Научная статья на тему 'Формирование исследовательских умений во внеурочное время у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Формирование исследовательских умений во внеурочное время у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ / CHILDREN WITH DISABILITIES AND PRESERVED INTELLECT / СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА / SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / RESEARCH SKILLS / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК / ENVIRONMENTAL CLUB / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронов Родион Павлович, Парникова Ираида Иннокентьевна

Рассматривается актуальная проблема планомерного развития детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом. Обосновывается роль целенаправленного педагогического содействия формированию исследовательских умений у школьников с ограниченными возможностями здоровья, что способствует их личностному развитию и эффективной самореализации в будущей образовательной и профессиональной деятельности. В этой связи описываются методические основания и пути реализации кружковой исследовательской деятельности по экологии как один из возможных и эффективных путей интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования у них исследовательских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the urgent issue of systematic development of disabled children with good intellect. It substantiates the role of purposeful pedagogical assistance in the formation of research skills of disabled students, which contributes to their personal development and effective self-actualization in their future educational and professional activities. In this regard, the article presents the methodological bases and ways of implementation of research activities in ecology as one of the possible and effective ways of intellectual development of children with disabilities, formation of their research skills.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательских умений во внеурочное время у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Readiness of university to provide educational services to disabled people

The article presents the research results associated with the analysis of the reasons for successful inclusion of disabled students in the educational process. It reveals the problem of readiness of teaching staff to organize the educational process for disabled people. The authors propose the system of measures for better adaptation of disabled students, for development of readiness of teachers and universities to provide educational services to people with special needs.

Key words: health disabilities, student, adaptation, vitality, readiness, learned helplessness, quality of life.

(Статья поступила в редакцию 07.05.2018)

р.П. сОФрОнОВ, и.и. ПАрникОВА (якутск)

формирование исследовательских умений во внеурочное время у детей с ограниченными возможностями здоровья

Рассматривается актуальная проблема планомерного развития детей с ОВЗ и сохранным интеллектом. Обосновывается роль целенаправленного педагогического содействия формированию исследовательских умений у школьников с ОВЗ, что способствует их личностному развитию и эффективной самореализации в будущей образовательной и профессиональной деятельности. В этой связи описываются методические основания и пути реализации кружковой исследовательской деятельности по экологии как один из возможных и эффективных путей интеллектуального развития детей с ОВЗ, формирования у них исследовательских умений.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом, специальная (коррекционная) школа, исследовательская деятельность, исследовательские умения, экологический кружок, внеклассная работа.

Государственная образовательная политика, закрепленная законом об образовании Российской Федерации, обусловливает получение каждым ребенком полноценного образования

с соблюдением равных прав и возможностей. Это особо значимо для детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и сохранным интеллектом, которые нуждаются в развивающем индивидуальном обучении.

Такие дети, по наблюдениям ученых-психологов [3; 4; 11], имея менее устойчивую эмоционально-волевую сферу и более низкий уровень социальной адаптивности, требуют большего внимания педагога к формированию познавательных компетенций, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде. И, следовательно, велика роль при их обучении подбора аутентичных видов деятельности с учетом физического состояния, потребности в познании окружающего мира, социокультурной адаптации в нем.

Большое значение в этом плане имеет исследовательская деятельность, обеспечивающая гибкость образовательного процесса, повышение познавательного интереса и творческой активности детей с ОВЗ и сохранным интеллектом, педагогически целесообразную коррекцию недостатков их развития. Известно, что элементы исследовательского обучения можно отметить уже в построении знаменитых бесед Сократа, они активно использовались в трудах таких талантливых педагогов, как К.Н. Вентцель, Дж. Дьюри, У. Килл-патрик, И.Ф. свадковский и др., чьи теоретические идеи и методические разработки не потеряли своей актуальности и сегодня.

Методология проблемы организации исследовательской деятельности в школьном образовательном пространстве базируется на концептуальных идеях теории познания, теории деятельности и теории развития личности (П.К. Анохин, Н.Н. Батищев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.); пути и методы реализации исследовательской деятельности в школьном обучении рассматривали Ю.К. Бабанский, Б.В. Всесвятский, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, Г.В. Токмазова, Г.И. Щукина и др.

Ряд ученых связывает исследовательскую деятельность с применением общедидактических приемов анализа и установления причинно-следственных связей, сравнения, переноса знаний на новую ситуацию, поиска аналога и др., придает большое значение организации поисково-творческой деятельности, постепенному усложнению содержательной и процессуальной сторон познавательной дея-

О Софронов Р.П., Парникова И.И., 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тельности [5; 6; 9]. По мнению педагогов, психологов, исследовательская деятельность как часть интеллектуального развития при групповом обучении в общеобразовательном классе и индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому приобретает особое значение для учащихся с ОВЗ и сохранным интеллектом, некоторые из них не могут посещать школу, но способны обучаться опосредованно по стандартам, предусмотренным для детей с обычными образовательными возможностями

[1; 7; 8].

Таким образом, можно констатировать, что применение исследовательской деятельности при обучении детей с ОВЗ и сохранным интеллектом является основой присвоения ими культуры познания, важным средством развития интеллекта, мышления, условием формирования познавательной самостоятельности, стремления к мотивированному саморазвитию и успешной адаптации в обществе.

Больше возможностей для организации исследовательской деятельности предоставляет внеурочная работа, которая в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования. Особенности моделирования внеурочной работы в школе достаточно детально раскрыты в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеклассной работы при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [10]. В документе подчеркнуто, что внеурочная работа связана с проявляемой вне уроков активностью детей, обусловленной в первую очередь их интересами и потребностями; со стремлением обучающихся к познанию, исследованию и преобразованию окружающей действительности.

При правильной организации такая деятельность играет важную роль в развитии детей с ОВЗ, т. к. кроме интеллектуального совершенствования способствует приобретению позитивного социального опыта, социальной компетентности, развитию стремления к сотворчеству, инициативности, самостоятельности, ответственности, компетенций применения полученных знаний в реальных жизненных ситуациях. Участие детей с ОВЗ во внеурочной работе положительно влияет также на развитие универсальных учебных дейст-

вий, прежде всего коммуникативных, позволяет успешно интегрироваться в группу сверстников, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей (умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном, групповом обсуждении проблем и т. п.).

В этой связи внеклассная деятельность учащихся с ОВЗ должна способствовать:

- обеспечению условий для их благоприятной адаптации в школе, достижения планируемых результатов освоения детьми основных образовательных программ;

- оптимизации условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии учащихся с ОВЗ;

- расширению рамок творческой деятельности в разновозрастной детской среде;

- развитию опыта неформального общения со сверстниками и взрослыми с учетом все расширяющихся рамок взаимодействия с социумом.

Принципами организации такой деятельности выступают принципы:

1) учета потребностей учащихся с ОВЗ, запросов их родителей (законных представителей);

2) свободного выбора курсов внеурочной работы на основе личных интересов и склонностей обучающихся с ОВЗ;

3) реализации коррекционно-компенсиру-ющей и социально-адаптирующей направленности внеурочной работы;

4) соответствия организационных форм внеурочной работы возрастным особенностям и специфике психофизического развития детей с ОВЗ.

Наиболее оптимальной, на наш взгляд, организационной формой внеурочной работы является экологический кружок, занятия в котором способствуют приобщению учащихся к исследовательской работе, формированию метапредметных и исследовательских умений, развитию желания самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. В основе методологии данной работы лежит концепции гуманизации, экологизации общества и образования (С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, Л.П. Викторова, А.Н. За-хлебный, Т.С. Комиссарова, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, И.Т. Суравегина и др.), теории и положения методики обучения биологии в средней школе. А к особенностям методики кружковой учебно-исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ и сохранным интеллектом относится опора на ее основные компоненты (целевой, содержательный, про-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

цессуальный, результативный), которые технологичны и вариативны, что расширяет информационно-познавательное, исследовательское поле школьников, раскрывает перспективы их дальнейшего развития, позволяет выстроить оптимально-напряженный (с учетом индивидуальных возможностей) темп обучающего творческого развития в контексте соотнесения с общими образовательными программами.

Так, цели обучения курсу экологии в экологическом кружке в 5-7-х классах связаны с последовательным достижением планируемых образовательных результатов - с формированием исследовательских умений и универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение навыками работы с информацией, оперирования экологическими понятиями, глубокое понимание основ экологии. В рамках деятельности экологического кружка формами, средствами и методами группового и индивидуального обучения, позволяющими эффективно обмениваться информацией в режиме диалога, развивающими самостоятельную творческо-исследовательскую инициативность учащихся, являются, например, конференции (в том числе и онлайн-кон-ференции), конкурсы, выставки (в том числе формируемые ребятами виртуальные экспозиции) и др. Усвоению экологических понятий способствует богатый иллюстративный ряд электронного варианта учебно-исследовательской работы (презентации, рисунки, фотографии, анимации, видеофрагменты, модели, рефераты). Консультировать, контролировать и оценивать при этом результаты учебно-исследовательской работы помогают созданные ребятами презентации, модели, плакаты, рисунки по экологии, публичная защита творческими группами достигнутых исследовательских результатов.

Одним из позитивных примеров реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ является работа экологического кружка «Чистые капельки» в 5-7-х классах школы № 35 г. Якутска. Основной идеей создания данного кружка является обеспечение условий формирования у школьников элементов экологической культуры, экологически правильного поведения, отношения к природе, что связывается с организацией и проведением учебно-исследовательских работ, развитием способности учащихся оценивать экологические ситуации, прогнозировать последствия деятельности человека при вмешательстве в окружающую среду.

Основной акцент разработанной соответствующей программы деятельности экологического кружка сделан на тех сторонах личности, которые не получают должного развития в процессе обучения на уроке (практическое участие в исследовательской деятельности экологического характера, экскурсиях, удовлетворение потребности учащихся

5-7-х классов в играх, конкурсах, творческих учебно-исследовательских работах). В рамках формирования экологически целесообразного поведения ребенка программа преследует обучающие (освоение учащимися элементарных основ экологического образования, приобретения навыка исследования как универсального способа освоения действительности и др.); развивающие (развитие экологически грамотной личности с учетом ее индивидуальности на основе системы интеллектуальных и практических умений в ходе изучения окружающей среды, развития самостоятельности, умений работать в группе и индивидуально); воспитательные (привитие чувства доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; воспитание привычек экологически целесообразного поведения и др.); коррекцион-ные (социальная адаптация посредством общения с окружающей средой, развитие кор-рекционной среды посредством индивидуализации и дифференциации выполнения учебно-исследовательской работы) цели.

Программа является комплексной, прак-тико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст учащихся 5-7-х классов. В ходе ее апробации оптимальным был признан режим занятий по следующей схеме: 1 раз в неделю по 1 условному часу (для учащихся с ОВЗ с сохранным интеллектом - 40 минут). Занятия проводятся в течение двух лет: в первый год обучения - 5-6-е классы; во второй год обучения -

6-7-е классы.

Ожидаемыми результатами деятельности экологического кружка «чистые капельки» являются овладение детьми с ОВЗ основами экологии, воспитание у них норм поведения в отношении окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам, формирование опорных исследовательских умений.

При поэтапном изучении таких тем, как «Воздействие на окружающую среду», «Антропогенное влияние на литосферу. Исследование почвы», «Антропогенное влияние на гидросферу», «Экологические правила поведения на улице», «Экологические проблемы утилизации бытовых отходов», «Биоиндика-

ция», «Экологические проблемы утилизации пищевых отходов» и др., исследовательская деятельность детей с ОВЗ соотносилась нами с решением элементарных проблемных задач. Под такими задачами, пользуясь классификацией учебных задач Г.А. Белла [2], мы понимаем открытые познавательные задачи, необходимым условием решения которых является выполнение дополнительных исследовательских действий с помощью эвристических методов и приемов.

Решение данных задач предполагает в первую очередь выделение педагогом в учебном материале проблемных точек, обусловливающих неоднозначность решения, а затем специальное конструирование учебного процесса, в рамках которого актуализируются навыки:

1) «очерчивания» учащимся проблемы;

2) выдвижения нескольких версий решения задачи;

3) работы с разными версиями на основе анализа источников информации (сбор материала, анализ, сравнение и т. п.);

4) принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной;

5) защиты своей версии на основе сообщения, реферата, презентации и т. п.

кие науки -

в этой связи в тематический план работы экологического кружка нами были включены также специальные темы (табл. 1).

Целенаправленная исследовательская деятельность на базе экологического кружка имела большой позитивный резонанс. Это нашло отражение в оценке родителей и в учебно-исследовательских работах учащихся с Овз и сохранным интеллектом.

Так, исследовательская работа ученицы 9-го класса А. Максимовой «Изготовление зубного порошка из пищевых отходов» имеет личностную и практическую значимость. По итогам полученных результатов юный исследователь рекомендует потенциальным производителям наладить производство экологически чистого зубного порошка, в состав которого входят яичная скорлупа (заменяющая кальций), чайная заварка (заменяющая фтор), мятные таблетки в качестве ароматизатора, апельсиновая корка для вкуса. работа ученицы заняла третье место во II городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», а сама школьница стала более коммуникабельной, перестала стесняться выступать перед аудиторией (классом), у нее появилось много новых друзей.

Таблица 1

специальные темы, формирующие исследовательские умения у учащихся с овз в рамках экологического кружка

Разделы, темы Количество часов В том числе

на теоретические занятия на практические занятия

Первый год занятий раздел «основы исследовательской работы»

Темы

1. Общая схема учебно-исследовательской работы 2 1 1

2. Работа над учебным исследованием (4 часа) 2 1 1

3. Оформление результатов учебно-исследовательской работы (4 часа) 2 1 1

4. Основы учебно-исследовательской работы. Требования защиты учебно-исследовательских работ 2 1 1

5. Как работать в библиотеках с каталогами. Экскурсия в библиотеку 2 2

6. Работа над рефератом (проверка, помощь в обработке материалов и др.) 4 4

7. Заключительное занятие (1 час) 1 1

второй год занятий раздел «основы исследовательской работы»

1. Основы учебно-исследовательской работы. Работа над рефератом, совместный анализ, проверка, обсуждение, помощь учащимся в корректировке материалов 9 9

2. Подготовка к защите. Основы ораторского искусства 4 4

3. Стиль научной дискуссии. Пути и методы корректной аргументации своей точки зрения 2 2

4. Итоговая учебно-исследовательская конференция по экологическим проблемам региона 2 2

Ученица 10-го класса Н. Долбараева провела учебно-исследовательскую работу и подготовила доклад на тему «Изготовление из бытовых отходов малогабаритного прибора для сбора ртути». Прибор состоит из стержня ге-левой ручки, банки из-под лекарств, пластмассовой бутылки из-под шампуня и представляет собой насос. Он прост в применении, безопасен и безвреден, т. к. шарики ртути никуда не убегают, а сразу попадают на дно банки, где находится нейтрализующее и обезвреживающее ртуть и ее пары вещество. Данная исследовательская работа заняла первое место во II городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» и второе место в Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее». Благодаря этой исследовательской работе ученица стала более активной в общественной жизни класса, школы, города, республики.

Ученик 8-го класса Д. Герасимов стал обладателем гранта Окружного совета депутатов г. Якутска с исследовательскими проектами «Экологические правила поведения на улице» и «Моя улица должна быть чистой». В процессе исследовательской работы у школьника повысились мотивация к учебе, позитивный настрой, что нашло отражение и на соматическом уровне: мальчик меньше стал болеть, и, как следствие, реже пропускать занятия.

Учебно-исследовательская работа ученика 9-го класса В. Нещерет имела своей целью поиск оптимальных путей «борьбы» с пищевыми красителями, он обнаружил в ходе исследования «провокации» пищевого красителя Е-124 в организме детей по снижению уровня гемоглобина и количества эритроцитов в крови, а также приступов астмы, что в условиях Якутии очень опасно из-за длинного периода зимы и холода. Краситель Е-102 в конфетах «Птичье молоко», как установил юный исследователь, может вызвать приступы крапивницы, аллергического ринита и бронхоспазмы. При проведении исследования ученик не просто изучил состав красителей на упаковке лю-

бимых детьми лакомств, но и предложил четко указывать на упаковке предупреждения об опасности примененных красителей, а лучше совсем заменить их натуральными безвредными красителями. Эти натуральные безвредные красители школьник самостоятельно изготовил из ягод, луковой шелухи и пришел к выводу, что кристаллическая решетка натуральных красителей не отличается от искусственных. Данная работа заняла третье место в Республиканском конкурсе «Моя малая родина». При этом ученик научился выступать перед аудиторией, самостоятельно писать статьи, опубликовал результаты своего исследования в республиканской газете «Якутия», а также в сборнике научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Все эти ребята прошли обучение навыкам учебно-исследовательской работы в экологическом кружке «Чистые капельки», а затем продолжили заниматься учебно-исследовательской деятельностью под руководством преподавателей. Таким образом, можно констатировать тот факт, что целенаправленное занятие учебно-исследовательской деятельностью в рамках внеучебных форм (в частности, кружков) способствует эффективному личностному росту и самореализации учащихся с ОВЗ и сохранным интеллектом.

Это подтвердила также проведенная нами опытно-экспериментальная работа, в которой приняли участие 84 учащихся общеобразовательного класса и 27 учащихся домашнего обучения (итого 111 учащихся). В целях выявления уровня сформированности исследовательских умений у школьников с ОВЗ и сохранным интеллектом в процессе эксперимента на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы в рамках занятий экологического кружка было проведено тестирование учащихся, которое было дополнено целенаправленным педагогическим наблюдением. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из 14 учащихся, контрольная группа (КГ) - из 13 учащихся. Результаты измерений уровня сформированно-

Таблица 2

результаты измерений уровня сформированности исследовательских умений в кг и Эг до и после эксперимента, %

Количество учащихся

Контрольная группа Экспериментальная группа

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

Низкий 46,15 53,85 42,86 7,14

Средний 53,85 46,15 57,14 57,14

Высокий - - - 35,72

педагогические науки

сти исследовательских умений представлены в таблице 2.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили наше предположение о больших возможностях исследовательской деятельности (в частности, в рамках экологического кружка) для планомерного развития школьников с ОВЗ и сохранным интеллектом. Целенаправленное педагогическое содействие формированию исследовательских умений способствует личностному развитию детей с ОВЗ и обусловливает более эффективную самореализацию в будущей сфере деятельности. Предложенные методы и формы развития исследовательских умений могут быть применены в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школе, на курсах повышения квалификации учителей естественнонаучного цикла, при обучении студентов педагогических вузов.

список литературы

1. Антропов А.П., Кудрина С.В. Адаптированные основные общеобразовательные программы в современных условиях обучения // Специальное образование. 2016. № 4. С. 5-15.

2. Балл Г.А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990.

3. Вовненко К.Б. Особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2010.

4. Григорьева Л.Г. Дети с проблемами в развитии. М.: Академкнига, 2002.

5. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 35-39.

6. Изосимова Ю.С. Проектная и исследовательская деятельность детей с ОВЗ как эффективный метод психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2015. Т. 13. URL: http://e-koncept.ru/2015/85892.htm (дата обращения: 19.04.2018).

7. Комаров Ю.А. Методическое обеспечение дистанционного обучения биологии детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом: дис ... канд. пед. наук. СПб., 2014.

8. Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и критерии регулирования // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 94-101.

9. Малеванов Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.

10. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного

образовательного стандарта общего образования: Письмо М-ва образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 0З-29б [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/ (дата обращения: 05.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Разенкова ЮА. Предупреждение и нре-одоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями

здоровья: автореф. дис. ... д-ра нед. наук. М., 2017. * * *

1. Antropov A.P., Kudrina S.V. Adaptirovannye osnovnye obshheobrazovatel'nye programmy v sov-remennyh uslovijah obuchenija // Special'noe obra-zovanie. 201б. № 4. S. 5-15.

2. Ball G.A. Teorija uchebnyh zadach. Psiho-logo-pedagogicheskij aspekt. M.: Pedagogika, 1990.

3. Vovnenko K.B. Osobennosti jemocional'no-lichnostnoj sfery detej mladshego shkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: dis. ... kand. psihol. nauk. N. Novgorod, 2010.

4. Grigor'eva L.G. Deti s problemami v razvitii. M.: Akademkniga, 2002.

5. Egorov P.R. Teoreticheskie podhody k inklju-zivnomu obrazovaniju ljudej s osobymi obrazova-tel'nymi potrebnostjami // Teorija i praktika obshhe-stvennogo razvitija. 2012. № 3. S. 35-39.

6. Izosimova Ju.S. Proektnaja i issledovatel'-skaja dejatel'nost' detej s OVZ kak jeffektivnyj metod psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija inkljuzivnogo processa [Jelektronnyj resurs] // Koncept: nauch.-metod. jelektron. zhurn. 2015. T. 13. URL: http://e-koncept.ru/20l5/85892.htm (data ob-rashhenija: 19.04.2018).

7. Komarov Ju.A. Metodicheskoe obespechenie distancionnogo obuchenija biologii detej s ograni-chennymi vozmozhnostjami zdorov'ja i sohrannym intellektom: dis ... kand. ped. nauk. SPb., 2014.

8. Kulagina E.V. Obrazovanie detej-invalidov i detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: tendencii i kriterii regulirovanija // Sociologicheskie issledovanija. 2015. № 9. S. 94-101.

9. Malevanov E.Ju. Modelirovanie aktivnoj obra-zovatel'noj sredy dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2007.

10. Ob organizacii vneurochnoj dejatel'nosti pri vvedenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta obshhego obrazovanija: Pis'mo M-va obrazovanija i nauki RF ot 12 maja 2011 g. № 0З-29б [Jelektronnyj resurs] // Garant: informa-cionno-pravovoj portal. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55071318/ (data obrashhenija: 05.04.2018).

11. Razenkova Ju.A. Preduprezhdenie i preodole-nie trudnostej razvitija obshhenija u detej rannego vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2017.

Formation of research skills of disabled children in extracurricular time

The article deals with the urgent issue of systematic development of disabled children with good intellect. It substantiates the role of purposeful pedagogical assistance in the formation of research skills of disabled students, which contributes to their personal development and effective self-actualization in their future educational and professional activities. In this regard, the article presents the methodological bases and ways of implementation of research activities in ecology as one of the possible and effective ways of intellectual development of children with disabilities, formation of their research skills.

Key words: children with disabilities and preserved intellect, special (correctional) school, research activities, research skills, environmental club, extracurricular activities.

(Статья поступила в редакцию 08.05.2018)

н.г. магомедова

(Волгоград)

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Рассматривается содержательный аспект проблемы этнопедагогических особенностей межкультурной коммуникации молодежи. Дается характеристика основных нормативно-правовых и учебно-методических документов, раскрывающих процесс этнопедагогизации в сфере образования.

Ключевые слова: этнопедагогические особенности, межкультурная коммуникация, молодежь, этнопедагогизация, этническая принадлежность, толерантность.

Проблема рассмотрения этнопедагогиче-ских особенностей межкультурной коммуникации, возникшая после 1990-х гг. в ответ на глобальные процессы в нашей стране, связанные с процессами урбанизации и миграции населения, приобрела особую актуальность в последнее время. Поскольку различные исторические, политические и культурные процессы

развития страны достаточно остро отражаются на взаимопонимании представителей разных этнокультур, то одной из острейших социальных проблем современного российского общества является проблема диалога культур, налаживания межкультурных контактов и установления связей среди подрастающего поколения. В связи с этим главной целью является воспитание молодежи, умеющей осознавать свою роль и ответственность за судьбу не только своего народа, но и страны в целом. История знает немало примеров плодотворного обмена материальными и культурными ценностями между носителями разных этнокуль-тур, хотя также известны сведения о столкновениях на межнациональной почве. Можно утверждать, что именно межкультурная адаптация и стремление к смягчению различий в культуре разных народов поможет нам избавиться от негативных процессов, происходящих в обществе.

Труды многих ученых посвящены проблеме этнопедагогической межкультурной коммуникации. Так, еще в конце XX в. ученые Б.Г. Ананьев [2], Ю.В. Бромлей [3], Л.Н. Гумилев [5; 6], изучавшие науки о человеке в современном мире, раскрыли феномен этнического возрождения, который значительно повышал роль этничности в общественных процессах, соответственно, возрастал интерес к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни представителей разных народов.

Актуальным аспектом, требующим пристального, с нашей точки зрения, внимания, являются этнопедагогические особенности межкультурной коммуникации молодежи, которые мы определим как характеристики, отражающие атмосферу современного поликультурного социума, позволяющие личности определенного этноса обрести свою социальную роль. Целью данных характеристик становится отличие молодежи одного этноса от всех других в процессе межкультурной коммуникации. Среди характеристик можно выделить такие, как язык, поведение, конфессия, историческая память, представления о малой родине, мифы об общих предках, фольклорное искусство и т. д.

Значение и роль характеристик в восприятии членов разных этносов меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации и этнического окружения. Каждая из характеристик по-своему необходима и важна,

О Магомедова Н.Г., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.