Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе образования'

Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулина А. Л.

Данная статья освещает вопрос о необходимости формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе образования посредством активизации личности в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе образования»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Акулина А.Л.*

Институт государства и права Тюменского государственного университета,

г. Тюмень

Данная статья освещает вопрос о необходимости формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе образования посредством активизации личности в процессе обучения.

В настоящее время со стороны общества всё больше внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения. Современные жизненные условия вносят свои коррективы и в учебно-воспитательный процесс, который предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Неоспоримым фактом остаётся то, что значимое место в достижении наилучших результатов принадлежит разнообразным, нестандартным, креативным, нетрадиционным формам и методам обучения. Учебно-воспитательный процесс начинается с момента рождения ребёнка. Родившись, малыш попадает в среду, которая не может рассматриваться без коммуникативной деятельности, т.е. общения. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов ме^ду людьми (межличностное) и группами людей (межгрупповое). Такого рода общение включает в себя как минимум три различных процесса:

- коммуникацию или обмен информацией

- интеракцию или обмен действиями

- социальную перцепцию или восприятие и понимание партнера [1, 2].

Независимо от пола, возраста, образования, социального положения,

территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно занимаемся коммуникативной деятельностью [8]. Коммуникативная направленность учебного процесса, согласно требованиям государственного стандарта в образовании в Российской Федерации является приоритетной. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную адаптацию в современном обществе.

Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как спе-

* Ассистент кафедры Иностранных языков.

цифическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества, демонстрируют интеллектуальные способности. В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности [3].

Следует отметить, что одним из главных факторов, обеспечивающим эффективный и успешный процесс обучения, является интерес ребят к этому. Соответственно, мы говорим о заинтересованности детей узнавать нечто новое, ещё неизведанное, одним словом, мотивации. В основе мотивации находится потребность. Коммуникативная мотивация - такой ее вид, который обеспечивает инициативное участие человека в общении. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов:

1. потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному;

2. потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность «внести свою лепту» в данную речевую ситуацию. Это ситуативная мотивация, уровень которой определяется тем, как мы обучаем - как создаем речевые ситуации, какой используем материал, приемы, формы работы. Потребность в знаниях, потребность высказаться стимулирует личную активность в процессе обучения, что является мотивационным фактором. Необходимо создать такие условия, в которых появляется желание узнать что-то новое и поде -литься этими знаниями с другими в процессе коммуникации.

Начальный этап обучения является самым главным, так как именно в начале закладываются универсальные коммуникативные умения. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения - это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Следовательно, мы можем считать, что коммуникативные умения это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие связано с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик. К универсальным коммуникативным умениям, которые и будут помогать в достижении конечных целей можно отнести:

- умение слушать собеседника,

- умение реагировать на его вопросы,

- умение начинать, поддерживать и завершать разговор,

- умение выражать свою точку зрения,

- умение извлекать нужную информацию при чтении и слушании,

- умение использовать полученную информацию в собственных высказываниях,

- умение общаться в письменной форме [6].

Все перечисленные умения формируются исходя из речевых потребностей и возможностей детей. В этой связи мы можем говорить о формировании коммуникативной компетенции.

Необходимо учитывать тот факт, что для формирования коммуникативной компетенции все ситуации, предлагаемые учащимся, должны быть личностно-ориентированные и коммуникативно-направленные. Личност-но-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основным принципом этого направления является то, что в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Для этого учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащийся был заинтересован в тематическом общении с другими учениками и учителем. Важно организовать работу учащихся, таким образом, чтобы постепенно формировать у них потребность в совершенствовании своих знаний не только на уроке [2].

Дети начинают познавать процесс общения, коммуникации друг с другом ещё в детском саду, и делают они это неосознанно, посредством игр. Игровой процесс является основным при обучении детей на начальном этапе обучения. Дети способны запоминать материал в большом количестве. Психологические особенности детей младшего школьного возраста таковы, что у ребенка прекрасно развита долговременная память. Все что ребенок учит - надолго запоминается. При этом следует использовать преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка, и ему очень важно это знать. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для получения новых знаний, она помогает усвоению материала в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. Игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания его. Коммуникативные игры позволяют активизировать изучаемый материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения. Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого ребенка. Если ребёнок какое-то время, казалось бы, молчит, то возможно в этот момент он попросту обдумывает свои

доводы, осмысливает чужие ответы. Оценивая коммуникативные умения и знания детей, вы оцениваете, прежде всего, их успехи, а не недоработки. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности, деятельностная задача - моделирует способ совместной деятельности речевых партнеров. Благодаря ситуативным, ролевым играм дети впоследствии применяют полученные знания в реальной жизни, развивают свои личностные качества в процессе общения. А постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации, и есть компетенции [4, 5]. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем овладение всеми видами речевой деятельности, способность учащихся адекватно воспринимать действительность и решать коммуникативные задачи в разных ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и основополагающей, поскольку именно на её базе строятся все другие виды компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

Обучать коммуникации младших школьников - задача нелегкая и ответственная. Любовь к изучаемому предмету находится в непосредственной связи с ощущением психологического комфорта, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке. Поэтому учитель, работающий в начальной школе, нуждается в постоянной методической поддержке, которая должна быть представлена в виде системы документов, регулирующих процесс образования.

При формировании коммуникативной компетенции у детей, необходимо воспользоваться преимуществами детской памяти. Желая получить квалифицированного специалиста, мастера своего дела, интеллектуальную личность, способную оценивать происходящие в мире события и соответственно реагировать на них, мы должны позаботиться о том, чтобы формирование коммуникативной компетенции начиналось на раннем этапе развития человека.

Список литературы:

1. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение. Вопросы теории и практики. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997.

2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. -М.; Воронеж, 1997.

3. Бодалев A.A. Личность и общение. - М., 1983.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. -М.: Академия, 2001. - 187 с.

6. Печенева Т. А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку // Педагогика. - 2003. - № 4.

7. ПитюковВ.Ю. Основы педагогической технологии. - М.: Тандем, 1997.

8. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки. - М.: ИНИОН РАН, 2003.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© Беликова А.П.*

Московский государственный областной университет, г. Москва

В условиях реформирования высшей школы ведутся поиски улучшения и рационализации учебного процесса с ориентацией на развитие профессионально-направленной познавательной активности будущего специалиста. Делается решительный шаг в сторону повышения личностно-значимой мотивации учения, усиления самостоятельности обучающихся, актуализации процессов их самосовершенствования в вузовском образовательном процессе.

Современный образовательный процесс требует приведения в движение скрытых пружин личности обучающихся движущих его познавательную активность по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков, а также по формированию и развитию востребованных современной жизнью личностных и профессиональных качеств. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается новое содержание, иные подходы, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание вузовского образования обогащается новыми процессуальными умениями, методами развития способностей, средствами оперирования информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию образовательных программ, на развитие профессионально-направленной познавательной активности студента.

Многолетний опыт показывает, что традиционный субъект-объектный подход к обучению, современных образовательных задач не решит. Решение их возможно лишь при условии субъектной позиции студента, лично-стно-мотивированной включенности в образовательный процесс. Этому всемерно способствует организация и самоорганизация учебно-образовательного процесса в вузе на основе личностно-деятельностного подхода,

* Профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.