Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции: междисциплинарный контекст'

Формирование коммуникативной компетенции: междисциплинарный контекст Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
226
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБМЕН / СМИ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INFORMATION EXCHANGE / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лебедева Наталья Алексеевна

Данная статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции; рассматривается трактовка определения содержания и структуры коммуникативной компетенции. Дана краткая характеристика понятия «коммуникативная компетенция». В статье показана необходимость формирования и совершенствования коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих. Рассматриваются разные виды средств массовой коммуникации и то, каким образом коммуникативная компетенция с ними связана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the problem of communicative competence formation, discusses the way of defining the content and structure of communicative competence. There is a brief description of the concept «communicative competence». The article shows the necessity of communicative competence formation taken together with its component. There was also discussed different types of media and the way communicative competence is connected with them.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции: междисциплинарный контекст»

РАЗДЕЛ 6. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ

ЯЗЫКОВ

УДК 371.315

Лебедева Наталья Алексеевна

аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44

преподаватель иностранного языка кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, лейтенант внутренней службы

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИНРоссии, Пермь, Россия 614012, Пермь, Карпинского, 125, +7 (342) 228-65-04 e-mail: tereh1986@inbox.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНТЕКСТ

Natalya A. Lebedeva

Postgraduate of the Department for Foreign Language Education

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia

Teacher of English Language at the Chair of Humanitarian, Social and Economic Disciplines, Lieutenant

Federal State Educational Institution Perm Institute of the Federal Penal Service

125, Karpinskiy, 614012, Perm, Russia e-mail: tereh1986@inbox.ru

FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE: INTERDISCIPLINARY CONTEXT

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции; рассматривается трактовка определения содержания и структуры коммуникативной компетенции. Дана краткая характеристика понятия «коммуникативная компетенция». В статье показана необходимость формирования и совершенствования коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих. Рассматриваются разные виды

© Лебедева Н.А., 2017

средств массовой коммуникации и то, каким образом коммуникативная компетенция с ними связана.

Ключевые слова: коммуникация, общение, компетенция, информация, обмен, СМИ.

Abstract. This article focuses on the problem of communicative competence formation, discusses the way of defining the content and structure of communicative competence. There is a brief description of the concept «communicative competence». The article shows the necessity of communicative competence formation taken together with its component. There was also discussed different types of media and the way communicative competence is connected with them.

Key words: communication, communicative competence, information exchange, media.

Коммуникация есть неотъемлемая часть жизни каждого человека. Другими словами, процесс коммуникации - это общение, а без общения человек не сможет усвоить речь, правила поведения, не сможет стать личностью.

Так, в жизни большинства людей коммуникации занимают важную роль, а умения говорения, письма, чтения и восприятия являются, на наш взгляд, важнейшими способностями, которые позволяют нам вести некую деятельность совместно с другими людьми, а также они позволяют нам не только накапливать и обогащать свои знания, но и делиться ими с другими людьми.

Коммуникацией многие ученые называют сложный многогранный процесс, в который включены не только мысли и язык человека, но и каждый последующий шаг, помогающий сделать мысль одного индивида понятной другому. Соответственно, при этом очень важно не допустить неточность, ведь сама мысль может потерять смысл и становится непонятной слушающему. Отсюда следует, что для успешной коммуникации крайне необходимы так называемые эффективные коммуникации, для достижения которых нужно обладать хорошо развитым устным и письменным общением. В данном контексте хотелось бы отметить, что процесс коммуникации осуществляется посредством передачи идей, мыслей, чувств, восприятий и ощущений одного лица, передающего информацию другому. При «эффективной коммуникации» необходимо развитие навыков и умений от каждой из сторон - передающей и принимающей информацию.

Коммуникация невозможна без той или иной информации, которая является важнейшим ресурсом всех сфер жизнедеятельности человека. При этом она должна быть не только современной и актуальной, но и качественной, потому как от этого зависят достоверность и уровень принятой информации.

Коммуникация - явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов. И это вызывает необходимость создания

теории, интегрирующей и обобщающей достигнутые результаты в данной области. Поэтому теория коммуникации стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в России сравнительно недавно. Несомненно, что коммуникация как необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека всегда привлекала к себе внимание исследователей, что особенно заметно во второй половине ХХ в. Это было вызвано в первую очередь бурным развитием кибернетики, математической теории коммуникации и современных электронных систем связи, с появлением работ американских ученых Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, а также наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и др. Термины «коммуникация», «информационный обмен», «информация» получили широкое распространение в самых разных науках.

Сам термин «коммуникация» широко применяется не только в нашей повседневной жизни, но и среди специалистов. Так, например, существуют транспортные коммуникации, которые обеспечивают грузовые и пассажирские перевозки разными видами транспорта из одной точки в другую. Также существуют инженерные коммуникации, образующие многогранную и сложную подземную городскую и районную инфраструктуру, предоставляющие жильцам домов воду, тепло, электричество, канализацию и другие блага цивилизации. Здесь же необходимо вспомнить и о таком виде коммуникации, как информационная, благодаря которой мы обеспечены радио-, телефонной и другой связью.

Рассматривая феномен коммуникации, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день существует множество точек зрения, аспектов, попыток общетеоретического и специального подходов к его исследованию и пониманию. Так, к началу 1960-х гг. только в зарубежной философской и социологической литературе насчитывалось около сотни определений коммуникации. В настоящее время их на порядок больше.

Многоаспектность и многозначность данного понятия объясняет и наличие различных подходов к определению предмета теории коммуникации, структуры учебных пособий и учебников.

Рассмотрим основные значения понятия «коммуникация»: универсальное (широкое): коммуникация - это способ связи любых объектов материального и духовного мира; техническое (пространственная коммуникация): коммуникация - путь сообщения, связь одного места с другим, средство передачи информации, материальных и идеальных объектов из одного места в другое (например, транспортная коммуникация, трубопровод, подземные коммуникации, телефонные линии и др.); биологическое: используемое в основном в разделе этологии, при исследовании сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых (например, «танец пчел»); социальное: используемое для обозначения и характеристики многообразных социальных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе [1].

Теория коммуникации чаще всего обращается именно к значению социальной коммуникации как специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем. Поскольку теория коммуникации складывалась как междисциплинарная, комплексная область современного научного знания, органически сочетающая в себе результаты исследований целого ряда наук, а также различные уровни освоения коммуникативной реальности, то необходимо показать, под каким углом зрения различные науки рассматривают коммуникацию. Среди них выделим основные: философию, социологию, лингвистику, психологию.

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности.

Социология, изучая проблемы функционирования и развития общества, взаимодействие различных социальных субъектов, уделяет большое внимание проблемам коммуникации.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации -возникновением и развитием языка и речи (устной, письменной, диалогической, монологической) как важнейших средств человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.

Культурология, этнография, паралингвистика, политология также обращаются в своих исследованиях к проблеме социальной коммуникации, но исследовательское поле коммуникации распространяется и на природный мир. В рамках биологии с конца XIX в. стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами, - этология. Сегодня в научном сообществе широко используются такие понятия, как «биокоммуникация» и «зоокоммуникация». За исследования в этой области во второй половине XX в. были удостоены Нобелевской премии К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш.

Весомый вклад в изучение коммуникации внесли технические науки. Эволюция коммуникативных возможностей человека связана с техническим прогрессом. Развитие средств коммуникации - от книгопечатания до современной компьютерной связи - полностью изменило характер социальной коммуникации, сделав возможной передачу информации в режиме реального времени на неограниченные расстояния [2].

Средства массовой коммуникации (далее - СМИ) - это радио, телевидение, пресса, книжные издательства, новостные агентства, а также Интернет. Они собирают, обрабатывают и распространяют информацию. Вся информация предназначена для широкой аудитории, и характерной чертой ее является быстрота и регулярность потребления. В современном мире происходит стремительное увеличение интереса к СМИ. Средства массовой коммуникации - это своего рода технические комплексы, которые предоставляют адресату возможность восприятия словесной, образной,

музыкальной информации. Они представляют собой мощную силу воздействия на сознание людей и достаточно оперативно распространяют информацию в обществе, а также наиболее продуктивно влияют на сознание и эмоции реципиента. В данном контексте крайне важную роль играют всевозможные электронные СМИ, роль которых ежедневно возрастает по мере расширения технических возможностей человечества. Современные информационные технологии считаются непревзойденным источником влияния на эмоции и сознание индивидуума.

У каждого вида СМИ имеется свой «знак», например, радио использует устную речь и музыку, телевидение - движущиеся образы, изображения и музыку, а пресса - письменные и визуальные формы общения.

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Оно составляет примерно одну четвертую часть его жизнедеятельности. Наиболее превалирующими сегодня являются телевидение и Интернет.

В 70-80 гг. прошлого века появление телевизора в доме считалось показателем уровня благосостояния, телевизор был предметом роскоши. Сегодня почти нет ни одной семьи, ни одного дома или квартиры, в которой не было бы этого вида средства телевещания. Оно считается наиболее массовым по тем причинам, что масштаб его распространения охватывает даже те слои и категории населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Важной отличительной чертой телевещания является признак так называемой экранности, которая характеризуется передачей информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Она обеспечивает восприятие реципиентом телевизионных образов и делает их доступными широкой аудитории. Хотелось бы отметить, что отличительной особенностью телевидения от радио считается вербальный, т.е. словесный и зрительный, характер вещания. Воспроизведение звука и персонификация положительно влияют на степень восприятия информации человеком, а симультанность, т.е. одновременное воспроизведение и события и его отображение, называют едва ли не самым уникальным свойством телевидения.

Справедливости ради хотелось бы заметить, что данному виду СМИ необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться из-за колоссального уровня конкуренции с другими видами. В частности, мы имеем в виду такой вид, как Интернет, число пользователей которого растет с геометрической прогрессией. Интернет считается самым новым средством массовой информации. Коммуникации через этот вид СМИ крайне популярны в современном обществе, ведь они позволяют получать информацию что называется «из первых рук». Одной из наиболее значимых функций Интернета является общение в онлайн-режиме. Он включает в себя не только вербальную, но и невербальную коммуникации и несомненно имеет свои особенности. В качестве примера такой особенности можно привести то, что у человека появляется возможность посредством общения в режиме реального времени

вести диалог с удаленным собеседником, независимо от его местоположения. Это считается принципиально новым видом взаимодействия, где обмен письменным сообщением заменяет вербальную коммуникацию. Однако считается, что это «медленный» вид общения. У всех участников данного вида коммуникации есть возможность обдумать и придать своим мыслям и словам необходимую форму.

Несмотря на громадный интерес современной молодежи и общества в целом к такому виду взаимодействия и обмена информацией, он не считается идеальным, ведь ничто не заменит человеческого общения и процесса коммуникации. Примерами «знаков» этого информационного комплекса можно назвать гиперссылки, письмо, музыку и звук, а также движущиеся образы.

Итак, мы выяснили, что коммуникация имеет огромное количество трактовок, а термином пользуются не только в языкознании, но и в таких науках, как культурология, лингвистика, психология, философия и др. Всестороннее изучение феномена коммуникации обусловливает необходимость его междисциплинарного исследования, привлечения инструментария и потенциала многих наук. Теория коммуникации как система современного научного знания является комплексной и относительно самостоятельной отраслью. Это означает, что она дает системное, комплексное знание о коммуникации в природе и обществе, обобщая и интегрируя сведения, добытые в других областях научного знания.

Список литературы

1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы. Действия. Серия: Практическая журналистика. - М.: РИП-холдинг, 2010. - 130 с.

2. Данилина Ю.А. Трансформация коммуникативных технологий на современном этапе развития информационного общества (на примере рекламы и «паблик рилейшнз»): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук. - М., 2009. - 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.