Научная статья на тему 'Формирование инструментария государственного регулирования агропромышленного производства на региональном уровне'

Формирование инструментария государственного регулирования агропромышленного производства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АПК / ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / IMPORT SUBSTITUTION / STATE REGULATION / INTEGRATION PROCESSES / REGIONAL AGRICULTURE / VORONEZH REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баутин В.М., Мычка С.Ю.

Работа посвящена обоснованию необходимости государственного регулирования агропромышленного производства в условиях реализации политики импортозамещения. На основе проведенного исследования делается вывод об интеграции как наиболее эффективной форме партнерства для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса. В этой связи авторами предлагаются перспективные методы государственного регулирования интеграционных процессов применительно к региональному АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баутин В.М., Мычка С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING TOOLS OF STATE REGULATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION AT THE REGIONAL LEVEL

This paper is devoted to justifying the need for state regulation of agricultural production in the conditions of realization of import substitution policies. On the basis of the study concludes that integration as the most effective form of partnership for sustainable development of agriculture. In this regard, the authors offer advanced methods of state regulation of integration processes in relation to the regional agriculture.

Текст научной работы на тему «Формирование инструментария государственного регулирования агропромышленного производства на региональном уровне»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

УДК 631.162

В.М. Баутин, С.Ю. Мычка

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронежский экономико-правовой институт

Аннотация: Работа посвящена обоснованию необходимости государственного регулирования агропромышленного производства в условиях реализации политики импортозамещения. На основе проведенного исследования делается вывод об интеграции как наиболее эффективной форме партнерства для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса. В этой связи авторами предлагаются перспективные методы государственного регулирования интеграционных процессов применительно к региональному АПК.

Ключевые слова: импортозамещение, государственное регулирование, интеграционные процессы, региональный АПК, Воронежская область.

UDC 631.162

V.M. Bautin, S.Y. Mychka

FORMING TOOLS OF STATE REGULATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION AT THE REGIONAL LEVEL

Voronezh State University of Engineering Technology, Voronezh Institute of Economics and Law

Abstract: Abstract: This paper is devoted to justifying the need for state regulation of agricultural production in the conditions of realization of import substitution policies. On the basis of the study concludes that integration as the most effective form of partnership for sustainable development of agriculture. In this regard, the authors offer advanced methods of state regulation of integration

processes in relation to the regional agriculture.

Keywords: import substitution, state regulation, integration processes, regional agriculture, Voronezh region.

Введенные Правительством Российской Федерации ограничения по закупке продовольствия у ряда западных стран вновь обостряют проблему национальной продовольственной безопасности.

При этом одновременно данные явления дают России исторический шанс, вовремя перегруппировав силы и средства, встроиться в новую длинную волну кондратьевского технологического цикла, зарождающуюся на просторах мировой экономики. В связи с этим Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации поставлена задача обеспечения потребностей населения страны сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства, повышения конкурентоспособности агропродукции и эффективного импортозамещения на рынке сельскохозяйственной продукции [1-2].

Импортозамещение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности России становится наиболее популярной темой на фоне введенного указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продовольственного эмбарго.

В связи с этим, ведется постоянный поиск эффективных моделей развития отраслей пищевой промышленности, направленных на обеспечение их устойчивого развития и обеспечения продовольственной безопасности страны [3-4].

Импортозамещение не решает проблему зависимости страны от поставок

продовольствия, этот процесс призван создать для отечественных производи-лей условия для догоняющего развития (иногда ценой установления протек-низма на несколько лет) ради того, чтобы добавленная стоимость продуктов ния, потребляемых на внутреннем рынке, создавалась внутри страны.

Вслед за этапом импортозамещения, как показывает опыт зарубежных стран, следует этап экспансии наиболее конкурентных отраслей пищевого комплекса за пределы локального рынка и развитие экспорта. Импортозамещение не является идеей, возникшей в моменте (в случае России - благодаря введению «антисанкций»), а должно быть частью последовательной аграрной политики страны.

Вместе с тем, российские ученые указывают на импортозамещение как важнейшее направление аграрной политики, придавая импортозамещению на рынке продовольствия статус стратегической задачи [5-6].

В этой связи, прежде чем перейти к выработке рекомендаций государственному регулированию агропромышленного производства на региональном уровне считаем необходимым остановиться на анализе состояния производства продовольствия. Всего в 2015 г. в стране было произведено продовольствия на 3 трл. 791 млрд. руб. или на каждого жителя на 26,4 тыс. руб. Производство скота и птицы в живом весе составило 12,2 млн. т., молока - 30,7 млн. т. (табл. 1).

Из приведенных данных видно сокращение производства хлеба и х/булочных изделий и муки, но динамика объясняется причинами иного свойства: тенденцией снижения потребления этих продуктов.

Таблица 1

Производство основных видов продукции пищевой промышленности, тыс. т

№ п/п Наименование продукции 2014 2015

1. Мясо и субпродукты 4747 5321

2. Колбасные изделия 2521 2501

3. Мясные полуфабрикаты 2252 2321

4. Консервы мясные, муб. 575 591

5. Цельномолочная продукция 11299 11534

6. Масло сливочное 214 227

7. Сыры и сырный продукт 451 435

8. Сахар 5322 4986

9. Кондитерские изделия 3107 3288

10. Мука, млн т 10,2 9,9

11. Крупа 1411 1353

12. Хлеб и х/булочные изделия 7,0 6,8

В разрезе регионов производство продовольствия находится на разных уровнях. Так, в частности, сегодня в сельском хозяйстве Воронежской области создается более 11% валового регионального продукта, в сельской местности проживают 36% общей численности населения, что заметно превышает среднероссийский показатель (27%).

В целом же, по оценкам экспертов, доля самообеспечения населения в России продовольствием составляет:

- зернопродукты - 134,8%;

- молоко и молокопродукты - 80,2%;

- мясо и мясопродукты - 75,9%;

- сахар - 87,8%.

Таким образом, уровень отечествен-го производства не в полной мере обеспечивает население необходимыми дуктами питания, для чего Россия импортирует недостающую продукцию из-за рубежа (табл. 2).

Таблица 2

Импорт основных видов продовольственных товаров, тыс. т

№/п Наименование товаров 2010 2011 2013 2015

1. Мясо 1470,3 1454,9 1558,7 1396,1

2. Мясо птицы 688,1 493,0 576,8 548,7

3. Молоко 426,5 383,8 534,5 578,1

4. Сливочное масло 134,3 135,5 153,9 165,4

5. Сахар 2374,3 2580,8 826,2 967,5

Чтобы дать адекватные ответы на современные вызовы - экономические санкции, требуется начать разработку дополнительных мероприятий по ускорению восстановления отечественного агропромышленного производства и внести соответствующие корректировки в планы правительства на ближайшую и стратегическую перспективы [78]. В первую очередь это касается им-

портозамещения продовольствия, особенно животноводческой продукции.

В этой связи в условиях нестабильности мирового продовольственного рынка возникает объективная необходимость модернизации методов стратегического управления межотраслевыми взаимодействиями в агропродовольственном комплексе, опирающейся на рост научных знаний для приведения управления в со-

ответствие с новыми требованиями [910].

Мы рассматриваем сельское хозяйство как одно из перспективных направлений при решении задач по портозамещению. Развитие сельского хозяйства призвано решить, прежде всего, проблему восстановления продовольственной независимости страны. Важнейшим условием активизации деятельности сельского хозяйства может стать развитие интеграционных процессов как важнейшего фактора стабилизации экономики АПК.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, одной из наиболее эффективных формой партнерства для обеспечения стабильного производства сельхозпродукции и создания устойчивого рынка ее сбыта, является создание агропромышленных интегри-рированных структур [11-12].

Однако, членство России в ВТО резко обостряет проблемы

ности предприятий отечественного АПК. Расширение доступа импортного вольствия на российские рынки, ние действующих барьеров в ные тарифы с их последующим ем; ограничение уровней

ной поддержки АПК создает новые риски утраты конкурентоспособности

ции российского агропромышленного производства на внутренних рынках по причине глобальных ценовых процессов и слабого регулирования внутренних продовольственных рынков. В этой связи особую роль в поступательном развитии агропромышленной интеграции должно играть государство на основе вания инструментария регулирующего воздействия [13-14] (рис. 1).

Рисунок 1 - Направления государственного регулирования интеграционного

развития в АПК

На этапе решения данной проблемы необходимо разработать единую государственную стратегию [15-16], а так-

же план развития регионального АПК (анализ положения, финансово-экономические показатели, выявление

внутренних и внешних проблем низации и пути их устранения, дование существующих каналов сбыта, анализ потребительских свойств, разработка диверсификации выпускаемой (реализуемой) продукции и т.д.).

Нельзя забывать, что конкурентная ситуация на рынке изменяется и обновляется непрерывно. Ввиду этого у сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК возникает потребность в систематическом мониторинге конкурентных рыночных модификаций. Только соблюдая эти условия, предприятия в состоянии провести верную оценку возможностей конкурентов, а также собственные возможности, и разработать оптимальную и рациональную маркетинговую стратегию, направленную на поддержание и совершенствование собственной конкурентоспособности.

На современном этапе развития экономики региона формирование конкурентоспособности предприятий АПК априорно взаимосвязано с его деятельностью по внедрению инновационных технологий. Некоторые ученые отмечают, что главенствующим эффектом инновационных внедрений в функционирование промышленного предприятия в условиях региона является увеличение длительности удержания конкурентных преимуществ, как на региональном рынке, так и на национальном и мировой уровне [17-18].

Максимальные преимущества получают предприятия, выбирающие путь мофинансирования внутриорганиза-ных разработок или разработок и ния контроля над разработками вне приятия (договоры с НИИ, об-ными организациями и т.п.) [19-20] (таблица 3).

Таблица3

Некоторые факторы краткосрочных и долгосрочных конкурентных преимуществ

регионального АПК

Факторы, создающие временное конкурентное преимущество Конкурентные преимущества, формируемые на основе компетенций

Факторы долгосрочного конкурентного преимущества

Доступ к качественному сырью Потребительская ценность (уровень автоматизации производства и управления, эффективность корпоративных информационных систем, применение ресурсосберегающих технологий и др.) Ориентир на потребителя

Доступные ноу-хау конкурентов Уникальность (собственные ноу-хау, разработки, развитие НИОКР, патенты, лицензии и т.п.) Предвидение и прогнозирование новых потребностей

Благоприятное законодательство Квалифицированный персонал Стратегическая гибкость

Снижение уровня налогового бремени Способность к стратегическому опережению конкурентов Скорость адаптации промышленного предприятия в условиях нестабильности внешней среды

Возможность лоббирования Ориентир и внедрение инновационных технологий

Географическое положение, климатические условия Высокий уровень логистики

Приведенные выше данные свидетельствуют о необходимости преобразования в системе государственного регу-

лирования, особенно в региональном разрезе [21-22], т.к. именно с регионов и на-

чинается устойчивое развитие агропро-промышленного сектора страны.

Формирование конкурентных преимуществ регионального АПК вается на всестороннем анализе внутренних возможностей с учетом влияния

факторов внешней среды. Поэтому в качестве одного из составляющих выделим стратегию формирования конкурентных преимуществ регионального АПК (Рисунок 2).

Стратегия повышения конкурентоспособности АПК

Источники конкурентных преимуществ

Технологическое лидерство в определенных макротехнологиях

\

Конкурентный потенциал

Укрепление внутренней и глобальной конкурентоспособности

Снижение роли факторных издержек

Стимулирование технологических инноваций

Формирование собственных цепочек создания стоимости

Эффективное встраивание в международные цепочки создания стоимости

Конкурентная, промышлен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роль государ- Регулирование и ко-

—к —► ная и научно-техническая по-

ства —1/ ординация литики

Рисунок 2 - Реализация стратегии повышения конкурентоспособности регионального

АПК

Региональная экономическая система включает в себя многие отрасли, так или иначе связанных между собой, но не обладающих гармоничной структурой. Поэтому, нами видится, что для эффективного функционирования региональных предприятий важно учитывать специфику конкретного региона деятельности предприятия.

На настоящий момент в условиях введенных санкций в особой мере необходима такая инвестиционная политика со стороны государства, способствующая в стратегическом плане формированию внутренних механизмов, которые будут стимулировать рост эф-

фективности производства с максимизацией заинтересованности хозяйствующих субъектов в результативной инвестиционной деятельности. Такая политика, безусловно, приведет к повышению конкурентоспособности предприятий АПК региона.

Таким образом, для обеспечения устойчивого развития предприятий на региональном уровне механизм управления должен быть направлен на целенаправленные изменения внутренней среды с учетом будущих перемен во внешней среде. В результате в качестве ключевых факторов успеха такого механизма выступают: долгосрочная перспективность;

сбалансированность инновационной, производственной и маркетинговой деятельности; ориентированность на обеспечение конкурентных

ществ, а также инновационность зуемых проектов.

Вместе с тем, на наш взгляд, в перспективе неизбежна дальнейшая акти-

визация интеграционных процессов в АПК области, обусловленная необходимостью привлечения сельскохозяйственными предприятиями крупных внешних инвестиций, без которых невозможно их дальнейшее устойчивое развитие и печение продовольственной безопасности, как региона, так и страны в целом.

Список литературы

1. Бахурец А.П., Болдырева И.А., Дегтярь А.С., Жильцов С.А., Засемчук И.В., Илюхина С.С., Имамкулиев С.Н.О., Калабухова С.В., Киндрацкая Л.М., Князева Ю.С., Кудрина В.А., Кузьминская О.Э., Нефедова В.Н., Семенченко С.В., Симонян Т.В., Шевченко ДА. Реальный сектор экономики: проблемы финансирования, инвестирования и управления. - Новосибирск, 2016.

2. Сериков С.Г. Регулирование региональных социально - экономических систем // В сборнике: Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 122-126.

3. Litvinenko I.L., Kaminskaya A.S., Prokhorova V.V., Belova E.O., Shutilov F.V., Sheludko E.B. The economic space in the region: the theoretical approaches to the study // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1. С. 119-124.

4. Пахомова А.И., Буряков С.А., Журавлева И.И., Уланова К.Н. Роль инновационных технологий в развитии сервиса на предприятиях индустрии питания // Экономика и предпринимательство. 2016. № 6 (71). С. 453-455.

5. Сериков С.Г., Карпенко П.А. Оценка уровня экономической безопасности Амурской области // Современные инновации. 2017. № 1 (15). С. 54-56.

6. Тарасова М.С., Жильцов С.А., Божко И.В. Роль инноваций в развитии бизнес -среды города Москвы // В мире науки и инноваций. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 223-232.

7. Маремкулов А.Н. Проблемы соблюдения законодательной технологии в законодательных актах субъектов Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской республики) // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 3. С. 71-76.

8. Николенко П.Г., Терехов А.М., Терехова А.В., Бочаров В.А., Воробьева Т.М. Организационно-экономические механизмы управления технологическими процессами в зерновом производстве Нижегородской области // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 426-431.

9. Mindlin Y.B., Zhukov B.M., Prokhorova V.V., Shutilov F.V., Belova E.O. Main stages of the formation of an economic cluster // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № S1. С. 261-265.

10. Сериков С.Г. Инструменты формирования и развития инвестиционного потенциала территории: международный опыт // В сборнике: Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики материалы студенческой международной научно-практической конференции. Под редакцией В. А. Федорова, Е. А. Карловской. 2016. С. 115-124.

11. Бондарчук Н.В., Жильцов С.А. Организационно-экономический механизм управления инновационно-инвестиционными рисками электросетевых предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 638-642.

12. Жданкин Г.В., Терехов А.М., Кистанова Л.А. Оптимальное использование и оценка биологических активов на предприятиях АПК Нижегородской области // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2013. № 2. С. 117-131.

13. Маремкулов А.Н. К вопросу изучения принудительного правотворчества как способа устранения правотворческих ошибок // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 3. С. 32-35.

14. Сериков С.Г. Концепция устойчивого развития: теоретический аспект // В книге: Современные проблемы регионального развития Тезисы VI Международной научной конференции. Под редакцией Е.Я. Фрисмана. 2016. С. 471-474.

15. Маремкулов А.Н. Место и роль законодательной технологии в региональном нормотворчестве (на примере Кабардино-Балкарской республики): теоретико-прикладной аспект // Государство и право народов Кавказа: проблемы становления и развития. Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. С. 229236.

16. Pakhomova A.I., Buryakov S.A., Ulanova K.N. Service problems at the enterprises of the industry of food // International Journal of Innovative Technologies in Economy. 2015. № 2. С. 12-14.

17. Божко И.В., Тарасова М.С., Жильцов С.А. Оценка уровня инновационного риска портфеля взаимозависимых проектов // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 49. С. 55-63.

18. Щербань Е.Г. Организационно-методические основы превентивного антикризисного управления промышленным предприятием: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Саратов, 2004. - 24 с.

19. Жильцов С.А. Личность в процессе создания и внедрения инноваций // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2016. № 19. С. 198-206.

20. Щербань Е.Г. Организационное оформление контроллинга на промышленном предприятии // Наука и общество. 2011. № 3. С. 184-189.

21. Маремкулов А.Н. К вопросу исследования языка законодательных актов (на примере законов Кабардино-Балкарской республики) // Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы Материалы научно-практической конференции. 2010. С. 100-103.

22. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э. Обеспечение конкурентоспособности предприятий апк на основе инвестиций в инновационные изменения // Инновационное развитие - от Шумпетера до наших дней: экономика и образование. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 2015. С. 380382.

Информация об авторе: Information about author:

Баутин Василий Михайлович, Bautin Vasily Mikhailovich,

доктор экономических наук, профессор, Doctor of Economics, Professor, Voronezh State

Воронежский государственный университет University of Engineering Technology, Voronezh, Russia инженерных технологий, г. Воронеж, Россия

Мычка Светлана Юрьевна, Mychka Svetlana Yurevna,

Старший преподаватель, Воронежский экономико- Senior Lecturer, Voronezh Economics and Law Institute,

правовой институт, г. Воронеж, Россия Voronezh, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.