Научная статья на тему 'Формирование иноязычных лексических понятий старшеклассников в условиях индивидуально-дифференцированного подхода'

Формирование иноязычных лексических понятий старшеклассников в условиях индивидуально-дифференцированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / DIFFERENTIATION / INDIVIDUAL DIFFERENCES / SENIOR SECONDARY SCHOOL AGE / FORMATION OF LEXICAL CONCEPTS / THE PROCESS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахунова Екатерина Юрьевна

Рассматривается изучение индивидуальных особенностей старших школьников при формировании иноязычных лексических понятий. Определяются термины «обученность иноязычным лексическим понятиям у старшеклассников» и «обучаемость иноязычным лексическим понятиям у старшеклассников». Даются рекомендации и упражнения при обучении лексике с учетом уровня мотивации, познавательных интересов, уровня обученности и обучаемости, памяти и определенных свойств мышления, а также каналов восприятия информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахунова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE LEXICAL CONCEPTS OF SENIOR SECONDARY SCHOOL PUPILS WITHIN INDIVIDUAL DIFFERENTIATED APPROACH

The paper studies senior secondary school pupils’ individual differences in the process of formation of foreign language lexical concepts. The author gives definitions to such concepts as: “senior secondary school pupils’ knowledge of foreign language lexical concepts” and “ability of senior secondary school pupils to be taught foreign language lexical concepts’. The article presents recommendations and exercises for teaching vocabulary, taking into account levels of motivation, cognitive interests, level of training and learning, memory and specific properties of mentality, and also channels of information perception.

Текст научной работы на тему «Формирование иноязычных лексических понятий старшеклассников в условиях индивидуально-дифференцированного подхода»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.881.1 "37

ББК 4426.81,3 ГСНТИ 14.33.09 Код ВАК 13.00.02

Ахунова Екатерина Юрьевна,

учитель английского языка, муниципальное бюджетное образовательное учреяедение «Средняя общеобразовательная школа № 4»; 628383, г. Пыть-Ях, 3 мкр, д. 34а; e-mail: karneli_ya@mail.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дифференциация; индивидуальные особенности; старший школьный возраст; формирование лексических понятий; процесс обучения.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается изучение индивидуальных особенностей старших школьников при формировании иноязычных лексических понятий. Определяются термины «обученность иноязычным лексическим понятиям у старшеклассников» и «обучаемость иноязычным лексическим понятиям у старшеклассников». Даются рекомендации и упражнения при обучении лексике с учетом уровня мотивации, познавательных интересов, уровня обученности и обучаемости, памяти и определенных свойств мышления, а также каналов восприятия информации.

Akhunova Ekaterina Yurievna,

Teacher of English, Secondary General School № 4, Pyt-Yakh, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, Russia.

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE LEXICAL CONCEPTS

OF SENIOR SECONDARY SCHOOL PUPILS WITHIN INDIVIDUAL DIFFERENTIATED APPROACH

KEYWORDS: differentiation; individual differences; senior secondary school age; formation of lexical concepts; the process of teaching.

ABSTRACT. The paper studies senior secondary school pupils' individual differences in the process of formation of foreign language lexical concepts. The author gives definitions to such concepts as: "senior secondary school pupils' knowledge of foreign language lexical concepts" and "ability of senior secondary school pupils to be taught foreign language lexical concepts'. The article presents recommendations and exercises for teaching vocabulary, taking into account levels of motivation, cognitive interests, level of training and learning, memory and specific properties of mentality, and also channels of information perception.

Современное общество ориентирует процесс обучения иностранным языкам на формирование личности, которая владеет иноязычной речью и умеет оперировать знаниями в любых, как учебных, так и нестандартных ситуациях [3]. На уроках иностранного языка в старших классах заметно снижается мотивация, интерес к предмету становится избирательным, существуют проблемы с усвоением содержания лексических понятий и формированием умений применять их во всех формах речи [4]. Применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении лексике на уроках иностранного языка снимает трудности, связанные с усвоением лексического материала.

Данный подход предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся старших классов на всех ступенях формирования лексики. Знание таких особенностей, как уровень мотивации, познавательные интересы, тип мышления, память, восприятие информации, обученность, обучаемость, возрастные характеристики позволят

сделать процесс обучения более эффективным в условиях образовательного пространства. Учителю следует строить свою работу не только на основе целей и содержания учебного процесса, но и учитывать особенности мыслительных процессов учащихся, их личностные характеристики. Результаты диагностики индивидуальных особенностей подростков помогут спланировать учебную деятельность педагога.

Осуществляя диагностическую деятельность, учитель должен помнить о возрастных закономерностях психического развития. В старшем школьном возрасте формируется самосознание и появляется потребность в самореализации и самоутверждении. Подросток, чувствуя свою уникальность, ищет способы самовыражения.

Важным фактором в процессе обучения является мотивация. Если ученик не имеет потребности в получении знаний, то достигнуть цели будет сложно. Мотивация у подростков в процессе обучения ослабевает, поэтому основной задачей учителя является повышение и развитие положительного от-

© Ахунова Е. Ю., 2014

ношения к учебной деятельности. Мотивацией может служить потребность в получении знаний, исследовательская деятельность, осмысление значимости знаний, ситуация успеха. Выявление уровня мотивации на этапе диагностики позволяет нам определить отношение учащихся к обучению в целом, расположенность каждого ученика к педагогическим воздействиям, мотивы изучения предмета, готовность изучать учебную дисциплину в данный момент. Учитель должен проводить работу над повышением мотивации к предмету на протяжении всего обучения.

Большое влияние на учебный процесс оказывают познавательные интересы. Если изучаемый предмет относится к сфере познавательного интереса старшеклассника, в процессе обучения весь его интеллектуальный потенциал будет максимально мобилизован. Познавательные интересы в старших классах имеют в большей степени профессиональную направленность [2, с. 123]. Деятельность старшеклассника направлена на умение принимать решения, творчески подходить к любой ситуации, анализировать, критиковать и делать выводы. Если учитель знает об интересах своих учеников, то эти знания помогут ему поднять уровень заинтересованности учащихся в предмете и, соответственно, облегчить процесс приобретения знаний. Познавательный интерес при формировании лексического понятия на старшем этапе обучения можно стимулировать с помощью предоставления свободы выбора:

- выбрать себе домашнее задание;

- придумать и разыграть ситуации (диалог) на основе изученной лексики;

- выбрать разноуровневые упражнения для самостоятельного выполнения.

В начале планирования любой педагогической деятельности необходимо знать уровень обученности учеников. Обучен-ность личности определяется уровнем ее знаний, умений и навыков. Обученность иноязычным лексическим понятиям у старшеклассников - это запас субъективной информации, отложенной в памяти, выражаемый словом либо фразеологическим единством на иностранном языке. На этапе формирования лексического понятия уровень обученности выявляет наличие таких характеристик, как узнавание слова, его воспроизведение, понимание, применение в различных учебных ситуациях, автоматическое применение слова и потребность его применять. Для того чтобы старшеклассник смог в дальнейшем работать над новыми понятиями, учитель учит работать над словом. Учащийся должен уметь выделять об-

щие и отличительные черты слов, а также дифференцировать понимание ситуации на родном и иностранном языке, создавать представление о семантическом содержании иноязычного слова; употреблять новое понятие в речи. Определение уровня обученности иноязычным лексическим понятиям каждого ученика выявит пробелы в знаниях и уровень сформированное™ навыков употребления лексики.

Важным свойством личности, влияющим на успех усвоения учебного материала, является обучаемость. Обучаемость иноязычным лексическим понятиям у стар-шекласников - это восприимчивость к усвоению понятий на иностранном языке и способам овладения ими у детей старшего школьного возраста. Этот процесс характеризуется скоростью формирования знаний и приемов, степенью легкости и быстроты приобретения знаний, владением приемами интеллектуальной деятельности. В старших классах обучаемость зависит от того, как школьник умеет анализировать, синтезировать и выделять существенное. Данная характеристика является индивидуальным свойством личности и зависит от широты запаса знаний, наличия системы в знаниях, развития познавательных процессов - внимания, воображения, мышления, памяти, а также речевого развития и владения рациональными приемами учения («умения учиться»). Выявление уровня обучаемости иноязычным лексическим понятиям на старшей ступени обучения даст возможность узнать наиболее характерные для этого возраста способы овладения знаниями и умениями, а также свойства мыслительной деятельности при формировании этих понятий. Зная индивидуальный уровень обучаемости, учитель дифференцирует объем, содержание и способы подачи материала. При ее высоком уровне старшеклассник легко и быстро обобщает, выделяет и синтезирует информацию. В процессе формирования иноязычных понятий у учащихся с высокой обучаемостью учитель должен предоставить максимум самостоятельности, минимум помощи. Процесс формирования лексических понятий на всех этапах обучения будет эффективным, если задания будут повышенной трудности и у учащегося будет возможность оперировать знаниями в усложненных ситуациях. Подросток с низкой обучаемостью тяжело обобщает знания, он инертен и пассивен в своих суждениях и высказываниях. Для эффективного усвоения иноязычных понятий у старшеклассников в данном случае требуется больше усилий в объяснении темы, помощь в выполнении упражнений, дозировка заданий, многократное повторение изученного материала.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 1

149

Итак, обучаемость личности напрямую зависит от таких мыслительных процессов, как память и мышление. Рассмотрим их более подробно.

Память у старшеклассников включает в себя такие логические операции, как осмысленное запоминание, хранение и воспроизведение информации. Она увеличивается в объеме, становится избирательной и точной. Этот мыслительный процесс отличается организованностью, регулируемостью и управляемостью. Применяя различные методики изучения особенностей памяти, учитель сможет определить, какой вид памяти наиболее развит у учеников. Знание особенностей памяти данного возраста поможет выбрать наиболее эффективные методы введения и закрепления иноязычных лексических единиц на уроках иностранного языка.

В мышлении тоже происходит ряд изменений. Эти изменения связаны с конкретными характеристиками: оперированием и сопоставлением понятий, выполнением действий в уме и умением переходить в процессе рассуждения от одного понятия к другому. Подросток может сравнивать, делать выводы, классифицировать и систематизировать материал. Особенностью мышления становится критичность, активность и самостоятельность. В связи с развитием самостоятельного мышления происходят изменения в умственной деятельности [5, с. 253]- При работе с лексикой нужно направлять внимание на особенности мыслительных процессов учащихся, воздействовать на определенные свойства мышления. Упражнения по формированию иноязычных лексических понятий должны быть направлены на развитие творчества, самостоятельности, включать элементарные и сложные умственные действия. Для этого необходимо учить рациональным приемам мышления и предоставлять ученикам возможность реализовывать их в ходе самостоятельной мыслительной деятельности.

Упражнения на развитие мыслительной деятельности:

а) сгруппировать лексические единицы по определенному признаку;

б) найти в тексте слова, относящиеся к одной теме, одной части речи или синонимическому ряду;

в) подобрать антонимы или синонимы к словам;

г) проанализировать слово (анализ слова: форма, структура, значение);

д) прослушать или прочитать текст, догадаться о значении слов, схожих со словами на родном языке;

е) назвать как можно больше словосочетаний по заданной теме (fly a kite; fly a plane);

ж) использовать прием мозгового штурма;

з) найти начало или концовку предложений из текста;

и) сделать предложение распространенным с помощью указанных слов или словосочетаний;

к) сократить предложение, не нарушая общего понимания;

л) заменить предложение, используя данную лексику, не изменяя контекст.

Следующая особенность, которую нужно учитывать при процессе формирования иноязычных понятий, - восприятие.

Важную роль в запоминании и усвоении лексики играет восприятие информации. Прием информации осуществляется посредством органов чувств. У каждого человека есть свой основной канал восприятия и хранения информации. Его репрезентативная система (модальность) может быть визуальной, аудиальной и кинестетической. Репрезентация уточняет, как мы воспринимаем мир [1, с. 8]. Вся информация, проходящая через нашу нервную систему, предварительно транслируется в ведущую модальность памяти. Если информация совпадает с нашей ведущей модальностью, материал запоминается легко и просто. И наоборот, если это не происходит, человек не усваивает нужную тему и, соответственно, не запоминает. На старшей ступени обучения визуализация становится ключевой, так как деятельность старшеклассника направлена на самостоятельное изучение и повторение материала. Но и остальные модальности играют важную роль в усвоении лексики, поэтому при введении, отработке и закреплении иноязычных понятий в речи необходимо распределять учебный материал с учетом ведущего канала восприятии информации.

Диагностика определения ведущей модальности позволит педагогу правильно планировать и организовывать формы, методы и приемы по формированию иноязычных лексических понятий у учащихся старших классов. Воздействуя на все каналы восприятия и переработки информации, учитель сможет сделать процесс обучения лексике более осмысленным.

Учитывая индивидуально-психологические, психофизиологические и умственные особенности старшеклассников при формировании иноязычных лексических понятий в условиях дифференциации обучения, учитель достигает эффективности обучения на всех его этапах, раскрывает творческий потенциал и возможности каждого ученика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. URL: http://www.koob.ru (дата обращения: 3.12.2014).

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов. Изд. 2. М.: Логос, 2001. С. 179-182.

3. Проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования // Российская газета. 2011. Февр.

4. Сергеева Н. Н., Новикова В. В. Проектная деятельность как средство развития социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2011. № 1.

5. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М. : Гардарики, 2007. С. 253-258.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Н. Сергеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.