Научная статья на тему 'Формирование инфраструктуры малого предпринимательства как необходимое условие его развития'

Формирование инфраструктуры малого предпринимательства как необходимое условие его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1185
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косов М.Е.

Формирование предпринимательской среды главнейшая задача государства и его институтов. Организационно предпринимательскую среду формируют отрасли и сферы обеспечений функционирования и развития малого предпринимательства, т. е. то, что принято называть его инфраструктурой. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства рассматривается как система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инфраструктуры малого предпринимательства как необходимое условие его развития»

формирование инфраструктуры малого предпринимательства как необходимое условие его развития

м. е. косов,

кандидат экономических наук Российский государственный торгово-экономический университет

Формирование предпринимательской среды — главнейшая задача государства и его институтов. Организационно предпринимательскую среду формируют отрасли и сферы обеспечений функционирования и развития малого предпринимательства, т. е. то, что принято называть его инфраструктурой. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» дает следующее определение инфраструктуры:

1) инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки;

2) инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестици-

онные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Появление Закона дифференцирует категорию «инфраструктуры» на два понятия: производственная инфраструктура и инфраструктура поддержки и развития предпринимательства.

В современной экономической теории анализ производственной инфраструктуры — неизменно актуальная тема. Впервые понятие «инфраструктура» появилось в буржуазной политэкономии в конце 1940 гг. Причины, побудившие рассматривать ее как самостоятельный элемент в экономической системе, были обусловлены: с одной стороны, процессами углубления общественного разделения труда; с другой стороны, — невозможностью полноценного развития инфраструктуры только через рыночный механизм. Это позволило сформировать два основных подхода к исследованию проблем инфраструктуры. Первый подход предполагает анализ инфраструктуры с точки зрения углубления общественного разделения труда, а второй — с точки зрения хозяйственной практики и необходимости увеличения роли государства в регулировании развития инфраструктуры.

Рыночная экономика предъявляет особые требования к производству услуг производственной инфраструктуры региона, поскольку от этого

- 67

непосредственно зависит экономическая деятельность всех предприятий и организаций региона, а косвенным образом — и уровень жизни населения. Для нормально функционирующей рыночной экономики необходимы резервы всех видов ресурсов, и инфраструктурные мощности тоже не являются исключением. Согласно мнению многих специалистов, резерв мощностей производственной инфраструктуры должен находиться на уровне 30—35 % от потребляемой мощности, в противном случае нарушаются взаимодействия субъектов воспроизводственного процесса, ритмичность снабжения предприятий, срываются сроки поставок грузов по контрактам, затрудняется исполнение хозяйственных договоров.

Производственные услуги имеют стоимость, поскольку для их реализации требуются ресурсы, и потребительную стоимость как способность удовлетворять потребности основного производства. Для оказания услуг инфраструктуры используются ограниченные ресурсы, соответственно и сами услуги являются редкими, их недостаточно для того, чтобы обеспечить неограниченные потребности каждого субъекта хозяйствования. Все эти качества производственной услуги проявляются как ее полезность, редкость и ресурсоемкость.

Производственная инфраструктура участвует в формировании затрат и полезности товара основного производства, что в конечном итоге в рыночных условиях влияет на стоимость и потребительную стоимость основного товара, а при отсутствии таковых — на полезность и затраты.

Способность предприятий производственной инфраструктуры удовлетворять те или иные потребности основного производства формирует спрос на производственные услуги. Спрос на производственные услуги может изменяться в зависимости:

1) от уровня доходов материального производства;

2) возможностей взаимозамещения применяемых производственных услуг;

3) числа предприятий, занимающихся производством материальных благ;

4) стремления к новациям.

В соответствии с признаком собственности на средства производства субъектов инфраструктуры различают государственную, коллективную и индивидуальную формы присвоения результатов деятельности производственной инфраструктуры. К государственной форме собственности относятся общегосударственные и муниципальные объекты. Коллективная собственность представлена товариществами, обществами, акционерными обще-

ствами, производственными кооперативами и т. д. Потребителями услуг производственной инфраструктуры являются также и все хозяйствующие субъекты малого предпринимательства (связь, электро- и теплоснабжение, транспорт и т. д.).

Однако появление и развитие этого слоя субъектов рыночных отношений в конце 1980 — начале 1990-х гг., провозглашение предпринимательства главной производительной силой и стратегическим ресурсом развития общества потребовали формирования определенной экономической среды поддержки и развития малого предпринимательства, которая по аналогии с существующими определениями инфраструктуры как совокупности обслуживающих реальный сектор экономики отраслей и хозяйств получила в экономической науке, а теперь и в Законе, определение «инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства».

В терминах теории предпринимательства появление этого экономического феномена можно было бы определить как «потребность (спрос) субъектов малого предпринимательства в трансакциях формирует среду инфраструктурного обеспечения». Экономические агенты инфраструктуры образуют по определению федерального закона следующие сферы инфраструктурной поддержки: финансовую, имущественную, информационную, консультационную, а также поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Инфраструктура малого бизнеса понимается именно как система организаций, целью которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства. Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям либо отдельным их категориям оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т. п.). Именно это и выделяет инфраструктуру малого бизнеса из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг. Основные принципы формирования малого предпринимательства представлены на рис. 1.

Принятие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Рос-

Рис. 1. Основные принципы формирования инфраструктуры малого предпринимательства

сийской Федерации» будет, бесспорно, способствовать упорядочению существующей институциональной среды инфраструктурой поддержки и развития малого и среднего бизнеса, создав нормативно-правовую базу такой поддержки. В системе инфраструктурной поддержки приоритетной для предпринимателей является финансово-кредитная поддержка.

Последние годы в нашей стране активно шел процесс формирования институтов поддержки малого предпринимательства, в том числе в финансово-кредитной сфере. Однако, по мнению некоторых ученых, несмотря на существование многочисленных финансово-кредитных институтов, в названии которых присутствуют формальные указания на их содействие предпринимательству, на практике кредитованием рассматриваемого сектора занимается весьма незначительная их часть. Кроме того, деятельность большинства институтов, созданных для кредитной сферы предпринимательства, характеризуется низкой эффективностью и не оказывает реального влияния на финансовую базу предприятий. Неспециализированные финансовые организации в еще меньшей степени заинтересованы в кредитовании небольших и новых фирм. Изучение ситуации в рассматриваемой сфере позволяет экспертам утверждать, что система кредитования предпринимательской деятельности ничем не выделяется на фоне крайне слабой российской финансово-кредитной инфраструктуры в целом.

Большинство институтов, являющихся стабильными источниками заемных ресурсов для западных предпринимателей, существует в настоящее время и в России, однако их число, размеры активов, масштаб и условия кредитования свидетельствуют об отсутствии системного подхода к формированию инфраструктуры и, как следствие, слабом уровне ее развития.

В настоящее время отечественная кредитная инфраструктура характеризуется ограниченным набором используемых финансовых инструментов и услуг, отсутствием эффективных правовых механизмов, гарантирующих реализацию имущественных интересов участников кредитной сделки. Ориентация банков на работу с финансовыми инструментами в ущерб кредитованию производства и слабое развитие небанковских институтов приводит к сокращению объемов кредитования реального сектора экономики. На рынке ссудных капиталов преобладает предложение кредитных ресурсов на короткий срок, что ограничивает инвестиционные возможности предприятий.

Проведенный автором экспертный опрос позволил выявить проблемы, стоящие перед малыми предприятиями (табл. 1), а также определить формы финансово-кредитной поддержки малых предприятий.

Финансово-кредитный механизм региональной поддержки малого предпринимательства призван оказывать поддержку малым предприятиям, находящимся на разных стадиях своего развития: создание малых предприятий, поддержка вновь образованных малых предприятий, поддержка развития действующих малых предприятий.

На рис. 2 представлена система финансово-кредитной инфраструктуры регионального малого предпринимательства.

Изучение специфики кредитных отношений предпринимателей, отечественного и зарубежного опыта кредитования предприятий, особенностей российской финансово-кредитной системы и текущей политики государства в области поддержки предпринимательства позволило нам разработать модель кредитной инфраструктуры предпринимательства, адекватную задачам развития данного сектора экономики.

Предложенная схема основана на преимущественном использовании механизмов самофинансирования и привлечения частного капитала при снижении бюджетных затрат, что позволит обеспечить доступ к заемным ресурсам для многих предпринимателей.

- 69

Таблица 1

Классификация субъектов малого предпринимательства по степени необходимости в финансово-кредитной поддержки

Классификация субъектов малого предпринимательства в зависимости от стадии развития Проблемы Формы возможной финансово-кредитной поддержки Эффективность от реализации соответствующего направления финансово-кредитной поддержки

1 2 3 4

Граждане, не имеющие опыта предпринимательской деятельности, но имеющие желание и способности ею заниматься Отсутствие стартового капитала, кредитной истории, производственных площадей, необходимых экономико-правовых знаний для осуществления предпринимательской деятельности Микрофинансироваиие, субсидирование процентной ставки, льготная аренда помещений, лизинг необходимого оборудования, кредитная кооперация, франчайзинг, консультационная поддержка, обучение основам предпринимательской деятельности, предоставление гарантий Адаптация и закрепление на локальном рынке, увеличение числа малых предприятий, создание новых рабочих мест, формирование налогооблагаемой базы, создание конкурентной среды

Малые предприятия с опытом предпринимательской деятельности в течение 1—3 лет, которым необходимо улучшить и расширить свой бизнес Отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов для улучшения и расширения бизнеса, возможно отсутствие кредитной истории и ликвидного обеспечения для получения банковского кредита, высокая стоимость кредита, отсутствие дополнительных производственных площадей, более производительного оборудования, новых технологий Субсидирование процентной ставки, оказание гарантийной поддержки со стороны субъектов РФ и местного самоуправления, лизинг оборудования, льготная аренда помещений, кредитная кооперация, банковское кредитование, консультационная поддержка Создание новых и дополнительных рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы, повышение конкурентоспособности предприятия, рост доли валового регионального продукта (ВРП) и ВВП, производимого в секторе малого бизнеса

Малые предприятия, стабильно работающие на рынке более 5 лет, обладающие необходимым ликвидным обеспечением для получения банковского кредита и кредитной историей Сохранение и усиление позиций на рынке соответствующего субъекта РФ, увеличение объемов производства, завоевание доли на рынках других субъектов РФ Банковское кредитование, лизинг высокотехнологичного оборудования, участие в реализации стратегически важных для субъекта РФ инвестиционных проектах, участие в выполнении государственного и муниципального заказов, предоставление гарантий Увеличение налоговых поступлений, конкурентоспособность продукции на рынках других субъектов РФ, рост ВРП и ВВП

Опыт эффективного функционирования системы предоставления микрофинансовых услуг малому предпринимательству в некоторых субъектах РФ показал, что основными целями микрофинансовых программ, реализуемых региональными фондами поддержки малого предпринимательства, являются:

• оказание финансовой поддержки в виде краткосрочных займов субъектам малого предпринимательства, большинство из которых не имеет доступа к кредитным ресурсам коммерческих банков из-за отсутствия кредитной истории и достаточного залога;

• оказание помощи малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в приобретении опыта использования заемных средств и наращивании кредитной истории, что делает их потенциальными клиентами коммерческих банков.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образую-

Инструменты поддержки

щих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 14.07.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

3. Закон города Москвы от 07.07.2004 № 47 «О Городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004—2008 годы».

4. Аналитический материал Московского центра развития предпринимательства, информационно-аналитическое управление. Анализ финансово-экономического состояния малых предприятий г. Москвы (2000—2007 гг.), Москва, 2007.

5. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 гг.) Утв. распоряжением Правительства РФ от 19.01. 2006 № 38-р).

Финансово-кредитный механизм региональной поддержки малого предпринимательства

Методы поддержки

Госуд арственная

Виды поддержки

Нормативно-

правовое, информационное обес-

Негосуд арстве нная

Региональная инфраструктура поддержки

Формы поддержки

Прямая

Косвенная

Взаимодействие со средними и крупными предприятиями

Рис. 2. Структура финансово-кредитного механизма региональной поддержки малого предпринимательства

6. Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве 2007—2009 гг. Утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 № 420-ПП.

7. Кислое Д. В. Все о малом предпринимательстве, Регистрация. Учет. Налоги. / Д. В. Кислов. — М.: ГроссМедия, 2005.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.