Научная статья на тему 'Формирование кадрового резерва как одна из технологий кадровой работы в муниципальной службе (на примере муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия)'

Формирование кадрового резерва как одна из технологий кадровой работы в муниципальной службе (на примере муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕЗЕРВ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмидт В.В., Романова Т.В.

Формирование качественного, высокопрофессионального корпуса муниципальных служащих одна из самых простых в теории и сложных на практике задач. Здесь поднимаются такие вопросы, как совершенствование системы отбора кадров на муниципальную службу, разработка научных критериев их оценки, профессионального развития персонала муниципальной службы и т.п. Основным принципом отбора и подбора кадров на муниципальную службу, их продвижения по вышестоящей должности становится принцип профессионализма и компетентности. Органы местного самоуправления должны быть заинтересованы, чтобы служащие работали лучше, видели служебную перспективу. Служебная перспектива реализуется через стабильность служебных отношений, через повышение уровня квалификации, через продвижение по службе. В практическом плане проведенное исследование и использование полученных результатов может повлиять на более качественное формирование резерва кадров в органах местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование кадрового резерва как одна из технологий кадровой работы в муниципальной службе (на примере муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия)»

включает оценку профессиональных знаний и навыков государственного гражданского служащего квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы.

К сожалению, госслужащие не уделяют должного внимания изучению вопросов прохождения государственной гражданской службы, т.к. это непосредственно не относится к их профессиональной деятельности. Однако нельзя забывать, что государственная гражданская служба - это особый вид трудовой деятельности, предусматривающий наличие ограничений, запретов и требований для лиц, которые эту службу проходят. Специфику такой деятельности необходимо учитывать.

Незнание или недостаточное понимание обязанностей, ограничений, запретов, требований, установленных для государственных гражданских служащих, может повлечь увольнение в связи с утратой доверия, что приведет к нежелательным негативным последствиям для имиджа и авторитета государственных органов как в глазах граждан, так и страны в целом.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании».

4. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Президентом РФ 15.08.2001 № Пр-1496).

5. Демин А.А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для магистров. - 8-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2013.

6. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosmintrud.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА КАК ОДНА ИЗ ТЕХНОЛОГИЙ КАДРОВОЙ РАБОТЫ

В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

© Шмидт В.В.*, Романова Т.В.*

Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия), г. Якутск

Формирование качественного, высокопрофессионального корпуса муниципальных служащих - одна из самых простых в теории и сложных на

* Управляющий делами Администрации МР «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия).

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления.

практике задач. Здесь поднимаются такие вопросы, как совершенствование системы отбора кадров на муниципальную службу, разработка научных критериев их оценки, профессионального развития персонала муниципальной службы и т.п. Основным принципом отбора и подбора кадров на муниципальную службу, их продвижения по вышестоящей должности становится принцип профессионализма и компетентности.

Органы местного самоуправления должны быть заинтересованы, чтобы служащие работали лучше, видели служебную перспективу. Служебная перспектива реализуется через стабильность служебных отношений, через повышение уровня квалификации, через продвижение по службе.

В практическом плане проведенное исследование и использование полученных результатов может повлиять на более качественное формирование резерва кадров в органах местного самоуправления.

Ключевые слова: кадровый резерв, муниципальная служба, муниципальный служащий, кадровый потенциал, резерв руководящих кадров.

Кадровый резерв - группы работников, потенциально способных к руководящей деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. Процесс создания резерва руководителей проходит три стадии: поиск и оценка кандидатов, определения сроков, методов и форм их обучения, непосредственная подготовка [9].

Под резервом также понимают специально отобранных перспективных работников, обладающих необходимыми для замещения руководящих должностей профессиональными и нравственно-психологическими качествами, успешно проявивших себя в сфере профессиональной деятельности, выявление которых является результатом специфической системы работы.

Целью кадрового резерва является оперативное замещение ключевых должностей организации наиболее квалифицированным персоналом взамен выбывающих по естественным причинам или несоответствующих по деловым или моральным качествам.

Применение кадровых технологий в любой организации, и тем более -на муниципальной службе, должно опираться на нормативную правовую основу, то есть - быть легитимными. Федеральный Закон от 02.03.2007 № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3] раскрывает содержание кадровой работы в муниципальном образовании. В этом Законе также обозначены приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы.

Помимо этого урегулирован вопрос о формировании резерва муниципальной службы (ст. 33), здесь же установлено, что в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Закон Республики Саха (Якутия)от 11 июля 2007 года 480-З

№ 975-Ш «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» [5] устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы муниципальной службы.

Неотъемлемой частью механизма реализации кадровой политики и одной из важнейших кадровых технологий управления персоналом является формирование кадрового резерва.

Создание кадрового резерва для выдвижения на руководящие муниципальные должности - многоплановая работа, включающая:

- отбор наиболее достойных работников и включение их в состав резерва;

- ежегодную оценку состава резерва, его пересмотр и пополнение;

- изучение деловых и личностных качеств работников, включенных в резерв, организацию их подготовки и повышения квалификации;

- выдвижение кандидатов из резерва на руководящие должности.

Несмотря на законодательную и объективную необходимость работы с

кадровым резервом на сегодняшний день в федеральном законодательстве отсутствуют единые подходы к регламентированию процесса формирования резерва кадров на муниципальном уровне. Данные процессы отданы на откуп региональному и местному законодательству.

Муниципальное образование «Нерюнгринский район» расположено на юге Республики Саха (Якутия) в отрогах Станового хребта. Его площадь равна 98,8 тыс. кв.м, что можно сравнить со средней европейской страной. В состав территории входят город Нерюнгри, 5 поселков: Чульман, Серебряный Бор, Беркакит, Хани, Золотинка; 1 село - Иенгра.

Нерюнгринский район занимает исключительно выгодное географическое положение, располагаясь близко к Транссибирской магистрали и портам Охотского моря. По территории района проходят федеральная автомобильная дорога «Лена», протяженностью 1232 км, а также строящаяся в настоящее время железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск.

Основу экономики Нерюнгринского района составляют отрасли промышленности, специализирующиеся на добыче угля, золота, выработке электроэнергии. Общие балансовые запасы Южно-Якутского угольного бассейна оцениваются в 57,5 млрд. тонн с преобладанием углей коксующихся и энергетических марок, пригодных для металлургии и энергетики.

Кроме того, территория Нерюнгринского района богата полезными запасами. Разведаны и оценены запасы железной руды, апатита, мрамора, горного хрусталя.

Экономически активное население Нерюнгринского района более 44 тысячи человек. Подавляющее большинство жителей занято в промышленной сфере. Хорошо развито малое предпринимательство. Малый бизнес в Не-рюнгринском районе представлен строительной, перерабатывающей, автомобильной отраслями, торговлей и бытовыми услугами.

Больше внимание уделяется в Нерюнгринском районе культурно-нравственному аспекту. В городе Нерюнгри расположен республиканский Театр актера и куклы, Центр культуры и духовности им. А.С. Пушкина, СОК «Шахтер» с уникальным, не имеющим аналогов в Дальневосточном регионе крытым футбольным стадионом на 3000 посадочных мест. Действует более 30 спортивных секций и более 100 творческих коллективов и объединений, в которых занимаются дети и взрослые.

Численность населения района на 1 января 2013 года по оценке составила 80,3 тыс. человек, из них 98,3 % это городское население, 1,7 % - сельское (соответственно 78,9 тыс. человек и 1,4 тыс. человек).

Действующих крупных и средних предприятий в Нерюнгринском районе на 01.04.2014 г. насчитывается 138.

Сегодня в районе общее количество субъектов малого предпринимательства составляет 3681 единиц, в том числе 3171 индивидуальных предпринимателей и 510 малых предприятий.

Нерюнгринская районная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района. Нерюнгринской районной администрацией руководит глава Нерюн-гринского района на принципах единоначалия.

Структура Нерюнгринской районной администрации утверждается Не-рюнгринским районным Советом по представлению главы Нерюнгринского района.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета Нерюнгринского района.

Если анализировать кадровый потенциал муниципальных служащих администрации в целом, то из них женщин - 41 (77 %), мужчин - 12 (23 %). Средний возраст муниципальных служащих составляет 42 года.

м высшее профессиональное и среднее профессиональное

2011г. 2012 г. 2013 г.

Рис. 1. Образовательный уровень муниципальных служащих

Образовательный уровень муниципальных служащих характеризуется достаточно высоко - 98 % имеют высшее профессиональное образование, 2 % среднее профессиональное.

27%

Рис. 2. Специализация муниципальных служащих

Картина специализаций по состоянию на 01.01.2014 года такова, 15 % муниципальных служащих имеют юридическое образование, 29 % - экономическое образование, 27 % - социально-экономическое или гуманитарное, 22 % - инженерно-техническое, и лишь 7 % имеют образование по специальностям госслужбы. Различия профессиональной подготовки муниципальных служащих обусловлены направлениями деятельности структурных подразделений (отделов), в которых они работают.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: профессиональный уровень персонала администрации огромен, об этом свидетельствует почти 100 % показатель численности работников с высшим образованием.

В муниципальном образовании «Нерюнгринский район», утвержден «Порядок формирования и подготовки резерва управленческих кадров муниципального образования «Нерюнгринский район»».

Резерв руководящих кадров создан в отделах, управлениях администрации путем отбора положительно зарекомендовавших себя перспективных муниципальных служащих и других лиц, выявленных в результате очередной или внеочередной аттестации, собеседования, наблюдения. На каждую должность муниципальной службы, по которой сформирован кадровый резерв, подбиралось не менее двух кандидатур.

В резерв управленческих кадров включено 94 человека. Зачислено в резерв муниципальных служащих 34 человека. В 2013 году в муниципальных учреждениях Нерюнгринского района на руководящие должности назначено 7 человек из числа лиц, включенных в резерв управленческих кадров, на вакантные должности муниципальной службы назначено 12 человек.

В результате наблюдения, анализа документов и практики по формированию резерва кадров, можно сделать следующие выводы:

1. Резерв кадров для выдвижения на руководящие должности формируется либо формально, либо по принципу личностных предпочтений, сформировавшихся у действующих руководителей по отношению к своим подчиненным, отчасти основанных на результатах труда и профессиональных качествах сотрудников.

2. Работа с резервом кадров проводится формально.

3. При назначении на вышестоящие должности назначения производятся не всегда из числа резервистов.

Предлагаются пути повышение эффективности формирования качественного резерва кадров и работы с ним.

Это возможно при соблюдении комплекса условий:

1. Прозрачности и демократичности проводимой работы.

2. Разработки четких критериев отбора, критериев оценки эффективности деятельности муниципальных служащих.

3. Разработки программы профессиональной подготовки, которая будет предусматривать систему непрерывного профессионального образования муниципальных служащих, охватывающую все уровни муниципальной службы, включающую все уровни образования.

Для успешной работы с кадровым резервом, также необходимо понимание руководством органа муниципального управления целей и задач при его создании, осознание того, что кадровый резерв - это долгосрочная инвестиция в персонал, которая приносит свои плоды только при кропотливом и аккуратном отношении к принципам и задачам его формирования. Это требования современной жизни, это требования, диктуемые логикой проводимых в стране социально-экономических и политических преобразований.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 25 от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации».

2. Закон Республики Саха (Якутия)от 11 июля 2007 года 480-З № 975-Ш «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)».

3. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2011 года № 737 «Об утверждении Порядка формирования резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия)».

4. Постановление Нерюнгринской районной администрации от 01.09.2011 № 1768 «Об утверждении Порядка формирования резерва управленческих кадров муниципального образования «Нерюнгринский район».

5. Гневко В.А., Когут А.Е. Развитие местного самоуправления и проблемы кадрового обеспечения. - СПб., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.