Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных навыков в процессе психологической коррекции у детей с синдромом раннего детского аутизма'

Формирование коммуникативных навыков в процессе психологической коррекции у детей с синдромом раннего детского аутизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2285
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ПСИХОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА / AUTISM / COMMUNICATION SKILLS / PSYCHOLOGY OF DYSONTOGENESIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неменчинская Светлана Михайловна

Недостаток современных исследований влияния психологического климата семьи на успешность формирования навыков общения у детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА) приводит к тому, что при создании новых психо-коррекционных программ, данный фактор не учитывается. Целью исследования было теоретически обосновать и экспериментально опробовать психо-коррекционную программу развития коммуникативных умений и навыков у детей с РДА. В ходе нашей работы обследованы 75 семей, воспитывающих детей с синдромом РДА в возрасте от 0 до 6 лет. На первом этапе определялся уровень развития коммуникативных навыков у данных детей, а также диагностировались родительские отношения в обследуемых семьях. В работе были использованы тест Варга-Столина, методика PARI, а также протокол исследования уровня развития коммуникативных навыков из программы «Маленькие ступеньки». В результате были сформированы группы детей, в психо-коррекционной работе с которыми была использована созданная автором программа. По ее окончанию было проведено повторное обследование уровня развития навыков общения, в результате которого были получены улучшения в развитии навыков общения у детей с РДА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Неменчинская Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of communicative skills in the process of psychological correction of children with autism

The lack of modern researches focusing on the influence of the psychological climate in the family on the successful development of the communication skills of the children with autism, leads to the fact that new psychosocial programs do not consider this factor. The goal of this research is to provide theoretical and scientific basis and to perform an experiment of psychosocial program of development of communicative skills of children with autism. During our research 75 families with children with autism aged from 0 to 6 were examined. On the first stage let assess the level of communicative skills of these children and parental relationships. In our research we used Varga-Stolin test, PARI method and the protocol for determination of communicative skills from the program "Small steps". As a result, groups of children with whom, during the psychosocial work, we implemented our program were formed. At the end of this work the re-evaluation of the communicative skills took place. During this re-observation improvements of the development of the communicative skills of children with autism were achieved.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных навыков в процессе психологической коррекции у детей с синдромом раннего детского аутизма»

С. М. Неменчинская

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Одним из важнейших условий нормального психического развития ребенка является своевременное формирование навыков общения. М. И. Лисина [1] отмечает, что стать представителем человеческого рода младенец может только посредством контакта с взрослыми людьми, без которого невозможно усвоение необходимого каждому человеку общественно-исторического опыта. Подтверждение тому — так называемые «дети-маугли». Исследования таких детей, лишенных материнского ухода, доказывают наличие у них нарушений в физическом, умственном, эмоциональном и социальном развитии. Для таких младенцев существует угроза формирования отклонений от нормального развития, некоторые болезненные проявления в подобных случаях ясно различимы у них уже в первые недели их жизни.

При постановке ребенку диагноза раннего детского аутизма (в дальнейшем — РДА) особое внимание уделяется нарушениям в сфере коммуникативных навыков. По мнению ряда специалистов [см., например: 2], у детей необходимо отметить следующие отклонения в развитии данной сферы: отсутствие визуального контакта, комплекса оживления, узнавания близких, несформированность наибольшей привязанности к кому-либо из близких, или наличие сильной симбиотической связи с матерью, появление слов «мама», «папа» после других, их неотнесенность к родителю или другие необычные вербальные обозначения родителей, проявление «сверхобщительности» или индифферентности во время контакта с другими детьми, отсутствие реакции на словесное обращение, избирательности ответных реакций на речь, отсутствие адекватных жестов, диссоциация между отрешенностью и эпизодами, указывающими на хорошую ориентацию в окружающем.

Таким образом, необходимость раннего коррекционного вмешательства при признаках аутичного развития очевидна. Е. Р. Баенская [3] выделяет ряд принципов психологической коррекции таких детей. Среди них можно отметить принцип желательности точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого вызовет уход от возможного контакта. В этом случае основная нагрузка ложится на плечи матери ребенка, страдающего аутизмом, которая, находясь в стрессовом состоянии, не способна адекватно оценить данный уровень. Поэтому ей необходима регулярная помощь специалистов, которые могли бы оценить состояние ребенка, подсказать конкретные коррекционные приемы в работе с ним. При этом психическое состояние матери или других членов семьи остается вне коррекционнотерапевтического процесса.

В ходе настоящего исследования, проведенного на базе общественного фонда социально-психологической помощи Санкт-Петербурга детям с особенностями развития «Отцы и дети», наряду с организацией профессиональной коррекционной помощи ребенку, семьям оказывалась психологическая поддержка. Данная работа проводилась

© С. М. Неменчинская, 2011

в виде организации «родительских» групп, индивидуальных консультаций, а также групп «родитель — ребенок». Под руководством опытных психологов родители имели возможность снизить уровень психического напряжения, обменяться информацией с другими членами группы, а также применить полученные знания, умения и навыки в процессе эффективного взаимодействия со своим ребенком.

В связи с ускорением темпа жизни, усложнением процесса коммуникаций и внедрением новых технологий, требующих наличия у человека навыков эффективного общения, дети с особенностями в развитии, в том числе с РДА, испытывают огромные трудности в процессе социализации. С другой стороны, общество также оказывается не подготовленным к принятию таких детей. Указанные проблемы заставляют специ-алистов-психологов, дефектологов и педагогов искать пути их решения.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что полученные в результате его данные необходимы для разработки программы, направленной на развитие как коммуникативных навыков у детей с РДА, так и навыков эффективного построения общения с аутичным ребенком у родителей.

Целью исследования было теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психо-коррекционной программы развития коммуникативных умений и навыков у детей с РДА.

Объектом исследования являлись дети дошкольного возраста с РДА и их семьи. Предметом — их коммуникативные навыки.

Гипотеза исследования: успешность формирования коммуникативных навыков у детей с РДА зависит от психологического состояния их семейного окружения.

Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

— изучить современное состояние данной проблемы;

— выявить степень зависимости формирования коммуникативных навыков у детей с РДА от состояния психологического климата в семье;

— определить уровни развития коммуникативных навыков у детей до и после психологической коррекции;

— разработать психокоррекционную программу формирования коммуникативных навыков;

— осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой программы.

В исследовании приняли участие члены 75 семей, воспитывающие детей с РДА. Контрольную группу составили члены 50 семей, в которых есть здоровые дети дошкольного возраста. Среди детей с РДА 50 мальчиков (67%) и 25 девочек (33%). В зависимости от количества детей обследуемую группу можно разделить следующим образом:

— 61 семья, воспитывающая по одному ребенку-аутисту (81%);

— 13 семей, воспитывающих по двое детей (18%);

— 1 семья, воспитывающая трех детей (1%).

В последнем случае два старших ребенка имеют диагноз аутизм, а младший ребенок здоров. В группе семей с двумя детьми были условно выделены две подгруппы. В одну из них вошли семьи, в которых старшие дети страдают аутизмом, а младшие здоровы. Во вторую — семьи, в которых старшие дети здоровы, а у младших диагностирован аутизм.

В зависимости от возраста детей в обследованной группе также выделены подгруппы:

— 3 семьи (4%) имеют детей в возрасте от 0 до 2 лет;

— 5 семей (7%) — детей в возрасте от 2 до 4 лет;

— 67 семей (89%) — детей в возрасте от 4 до 6 лет.

В соответствии с классификацией РДА, предложенной О. С. Никольской [4], дети также были разделены на следующие группы: 1-я группа — 5 человек (7%); 2-я группа — 30 человек (40%); 3-я группа — 37 человек (49%); 4-я группа — 3 человека (4%).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена коррекционная программа формирования коммуникативных навыков у детей с РДА.

2. Определена степень зависимости развития навыков общения у детей с РДА от состояния психологического климата в их семьях.

3. Выявлены наиболее благоприятные психологические условия, стимулирующие формирование коммуникативных навыков у детей с РДА.

При решении поставленных задач использовались как клинико-психологические, так и статистические методы исследования. Первые из них включали в себя клиникопсихологическую беседу с родителями; тест родительского отношения Варга-Столина [5], методики изучения родительских установок (PARI) [5]; обработку опросных листов «Навыки общения» (программа «Маленькие ступеньки») [6]; метод моментального сканирования.

В ходе исследования проводилась диагностика уровня развития коммуникативных навыков детей. Диагностика осуществлялась в рамках программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработанной для оказания помощи детям с особыми потребностями в овладении теми навыками и умениями, которые обычно формируются в процессе нормального развития. Деление процесса обучения на «маленькие ступеньки» позволяет с помощью предложенной системы оценки более точно уловить даже незначительные изменения в уровне развития навыков общения. Родителям и специалистам, работающим с семьей, предлагалось определить возможности ребенка до и после прохождения психокоррекционного курса. Следует отметить некоторую несогласованность полученных у родителей и психологов результатов. Довольно часто семьи предвзято оценивали существующий уровень развития ребенка, сильно завышая или занижая его.

При помощи первоначального тестирования были выявлены следующие проблемные зоны.

1. Дети в возраст от 0 до 2 лет испытывают сложности в подражании мимике, не задерживают взгляд на лицах матерей, не тянут к ним руки, не умеют делиться информацией, оказывать услуги другим и просить помощи.

2. В возрастной группе от 2 до 4 лет дети испытывают большие сложности в использовании отдельных слов и предложений, то есть не просят дать предмет, не просят об услуге.

3. Большая часть детей (62%) в возрасте от 4 до 6 лет не умеют пользоваться предложениями для выражения просьб, составлять предложения из двух и более слов (10%), употреблять слова, относящиеся к различным частям речи (15%), полноценно оперировать грамматическими категориями.

Исследование особенностей семейного воспитания и семейных отношений проводилось с помощью теста родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина, а также методики изучения родительских установок (РАRI).

Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения, родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты, каждый из которых оценивается при помощи опросника, составляющего основу методики А. Я. Варга и В. В. Столина.

В результате исследования были получены статистически значимые отличия по следующим шкалам: «принятие/отвержение», «симбиоз» и «отношение к неудачам ребенка». По шкале «принятие/отвержение» 48% родителей, воспитывающих аутичных детей, получили низкие баллы, что может свидетельствовать о том, что они испытывают по отношению к детям отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, иногда даже ненависть. Каждый из таких взрослых может считать ребенка неудачником, не верить в его будущее, низко оценивать его способности и нередко своим отношением третировать ребенка. 28% родителей в данной группе получили высокие баллы по этой шкале, что говорит о том, что у них сформировалось выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослые в данном случае принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

По шкале «симбиоз» 15% родителей, имеющих детей с РДА, получили высокие баллы, достаточные для того, чтобы сделать вывод о том, что они не устанавливают психологическую дистанцию между собой и детьми, всегда стараются быть ближе к ним, удовлетворять их основные разумные потребности, ограждать их от неприятностей. 65% родителей получили низкие баллы по этой шкале, что может являться признаком того, что они, напротив, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и детьми, мало заботятся о них.

По шкале «отношения к неудачам ребенка» в большинстве семей (41%) родители считают своего ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышлен-ному существу. Чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, игнорируются им. 37% родителей считают неудачи ребенка случайными и верят в него.

Полученные по данной шкале результаты положительно коррелируют с данными, полученными с помощью проверочных листов, используемых в программе «Маленькие ступеньки».

При проведении исследования также применялась методика изучения родительских установок (PARI), которая предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

У родителей аутичных детей отмечаются высокие показатели по шкалам: «ограниченность интересов делами семьи», «заботами исключительно о семье», «ощущение самопожертвования в роли матери», «семейные конфликты», «неудовлетворенность ролью хозяйки дома», «безучастность мужа», его «невключенность в дела семьи», что говорит о неудовлетворенности семейной ролью.

И матери, и отцы демонстрировали высокие показатели по шкалам, характеризующим межсупружеские отношения, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием благоприятной среды для развития личности,

собственных и партнера, а также отношения так называемые «педагогические отношения», обеспечивающие воспитание детей.

Матери в обеих группах предпочитали гиперопеку и демократичность в отношениях с ребенком, в то время как отцы выбирали отсутствие родительской опеки и диктат в воспитании. Такая ситуация, когда мать разрешает практически все, а отец требует полного подчинения, приводит к конфликтам в сферах как супружеских, так и детско-родительских отношений.

Для выявления структуры внутригрупповых коммуникаций использовался метод моментального сканирования [7]. Использование его предполагало осуществление двух этапов. На предварительном проводилось выделение и описание паттернов поведения на заранее заданном уровне дробления выбранных видов деятельности. Полученный поведенческий репертуар использовался на втором этапе при описании поведения индивида в группе. Через фиксированные промежутки времени регистрировалось конкретное поведенческое состояние каждого ребенка. На основе большого количества отдельных наблюдений в течение продолжительного времени формировалась матрица поведенческих состояний всех членов группы и вычислялись относительные частоты изучаемых паттернов поведения. При регистрации моментальных поведенческих состояний ребенка учитывалось его отношение к игровому материалу и взаимодействие со сверстниками. Данное обследование проводилось дважды: в начале и конце процесса.

Исследование репертуара социального поведения членов обследуемой группы позволило выделить следующие виды активности: пространственная близость с другим ребенком, ориентация тела и взгляда на партнера, группа взаимодействий, связанных с отбиранием предмета, демонстрация и преподнесение предмета партнеру, неагрессивные физические контакты, группа действий, характеризующих агрессивность, совместная игра с предметом, вербальный контакт. Анализировалась структура предметно-социальной активности в группе и характер взаимных предпочтений, складывающихся в процессе взаимодействия сверстников. Для каждого вида взаимодействия были вычислены его структурные параметры: интеграция и централизация. Интеграция отражает общее число всех достоверных парных предпочтений во взаимодействиях данного вида. Централизация отражает характер распределения парных связей в группе (наличие или отсутствие центров активности).

Во время повторной диагностики было отмечено появление центров активности с явными «инструментальными лидерами». При помощи психолога в процессе психокоррекции, направленной на выделение и признание «инструментального лидера», удалось более эффективно выстроить социальный контакт между детьми, а также между детьми и специалистом внутри группы.

Психокоррекционный процесс с учетом рекомендаций В. В. Лебединского, И. И. Мамайчук, О. С. Никольской [8] осуществлялся по четырем направлениям: ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; обучение его навыкам вербального и невербального контакта; обучение ребенка более сложным формам поведения; развитие личности самосознания и аутичного ребенка.

Коррекционный процесс включал в себя следующие блоки: диагностико-консуль-тативный, ориентировочный, основной коррекционный и закрепляющий.

Подводя итоги проведенной в течение года психологической коррекции, следует отметить расширение диапазона используемых ребенком с РДА невербальных и вер-

бальных коммуникативных навыков. Среди них можно выделить попытки оказать элементарные услуги другим, увеличение времени задержки взгляда на лице матери или другого значимого взрослого, появление обращений к другим детям и специалисту, выражение просьб, более успешное построение предложений из двух и более слов, правильное использование грамматических конструкций.

Также было установлено, что дети раннего возраста с РДА испытывают сложности в использовании навыков общения в довербальный период. Кроме того, отмечены трудности в переносе полученного ребенком опыта общения с игровой ситуации в реаль ную жизнь.

Литература

1. Психология развития: хрестоматия / под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Головей, Т. В. Прохоренко, СПб.: Питер, 2001. 512 с.

2. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М.: Просвещение, 1991. 96 с.

3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. М.: Те-ревинф, 2000. 336 с.

4. Никольская О. С. Психологическая коррекция раннего детского аутизма // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 10. С. 1542-1545.

5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 384 с.

6. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Кн. 3: Навыки общения. М.: Изд-во ин-та общегуманит. ис-следов., 2001. 112 с.

7. Дистанционное наблюдение и экспертная оценка: Общение и коммуникация в задачах медицинского контроля. М.: Наука, 1982. 108 с.

8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. 400 с.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.