Научная статья на тему 'Формирование инновационно-инвестиционной политики регионального АПК'

Формирование инновационно-инвестиционной политики регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENTS / AGRARIAN SECTOR / SOCIAL AND ECONOMIC POLICY / INNOVATIVE AND INVESTMENT PROJECTS / INNOVATIVE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сугаипова Ирина Владимировна, Воблая Ирина Николаевна

В статье рассмотрены проблемы сокращения инвестиций в аграрную сферу, а также вопросы активизация региональной инвестиционной политики на основе развития ее инновационной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of innovative and investment policy of the regional agrarian and industrial complex

The paper discusses the problematic aspects of reduction of investments into the agrarian sphere, as well as the questions of intensification of regional investment policy on the basis of development of its innovative component.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационно-инвестиционной политики регионального АПК»

УДК 338.43 ББК 65.32-18 C 89

И.В. Сугаипова

Доктор экономических наук, профессор кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета. Тел. (928) 665 77 30, e-mail: sugaipova@rambler. ru.

И.Н. Воблая

Старший преподаватель кафедры экономики Новороссийского филиала Адыгейского государственного университета, г. Новороссийск. Тел.: (918) 454 37 27

Формирование инновационно-инвестиционной политики регионального АПК

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы сокращения инвестиций в аграрную сферу, а также вопросы активизация региональной инвестиционной политики на основе развития ее инновационной составляющей.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиции, аграрный сектор, социально-экономическая политика, инновационно-инвестиционные проекты, инновационные предприятия.

I.V. Sugaipova

Doctor of Economics, Professor of the Account and Financing Department, Adyghe State University. Ph.: (928) 665 77 30, e-mail: sugaipova@rambler.ru.

I.N. Voblaya

Senior Lecturer of Economy Department, Novorossiysk Branch of Adyghe State University, Novorossiysk. Ph.: (918) 454 37 27

Formation of innovative and investment policy of the regional agrarian and industrial complex

Abstract. The paper discusses the problematic aspects of reduction of investments into the agrarian sphere, as well as the questions of intensification of regional investment policy on the basis of development of its innovative component.

Keywords: investment activity, investments, agrarian sector, social and economic policy, innovative and investment projects, innovative enterprises.

Формирование активной инвестиционной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей связано с общей стратегией их развития, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от развития общеэкономической ситуации в стране и АПК. Проведенный анализ факторов, оказавших наибольшее влияние на снижение инвестиционного спроса в аграрной сфере, показал, что в условиях кризиса ограниченными стали возможности инвестиционного финансирования за счет амортизации, которая из-за жестких финансовых ограничений вынуждена использоваться на финансирование оборотного капитала и текущих нужд сельскохозяйственного производства.

Другим важным фактором сокращения инвестиций в аграрную сферу является отток

финансовых ресурсов на финансовые рынки, обладающие по сравнению с реальным сектором определенными конкурентными преимуществами, высокой доходностью и сравнительно низким уровнем инвестиционного риска.

Активизация инвестиционной деятельности невозможна без обоснования приоритетов развития АПК, без разработки инновационно-инвестиционных проектов. Эмпирические исследования показывают, что инвестиции в традиционные технологии обеспечивают определенный рост эффективности производства, но не позволяют создать предпосылки повышения устойчивости функционирования и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта [1].

При разработке инновационных проектов в аграрном секторе экономики важно учитывать ряд особенностей, связанных, с одной стороны, со значительным влиянием природных факторов на процессы воспроизводства, а с другой, - со спецификой конкретного региона.

Рост инвестиций является одним из основных факторов, способствующих подъему производства, общему оздоровлению экономики области, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, изношенности основных фондов в промышленности, обеспечения устойчивого развития.

Вместе с тем, в настоящее время АПК края располагает довольно развитой производственной и социальной инфраструктурами, резервными мощностями пассивной части основных производственных средств, большим числом квалифицированных кадров, опытом практического использования эффективных технологий. Это создает условия существенного снижения капиталоемкости прироста производства и высокие темпы преодоления кризиса.

Кроме того, раскрепощение производителей от бюрократической регламентации предпринимательской деятельности открывает простор инновациям, прежде всего в выборе эффективных управленческих решений, новых технологий, внедрения НИОКР и позволяет рассчитывать на достижение более высоких темпов экономического роста [2].

С другой стороны, развитие АПК края в настоящее время упирается в ряд таких негативных условий, с которыми в дореформенные годы аграрная сфера не сталкивалась:

- непредсказуемость динамики общероссийской социально-экономической политики, а потому равно возможность либерализации и протекционизма во внешней торговле, ослабления либо усиления налогового пресса и диспаритета;

- непредсказуемость цен, неопределенность сдвигов в размерах платежеспособности различных социальных групп и т.п.;

- дефицит оборотных средств, парализующий предпринимательскую деятельность и оценивающий значительную часть наличных производственных ресурсов, удорожающий себестоимость конечной продукции и снижающий конкурентоспособность АПК;

- катастрофическое состояние отечественного сельскохозяйственного машиностроения ставит под вопрос воспроизводство машинно-тракторного парка даже для тех предприятий и регионов, которые располагают значительными инвестиционными ресурсами.

При этом при определении стратегии развития АПК края необходимо учитывать исследования состояния и прогноза инвестиций на макроуровне. По мнению специалистов по макроэкономическим исследованиям, в экономике России в последние годы сложились уникальные возможности для выхода из кризиса на основе роста инвестиций в производство, поскольку значительно возросла норма валовых национальных сбережений в ВВП. Благодаря этому в стране сформировался определенный потенциал ресурсов для инвестирования. Однако ресурсы валовых национальных сбережений в существенной своей доле не используются на цели накопления и инвестирования в основной капитал. Более того, в последние годы снижаются темпы инвестиционного оживления, а норма валового накопления основного капитала не растет и колеблется на уровне 20-25% ВВП [3].

Стимулирование внутренних инвестиций требует активизации качественно новых

факторов роста, прежде всего - решения структурных и институциональных проблем, повышения инвестиционной привлекательности реального сектора, разработки и внедрения инновационных проектов. Важно тесное взаимодействие предпринимательских структур и государства в определении тенденций экономического развития, а также повышение роли государства в области регулирования инвестиционных процессов.

Инвестиционная политика всегда является составной частью региональной экономической политики. Учитывая нестабильность общей социально-экономической политики и отказ государства от финансовой и другой поддержки АПК, инвестиционную политику в крае следует ориентировать на рыночную экономическую политику, основанную на конкурентных преимуществах.

Региональная инвестиционная политика должна оказывать активно-адаптивное влияние на стабилизацию и развитие социально-экономической политики в регионе. Это должно выражаться не только в улучшении параметров развития социальной сферы, но и в прямом участии населения как в реализации инвестиционных проектов в качестве исполнителя, так и в финансировании их в качестве массового инвестора.

Эффективно устойчивая региональная политика невозможна без создания условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе. Речь идет о совокупности экономико-правовых регуляторов инвестиционной деятельности, использующих достаточно широкий спектр возможностей долевого участия, системы гарантий, налоговых, финансовых и таможенных льгот и т.д.

Активная региональная инвестиционная политика должна иметь соответствующее информационное обеспечение. При этом следует признать, что любая централизованная и систематизированная информация сама по себе имеет большую ценность, чем частичная или полная. С целью снижения излишних инвестиционных затрат и повышения конкурентоспособности конечной продукции АПК необходимо, прежде всего, собрать, обработать и систематизировать информацию об инвестиционных предложениях и инвесторах в регионе, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

В соответствии со сложившейся ситуацией и оценкой тенденций развития АПК Краснодарского края предполагается, что инновационно-инвестиционная политика АПК на ближайшую перспективу должна ориентироваться на сохранение и поддержание существующего производственного потенциала, создание быстро окупаемых инновационноинвестиционных проектов, закупку современной техники для внедрения новых технологий производства, на долевую поддержку государства сельскохозяйственных товаропроизводителей [4].

Мировая практика показала, что уровень развития инновационной сферы (науки, технологий, наукоемких отраслей) создает основу устойчивого экономического роста. По мнению экспертов, в настоящее время к основным российским макротехнологиям, которые могут составить конкуренцию иностранным, являются космос, авиация, судостроение, спецхимия, ядерная энергетика, биотехнология, микроэлектроника, машиностроение. По этим направлениям Россия обладает собственной научной школой, а уровень имеющейся базы знаний для выхода на конкурентный уровень оценивается в 70-80% от мирового.

Важнейшая функция инновационных предприятий - осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях. Инновационные предприятия возникают как следствие общественной потребности в сокращении издержек, появляющихся в процессе трансформации продукта, созданного в научно-технической сфере, в продукт, создаваемый в хозяйственной сфере. Кроме того, они позволяют ликвидировать некоторые из затрат и сократить издержки производства, т.е. выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научно-технических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений. Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные

хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научно-технические институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования.

Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала развитых стран.

Действительно, основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) - технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие:

- оперативное принятие управленческих решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

- низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;

- отсутствие бюрократических процедур в организации ввиду минимальной управленческой иерархии предприятий.

Трудности в деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетического эффекта.

Учредителям малых инновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности, несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести возможность реализации собственных творческих проектов, высокую степень самостоятельности и свободу в принятии решений, утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

Многие экономисты связывают инновационное предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыль. Однако, помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние формы инновационных предприятий, как правило, представлены следующими типами организаций: деловой центр (бизнес-инкубатор),

содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малых предприятий; внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.

Малые инновационные предприятия имеют по сравнению с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков, при отсутствии жесткой конкуренции и

сложных барьеров на рынке, невысокой капиталоемкости производства и продвижении на рынок, использовании результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники, при возможности прямых контактов с потребителями и др.Крупные инновационные предприятия, реализуя функции массового обслуживания, отличаются определенной консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт.

Примечания:

1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 31-35.

2. Водянов А., Смирнов А. Инвестиционная политика: каким методам

госрегулирования отдать предпочтение? // Российский экономический журнал. 2010. № 1112. С. 3-10.

3. Иванов И.В., Баранов В.В. Финансовый менеджмент: стоимостный подход: учеб. пособие. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

4. Инвестиции: учеб. пособие / М.В. Чиненов и [др.]; под ред. М.В. Чиненова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008.

References:

1. Bendikov M.A., Frolov I.E. Markets of hi-tech production: tendencies and development prospects // Marketing in Russia and abroad. 2009. No. 2. P. 31-35.

2. Vodyanov A., Smirnov A. Investment policy: which methods of state regulation should we prefer? // Russian Economic Journal. 2010. No. 11-12. P. 3-10.

3. Ivanov I.V., Baranov V.V. Financial management: cost approach: teaching manual. M.: Alpina Business Books, 2008.

4. Investments: teaching manual / M.V Chinenov etc.; Ed. M.V Chinenov. - 2nd edit., remade and added. M.: KNORUS, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.