Научная статья на тему 'Формирование инвестиционной политики энергокомпаний: пути совершенствования'

Формирование инвестиционной политики энергокомпаний: пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА / ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Можерина Ирина Анатольевна

Инвестиционная политика энергокомпаний является стратегической основой для привлечения и вложения инвестиционного капитала в отрасль. Совершенствование механизмов формирования инвестиционной политики является важным условием повышения инвестиционной активности отечественных энергокомпаний. С этой целью автором предлагается схема организации процесса формирования инвестиционной политики, адаптированная к современным условиям функционирования предприятий отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Investment Policy of Energy Companies: Methods of Improvement

The investment policy of energy companies is a strategic basis for attracting investment capital and investments in the sector. Improvement of the mechanisms of formation of investment policy is an important conditionfor enhancing the investment activity of Russian energy companies. To this end, the author suggests the organizational scheme of the process of the investment policy' formation, adapted to the contemporary conditions of operation of the sector's companies.

Текст научной работы на тему «Формирование инвестиционной политики энергокомпаний: пути совершенствования»

развитие инжиниринга в строительстве на основе

логистической поддержки

_Аннотация

В статье анализируются особенности функционирования современных инжиниринговых фирм. Подчеркивается комплексный характер их услуг и необходимость создания таких компаний в соответствующей организационно-правовой форме, имеющей перспективу саморазвития. Оптимальны крупные научно-производственные комплексы и специализированные структуры среднего масштаба. В этом контексте автор поднимает вопрос о месте логистической службы и приходит к заключению, что более предпочтительный вариант - иметь ее в структуре инжиниринговой компании, чем передавать соответствующие функции на аутсорсинг.

Ключевые слова: инжиниринговые услуги, синергетический эффект, суммарный вектор инжиниринговых услуг, инновационно-рыночные свойства, логистическая поддержка _

В международной практике определились две категории фирм, выполняющих работы типа инжиниринг: специализированные фирмы (предоставление инженерно-технических услуг -основная сфера их деятельности) и промышленные фирмы, сочетающие оказание инженерных услуг с производственной деятельностью. Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от вида предоставляемых услуг, в свою очередь, делятся на две группы: инженерно-консультационные и инженерно-строительные. Инженерно-строительные фирмы предоставляют обычно полный комплекс инженерно-технических услуг, включая проектирование объекта, поставку оборудования, монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию. Эти фирмы довольно часто берут на себя функции генерального подрядчика объекта, привлекая в качестве субподрядчиков машиностроительные и строительные компании. Сфера их деятельности: гражданское строитель-

Зорин

Михаил

Владимирович,

соискатель, Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР) zorin@anx.ru

.инжиниринговая

услуга... напоминает _известную модель

с подкреп.

«товара

лением»,

где выделяется товар _по замыслу и товар

в реальном

исполнении

~ шУТ7

те

ство (порты, аэродромы, транспортные магистрали, шахты, городское строительство), и промышленные объекты, использующие специфические технологические процессы.

Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от характера хозяйственных связей делятся на независимые и родственные промышленным компаниям. Специализированные родственные инжиниринговые фирмы - это филиалы или дочерние компании крупных генеральных подрядчиков, занимающихся инжиниринговой деятельностью как вспомогательной для основного производства. Для компаний - производителей оборудования выполнение работ типа инжиниринг является средством увеличения продаж основной продукции. Как правило, речь идет о проектировании крупных установок, изготовлении оборудования для которых выполняется той же фирмой. Компании-проектировщики, стремясь сохранить секреты производства, выполняют технологическое проектирование с целью расширения или создания нового производства на основе собственных патентов и ноу-хау, а подрядчики используются для выполнения остальных инженерно-консультационных работ, осуществляя контроль за их выполнением. Для осуществления операций по оказанию инженерно-технических __услуг промышленные ТНК создают у себя специальные конструкторские отделы или проектные бюро.

Комплекный характер инжиниринговой услуги

Следует отметить комплексный, многофакторный характер инжиниринговых услуг. Так, в состав инжиниринговой услуги входят следующие функции, одновременно являющиеся и самостоятельными:

- консалтинговые услуги;

- услуги в области проектирования и научных исследований;

- услуги по подготовке необходимой документации;

- информационные услуги;

- транспортные услуги;

- услуги в области закупочной логистики;

- услуги по обеспечению производственного (строительного) процесса на основе логистических принципов;

- услуги по оптимизации потоковых процессов и снижению затрат и др.

Поскольку инженерным консультантам проекта приходится обращаться к профессиональным маркетологам, логистам, 1Т-менеджерами и др. специалистам, то итоговая инжиниринговая услуга включает симбиоз различных взаимодополняющих деловых услуг и напоминает известную модель «товара с подкреплением», где выделяется товар по замыслу и товар в реальном исполнении. Комплексную инжиниринговую услугу можно представить в виде «ядра» основных потребительских свойств, которые дополняются «шлейфом» вспомогательных сервисов. В состав «ядра» инжиниринговой услуги включены технико-технологические, проектно-инженерные работы по конструированию и технической эксплуатации объекта, а в качестве «оболочковых» сервисов выступают биз-нес-трансакционные, коммерческие услуги, напрямую не относящиеся к инженерным, но доводящие инженерно-проектную потребительную стоимость услуги до приемлемого для потребителя вида. Таким образом, инжиниринговая услуга - это совокупность инженерно- консалтинговых и инженерно-строительных работ по созданию и обслуживанию объекта с привлечением комплементарных деловых услуг, обладающих инфраструктурно-коммерчески-ми свойствами и доводящими услугу до рыночной стадии реализации. Взаимодействуя между собой и перекрестно дополняя друг друга в процессе интеграции, услуги формируют некий синергетический эффект, суммарный вектор инжиниринговых услуг, наделенный инновационно-рыночными свойствами. Такие услуги, как консалтинговые, проектные, научные (инженерные) относятся к сфере инновационно-технической деятельности, а транспортные, снабженческие, логистические - к сфере инфра-структурно-трансакционной.

Две стратегии корпоративного развития

Инжиниринговая услуга, будучи комплексной, особенно нуждается в четких организационно-экономических формах оформления. Для осуществления перехода экономики на инновационный путь

комплексную

инжиниринговую

услугу можно

представить в виде

«ядра» основных

потребительских

свойств, которые

дополняются

«шлейфом»

вспомогательных

сервисов

__развития, а также исключения разрыва между раз__работкой новаций и производством, необходимо

__формирование крупных, способных к саморазви-

__тию научно-производственных комплексов (вер__тикально-интегрированных структур, НПО, ФПГ,

__холдингов), а также создание специализированных

__структур среднего масштаба - инжиниринговых

__фирм, имеющих статус самостоятельных иннова-

__ционных научно-технических центров.

__Соответственно можно выделить две стратегии кор__поративного развития:

__- экстернализация (на основе аутсорсинга);

__- интернализация (на базе инсорсинга).

__Развитие бизнес-процессов, основанных на разде-

__лении труда и специализации, привело к выбору

__многими зарубежными фирмами стратегии экс__тернализации на основе аутсорсинга. Примерами

__экстернализации являются сетевые образования,

______долгосрочные контракты, стратегические альянсы

________и франчайзинг, в этих случаях происходит объеди-

_____нение вспомогательных (сервисных) компетенции

____различных предприятий на основе партнерства.

__Модель разделения на базе аутсорсинга использует__ся при реорганизации и реструктуризации крупных

_____компаний с целью дальнейшей специализации отде-

________льных бизнес-единиц по функциональному, про-

Ж

—г У. /Л,;

_Россия относится

_к развивающимся

рынкам, на которых

_пережить новую

_волну мирового

_кризиса больше

_шансов у крупных

_компаний

дуктовому или региональному признаку, а также для

шения управляемости дочерними компаниями. Ориентация на интернализацию с использованием инсорсинга приводит к образованию крупных вертикально-интегрированных систем, широко использующих формы и методы планово-организованного управления подконтрольными структурами. Холдинги позволяют реализовать задачи, не решаемые на уровне отдельного предприятия, оптимизировать связи между предприятиями, страхуют от финансовых потерь.

Логистические услуги: собственные или сторонних операторов?

В условиях неустойчивой, институционально неразвитой российской экономики (низкая спецификация прав собственности, невысокая контрактная дисциплина, внушительный теневой оборот, значительные макроэкономические риски и др.) актуальны преимущества крупных, интегрированных

структур. Россия относится к развивающимся рынкам (developing market), на которых пережить новую волну мирового кризиса больше шансов у крупных компаний. Так, например, ежегодное исследование Координационного совета по логистике подтвердило давний негативный тренд рынка - слабые позиции посреднических логистических компаний [8]. Опрос показал, что в 2010 г. отечественные компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры, не прибегая к передаче логистических функций в аутсорсинг. Более 60% компаний-респондентов подтвердили, что не планируют использовать услуги каких-либо логистических операторов в 2011 году. Среди причин - невысокий уровень доверия участников рынка, опасение передачи части компетенций незнакомым контрагентам, неспособность большинства российских 3PL-операторов обеспечить заявленный уровень комплексного и качественного логистического обслуживания. По некоторым оценкам, в России в настоящее время концерн представляет собой лучшую организационную форму, в которой сочетаются централизм управления и возможность оперативно-хозяйственной самостоятельности структурных подразделений [2, 3, 4, 6]. В результате взаимодействия компаний холдинга возможно возникновение синергетического эффекта, экономическую основу которого составляют: эффект масштаба, интеграция, диверсификация и кооперация.

Вывод

Таким образом, опыт развития инжиниринга в мире позволяет перенести на российскую почву все лучшее, созданное в этой области с учетом типологических особенностей отечественной экономики. Многофункциональность инжиниринговых услуг, включающих элементы логистической поддержки, обусловливает актуальность разработки логистического управления материальными потоками инжиниринговой компании.

Литература

1. Брыкин А.В. Модернизация управления развитием промышленности с учетом логистических подходов: монография. - М.: Наука, 2008. - 256 с.

по некоторым оценкам, в России в настоящее время концерн представляет собой лучшую организационную форму

2. Еганян А. Госкапитализм: право на госкорпорацию // Ведомости. - 2007. - № 184.

3. Ермилов А.П. От извращенного государственного к государственно-монополистическому капитализму // ЭКО. - 2001. - № 11.

4. Кирдина С.Г. Российские госкорпорации - ответ на глобальные экономические вызовы. - М.: ИЭ РАН, 2008.

5. Лобанов А.А. Развитие инжиниринговых услуг на основе логистических подходов // РИСК. - 2008. - № 4.

6. Князев Н.И. Особенности формирования корпоративного сектора в российской экономике на примере холдинговых структур // Вестник МГУС. -2008. - № 2.

7. Чернова Д.В. Стратегическая логистика сетевых структур (на примере строительного комплекса России): автореф. дис. д-ра. экон. наук. - Самара, 2006.- 39 с.

8. Материалы XIV Московского международного логистического форума. Результаты IV ежегодного исследования «Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз на будущее-2011». - М. -Инкопресс, 2011.

Mikhail V. Zorin

Applicant of the Institute of Research Goods Astir and Conjuncture of the Wholesale Market (ITKOR)

The Development of Engineering in Construction Based on Logistics Support

_Abstract

The paper analyzes the peculiarities of functioning of the modern engineering firms. It emphasizes the complex nature of their services and the need to create these companies in the appropriate legal form, which has the prospect of self-development. Major scientific and industrial complexes and specialized structures of medium scale are optimal. In this context, the author raises the issue about the location of the logistic service and comes to the conclusion that the preferred option is to have it within the structure of the engineering company than to transfer the corresponding functions for outsourcing

Keywords: engineering services, synergistic effect, total vector of engineering service, innovative market behavior, logistics support

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.