Научная статья на тему 'Формирование ключевых компетентностей студентов на основе индивидуального и дифференцированного подходов'

Формирование ключевых компетентностей студентов на основе индивидуального и дифференцированного подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВАРИАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ / DIFFERENTIATED APPROACH / DIFFERENTIATED TRAINING / INDIVIDUALIZATION / COMPETENCE / VARIABILITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова Майя Егоровна

Актуальностью данной статьи являются вопросы дифференцированного подхода в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса к обучению и формирования ключевых компетентностей студентов на основе учета индивидуальных способностей и потребностей. Ведущим в исследовании является индивидуальный подход к учащимся в соответствии с уровнем их способностей и возможностей с целью определения их профессиональной ориентации, максимального развития каждой личности на всех этапах обучения. Материалы статьи представляют практическую ценность для формирования компетенций и повышению качества образования. Результаты исследования могут использоваться для методологического обоснования и в разработке индивидуальных учебных программ обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KEY COMPETENCES OF STUDENTS ON THE BASIS OF THE INDIVIDUAL AND DIFFERENTIATED APPROACHES

Relevance of this article are questions of the differentiated approach in a specification of the purposes, tasks, contents and ways of the organization of teaching and educational process to training and formations of key competences of students on the basis of accounting of individual abilities and requirements. The leader in this research is individual approach to students according to the level of their abilities and opportunities for the purpose of definition of their vocational guidance, the maximum development of each personality at all grade levels. Materials of article provides practical value for formation of competences and to improvement of quality of education. Results of a research can be used for methodological justification and in development of individual training programs of training.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых компетентностей студентов на основе индивидуального и дифференцированного подходов»

3. Губанова М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук / М. И. Губанова; Кемеровск. гос. ун-т. - Кемерово, 2004. с.; С. 77-78.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Наука, 1975 - 303 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. 328 с.

6. Савва Л.И., Акманова С.В., Недосекина М.А., Масленникова О.Е., Яковлева Л.А., Москвина А.А., Злыднева Т.П. Условия гуманитаризации высшего профессионального образования: монография / Под ред. Л.И. Савва. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2008. - 462 с. ISBN: 978-5-86781-561-5.

7. Савва Л.И., Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А. Педагогика в системно-образном изложении: уч. пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорский Дом печати, 2015. - 129 с.

8. Савва Л.И., Сайгушев, Веденеева О.А., Солдатченко А.Л., Рабина Е.И., Царан А.А., Веденеев И.А. Профессионально-личностное становление студента вуза: монография / Под ред Л..И. Савва. - Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. - 298 с.

9. Щуркова Н. Е. Новые характеристики современного воспитания // Педагог.№ 1. 1998. [URL документ]. http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/ pedagog_1/articl11.html. (дата обращения 22.01.2019).

10. Gnevek O.V., Savva L.I., Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Shepilova N.A.The role of the reflexive orientation of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers // Man in India. 2017. Vol. 97. № 21. P. 195-217.

Педагогика

УДК: 378

старший преподаватель Спиридонова Майя Егоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ

Аннотация. Актуальностью данной статьи являются вопросы дифференцированного подхода в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса к обучению и формирования ключевых компетентностей студентов на основе учета индивидуальных способностей и потребностей. Ведущим в исследовании является индивидуальный подход к учащимся в соответствии с уровнем их способностей и возможностей с целью определения их профессиональной ориентации, максимального развития каждой личности на всех этапах обучения. Материалы статьи представляют практическую ценность для формирования компетенций и повышению качества образования. Результаты исследования могут использоваться для методологического обоснования и в разработке индивидуальных учебных программ обучения.

Ключевые слова: дифференцированный подход, дифференцированное обучение, индивидуализация, компетентность, вариативность обучения, продуктивные технологии и методы.

Annotation. Relevance of this article are questions of the differentiated approach in a specification of the purposes, tasks, contents and ways of the organization of teaching and educational process to training and formations of key competences of students on the basis of accounting of individual abilities and requirements. The leader in this research is individual approach to students according to the level of their abilities and opportunities for the purpose of definition of their vocational guidance, the maximum development of each personality at all grade levels. Materials of article provides practical value for formation of competences and to improvement of quality of education. Results of a research can be used for methodological justification and in development of individual training programs of training.

Keywords: the differentiated approach, the differentiated training, individualization, competence, variability of training.

Введение. Цель статьи заключается в возможности дифференцированного подхода в конкретном образовательном учреждении и технологии осуществления индивидуального подхода к студентам в соответствии с уровнем их способностей и возможностей с целью определения их профессиональной ориентации, максимального развития каждой личности на всех этапах обучения. Формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагает постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей удовлетворения, развития творческих компетентностей, готовности к переобучению обучающихся и связано, прежде всего, с необходимостью разработки современного содержания, созданием условий для индивидуализации, дифференцированного, разноуровневого обучения.

Изложение основного материала статьи. При выявлении сущности дифференцированного подхода к обучению студентов целесообразно опираться на следующие трактовки ученых.

К.Г.Селевко определяет дифференциация обучения(дифференцированный подход в обучении) - это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах [5].

И.С. Якиманская различает дифференцированное обучение и дифференцированный подход в обучении. В первом случае она предлагает рассматривать социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для решения проблем отбора, формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения [8].

В условиях классно-урочной системы большая роль отводится идеи дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия,

вариативности обучения. Индивидуальные образовательные программы и индивидуальные учебные планы, основанные на индивидуализации дифференциации образования и учитывающие интересы и способности личности, могут стать условием формирования компетенций. Для выработки наиболее точного определения компетентности рассмотрим следующие трактовки ученых.

Под «компетентностью» В.Г. Веселова понимает совокупность интериоризированых (универсальных) способностей, освобожденных от какого-либо психологического и педагогического контекста, в котором они возникли. «Освоение индивидом каких-либо систем действий, способов применения знаний для эффективного и адекватного использования их вне зависимости от условий, свидетельствует о сформированности компетентности». Компетенция же определяется автором как область ответственного применения компетентности человека [1].

По определению В.В. Краевского «компетенция» является результатом и может рассматриваться как интегральная характеристика качества подготовки учащихся, их способность целевого, осмысленного применения комплекса знаний и способов деятельности [3].

По определению теоретика компетентностного подхода А.В. Хуторского, компетенция - это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации [6]. Компетентность - это способность к деятельности в определенной личностно-значимой ситуации. Определив, понятие компетенция, следует выяснить ее иерархию. Хуторской А.В. предлагает трёхуровневую иерархию компетенций: - ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; - общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей; Интерес ученых к формированию компетентности обусловлен быстрым устареванием информации, чем заканчивается цикл обучения в средней школе или высшем учебном заведении. Из этого следует, что овладение студентами комплексом знаний, умений и рядом компетенций, в частности коммуникативной компетентностью позволит им в любой момент найти и отобрать нужную информацию по интересующей его проблеме, осознанно и целенаправленно развивать свою активность, самостоятельность, творчество.

Формирование компетентностей студентов обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, создания условий для развития и самореализации студентов; но и адекватных методов и технологий обучения, которые обеспечивали усвоение продуктивных знаний, умений; развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Формирование иноязычной компетенции -одна из целей при обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку. В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации образования для Европы определил те основные ключевые компетенции, которые в результате образования должны освоить молодые специалисты. Соответственно и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Концепции модернизации российского образования. Одной из основных компетенций является коммуникативная компетентность, которая рассматривается как способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, выстраивать общение и взаимодействие с другими людьми. Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека.

Использование продуктивных методик и технологий обучения и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Нами исследованы возможности дифференцированного подхода в конкретном образовательном учреждении и технологии осуществления индивидуального подхода к студентам в соответствии с уровнем их способностей и возможностей с целью определения их профессиональной ориентации, максимального развития каждой личности на всех этапах обучения. Организация индивидуальной деятельности студентов апробировались в группах института физической культуры и спорта. Были разработаны индивидуальные учебные программы. Особенностью изучения иностранных языков студентами в области физической культуры и спорта является заучивание огромного количества профессиональной лексики, а именно терминов. Количество часов при этом предусматривается сравнительно небольшое. Необходимо учитывать тот факт, что при поступлении результаты ЕГЭ по английскому языку не требуются, вследствие этого уровень знания английского языка у студентов очень низкий. Соответственно, для того, чтобы студент освоил иностранный язык, необходимо прежде всего большое внимание уделить грамматическим правилам, а также фонетическому строю языка, изучению же лексического материала времени остается очень мало.

При овладении профессиональной лексикой совершенствуются навыки устной и письменной речи, расширяется кругозор студентов, развивается познавательная активность учащихся. Были использованы исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология "критического мышления", интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Под ключевыми компетенциями подразумеваются способности личности справляться с самыми различными задачами. С учетом данных позиций выделяют следующие группы ключевых компетенций: Ценностно-смысловые компетенции. Общекультурные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Информационные компетенции. Коммуникативные компетенции. Социально-трудовые компетенции. Компетенции личностного самосовершенствования. Одним из важнейших компонентов компетентностного подхода является использование информационно-коммуникационных технологий. Информационная технология (компьютерная технология) - это процесс подготовки и передачи информации студенту. В настоящее время в рамках учебного процесса применяются следующие методы обучения с использованием ИКТ: Метод проектов; Метод информационного ресурса; Дидактические игры. Метод проектов позволяет вовлечь каждого студента в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве, работая парами или группами. Применение ИКТ при этом методе оказывается намного эффективнее, чем объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы. Студенты, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все студенты оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Методами сравнительного анализа статистических данных, характеризующих функционирование образования, анкетного опроса, тестирования,

сочинения, оценок, наблюдения и эмпирического обследования были охвачены студенты первого и второго курсов.

Результаты. Для контроля качества знаний иноязычной профессиональной лексики, осваиваемой самостоятельно, были проведены тесты в конце каждого семестра, которые выявили следующие результаты: I этап (I семестр) - 26,3% качества знаний; по результатам анкетирования, проведенному среди студентов, было определено, что на начальном этапе освоения специальной лексики происходит формирование таких профессионально-важных качеств как ответственность, решительность, настойчивость, терпимость, работоспособность. По итогам тестирования и анкетирования в конце II этапа (II семестр) получены следующие результаты: качество знаний - 34,8%, формирование профессионально-важных качеств — самостоятельность, внимательность, самоконтроль, коллективизм, общительность. Итог III этапа (III семестр) — качество знаний — 46,7% формирование профессионально-важных качеств — уверенность в себе, оптимизм, добросовестность, вежливость, требовательность к себе. Заключительный IV этап, который включает в себя IV семестр выявил следующие результаты: качество знаний — 62,5%, формирование профессионально- важных качеств — целеустремленность, инициатива, наблюдательность, предусмотрительность, эмоциональная устойчивость, демократичность.

Мы используем системный подход к изучению иностранного языка, который имеет по своей сути поэтапную и постоянную отработку специальных терминов, постепенный переход студентов на изучение терминологических словосочетаний, текстов по специальности, а затем, превосходно выучив и отработав в различных ситуациях лексический и грамматический минимум, выступлений студентов на занятиях с докладами на иностранном языке по теме научных исследований.

С целью формирования и совершенствования всех компонентов профессионального становления будущих учителей физической культуры и тренеров в процессе изучения иностранного языка, разработано учебно-методическое пособие «For reading» на английском языке для студентов института физической культуры и спорта. Все пособие снабжено глоссарием, который содержит терминологическую лексику.

Каждый текст пособия снабжен глоссарием, студенты сначала знакомятся с терминами, преподаватель помогает им осознать и запомнить порядок формирования и перевода терминологических словосочетаний, которые студенты определяют затем в тексте с последующим его переводом. Т.о. студенты имеют возможность не только научиться правильно определять в тексте специальную лексику, использовать ее в устной, а затем и письменной речи, но и углубить свои знания по профилирующим предметам.

У студентов присутствует положительный настрой на изучение и совершенствовании знаний по гуманитарным предметам, что проявляется в желании дополнительных занятий по иностранному языку. В каждом виде самостоятельной работы четко формулируется познавательная (теоретическая и практическая) задача. Она, с одной стороны, выступает в познавательной деятельности студента основанием для регуляции собственными познавательными или практическими действиями в соответствии с осознанной целью предстоящего выполнения самостоятельной работы, с другой - позволяет преподавателю вовремя обнаружить непреодолимое для студента препятствие, и тем самым целенаправленно управлять индивидуальным познанием обучающегося при достижении цели деятельности. Преподаватель, зная уровень подготовки каждого студента, определяет по степени сложности конкретное задание для каждого, систематически контролируя его. Для дифференцированного обучения мы использовали элементы программированного обучения. Это были программированные операционные карты по грамматике и терминологической лексике, а также программа по обучению переводу с использованием словаря. Студенты работали самостоятельно в дифференцированном диапазоне. Такой вид работы позволил развить ряд навыков в более короткие сроки, чем при традиционной методике.

В целом же самостоятельная работа с предварительным обучением приемам работ имела несколько положительных моментов: позволила индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, предоставила определенную свободу творчества, дисциплинировала и способствовала повышению заинтересованности и сознательности в овладении языком. Основной задачей преподавателя на интерактивных формах преподавания является направление деятельности студентов на достижение целей занятия. Если пассивные методы представляют собой, по сути, авторитарный стиль взаимодействия, то активные, в том числе интерактивные, предполагают демократический стиль, основанный на равноправных отношениях между его участниками (обучающим и обучающимися). В ходе таких занятий преподаватель должен уметь учитывать мнение и уровень индивидуального развития каждого студента, избегать критики, создавая атмосферу доброжелательности и заинтересованности.

В этом случае каждый студент сможет высказать свое мнение, не опасаясь критики. Кроме того, он приобретет необходимый опыт общения, то есть начнет развивать свои коммуникативные умения, заключающиеся в умении воспринимать чужую точку зрения, умении участвовать в дискуссии и вырабатывать совместное решение. Многолетняя практика преподавания позволяет сделать вывод, что не все интерактивные методы в одинаковой степени могут быть применимы при обучении дисциплин разного профиля. Кроме того, необходимо учитывать дефицит времени, отведенного на преподавание ряда предметов. Вместе с тем внесение определенных корректив в стандартные методики интерактивных методов обучения, позволит использовать их в практике преподавания большинства дисциплин, что будет способствовать формированию ключевых компетенций у будущих специалистов, оптимизируя их социализацию и профессиональную адаптацию. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося, объединенные в дифференцированные подгруппы студентов с одинаковым уровнем знаний.

Проблеме внедрения индивидуально-дифференцированного подхода обучения посвящены работы Н.М.Жуковой [2], Е.И.Николаева [4], М.В.Шнейдерман [7] и др. Н.М.Жукова разрабатывает критерии повышения эффективности индивидуализации и дифференциации обучения в вузах. Е.И.Николаев выявляет рациональные педагогические условия для эффективной организации индивидуально-дифференцированного подхода обучения иностранному языку, предлагает педагогическую технологию реализации системы индивидуально-дифференцированного подхода обучения, обеспечивающую рост успеваемости и самостоятельности обучающихся при овладении иностранным языком. М.В.Шнейдерман определяет критерии системной дифференциации знаний, как средства индивидуализации обучения учащихся, особенности образования обучающихся в условиях дифференциации.

Пути реализации коммуникативной компетенции студентов состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

Выводы. В результате исследования сделаны выводы о том, что тема организация индивидуальной деятельности учащихся способствует повышению степени обученности, степени сформированности умственных действий, повышению общего уровня саморегуляции учащихся. Большая роль отводится идеи дифференцированного подхода, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения. Индивидуальные образовательные программы и индивидуальные учебные планы, основанные на индивидуализации, дифференциации обучения и учитывающие интересы и способности личности, способствуют формированию компетенций и повышению качества образования.

Литература:

1. Веселова В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкурентности. Автореферат диссерт. Канд. псих,наук. - М, 1983. - с. 16.

2. Жукова Н.М. Индивидуализация и дифференциация обучения студентов в вузе. Дисс... .канд.пед.наук. - М., 2006 г.

3. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика [текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - с. 352.

4. Николаев Е.И. Дифференциация как педагогическая технология повышения интереса к знаниям: На примере обучения иностранному языку в неязыковом вузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск, 2005. - 15 с.

5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий , 2005. -с.288.

6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М.: Педагогика, 2003. №5.

7. Шнейдерман М.В. Системная дифференциация знаний как средство индивидуализации обучения учащихся. Дисс.канд.пед.наук, - М., 2003 г.

8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000.

Педагогика

УДК:377;37.01

аспирант Степанян Гаянэ Генриховна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И МЕДИЙНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА В СПО

Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий «информационная культура»,«медиакультура» и «медийная среда», обращается внимание на необходимость формирования медиакультуры у учащихся школ и колледжей посредством организации системы медиаобразования. Предлагается обсуждение и раскрытие одного из педагогических условий формирования медиакультуры -создание в учреждениях среднего профессионального образования образовательного пространства, ориентирующего студента на достижение личностного результата.

Ключевые слова: информационная культура, медийная культура, медиа-проект, медийная среда, медиабезопасность ,учащиеся, среднее профессиональное образование, учебные заведения.

An^tatton. The article considers the relation between the ideas of information culture and media culture, media safety, media environment it draws attention to the need of media culture formation among the students of schools, colleges and universities by means of media culture education system creation. The article offers to discuss and identify one of the pedagogical conditions of their forming - providing the secondary professional education colleges with educational environment which encourages students for personal achievements.

Keywords: information culture, media culture, media safety, media project, educational institution, college students, secondary professional education.

Введение. В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Средства массовой коммуникации создают вокруг каждого из нас особое информационное поле, под воздействием которого формируются социальные, моральные, художественные, интеллектуальные ценности и интересы. Современный человек настолько привык к огромному количеству информации, объем которой постоянно увеличивается, что не представляет себе жизни без медиа. Медиаинформация способна одновременно воздействовать и на слух, и на зрение, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Поэтому для современного человека очевидна необходимость в следующих компетенциях: восприятие информации, понимание значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентное и свободное обращение с информационными потоками, ориентировка в них. Помимо цифровой грамотности новому обществу необходимы компетенции в информационно-медийной грамотности: способность к работе в непрерывно изменяющемся мире; уметь учиться на протяжении всей жизни; научиться производить знание, а не быть лишь его потребителями.

Современный период развития цивилизации характеризуется переходом от общества индустриального к обществу информационному. Новый тип общества базируются на информации и знаниях, внедрении информационных технологий, что нашло отражение в соответствующих официальных документах [1]. Одновременно с процессом трансформации социума происходит зарождение и развитие новой формы культуры - информационной.

Эта относительно новая реальность, однако само понятие «информационная культура», введенная в научный оборот, достаточно хорошо изучена философами, культурологами, социологами [2-5; 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.