Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений в начальной школе'

Формирование коммуникативных умений в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2340
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ РИТОРИКА / ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЖАНРАМ РЕЧИ / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Инна Евгеньевна

В статье раскрываются особенности обучения младших школьников различным речевым жанрам, повышения их речевой культуры, развития умения ставить коммуникативные задачи в различных речевых ситуациях и эффективно их решать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений в начальной школе»

Обсуждаем ФГОС второго поколения

И. Е. Васильева

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Как научить младших школьников этикетному речевому поведению?

Аннотация. В статье раскрываются особенности обучения младших школьников различным речевым жанрам, повышения их речевой культуры, развития умения ставить коммуникативные задачи в различных речевых ситуациях и эффективно их решать.

Ключевые слова: детская риторика, обучение младших школьников жанрам речи, развитие коммуникативных умений в начальной школе.

Наше время - время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Очень важно, чтобы каждый человек умел общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь. Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо, чтобы дети с детства осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека, - умение передавать информацию, поддерживать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление. Очень важно помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повышать речевую культуру.

Если говорить о младших школьниках, то, основной трудностью в овладении ими культурой речи является неумение строить высказывание в соответствии со спецификой того или иного речевого жанра, поскольку именно удачно выбранный речевой жанр исключает «коммуникативный конфликт» общения.

Важность обучения речевым жанрам заключается не только в осознании понятия о речевом жанре; получения сведений о различных жанрах, актуальных для школьников, но и работа над текстом как целостным речевым произведением. Эта работа способствует формированию ряда важных общеучебных умений.

Необходимо научить школьников обдумывать свою коммуникативную задачу, строить свое высказывание в соответствии с ней, а также обучать учитывать ситуацию, условия общения, определять автора и адресата общения.

В современной школе мало внимания уделяется целенаправленному обучению этикетному речевому

поведению в значимых для них ситуациях, что предполагает овладение определенными речевыми жанрами. Начиная с младших классов целесообразно проводить занятия, которые включали бы упражнения, направленные на знакомство с речевыми жанрами и предупреждение ошибок в употреблении речевых жанров.

Для эффективного решения указанных задач мы используем учебник Т А. Ладыженской «Детская риторика». Материал в учебниках Т. А. Ладыженской «Детская риторика» строится на осознании того факта, что в наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т. д.

В учебниках Т. А. Ладыженской «Детская риторика» много иллюстраций с изображением знакомых детям героев из любимых мультфильмов и книг. Также приведено много стихов, отрывков из художественных текстов, содержащих приветствия героев произведений. Уже с первого класса дети учатся определять степень вежливого поведения, учитывая ситуацию общения; вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости.

Обучение младших школьников речевым жанрам целесообразно строить на материале специально созданных речевых ситуаций, интересных и доступных ученикам начальной школы, ведь обучение младших школьников должно строиться на речевой практике. Учебник «Детская риторика» предполагает подобного рода работу, содержит задания, требующие активного речевого поведения, разыгрывания речевой ситуации на основе рисунков, помещенных в учебниках. «Погружение» в ситуацию общения облегчает их восприятие и способствует воспитанию культурного, уместного общения друг с другом.

В то же время необходимо отметить, что учителя, постоянно работающие над изучением речевых жанров, располагают методическими рекомендациями и дидактическими материалами, ориентированными

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

19

Обсуждаем ФГОС второго поколения

на формирование жанровых коммуникативных умений, только в рамках учебника риторики. Поэтому для учителя важен самостоятельный поиск материала, работа над созданием заданий, дополняющих уже имеющиеся в действующих учебниках задания коммуникативного характера.

Так, с целью определения ошибок при определении жанра, выявления понимания учениками начальной школы характерных речевых формул отдельных этикетных жанров можно предложить следующее задание.

Задание 1. Существуют различные этикетные жанры: благодарность, приветствие, извинение, просьба, приказ и т. д. Прочитайте формулы разных этикетных жанров и определите, какой это жанр.

- Не мог бы ты...

- Немедленно иди...

-...! Рад видеть вас...

- Не угодно ли будет Вам пожаловать...

- С праздником, дорогие.!

-...! Это никогда больше не повторится.

- Я вам очень благодарен!

- Не судите меня строго!

- Будьте добры!

Важно учить школьников отличать близкие жанры, такие как жанр просьбы и приказа, приглашения и просьбы. Дети должны понимать, что просьба - это побудительное речевое действие, так или иначе, она обременяет собеседника, поэтому просить о чем-либо без «пожалуйста» не принято. Множество текстов художественной литературы помогают разрабатывать задания, которые направлены на выявление умений учащихся отличать близкие жанры приказа и просьбы.

Задание 2. Прочитайте отрывки из сказок. Определите, в каких сказках звучат эти слова, и в каких отрывках есть просьба? Будьте внимательны.

- Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Съешь моего ржаного пирожка - скажу!

- Воротись, дурачина, ты к рыбке,

Поклонись ей, выпроси уж избу...

- «Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

- Веди царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставь там

На съедение волкам.

- Летите на все четыре стороны и заботьтесь о себе сами! - Ты будешь спать вместе со мной вот тут, возле моего маленького зверинца, - сказала Гер-де маленькая разбойница.

- Срочно сшейте для моей дочери такое платье, в сравнении с которым померк бы голубой небесный свод!..

Также можно предложить учащимся задания, построенные на создании речевой ситуации, провоцирующей речь. Речевая ситуация - это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Любой речевой акт приобретает смысл

и существует только в структуре неречевого контакта. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия в том смысле, что побуждает человека к речевому действию. Именно такие задания вызывают особый интерес у учащихся.

Задание 3. В театре к вам могут обратиться с просьбой - сохранить билет до конца спектакля. Подумайте и напишите, с какой просьбой к вам могут обратиться: - в библиотеке;

- в транспорте;

- в школьной столовой;

- в музее.

Задание 4. Вспомнив события, героев литературных произведений, обратитесь с просьбой (или приказом) к герою (пока не называя его), услышав которую, мы все бы смогли догадаться, какой это герой. Повторите просьбу или приказ, используя обращение.

..Какже я хочу полетать с тобой! Не мог бы ты показать мне свой домик на крыше?

.Выходи, подлый трус!

.Иди к бабушке и отнеси ей пирожки и настойку из лесных ягод...

Задание 5. Разыграйте ситуацию, в которой учительница на большой перемене просит детей:

- полить цветы;

- стереть с доски;

- открыть форточку;

- разложить карточки с заданиями.

Сделайте так, чтобы высказывание в одном случае было приказом, а в другом - просьбой.

Следующее задание направлено на понимание учащимися употребления форм просьбы. Учитель подчеркивает: важно помнить, что от того, как ты просишь человека, зависит и выполнение твоей просьбы. Данная речевая ситуация выявляет еще один важный этикетный момент: формулировка просьбы может обидеть и того человека, за которого просят.

Задание 6. Представьте ситуацию: вы вошли в автобус со своей бабушкой. Никто из пассажиров не уступает ей место. Как можно обратиться с просьбой к пассажирам, чтобы место бабушке уступили?

Уступите, пожалуйста, место моей бабушке.

Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке?

Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит? Следующее задание направлено на создание речевой ситуации из повседневной жизни:

Задание 7. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.

- Можно войти?

- Я войду?

- Извините, можно войти?

Формулы приветствия играют большую роль в общении. Приветствие знакомых - подтверждение своего знакомства и выражение желания продолжать его. Приветствие с незнакомым человеком выражает доброжелательное отношение к нему и намерение вступить в контакт.

20

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Существуют разные формы приветствия. Еще в XVIII в. формулы Здравия тебе желаю!, Желаю здравия! мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого. Лишь позже они закрепились в военной среде. Также существуют утренние, дневные, вечерние приветствия: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!; современный этикет различает официальное приветствие: Позвольте вас поприветствовать, Приветствую Вас! Многие пожилые люди приветствуют друг друга словами Доброго здоровья! Мое почтение!

Очень интересны устаревшие формы приветствия: С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным, По сто на день, по тысяче на неделю, Свеженько тебе, Море под коровой, Улов на рыбу и другие.

Задание, которое предлагается ниже, требует правильного выбора приветствия. Материал с точки зрения современного русского языка достаточно необычный, сложный, потому что учащиеся незнакомы с такими устаревшими формами приветствия. Поэтому после задания можно предложить варианты ответов, которые упрощают его выполнение.

Задание 8. Попробуйте определить, к кому обращались с таким приветствием. Выберите подходящий вариант ответа.

- «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным»

- ««По сто на день, по тысяче на неделю»

- ««Свеженько тебе»

- ««Хлеб да соль» или ««Чай да сахар»

- «Море под коровой»

- ««Улов на рыбу!»

Варианты ответов: к рыболову; говорили людям, едящим или пьющим; к доярке; к девушке, черпающей воду; к молотильщикам; к людям, заканчивающим жатву.

Следующее задание направлено на отработку уместного, правильного употребления форм приветствия в зависимости от адресата.

Задание 9. Определи-

те, умеют ли школьники здороваться? ««Петя и Юра спешили в буфет и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Сергеевна. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: ««Здравствуйте, Анна Сергеевна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в буфет. А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Анна Сергеевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры.

Почему?

В школе ученики постоянно встречаются с таким жанром, как жанр приветствие, и они очень быстро называют самые частотные формы приветствия, но с трудом расширяют этот традиционный набор. Следующее задание направлено на выявление речевого разнообразия форм приветствия в зависимости от ситуации, сферы общения. Как вариант или продолжение задания можно предложить детям вспомнить свои варианты приветствий.

Задание 10. Проанализируйте различные виды приветствия из произведений различной временной принадлежности: В. Драгунского «Денискины рассказы», Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка», А. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Какие формы приветствия герои используют при общении? 1.»Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!», ««Здравствуй, грозная царица!» 2. И мы стали переписывать. А когда переписали, я сказал:

- Давай задачи задавать!

- Давай, - сказал Мишка.

В это время пришел папа. Он сказал:

Здравствуйте, товарищи студенты...

3. Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:

- Добрый вечер, маленький сударь!

- Добрый вечер, - удивился Моцарт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все правила этикета взаимосвязаны друг с другом, «реактивны». Приветствие, просьба, благодарность, извинение - во всех этих ситуациях используются формулы речевого этикета. Именно поэтому целесообразно предлагать задания и речевые ситуации, касающиеся различных речевых жанров.

Задание, которое предлагается ниже, направлено на развитие умений находить различные этикетные формулы, различать речевые жанры благодарности, приветствия, просьбы, требования.

Задание 11. Прочитайте отрывок из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и найдите речевые этикетные формулы.

- Добрый день! - сказало чучело немного хриплым голосом. - Ты умеешь говорить? - удивилась Элли.

- Научился, когда ссорился тут с одной вороной. Как ты поживаешь? - Спасибо, хорошо! Скажи, нет ли у тебя заветного желания? - У меня? О, у меня целая куча желаний! - И чучело скороговоркой начало перечислять: - Во - первых, мне нужны серебряные бубенчики на шляпу, во-вторых, мне нужны новые сапоги, в-третьих...

- О. хватит, хватит! - перебила Элли. - Какое из них самое-самое заветное? - Самое-самое? - Чучело немного подумало. - Сними меня отсюда. Очень скучно торчать здесь день и ночь и пугать противных ворон, которые, кстати сказать, совсем меня не боятся!

- Разве ты не можешь сойти сам?

- Нет, в меня сзади воткнули кол. Если бы ты вытащила его из меня, я был бы тебе очень благодарен.

Элли наклонила кол и, вцепившись обеими руками в чучело, стащила его. - Чрезвычайно признателен! -пропыхтело чучело, очутившись на земле. Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ножкой по земле, представилось девочке:

- Страшила!

Таким образом, в начальной школе целесообразно предлагать такие задания, которые направлены на изучение различных речевых жанров. Такие задания способствуют предупреждению появления ошибок в речи детей, обогащают словарный запас школьников, а также прививают умение выражать свои мысли, вос-

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

21

Обсуждаем ФГОС второго поколения

питывают вдумчивое и бережное отношение к родному слову. Представленные выше задания вносят эмоциональный характер в процесс обучения, познание происходит в практической форме, ведь дети не просто запоминают этикетные слова и выражения, но еще и разыгрывают различные ситуации.

Организация систематической работы позволяет младшим школьникам оценить важность и необходимость употребления речевых формул в ежедневном общении, что, несомненно, способствует повышению речевой культуры учащихся. Для каждого школьника хорошо развитая речь не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. От уровня речевого навыка зависят школьные успехи детей.

Литература

1. Беляева Е. Б. Развитие психических процессов младших

школьников в процессе игры как ведущей формы обучения / Е. Б. Беляева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 6. - С. 69-72.

2. Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах

и рисунках. Учебник в 2-х ч. 3 класс / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Л. В. Салькова. - М.: Баласс, 2010. -192 с.

3. Лазарев В. С. Концепция новой модели развивающего

школьного образования / В. С. Лазарев//Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 2-7.

Т. И. Мурушкина

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНИКУ Л.Г. ПЕТЕРСОН В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Как формировать мыслительные операции в начальной школе на уроках математики?

Аннотация. В статье представлены способы работы с учебником Л. Г. Петерсон в начальной школе. Автор показывает как с помощью заданий из учебника развиваются психические процессы внимания, памяти, речи, мыслительных операций, пространственного представления, пространственного и образного мышления у младших школьников на уроках математики.

Ключевые слова: учебник Л. Г. Петерсон, урок математики, начальная школа, развитие мыслительных операций, ФГОС второго поколения.

Новые ФГОС предъявляют высокие требования к выпускнику начальной школы. Для достижения хороших результатов, я выбрала УМК «Перспектива». Особое внимание хочу обратить на математику, где автором является Л. Г. Петерсон. Данный учебник позволяет мне в полной мере реализовывать на практике все современные принципы обучения.

Одна из важных особенностей курса математики является использование деятельностного метода обучения, который позволяет активизировать детей.

Учебник Л. Г. Петерсон предусматривает возможность работы по нему детей разного уровня подготовки сильных, средних и слабых. Это позволяет организовать на уроке дифференцированную работу с учениками.

Объём материала, который могут «переработать» разные дети, разный. Обязательными для всех учащихся являются 3-4 ключевых задания по новой теме. Остальной материал - задачи на повторение, задачи на смекалку, нестандартные и логические

задачи. Поэтому выполнение всех заданий из учебника не является обязательным для каждого ребёнка. Например, урок на тему «Сложение и вычитание трехзначных чисел», предыдущие темы были «Название и запись трехзначных чисел».

Задание 1.

Дорисуй и допиши. Сделай вывод.

22

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.