исследуемый феномен «своевременностью» и определяет его как «способность человека определить момент наибольшего соответствия логики собы-

© Прокопенко А.Ю., 2010

тий и своих внутренних возможностей и желаний для решительного действия... это качественная и индивидуальная характеристика отношения человека к жизни во времени» [6]. Б.Г. Ананьев рассматривает данный феномен через «кванты» (периоды) жизненного пути, в которые проявляется и изучается личность [3]. В его концепции временной фактор проявляет себя в жесткой обусловленности притязаний и достижений личности ее возрастными границами.

Более узкое понимание компетентности во времени предлагает А.К. Болотова. она рассматривает «временную компетентность» как компонент коммуникативной компетентности, которая, в свою очередь, является составляющей профессиональной компетентности специалиста и заключается в «адекватности временных восприятий (чувство времени) и навыках планирования времени, способности рационально перераспределять временные приоритеты и лимиты межличностного общения, не пренебрегать временем другого в межличностных отношениях, соблюдать принципы и правила временного менеджмента, включая умение делегировать полномочия в социальных коммуникациях» [5]. Е.В. Андриенко характеризует исследуемое понятие как «способность субъекта жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостной» и рассматривает ее в качестве важнейшего условия самоактуализации и саморазвития субъекта и достижения им социальной и профессиональной зрелости [4].

Анализ подходов к пониманию сущности времени в контексте проблемы самоактуализации позволяет сделать некоторые выводы и выработать собственное понимание исследуемого феномена, который далее мы будем именовать «компетентность во времени». Во-первых, рассматриваемый феномен предстает в широком и узком понимании. В характеристике А.К. Болотовой преобладает способность к планированию, целеполаганию, другими словами, она раскрывает утилитарный (практико-ориентированный) смысл компетентности во времени, тогда как такие авторы, как С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Андриенко, рассматривают ее на уровне мировоззрения, как фактор, влияющий на судьбу каждого отдельного человека в контексте проблемы самоактуализации личности. Во-вторых, компетентность личности во времени непосредственно связана с проблемой социализации, т.к. является условием об-

ретения личностью способности к саморазвитию.

опираясь на анализ психолого-педаго-гической литературы, мы в своем исследовании определяем компетентность во времени социального педагога как способность специалиста оказать помощь личности в процессе саморазвития, основанную на овладении умением осуществлять организацию собственной жизни независимо от внешних условий, опираясь на единство внутреннего потенциала, социального опыта и способности выстраивать жизненную перспективу. Мы рассматриваем компетентность во времени социального педагога в качестве целостного феномена, представляющего собой совокупность трех компонентов - личностного, когнитивного и технологического.

Личностный компонент проявляется в единстве трех критериев: социального опыта (отношение личности к прошлому), способности к самоактуализации (отношение личности к настоящему) и жизненной перспективы (отношение личности к будущему). Когнитивный компонент включает в себя знания социального педагога в области теоретических основ развития компетентности во времени личности. Технологический компонент заключается во владении технологиями тайм-менеджмента и тьюторского сопровождения личности в процессе социализации.

Выделяя уровни сформированности компетентности во времени будущих социальных педагогов, мы опирались на процедуру, разработанную В.С. Ильиным, который рассматривал процесс формирования любых свойств личности в двух аспектах: как они обеспечивают 1) активность личности по отношению к той или иной стороне объективного мира и 2) гармонизацию, координацию, объединение всех проявлений личности в одно целое. Первые два уровня мы условно обозначили как «предпрофессиональные», поскольку они характеризуют наличие у будущего специалиста компетентности во времени только как собственно личностного образования.

Первый уровень, который мы назвали предпрофессионально-дисгармоничный, характеризуется отсутствием представлений личности о своем жизненном пути как целостном. Это может проявляться в том, что личностный компонент представлен либо единичными критериями (социальным опытом, жизненной перспективой или способностью к самоактуализации), либо всеми критериями, но с преобладанием какого-то одного. Этот уро-

вень характерен для студентов контрольной группы, а также экспериментальной группы перед началом эксперимента. Но в некоторых случаях личностный компонент у студентов экспериментальной группы оставался негармонично развитым и по завершении эксперимента. Этот факт позволяет определять первый уровень развития исследуемой компетентности и в том случае, когда присутствуют фрагментарно или даже целиком развитые когнитивный и технологический компоненты, но на фоне частично развитого личностного компонента.

Второго уровня, названного нами

предпрофессионально-гармоничным, специалист достигает в том случае, если гармонично развит личностный компонент компетентности во времени, т.е. в сознании личности равномерно представлены три модуса времени (прошлое, настоящее и будущее), которые мы в своем исследовании обозначили в качестве социального опыта, жизненной перспективы и способности к самоактуализации, но специалист еще не обладает теоретическими знаниями и практическими умениями по развитию компетентности во времени.

Следующие уровни уже характеризуются нами как «профессиональные», т.к. предполагают владение теоретическими знаниями и технологиями в области формирования компетентности во времени личности. На третьем уровне, который мы обозначили как профессионально-дисгармоничный, на фоне гармонично развитого личностного компонента проявляются фрагменты теоретических знаний и технологий. Четвертый уровень, или профессионально-гармоничный, характеризуется гармоничным развитием всех трех компонентов компетентности, предоставляющим будущему специалисту широкие перспективы для профессионального и личностного саморазвития.

обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе быстроменяющиеся социальные условия требуют от профессионала способности адаптироваться к новой ситуации, новым методам и условиям деятельности. Поскольку содержа-

ние государственного образовательного стандарта не столь динамично, то будущий специалист уже в процессе профессиональной подготовки должен приобрести не только предусмотренные стандартом знания, умения и навыки, но и некоторые профессионально значимые личностные характеристики, которые впоследствии позволят ему эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, саморазвиваться. В качестве такой необходимой для профессионального саморазвития будущего социального педагога способности мы рассматриваем компетентность во времени.

литература

1. Абульханова К. А. Личность как субъект жизненного пути // Время как фактор изменений личности : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Бруш-линского и В. А. Поликарпова. Минск : ЕГУ, 2003. С. 24 - 65.

2. Абульханова-Славская к.А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. М., 1997. 347 с.

4. Андриенко Е. В. Профессиональное педагогическое образование и развитие личности учителя : учеб. пособие. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2001. 148 с.

5. Болотова А.К. Психология организации времени : учеб. пособие для студ. вуза. М. : Аспект Пресс, 2006. 254 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1996. 684 с.

Formation of time competence as the way to professional self-development of future social pedagogues

Peculiarities of social pedagogue’s activities allow regarding the ability for self-development as an integral part of professional readiness of the specialist. We consider the ability for self-development in the light of time and suggest the time competence as the necessary component of professional competence of a social pedagogue.

Key words: social pedagogue, self-development, time competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.