Научная статья на тему 'Формирование коммуникативно-речевых компетенций младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе'

Формирование коммуникативно-речевых компетенций младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2049
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османова М.К.

В работе автор рассматривает, как формировать у учащихся начальных классов коммуникативно-речевые компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативно-речевых компетенций младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе»

3. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. - М., Просвещение, 1980.

4. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1985.

5. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1984.

6. Закожурникова В.А. Работа над предложением и связной речью в начальной школе.

7. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1991.

8. Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся в начальной школе. -М.: Просвещение, 2005.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Османова М.К.1

Дагестанский институт развития образования, г. Махачкала

В работе автор рассматривает, как формировать у учащихся начальных классов коммуникативно-речевые компетенции.

Ключевые слова коммуникативная компетенция, языковая коммуникация.

Экономика стала очень динамичной. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно компетентной личности. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её фор-

1 Старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального образования.

мирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. И приобретения эти осуществляются на уроках русского языка и литературного чтения.

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.

Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникатив-ной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.

Одним из важнейших умений современной личности на мой взгляд являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслитель-ную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении - «учиться общению общаясь».

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Речевая компетенция формируется:

- через обучение содержанию предмета;

- через развитие прикладных исследовательских умений;

- через развитие социально-коммуникативных умений;

- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться комму-ницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1. «Рассказ от первого лица»:

- рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля;

- повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки.

2. «Комплимент»:

- сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали).

3. «Сказка в заданном ключе»:

- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку.

4. «Изменение сказочной развязки»:

- придумать другое окончание сказки, рассказа.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Творческие игры проводятся с целью воспитания и обучения учащихся. Творческая игра даёт детям возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра - «это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль - действие, и мысль - образ». И в этом её воспитывающая сила.

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН.

В результате можно сделать вывод: основные формы учебной коммуникации, формируемые на уроках литературного чтения - монологические и диалогические формы.

Список литературы:

1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. -376с.

2.Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: Н.П.О Модек, 1996. - 256 с.

3.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. - М.: Смысл, 1996. - 373 с.

4.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Издат. лен. гос. ун., 1985. - 162 с.

5. Мелибурда Е.Л. Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986. - 265 с.

6. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. - М.: Маждународная педагогическая академия, 1995. - 41 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.