Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной культуры подростков по средствам виртуальной коммуникации в социальных сетях'

Формирование коммуникативной культуры подростков по средствам виртуальной коммуникации в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
826
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная культура / виртуальная коммуникация / социальные сети / социальное одобрение / субъективная ценность.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной культуры подростков по средствам виртуальной коммуникации в социальных сетях»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ПО СРЕДСТВАМ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Самосват Ольга Ивановна ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, г. Курск, Россия

Ключевые слова: коммуникативная культура, виртуальная коммуникация, социальные сети, социальное одобрение, субъективная ценность.

По данным Фонда Общественного Мнения (ФОМ-интернет) годовой прирост интернет пользователей в России, выходящих в сеть хотя бы раз в месяц, в 2014 г. составил 9%. Для суточной аудитории данный показатель равен 12%. В динамике, число пользователей в России с 2010 г. по2014 г. ежегодно увеличивалось на 5-7 млн. человек. В 2010 г. число активной аудитории составляло 25 млн.чел (общее число пользователей - 46,5 млн.человек), а в 2014 г. оно составило 58 млн. человек (общее число пользователей - более 80 млн.человек)[4].

В подростковом возрасте коммуникация со сверстниками имеет ключевое значение, так как является ведущим типом деятельности; характеризуется следующими отличительными чертами: во-первых, это ориентация на интимно-личностное общение [1]; во-вторых, замена влияния семьи на влияние сверстников [5]; в-третьих, формирование новой субъективной реальности.

Подросток, желающий отделиться от родителей, ищет группу, в которой он мог бы проявить себя как взрослый [1, 2]. Интернет (или социальная сеть) -самый доступный и безопасный (с точки зрения подростка) способ нахождения такого общения. Но, на самом деле, он часто приводит подростков к деструк-

тивным движениям, так как появившееся половое влечение и обострившаяся эмоциональная возбудимость актуализирует влечение к агрессии, демонстративности, конформизму. Так же причиной искажений личности может являться подкрепление по средствам социального одобрения социально ожидаемого поведения.

Способы выражения социального одобрения в социальных сетях - это количество «лайков» (знак «нравится»), количество комментарий/отзывов к опубликованной информации, количество репостов (перенос записи со стены одного профиля на стену другого профиля без изменений), количестве подписчиков/друзей профиля. Для стимулирования социального одобрения в социальных сетях используют следующие способы воздействия: активное обновление информации профайла; активные репосты/«лайки»/комментарии/подписки на других пользователей социальной сети; публикация востребованных материалов; самореклама, открытое обращение к пользователям социальной среды; участие в конкурсах и акциях социальной сети; повышение социального статуса в объективной реальности; коммуникативное поведение и содержание публикаций в соответствии с социально приемлемым поведением целевой аудитории; формирование востребованного имиджа; ложь.

Мы выдвинули гипотезу о том, что коммуникативная активность подростков в социальных сетях обусловлена поискам социального одобрения, выражающегося в элементах социального одобрения. А также гипотезу о том, что подростки демонстрируют социально ожидаемое поведение с целью получения социального одобрения в социальных сетях.

Определив для себя спектр изучаемых задач, мы сформировали выборку исследования: подростки 14-17 лет русскоговорящие, активно использующие социальные сети (не менее трех) (111 человек). Исследование осуществлялось в социальных сетях Faсebook [https://ru-ru.faсebook.com], Twitter

[https://twitter.com], ask.fm [http:// ask.fm], Спрашивай.ру [http://sprashivai.ru] в 2013-2015 г.г.

Исследование проводилось посредством следующих методов и методик: шкала субъективной значимости социального одобрения в социальных сетях, метод контент-анализа[3]; методы количественной и качественной обработки данных (критерий ранговой корреляции r-Спирмена).

Результаты использования различных способов социального одобрения подростками в социальных сетях представлено в таблице 1.

Таблица 1

Показатели способов выражения социального одобрения подростков в социальных сетях

Показатель Среднее Общее чис-

число ло

число записей аккаунта подростка 44 4860

количество виртуальных друзей 445 49399

количество подписчиков аккаунтов 2716 3015009

число групп по интересам 122 13579

число лайков аккаунта подростка 34605 3841264

число репостов другими пользователями 15 1722

число личных репостов 295 32783

количество комментарий аккаунта 1676 186048

количество личных фото-видео материалов 13 1551

число прямых обращений и открытой само- 5 576

рекламы

- Социальное одобрение в социальных сетях, выражающееся в лайках, репостах, комментариях и подписках, не зависит от количества записей аккаун-та.

- Наибольшее число элементов социального одобрения у аккаунтов, содержащих прямые обращения.

W

- Аккаунты с большим числом подписчиков, лайков, репостов и комментарий привлекают к себе больше людей.

Результаты эмпирического исследование субъективной значимости социального одобрения в социальных сетях представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты метода «шкала субъективной оценки значимости социального одобрения в социальных сетях»

Социально-одобряемое поведение Стремление к социальному одобрению Субъективная ценность социального одобрения в социальных сетях

Max 65 92 89

Mid 36 18 16

Min 10 1 6

- Социально-одобряемое поведение является ведущим типом поведения подростков в социальных сетях (58%).

- Стремление к социальному одобрению является ведущим мотивом коммуникативной активности подростков в социальных сетях. Большая часть испытуемых (83%), проявляя активность в социальной сети, надеется получить социальное одобрение своим действиям.

- Социальное одобрение в социальных сетях имеет высокую субъективную ценность для 81% подростков, для 16% подростков социальное одобрение в социальных сетях субъективно значимо. Таким образом, для 97% подростков социальное одобрение в социальных сетях имеет субъективную ценность и определяет их коммуникативное поведение в социальных сетях.

- Коммуникативное поведение подростков в социальных сетях определяется ожиданием социального одобрения от пользователей сети и, в большинст-

ве случаев, является социально-одобряемым. Между показателями «социально-одобряемое поведение» и «стремление к социальному одобрению» установлена статистически значимая корреляция (rs= 0,732).

- Подростки стремятся к проявлению социально-одобряемого поведения, так как оно является источником получения элементов социального одобрения, которые подростки понимают как позитивное к ним отношение и принятие их в группу.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Педагогика-Пресс. -1999. - с. 536.

2. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / М.: Смысл. - 2001. - с. 572.

3. Стернин И.А.. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionaleSprachbetrachtung. Halle, 1989, S.279-282.

4. ФОМ Интернет - http://runet.fom. ru (дата обращения: 10.09.15)

5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды /М.: Педагогика. -1989. - с. 560.

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.