Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений в информационном пространстве'

Формирование коммуникативных умений в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / АДАПТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / ADAPTABILITY / COMMUNICATIVENESS / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырова А. А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с представлениями об информации и ее роли в природе и обществе. Знание принципов построения интерфейса современного программного обеспечения; владение основными прикладными программами на уровне квалифицированного пользователя; знание родного языка (или языка, на котором ведется общение) и культуры речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of communicative skills in informational space

In the article the author considers questions connected with conceptions of information, and it's role in the nature and society. Knowing the principles of constructing of interface of modern program software; skills in handling basic applied programs on the grade of qualified user; good skills in native language (or the language of the communication) and the speech culture.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений в информационном пространстве»

УДК 37.025

А.А.Козырова

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с представлениями об информации и ее роли в природе и обществе. Знание принципов построения интерфейса современного программного обеспечения; владение основными прикладными программами на уровне квалифицированного пользователя; знание родного языка (или языка, на котором ведется общение) и культуры речи.

Ключевые слова: интерактивность, адаптивность, коммуникативность, продуктивность.

A.A. Kozyrova Formation of communicative skills in informational space

Summary: In the article the author considers questions connected with conceptions of information, and it’s role in the nature and society. Knowing the principles of constructing of interface of modern program software; skills in handling basic applied programs on the grade of qualified user; good skills in native language (or the language of the communication) and the speech culture.

Key words: interactivity, adaptability, communicativeness, productivity.

Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии (ИКАТ) в образовании стали реальностью и не только виртуальной. Уже не кажется дикой мысль, что достаточно скоро университеты «реальные» могут уступить в конкуренции университетам «виртуальным»,

сохранившись лишь как своего рода эталоны образования в единичных экземплярах. Проблема «ИКАТ и образование» оказывается гораздо более фундаментальной, чем казалось раньше. Сейчас ситуация изменилась кардинально. ИКАТ, важно отметить, не дополняют сложившийся традиционный процесс, с их помощью (на их базе, под их влиянием, ими самими, наконец) создается иной учебный процесс с другой целевой ориентацией, иными ролевыми функциями участников, иной средой обучения.

Анализ отраженных в психолого-педаго-гической литературе теорий и концепций

обучения с использованием ИКАТ показывает, что большинство из них рассматривают только предметную деятельность обучающихся, в них почти или совсем не учитывается коммуникативная природа обучения. Ограниченность такого подхода очевидна, тем более что ИКАТ по определению коммуникативны. Возникает очень серьезная проблема разработки перспективной концепции обучения, учитывающей изменения идеала образованности, целей и методов обучения. Концепция, которая

органично «поставила» бы в центр обучения

(на всех уро-внях образования) самого

обучаемого, его мотивы, цели, психологический склад, психофизические

возможности, преломляя весь уче-бный процесс через призму его личности, обучаемый, таким образом, становится не объектом воздействия, а субъектом познавательной деятельности.

Бурное развитие в последние годы телекоммуникационных технологий

принципиа-льно изменивших характер удаленного общения людей, породило для них необходимость овладения нормами поведения в информационном пространстве. Технологические знания и умения, а также знание и соблюдение правовых и моральноэтических норм следует считать составляющими информационно-

коммуникативной культуры, которую, в свою очередь, необходимо рассматривать как

составную часть общей культуры человека.

Определения термина «информационнокоммуникативная культура» можно найти в работах А.И.Бочкина, Н.И.Гендиной, В.П. Долматова, А.П.Ершова, Ю.С.Зубова, В.А.

Каймина, И.В.Крупининой, Н.В.Макаровой,

Н.А. Пахомовой, А.Л.Семенова и других исследователей. Сопоставление подходов различных авторов дает основание утверждать, что единая и устоявшаяся трактовка данного термина отсутствует. Во многом это связано с тем, что большинство определений было дано до широкого распространения технологий глобальной компьютерной сети, поэтому основными составляющими информационно-ком-ммуникативной культуры считались умения, связанные с использованием

информационных технологий для решения жизненно-значимых для человека задач на персональном компьютере. Приведение

содержания термина «информационнокоммуникативная культура» в соответствие с современным уро-внем развития

информатики и информационнокоммуникативных технологий

представляется весьма важным, поскольку целенапра-вленное формирование

составляющих инфор-мационно-

коммуникативной культуры является одной из главных целей базовой подготовки учащихся.

Термин «информационная культура» с учетом современного уровня развития информатики и информационно-

коммуникати-вных технологий нами определен как система представлений об информационной картине мира, умений в области информационно-

коммуникационных технологий и знаний правовых и морально-этических норм поведения в информационном

пространстве, обеспечивающая

оптимальное осуществление

индивидуальной и коллек-тивной информационно-коммуникативной деятельности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни.

Необходимость целенаправленного формирования информационно-

коммуникатив-ной культуры в процессе обучения информатике и информационнокоммуникативных технологий слушателей учреждения дополнительного образования разных возрастов потребовала выявления ее составляющих, к которым отнесены:

• мировоззренческая - общее представление об информационной картине мира;

• технологическая - умение практического применения информационно коммуникацион-ных технологий для решения личностно-значимых задач.

Здесь необходимо обратиться к проблеме введения принципа интерактивности как ведуще-го критерия качества обучения в информационном пространстве.

Интерактивность в переводе с английского означает взаимодействие, воздействие, влияние друг на друга. Она рассматривается в качестве принципа построения обучающих программ, в виде критерия качества обучающих программ и в

качестве принципа компьютерного обучения. Наиболее широкое трактование имеет понятие интерактивности как принципа обучения.

В традиционном учебном процессе принцип интерактивности обычно понимается как взаимодействие субъектов обучения с помощью непосредственного контакта. В обучении с применением информационно-коммуни-кационных технологий

интерактивность - это «возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации.

Развитие мультимедиа и гипермедиа технологий, искусственного интеллекта представляет собой реализацию принципа интерактивности во все более новых формах. Так, например, при дистанционном обучении интерактивность означает общий доступ к различным средствам телекоммуникации: электронной почте, компьютерным конференциям, компьютерным сетям, спутниковой связи. Возможна совместная работа группы обучаемых над одним и тем же матери-алом, взаимодействие обучаемых с преподавателем и между собой и так далее. Интерактивность как критерий качества учебных программ предложено определять в виде отношения количества взаимодействий обучающегося с программой ко времени, затраченному на использование программы. Конечно, такого рода оценка качества программы является весьма упрощенной, поскольку она не учитывает ни уровня задаваемых вопросов, ни качества возможных ответов.

Интерактивность, являясь ключевым свойством информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, способствует, в свою очередь, реализации других дидактических свойств

информационно-ком-муникационных технологий:

• коммуникативности - возможность коммутации информации посредством различных видов электронной связи - форума, чата, телеконференции, доски объявлений и т.д.;

• адаптивности - возможность поддержания благоприятных условий процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний;

• продуктивности - возможность

изменения или дополнения информации;

• креативности - возможность создавать что-либо или находить решение проблемы на основе предложенного материала.

Онлайновое обучение. Можно привести в данном случае дефиницию понятия «интерактивное онлайновое обучение»:

«Интерактивное онлайновое обучение - это

определенная философия образования,

нацеленная на разработку интерактивной

достоверной и ценной информации с обучающими возможностями, которая может быть доставлена к обучаемым в такое вре-мя и место, и в такой форме, которые удобны обучаемым. Оно базируется на вере в то, что коммуникация и диалог являются ключевым моментом обучения, где бы и когда бы оно ни осуществлялось. ИОО основано на трех типах диалога:

- диалог между преподавателем и обучаемым;

- диалог между учащимися;

- диалог между учащимися и обучающими средствами (или ресурсами).

По мнению специалистов, методика обучения на основе Web - технологий не только стимулирует переход на интерактивное онлайновое и дистанционное обучение, на формирование виртуальной реальности в образовании, благодаря скоростным каналам Интернет, корпоративных сетей интранет и экстранет, но и оказывает революционное воздействие на содержание преподавания и совершенствование педагогического

мастерства.

Интерактивность как критерий качества учебных программ предложено определять в виде отношения количества взаимодействий обучающегося с программой ко времени, затраченному на использование программы. Конечно, такого рода оценка качества программы является весьма упрощенной, поскольку она не учитывает ни уровня задаваемых вопросов, ни качества возможных ответов.

По отношению к обучающим электронным изданиям интерактивность следует рас-сматривать как принцип построений программы и как критерий ее качества. Взаимодействие учащегося с обучающим изданием предполагает наличие

обратной связи: обучающее издание должно выдавать то или иное обучающее воздействие (объяснение, подсказку, новый вопрос, новое задание и т.п.) только после анализа действий учащегося. По сути дела такое взаимодействие представляет собой не что иное, как учебный интерактивный диалог учащегося с электронным учебником.

Интерактивность мультимедийного

электронного издания означает, что пользователю - обучающемуся

предоставляется возможность активного взаимодействия с электронным учеб-ником как с компьютерной учебной программой. По сути дела, должны быть созданы условия для учебного диалога обучающегося с электронным изданием. Под диалогом чаще всего подразумевается такой обмен информацией, в котором участвуют две стороны. Пожалуй, нет ни одного сообщения, ни одного исследования, посвященного использованию новых информационных технологий, в которых бы в той или иной мере не затрагивались вопросы организации диалога между компьютерной учебной программой и учащимся.

Исследуется логика компьютерного диалога: под ним авторы понимают такой диалог, в котором одна из участвующих сторон смоделирована в виде компьютерной программы. Рассмотрены познавательные

функции диалога: описательная,

объяснительная, предсказательная. Показано, что обучающий диалог - это не просто обмен информацией; целью обучающего диалога является выработка у обучаемого наиболее полного и адекватного знания существа обсуждаемого материала. Исследованы структура обучающего компьютерного

диалога при естественном языке общения, оценка знаний, алгоритмы установления адекватности слов и высказываний в компьютерном диалоге с вербализованной

формой ответов.

Язык диалога должен одновременно удовлетворять двум противоречивым требованиям: быть максимально близким к естественному языку и поддаваться формализации для обеспечения надежной работы систем анализа сообщении

Анализируется другой аспект

организации учебного диалога: рассмотрены

различные уровни взаимодействия обучающего и обучаемого в процессе диалога. Диалог обучающего с одним обучающимся - это взаимодействие, в котором обучающийся признает нехватку своих знаний, воспринимает учителя, как обладающего большим знанием, высказывает намерение преодолеть различие в знаниях. Оптимальным при работе с мультимедийным интерактивным обучающим изданием, мы считаем второй уровень взаимодействия, соответствующий диалогу обучающего с одним обучающимся.

Важной предпосылкой эффективного диалога «учащийся-компьютер» считается соблюдение социальной дистанции. Как известно, сокращение этой дистанции, обычно выражающейся в фамильярном обращении с собеседником, в условиях традиционного обучения приводит к утрате авторитета педагога. В практике компьютерного обучения этот недостаток выражается в обращении на «ты», в злоупотреблении юмором, в результате чего у учащихся может возникнуть желание поставить обучающую систему в тупик. Такое же стремление появляется у учащихся и в тех случаях, когда социальная дистанция неоправданно велика, когда реплики компьютера даются в категоричной, задевающей самолюбие учащихся форме. Наибольшее значение должна иметь педагогическая направленность диалога, то есть направленность на достижение учебных целей.

Для обеспечения гибкости и ясности диалога обучающегося с компьютерными учебными программами необходима рациональная организация пользовательского интерфейса. При разработке

пользовательского интерфейса желательно придерживаться стандартов ведущих фирм-производителей программного обеспечения. Отмечено, что организация диалога в обучающей программе несет в себе две функции: диалог для управления программой и диалог в терминах предметной области. Организация пользовательского интерфейса

отражает внешнюю, видимую сторону диалога учащегося с компьютерной учебной программой. Между тем, глубинным аспектом, сущностью интерактивного учебного диалога является то, что через него реализуется автоматизированное управление процессом обучения. Применительно к программированному обучению процесс управления процессом усвоения знаний был обстоятельно исследован в работе Талызина

Н.Ф.

Отличительной особенностью

интерактивного процесса обучения является то, что в нем реализуется автоматический контроль учебной деятельности учащегося. Результаты контроля учитываются при оценивании уровня знаний учащихся и, кроме того, через обратную связь оказывают влияние на формирование последующих обучающих воздействий. Таким образом, другой отличительной особенностью интерактивного процесса обучения является возможность оперативной корректировки обучающих воздействий на основе обратной связи, то есть в зависимости от уровня знаний конкретного учащегося, от допущенных им ошибок, от его запросов.

Применительно к практике обучения языкам процедура контроля с помощью компьютера дает возможность учесть временные параметры при оценке качества выполнения задания, что чрезвычайно важно для объективного установления уровня владения языком, предполагающего не только проверку у обучающихся определенной суммы знаний о грамматической структуре и лексическом составе изучаемого языка, но и оценку сформированное™ соответствующих умений и навыков [Ильина О.В.].

По мнению большинства ученых Вьюшкина Е.Г., Роберт И.В., Розина И.Н., диалог с компьютером в этом случае должен строиться в соответствии с психологическими принципами, предъявляемыми к общению, которое должно проходить наиболее естественным образом, напоминать

человеческое общение и не вызывать

состояния тревоги и напряженности.

Содержательная и творческая

интерактивность предполагает создание вебпроектов, в которых содержательная наполненность продукта деятельности полностью зависит от твор-ческого потенциала обучаемых. Может ограничиваться только техническая сторона создания электронного продукта, поскольку обучающимся предлагают

использовать различные мастер-шаблоны.

В таблице представлены характеристики различных видов учебной интерактивности, способы их реализации.

Вид интерактивности Формы взаимодействия Способы реализации Техническая основа взаимодействия

Интерактивнос ть обратной связи первого уровня Обучаемый ^ компьютер Возможность проконтролировать процесс освоения материала, задать вопрос, получить ответ Программная оболочка; веб-технологии

Интерактивнос ть обратной связи второго уровня Обучаемый ^ компьютер ^ преподаватель Возможность проконтролировать процесс освоения материала, задать вопрос, получить исчерпывающую консультацию и рекомендации Телекоммуникационн ые технологии

Временная интерактивность Обучаемый-^- компьютер Возможность определения продолжительности освоения материала Программная оболочка; веб-технологии

Порядковая интерактивность Обучаемый ^ компьютер Возможность определения очередности фрагментов информации Программная оболочка; веб-технологии

Содержательн ая интерактивность Обучаемый ^ компьютер Обучаемый ^ компьютер ^ преподаватель Возможность изменять, дополнять или уменьшать объем материала Программная оболочка; веб-технологии; телекоммуникационные технологии

Творческая интерактивность Обучаемый ^ компьютер Обучаемый ^ компьютер ^ преподаватель Возможность создания собственного продукта учебной деятельности на основе предложенных элементов Программная оболочка; веб-технологии; телекоммуникационные технологии

В модели интерактивности контроль учебной деятельности предусматривается производить по ответам, вводимым обучаемыми. Осуществление проверки введенных ответов - наиболее сложная процедура в реализации интерактивного учебного диалога. Возможные варианты: проверка выборочных ответов, вычисляемых ответов, ввода графической информации, ввода аналитических выражений в произвольной форме записи и ввода уравнений. При моделировании интерактивности учебного

диалога с использованием обучающих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

электронных средств целесообразно использовать сочетания различных видов ответов.

На сегодняшний день способов построения диалоговых компьютерных систем существует довольно много. Речь идет не обязательно о сложных диалоговых системах, скорее даже, наоборот, о множестве простейших ее элементов обратной связи (подсказка при ответе учащегося на сформулированный вопрос; объяснение; возможность изменения им параметра процесса,

изображенного на рисунке, с последующим наблюдением за изменением самого процесса или его характеристик и т.п.). Чем больше существует возможностей «управлять» учебным материалом, тем активнее обучаемый участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

1. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя М.,1998.

2. Талызин Н.Ф. Программированное обучения М., 1967.

3. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / Высшее образование в России. 1994. № 4

4. Макарова Н.В. Информационная культура личности / Кемерово, 2006.

5. Бочкин А.И. Информационная культура личности / Кемерово, 2006.

6. Талызин Н.Ф. Педагогическая психология. М,1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.