Научная статья на тему 'Формирование интегрированных хозяйственных структур продуктового типа'

Формирование интегрированных хозяйственных структур продуктового типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьев М.А., Куркина Н.Р.

Эффективное функционирование продуктового подкомплекса можно рассматривать как совокупность организационно-экономических условий, обеспечивающих взаимодействие хозяйственных структур в целях получения эффекта, который возможет на основе создания функционально отраслевых интегрированных структур обеспечивающих решение продовольственных проблем в конкретном секторе рынка на всех уровнях управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование интегрированных хозяйственных структур продуктового типа»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРУКТУР ПРОДУКТОВОГО ТИПА

М. А. АИАИЬЕВ, доктор экономических наук, профессор Мордовского государственного университета им н. П. огарева

н. р. куркина,

кандидат экономических наук, доцент Филиал Самарского государственного университета путей сообщения, г. Рузаевка

Одной из сложных проблем современного отечественного агропромышленного производства является восстановление функционально-отраслевых и производственно-экономических связей в агропромышленном комплексе (АПК), потому что в этом секторе экономики страны, отвечающем за обеспечение страны продовольствием, необходимо создание условий регулирования и управления всей системой хозяйственного взаимодействия на продовольственном рынке. Причиной этого явилось множество факторов, основными из которых выступают следующие:

• отсутствие понимания роли АПК как сектора экономики, обеспечивающего продовольственную, а в конечном итоге и экономическую безопасность страны;

• незавершенность институциональных преобразований в отечественном АПК и игнорирование объективных условий хозяйствования основных элементов функционально-отраслевой структуры, в особенности сельскохозяйственного производства на этапе его реформирования;

• ликвидация системы стимулирования развития отечественного продовольственного рынка и недостаточная разработанность экономического механизма дотирования рыночного типа. Проявление первого фактора, как особо значимого в современных условиях, заключается в отсутствии системной концентрации формирования и развития отечественного АПК, направленной на становление эффективно развивающегося сельскохозяйственного производства и развитие обслуживающих его отраслей и сфер в рамках рыночной парадигмы ре-

формирования экономики страны, обеспечивающих необходимую и достаточную продовольственную и экономическую безопасность страны. Последствиями этого в современных условиях явились:

• падение объемов и эффективности производства основных видов продукции в отраслях растениеводства и животноводства;

• деградация сложившегося технологического уклада в этих отраслях и снижение уровня производительности труда;

• разрушение социально-экономического уклада в аграрной сфере и ухудшение трудового потенциала сельскохозяйственного производства (возрастного и профессионального);

• наметившаяся тенденция монополизации (концентрация капитала) аграрной экономики;

• наличие значительной доли неэффективных производственных предприятий по производству сельскохозяйственной продукции;

• отсутствие производственных и функциональных связей в рамках агропромышленного производства и наличие диспаритета в системе взаимоотношений агропромышленных предприятий.

Кроме перечисленных факторов, как особо значимых, можно привести ряд других объективно вытекающих из сложившейся схемы реформирования отечественного АПК, так как в процессе реализации задач рыночной парадигмы в отечественном АПК кардинально изменены организационно-правовые, экономико-социальные и финансово-ресурсные условия производства агропромышленной продукции, а в рамках его институциональных преобразований осуществлен переход

от планово-распределительной к рыночно-ори-ентированной системе, от администрирования — к поощрению частной (личной) инициативы. Однако неразвитость этих условий привела к негативным последствиям и структурным изменениям в формировании макроэкономических показателей развития экономики страны, что проявляется:

• в снижении доли сельского хозяйства в структуре валового внутреннего продукта;

• в изменении структуры сельскохозяйственного производства.

На фоне снижения численности поголовья скота и сокращения посевных площадей увеличивалась доля продукции растениеводства в валовой продукции сельского хозяйства.

В сфере земельных отношений смена форм собственности сопровождается введением системы платности землепользования, создаются основы системы земельных отношений на базе форм частной собственности и развития оборота сельскохозяйственных угодий (аренда, сделки с земельными паями).

На основе создания социально-экономической и производственной структур рыночного типа происходит трансформация организационно-правовых форм предприятий в сельском хозяйстве. Однако, несмотря на эти мероприятия, АПК страны не способен решить с учетом имеющихся ресурсных возможностей продовольственную проблему и создать тем самым условия для продовольственной безопасности страны и эффективного функционирования продовольственного рынка, так как в этом секторе экономики велика доля неэффективно функционирующих объектов хозяйственной деятельности различных организационно-правовых форм.

На основании этого предлагаем обоснование создания организационно-экономических условий функционирования агропромышленных продуктовых хозяйственно-экономических систем, сформированных в соответствии с принципами управления продовольственными подкомплексами и функционально-отраслевым подходом в их регулировании, что означает реализацию следующих принципов:

• формирование интегрированных хозяйственно-экономических систем производственно-предпринимательского типа в соответствии с функциональной ролью каждого элемента в создании конечного продукта всей системы;

• создание экономических взаимоотношений, позволяющих получение доли конечного

продукта в соответствии с удельным вкладом каждого элемента в результате хозяйственного взаимодействия и эффективности функционирования системы в целом; • развитие организационных структур управления в интегрированных хозяйственно-экономических системах подобного типа, реализующих на практике принципы интеграции хозяйственных субъектов продовольственного рынка (рис. 1).

В пользу создания организованных и управляемых хозяйственно-экономических формирований в отечественном АПК говорит то, что разгосударствление системы закупок и реализации продукции на этапе реформирования экономики страны не было подкреплено созданием рыночной системы регулирования отечественного продовольственного рынка в условиях демонополизации системы материально-технического снабжения, продовольственной оптовой и розничной торговли. А в области управления АПК реформирование было направлено на разграничение и сочетание функций государственного и хозяйственного управления на всех уровнях.

Проблема заключается в том, что функционально агропромышленное производство состоит из нескольких хозяйственно обособленных звеньев (сельскохозяйственное производство, заготовка, переработка, сбыт продукции, снабжение, строительство, производственно-техническое обслуживание).

В этих условиях приобретает реальную практическую значимость проблема создания хозяйственных формирований АПК на основе зависимых межотраслевых связей в многочисленных постоянно возобновляющихся хозяйственных связях в виде взаимопоставок продуктов, услуг.

Межотраслевые связи сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий и других сфер АПК представляют собой основу существования и функционирования продуктопроизводящей системы АПК. Развитие подобных процессов в АПК объективно обусловлено необходимостью обеспечения единства и непрерывности взаимосвязанных этапов производства, переработки сельскохозяйственной продукции и доведения ее до потребителей продовольственного рынка. При этом считаем, что наиболее целесообразной формой формирования подобных структур становится продовольственный подкомплекс, представляющий собой систему хозяйственно-экономических отношений, обеспечивающую производство сельскохозяйственной

Рис. 1. Обоснование необходимости формирования продуктовых подкомплексов в АПК Республики Мордовия

продукции, ее переработку и доведение до потребителей продовольственного рынка. Необходимость создания подобных систем определяется тем, что именно в них возможно создание условий, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов продовольственного рынка и наращивание объемов продовольствия на основе регулирования процессов создания продовольственных ресурсов. В связи с этим можно утверждать, что эффективное функционирование продуктового подкомплекса можно рассматривать как совокупность организационно-экономических условий, обеспечивающих взаимодействие хозяйственных структур в целях получения эффекта, который может быть получен

в виде прироста конечной продукции в целом по комплексу и прироста выручки и прибыли в субъектах, входящих в продовольственный подкомплекс.

К сожалению, стремление достигнуть наивысшей эффективности обернулось в условиях перехода к рынку монополизмом перерабатывающих предприятий, выразившемся, главным образом, в диктате установления закупочных цен на таком уровне, при котором сельскохозяйственные товаропроизводители не имели возможности для расширенного воспроизводства. Кроме того, последовал рост розничных цен на продовольствие.

Полученная перерабатывающими предприятиями прибыль, завышенная за счет установления низких закупочных цен, направлялась на решение хозяйственно-экономических проблем этой сферы и не позволяла создавать условия взаимной хозяйственно-экономической заинтересованности всех субъектов рыночных отношений и, прежде всего, предприятий сельского хозяйства. В результате в несколько раз увеличился разрыв в оплате труда работников различных сфер АПК, чему в немалой степени способствовала приватизация перерабатывающей промышленности, осуществленная в основном по второй схеме, при которой владельцами контрольного пакета акций являются члены трудового коллектива, что на последующих этапах позволило создать условия высокой монополизации отрасли за счет концентрации капитала. Все

это на фоне роста цен на энергоносители создало условия невозможности функционирования продовольственных подкомплексов как управляемых интегрированных агропромышленных систем.

На этапе реформирования экономики АПК предполагалось, что изменение формы собственности предприятий будет способствовать повышению эффективности взаимодействия предприятий АПК. Были проведены приватизация и разгосударствление предприятий всех его сфер. Однако на практике это привело к тому, что основные технико-экономические и производственные показатели снизились, что подтверждает точку зрения о том, что сама по себе форма собственности не может влиять на производительность предприятия, фактором которой выступает качество рабочей силы и управления [7].

В последние годы доминантной являлась точка зрения на проблему функционирования интегрированных продуктовых хозяйствующих структур, согласно которой основным элементом противоречия их взаимодействия является так называемый паритет цен, но проблема сводилась только к взаимоотношениям в системе «производитель сельскохозяйственного сырья — переработчик этого сырья». Наиболее рациональный, по нашему мнению, подход, в соответствии с которым ценовым регулированием будет охвачен весь процесс формирования цены конечной продукции в системе хозяйственно-экономического взаимодействия субъектов продовольственного рынка, учитывающей интересы каждого субъекта. Построение системы цен на продукцию всех отраслей зернопродуктового подкомплекса должно осуществляться на единой методологической основе, определять которую будет рыночная цена на конечную продукцию.

Полагаем, что совершенствование ценового регулирования должно предусматривать системное развитие всех элементов хозяйственно-экономических отношений в интегрированных агропро-дуктовых структурах путем организационно-правового и финансово-экономического формирования параметров их хозяйственного взаимодействия на условиях единства целей, задач и материальной заинтересованности в получении высоких конечных результатов (продукции, прибыли, заработной платы и производительности труда).

Одно из главных требований, которому должно отвечать хозяйственно-экономическое сотрудничество участников интегрированного агропро-дуктового формирования — достижение высоких

результатов в совместной деятельности. Сложность оценки эффекта интеграции заключается в том, что интеграционный процесс в АПК выражается в установлении экономического, технологического и организационного единства взаимодействующих отраслей, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, промышленной ее переработкой и доведением до потребителя, что представляется сложным с точки зрения количественной и стоимостной оценок. Однако в системах хозяйственного взаимодействия, основанных на учете материальных интересов каждого субъекта, решение подобных проблем не является сложным главным образом потому, что происходит дифференциация вклада каждого субъекта и на каждом этапе хозяйственного взаимодействия. В случае возникновения особых условий (инфляционный и другие подобные процессы) в силу высокой заинтересованности во взаимодействии необходимым условием становится перераспределение эффекта в пользу субъектов, зависящих от природно-климатических условий с учетом их вклада в создание параметров эффективности [5].

Методические подходы к оценке экономического эффекта интеграции зависят от того, к какому типу объединений относится данное интегрированное формирование, что предполагает выделение горизонтального и вертикального типов объединения. Если конечным результатом совместной деятельности является выпуск конкретного вида конечной продукции, что характерно для вертикальной интеграции, то оценка экономической эффективности агропромышленной интеграции может основываться на соотношении затрат и выпуска продукции. Экономический эффект от деятельности такого интегрированного формирования в конечном итоге складывается из дохода и прибыли от продажи произведенной, переработанной и реализованной сельскохозяйственной продукции и определяется в системе распределения и договорных отношений.

Горизонтальная интеграция в современных условиях представлена в виде создания крупных хозяйственных систем в форме агрохолдингов. В данном случае конечным результатом интеграционной деятельности предприятий является эффективное использование имеющихся ресурсов, предполагающее рост рентабельности.

При определении эффективности функционирования интегрированных хозяйственных систем необходимо определить параметры влияния каждого субъекта на конечные показатели

деятельности в целом всей системы, потому что в наиболее выгодном хозяйственно-экономическом положении находится субъект, выпускающий конечную продукцию. Но в то же время уровень ее получения характеризует деятельность каждой конкретной производственной единицы в составе агропроизводственных формирований, так как на каждом из последующих уровней хозяйственного взаимодействия величина использованного внутрипроизводственного продукта представляет собой стадию производства конечного продукта, а его эффективность следует определять параметрами, характеризующими этот уровень.

Подобный подход определения экономической эффективности АПК является вполне обоснованным, так как функционирование интегрированных хозяйственных формирований в современных условиях зависит от сбалансированности производственных ресурсов, параметров сырьевого обеспечения, заинтересованности в хозяйственно-экономическом взаимодействии, справедливости распределения конечных результатов. Кроме того, экономическая эффективность интегрированных формирований зависит от сбалансированной работы всех его звеньев (рис. 2). Говоря о проблеме повышения экономической эффективности

сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, необходимо отметить, что ее уровень определяется учетом перечисленных факторов. А учитывая макроэкономические тенденции рынка продовольствия, необходимость формирования подобных структур в отечественной экономике будет нарастать. Организационной формой этих структур могут стать продовольственные подкомплексы, представляющие собой совокупность предприятий разных организационно-правовых форм и собственности, интегрированных в хозяйственно-экономическое формирование конкретного сектора продовольственного рынка с целью производства и доведения до потребителя конкретного вида конечной продукции.

Повышение эффективности сельского хозяйства, отраслей переработки и обслуживающих их производств в настоящее время является одной из главных задач аграрной политики в стране потому, что их функционирование обеспечивает рост продовольствия и зависит от совокупности факторов влияния (рис. 3).

При этом на формирование хозяйственных продуктовых структур в современных условиях, сложность развития которых существовала и в дореформенный период (прежде всего в сфере ме-

Рис. 2. Схема процесса интеграции в системе агропродовольственного обеспечения

Рис. 3. Факторы, влияющие на параметры функционирования продуктового подкомплекса

ханизма организационно-экономических отношений), оказывают влияние следующие факторы:

• нормативно-правовые (несовершенство договорных отношений в части обеспечения гарантий производителям сельскохозяйственной продукции);

• организационно-экономические (невозможность объективного распределения конечного эффекта).

К настоящему времени существуют точки зрения на формирование подобных производственно-хозяйственных систем в АПК страны [2]. Однако, по нашему мнению, многие подходы не отвечают требованиям системности, так как направлены на совершенствование отдельных элементов, но не всей совокупности отношений (организационных, правовых, экономических, ресурсных).

Оценивая состояние теоретических подходов, определяющих формирование данной категории, можно определить наличие значительного числа точек зрения на формирование агропродуктовых структур в современных условиях.

Однако наиболее приемлемой, по нашему мнению, представляется та точка зрения, которая под этим термином понимает тип особого хо-

зяйствования, включающий в себя совокупность отношений, связанных с производством и доведением до потребителя определенного вида конечной продукции. Они включают хозяйственно-экономические и организационно-правовые отношения, с помощью которых регулируется производство конечного вида продукции, устанавливаются связи между хозяйствующими субъектами. Поэтому регулирование продуктового подкомплекса должно рассматриваться как система мероприятий, обеспечивающих воздействие на сферу производства сырья (сельскохозяйственной продукции), ее переработки и сферу доведения до потребителя с целью обеспечения параметров наполняемости рынка и условий конкурентного поведения его субъектов.

Таким образом, развитие подобных хозяйствующих структур в современной аграрной экономике должно обеспечиваться совокупностью мероприятий по стимулированию развития и поддержке параметров их эффективного функционирования на государственном (федеральном и региональном) уровне и в системе хозяйственного ведения. Основные принципиальные положения формирования и функционирование подобных систем предлагаем рассмотреть на примере зернопродуктового

подкомплекса, являющегося одним из значимых в ресурсном обеспечении продовольственного рынка страны, так как его продукция является ресурсом основных производственных циклов сельскохозяйственного производства (в производстве животноводческой продукции — корма) и основой формирования сектора продовольственных ресурсов (зерно и производимая из него продукция).

Принято считать, что зерновой рынок — это совокупность финансовых, организационно-правовых, экономических, социальных взаимоотношений меж-

Рис. 4. Схема организационного взаимодействия элементов продуктового подкомплекса Республики Мордовия

ду производителями и другими отраслями на уровне хозяйственного ведения отрасли. В эту совокупность входят функционально-отраслевые отношения сферы производства, хранения, обмена и потребления, процессы формирования спроса, ценообразования, конкуренции, соответствие ассортимента, объемов, качества зерна и продуктов его переработки требованиям государственного стандарта, предъявляемого к продукции зернового рынка [6].

В соответствии с этим считаем, что зернопро-дуктовый подкомплекс следует рассматривать как

целостную хозяйственно-экономическую обособленную организационно-экономическую систему, включающую совокупность отношений по производству, формированию, обмену, распределению и потреблению зерновых ресурсов, развитие которой обусловлено действием природно-климатических и организационно-экономических факторов и направлено на формирование достаточного зернового рынка, обеспечение хозяйственно-экономической эффективности субъектов и продовольственной безопасности.

Являясь сложной хозяйственно-экономической системой по производству, переработке, заготовке, распределению, обмену, потреблению зерна и продуктов конечного потребления, зерновой рынок включает различные инфраструктурные подразделения, обеспечивающие движение зерна от производителя до потребителя, схема взаимодействия которых представлена на рис. 4.

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации,

потребности страны составляют 18—20 млн т зерна на продовольственные цели, 35—38 млн т — фуражного, 3—4 млн т — потребность перерабатывающих предприятий и 13—15 — семенной фонд. Годовое внутреннее потребление зерна составляет 72—77 млн т, экспортные возможности оцениваются 6,0— 8,0 млн т и более. Норматив переходящих запасов зерна составляет 20 % от объема среднегодового потребления, что составляет 12,0 млн т. Таким образом, объемы производимого зерна на покрытие внутренних потребностей составляют 85 млн т.

Потенциальные возможности роста объемов производства можно оценить на уровне 115—130 млн т, что может быть достигнуто за счет вовлечения ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства (земельные ресурсы и технологическое, техническое совершенствование отрасли на основе организационно-правового переустройства), структурного развития отраслей переработки зерна, инфраструктуры зернового рынка (становление служб агросервисного назначения: технические, зооветеринарные, энергетические, организационные, посреднические и т. п. услуги), формирования системы управления и регулирования зернового рынка и обеспечения агротехническими и организационно-экономическими факторами. В этом случае значительно возрастает ресурсный потенциал зернового рынка, что позволяет обеспечить получение дополнительных продуктовых и финансовых ресурсов в систему хозяйственно-экономических отношений продовольственного подкомплекса. Необходимо отметить, что в сложившихся условиях экспортный потенциал зернопродуктового подкомплекса используется в интересах хозяйствующих субъектов (крупных оптовиков зернового рынка), что не может отвечать интересам экономической и продовольственной безопасности страны.

Оценка состояния зернового рынка страны свидетельствует о том, что регионы с недостаточным уровнем производства зерна вынуждены ввозить не только продовольственное и фуражное зерно, но и покрывать дефицит продукции животноводства за счет импорта, что особо значимо выделяет проблему эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала путем технологического совершенствования во всех регионах — субъектах Российской Федерации.

Решение этой проблемы следует провести путем развития эффективных хозяйствующих структур, имеющих целью развитие продовольственного рынка за счет его хозяйственно-экономической ориентации на производство конечной продукции,

формирующей определенный сегмент продовольственного рынка, в котором в качестве управленческого воздействия выступает конкретная продукция продовольственного рынка, доведение которой до потребителя проводится в рамках хозяйственного взаимодействия субъектов функционально-отраслевой структуры [3].

Для регионов с низким или недостаточным уровнем самообеспечения зерном целесообразно развитие межрегиональных структур подобного типа, функционирующих в пределах федеральных административных округов. В этом случае наиболее желательно создание ассоциаций, акционерных обществ, холдингов, корпораций, в составе учредителей которых целесообразно иметь представителей региональных органов управления субъектов Российской Федерации. Формирование рынка зерна в этом случае должно стать системой отношений, обеспечивающих уровень потребностей всех субъектов в зерновой продукции. Ввиду этого в регионах с недостаточным обеспечением продовольственным зерном создаются организационно-экономические условия для пополнения дефицита зерна и продуктов его переработки за счет межрегионального перераспределения зерновых ресурсов.

Однако исследование проблем развития организационно-экономических отношений и хозяйственного взаимодействия позволяет выделить следующие особенности формирования зернового подкомплекса, которые необходимо учитывать в перспективе.

Во-первых, в стране не созданы условия для единой системы агропродовольственного обеспечения страны, что отрицательно сказывается на регулировании цен на зерно и зерновую продукцию в сельском хозяйстве, что, учитывая положение этого сектора в системе мер, обеспечивающих продовольственную безопасность страны, приведет к дестабилизации во всей системе. А потому цены по регионам на продовольственное и фуражное зерно значительно дифференцированы, так как на них влияет уровень спроса и предложения, а также особенности положения сельскохозяйственного производства применительно к ценообразованию.

Во-вторых, дефицит оборотных средств и хроническая неплатежеспособность производителей зерна в условиях нерегулируемой сферы агропродо-вольственного обеспечения создают условия монополизации отрасли и неравных хозяйственно-экономических возможностей предприятий системы переработки и других инфраструктурных элементов

рынка зерна по отношению к производителям зерна. Низкие цены предложения неплатежеспособных хозяйств усугубляют тяжелое финансовое положение большинства сельскохозяйственных предприятий — производителей зерна.

В-третьих, динамика цен на зерно на внутреннем рынке в 1999 — 2007 гг. складывалась под влиянием тенденции стремления внутренней цены к мировой. Действительно, в 2001 г. внутренняя цена равнялась примерно ценам на мировом рынке зерна, а в отдельные периоды — даже превосходила их. Однако в последующие годы непосредственное влияние на внутреннюю цену закупаемого зерна определяли условия дальнейшей монополизации зернового подкомплекса страны оптовыми дилерами и сферой переработки, что не позволяло обеспечить равные условия на зерновом рынке.

В-четвертых, зерновой рынок страны имеет дифференцированную региональную структуру, так как он представляет собой ряд локальных рынков, и это деление до последнего времени усугублялось мерами региональных администраций по ограничению его развития путем введения определенных мер ограничительного характера.

Особенностями развития зернового подкомплекса как целостной единой системы являются:

• наличие значительного числа товаропроизводителей разных форм собственности и хозяйствования, которые на современном этапе представляют собой организационно-экономическую хозяйственную систему с целевыми установками функционирования и регулирования;

• локально-территориальные различия в технологическом, техническом, организационном обеспечении по регионам и предприятиям, что предполагает решение этих проблем путем формирования концепции развития зернового рынка.

Таким образом, формирование единой общегосударственной системы зернового продовольственного подкомплекса страны является организационно-экономическим условием развития зернового рынка и позволит сформировать сбалансированную рыночную систему распределения его конечной продукции. В результате будет ослаблено негативное воздействие факторов неорганизованного рынка, что существенно скажется на использовании ресурсного потенциала и хозяйственно-экономических возможностях.

При этом организационно-правовые основы функционирования зернового подкомплекса стра-

ны отражены в федеральных законах: «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном регулировании агропромышленного производства», в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996—2000 гг., Постановлении Правительства Российской Федерации № 874 от 27.07.1994 «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области» и др.

В качестве механизма регулирования в этих нормативных актах заложен принцип проведения товарно-закупочных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Государство выступает в качестве субъекта рынка (покупателя или продавца) [4]. Однако, как показывает практика, принятая концепция формирования системы государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в полной мере не может быть реализована в силу особенностей в системе формирования финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий и аграрной политики в целом.

Это связано с тем, что дефицит финансовых ресурсов не позволяет в настоящее время обеспечить проведение закупок в объеме, способном оказывать существенное влияние на ситуацию на рынке. А монополизация зернового рынка способствует нарастанию деструктивных тенденций. При этом, несмотря на принимаемые административные меры (ограничение доходности, установление коэффициентов ценовых соотношений, придельных размеров торговых и снабженческо-сбытовых надбавок и др.), ситуация на зерновом рынке не стабилизируется. По нашему мнению, решение проблемы возможно путем создания общегосударственной организационно-хозяйственной структуры, обеспечивающей функционирование зернового подкомплекса и отвечающей за зерновой рынок в стране и регионах.

В этих условиях необходимо: 1. Создание для организаций зернового подкомплекса условий, обеспечивающих расширенное воспроизводство, дифференцированное по отраслям, зонам и регионам страны путем включения их в систему государственной поддержки зерновых товаропроизводителей. Ее необходимость определяется потребностями защиты от ценового диктата естественных монополий и других монополизированных промышленных отраслей, финансирования

капиталовложений, направленных на преодоление технического и технологического отставания отраслей АПК от развитых зарубежных стран.

2. Поддержание паритетности ценовых отношений внутри зернопродуктового подкомплекса, что возможно путем интегрирования и создания различного типа хозяйственных структур, обеспечивающих равные условия всем структурам. При этом государство должно стимулировать интеграционные процессы предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, обслуживающих отраслей путем обеспечения особых условий в финансово-кредитной сфере и системе ценообразования.

3. Применение программно-целевого подхода в системе стимулирования производства конечной продукции зернопродуктового подкомплекса на основе производства определенных видов продукции в регионах с наиболее благоприятными условиями.

4. Развитие инфраструктур зернового рынка (зерновых бирж, научно-консультационных и т. п.) на федеральном и региональном уровнях с целью обмена объективной и своевременной информацией о развитии региональных продовольственных рынков.

Для развития механизма хозяйственно-экономических отношений в зерновом подкомплексе и эффективного функционирования рынка зерна необходимо:

• создать эффективную в условиях развития рынка систему хозяйственно-правовых и организационно-экономических отношений, опирающуюся на реализацию законов рыночной экономики и законодательную базу Российской Федерации. Это будет способствовать достижению взаимовыгодных интересов государства, субъектов Российской Федерации и товаропроизводителей относительно функционирования зернопродуктового подкомплекса;

• осуществить систему мер протекционистского характера по государственной поддержке субъектов зернового рынка страны с целью создания благоприятных условий функционирования субъектов;

• способствовать координации хозяйственных отношений между субъектами зернового рынка путем усиления межотраслевого и

межрегионального сотрудничества с участием государства в регулировании зернового рынка на федеральном и региональном уровнях; • внедрить механизм поставок зерна в формируемые за счет государственных средств федеральные и региональные зерновые фонды и порядок их финансирования путем квотирования.

Таким образом, зернопродуктовый подкомплекс представляет собой хозяйственно-экономическую систему, основанную на реализации финансовых, организационно-правовых, экономических, социальных интересов производителей зерна и других субъектов хозяйственного взаимодействия, целью которой являются удовлетворение потребностей продовольственного рынка страны в продовольственных ресурсах и реализация хозяйственных интересов субъектов, в него входящих. Однако формирование подобных систем представляется сложной задачей и требует методического, организационного, управленческого обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтухов А. И. Территориальное разделение труда в АПК России и продовольственное обеспечение регионов/ А. И. Алтухов, Д. Ф. Вершель // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. № 4, 2005. С. 15.

2. Баранов А. Развитие продовольственного рынка в регионе. // АПК: экономика и управление. № 3, 2006. С. 24-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гантимуров Н. Формирование и регулирование регионального продовольственного рынка // АПК: экономика и управление. № 4, 2007. С. 47.

4. Концепция научного обеспечения развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2010 г. Министерство сельского хозяйства РФ; Российская Академия сельскохозяйственных наук. — М., 2003. — 33 с.

5. Куркина Н. Р. Развитие хозяйственно-экономических отношений в системе продовольственного рынка // Российское предпринимательство. — № 9 (2), 2007. С. 174—178.

6. Силаев Д. В. Интеграционные процессы на Российском хлебном рынке. // Экономика сельскохозяйственных иперерабатывающих предприятий. — № 5, 2007. С. 66—68.

7. Попов А. А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения — М.: Экономика, 2003. — 409 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.