Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры в системе профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров'

Формирование информационной культуры в системе профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION SPACE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SPIRITUAL CULTURE / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриленко А.П.

Формирование единой информационной образовательной среды (информационной культуры) основа для создания эффективной национальной системы российского образования. Материальная и духовная сферы информационной культуры, интегрируясь в единый тип культуры, способствуют формированию и развитию личности обучающегося

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION CULTURE IN THE TRAINING OF FUTURE ARCHITECTS AND DESIGNERS

Formation of a unifi ed information educational environment (Information Culture) is the basis for an effective national system of education in Russia. Material and spiritual sphere of information culture, integrating into a single type of culture, promote the formation and development of the individual student.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры в системе профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров»

УДК 378.026.9 А.П. ГАВРИЛЕНКО

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра архитектуры, архитектурно-строительный институт, Госуниверситет-УнПК E-mail: aUa.boldenkova@bk.ru

UDC 378.026.9 A.P. GAVRILENKO

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of architecture, Institute of Architecture and Construction,

State University-ESPC E-mail: alla.boldenkova@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ

FORMATION OF INFORMATION CULTURE IN THE TRAINING OF FUTURE ARCHITECTS AND DESIGNERS

Формирование единой информационной образовательной среды (информационной культуры) - основа для создания эффективной национальной системы российского образования. Материальная и духовная сферы информационной культуры, интегрируясь в единый тип культуры, способствуют формированию и развитию личности обучающегося.

Ключевые слова: информационное пространство, образовательная среда, духовная культура, информационная культура.

Formation of a unified information educational environment (Information Culture) is the basis for an effective national system of education in Russia. Material and spiritual sphere of information culture, integrating into a single type of culture, promote the formation and development of the individual student.

Keywords: information space, educational environment, spiritual culture, information culture.

Проблема формирования единой информационной образовательной среды, как основы для создания эффективной системы образования, является основополагающей в государственной политике России в современных условиях. Переход к новому уровню образования на основе современных компьютерных технологий - это та цель, достижение которой будет способствовать не только сохранению, развитию и эффективному использованию существующего научно-педагогического потенциала страны, но и подготовке высококвалифицированного специалиста в области архитектуры и дизайна, профессионала в компьютерных технологиях. Важным условием такого перехода является формирование информационной культуры будущих архитекторов и дизайнеров в системе их профессиональной подготовки.[1,3]

Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное пространство. Информационная культура студента (будущего архитектора или дизайнера) подразумевает активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность знаний и практических умений в области информационных компьютерных технологий.[2,4,5]

В понятии «информационная культура» ведущим является слово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку.

Слово «культура» происходит от латинского корня,

который имеет два смысла: с одной стороны, богослужение, почитание Божественного, с другой стороны, возделывание земли.[6]

«Эти два значения очень важны для понимания того, что есть культура. Если культура есть возделывание, то возделывание чего? Человеческой личности. И в результате возделывания должно происходить возрастание - возрастание интеллектуальное, эстетическое, нравственное, духовное. Человек должен расти. Значит, если культура обеспечивает такое возделывание человеческой природы, в результате которого появляются добрые плоды, то такая культура, несомненно, имеет большое значение для жизни человека и общества», -сказал Святейший Патриарх Кирилл.[6]

Таким образом, «культура» - это сложное понятие, которое также может означать уровень, результат, процесс, способ, отношение, систему деятельности, связанную с взаимоотношениями между людьми. В рамках любой культуры есть нечто такое, что очень важно поддерживать и всячески развивать. Культура - это главная субстанция, объединяющая нацию.

Культура, как источник содержания образования, включает разные области знания, виды учебно-научной деятельности человека, его отношение к окружающему миру и другим людям. То есть, посредством образования передается и трансформируется культура. Общечеловеческая культура должна быть отобрана и структурирована таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности обучающегося. Кроме того, национальная образовательная

© А. П. Гавриленко © A.P. Gavrilenko

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

система не может устраниться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром.

В системе профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров условно выделяют две сферы информационной культуры: материальную и духовную.^]

Материальная сфера информационной культуры включает в себя предметные составляющие деятельности студента: компьютеры, оргтехнику, средства связи, телекоммуникационные системы, программные продукты, носители информации и т.д.

Духовная сфера информационной культуры связана с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью, характеризует уровень подготовленности к использованию современных технических средств, способы и формы организации взаимодействия обучаемых с компьютерными средствами.

Кроме того, духовная сфера информационной культуры - это не только передача суммы знаний основ фундаментальных и специальных наук посредством современных компьютерных технологий, но и формирование индивидуальной культуры посредством усвоения общечеловеческой культуры; развитие в этом процессе самого обучающегося, раскрытие его возможностей и творческих потенций; культивирование духовных ценностей как основы всей продуктивной деятельности, интеллектуального и эстетического развития; мотивации поступков будущих специалистов, пробуждения их гражданской активности и инициативы.

Материальная и духовная сферы информационной культуры находятся в органическом единстве, интегри-руясь в некоторый единый тип культуры, который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все более ценное, основополагающее, созданное предшествующей культурой.

В настоящее время в теории и практике архитектуры и дизайна накоплен достаточно обширный материал, составляющий фундамент построения национальной системы российского образования и профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров. Существует широкий спектр научных исследований (в том числе и с использованием инновационных методов обучения), целью которых является совершенствование системы обучения профессиональному мастерству специалистов данного профиля в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. [1,2,3,4,5]

Однако, к сожалению, до сих пор существуют несоответствия в работе специалистов, связанных с архитектурной и дизайнерской деятельностью: свободно владеющие современными информационно-коммуникационными технологиями, графическими программами и системами асы зачастую не знают теоретических основ архитектурного проектирования и художественного конструирования, не владеют знаниями и информацией, необходимыми для создания своих

архитектурных и дизайнерских проектов, и, наоборот, высокопрофессиональные специалисты в области архитектуры и дизайна, особенно представители старшего поколения, как правило, не умеют работать с компьютером, не знают современных информационных ресурсов. И, как следствие, являются информационно не грамотными, не способными выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать в своей работе.

Таким образом, анализ имеющихся в этой сфере исследований позволил обнаружить противоречия в проблеме формирования информационной культуры будущих архитекторов и дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки:

- между высокими требованиями, предъявляемыми современным обществом как к личности архитектора, так и к личности дизайнера, с одной стороны, с другой - недостаточно высоким уровнем его профессиональной подготовки в условиях вуза;

- между необходимостью и важностью формирования информационной культуры обучающихся, включающей грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, отсутствием методической системы их формирования в условиях вузовской подготовки;

- между научно-теоретическими знаниями в области архитектуры и дизайна и отсутствием специально разработанных, информационно обучающих программ и методической системы, направленных на формирование информационной культуры будущих архитекторов и дизайнеров.

Указанные выше противоречия показали, что эта проблема, имеющая важное значение для гармоничного развития личности будущего архитектора и дизайнера, формирования у них информационной культуры, до сих пор мало исследована. От ее нерешенности в значительной мере страдает качество их личностно профессионального становления.

Таким образом, формирование информационной культуры будущих архитекторов и дизайнеров в системе их профессиональной подготовки, раскрытие их творческих возможностей в области архитектурных и дизайнерских решений будет осуществляться более эффективно, если будет разработана и апробирована методическая система, являющаяся не только справочным и практическим руководством, но и включающая в себя:

- цели и задачи формирования информационной культуры у студентов;

- дидактические принципы, методы, формы организации учебно-образовательного процесса;

- научно-обоснованную методику последовательного выполнения практических заданий с использованием всевозможных обучающих курсов в различных многофункциональных редакторах;

- систему практических заданий и упражнений, направленных на формирование информационной культуры;

- разработанные критерии и уровни сформиро-

ванности информационной культуры у студентов в рамках высшего образовательного учреждения.

Полученные результаты обогатят существующие концепции формирования информационной культуры в системе профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров; могут быть использованы при разработке курсов лекций и презентаций, методических рекомендаций, учебных пособий по вопросам обучения основам архитектуры и дизайна; при разработке, корректировке и модернизации учебных образовательных программ по ряду дисциплин профессиональной направленности («Архитектурное проектирование», «Архитектоника объемных форм», «Композиционное моделирование», «Проектирование в дизайне среды», «Основы эргономики» и др.); создадут предпосылки становления профессионально значимых качеств обучаемых. Кроме того, будут способствовать переходу к новому уровню образования на основе современных компьютерных технологий, создания перспективной системы образования - основополагающей в государственной политике России в современных условиях согласно декларации о создании единого европейского пространства высшего образования.

Значение формирования информационной культуры будущих архитекторов и дизайнеров трудно переоценить. Особенно, когда речь идет о тех студентах, которым до поступления в вуз было недоступно приобщение к современным информационным технологиям. В этом случае вузовская подготовка становится для них условием знакомства и применения компьютерных средств передачи и использования информации, то есть погружением в мировое информационное пространство и, как следствие, целенаправленным формированием информационной культуры.

Наполнение содержания национальной системы российского образования современными информационными и компьютерными технологиями способствует не только формированию новых качеств обучаемого, приобщению его к традиционным духовным ценностям, но и играет роль ориентира в предпочтениях, формирует чувство уверенности и психологического комфорта, способствует мотивации поступков будущих специалистов, развивает духовный мир личности. Именно индивидуальная неповторимость и уникальность личности обучаемого делают ее носителем уникального опыта и потенциальным творцом нового, оригинального в культуре, что является основой профессиональной деятельности архитектора и дизайнера.

Только в процессе обучения, при условии создания эффективной системы образования формирование информационной культуры у нового поколения профессионалов в области архитектуры и дизайна позволит: развить новый тип творческого мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно интеллектуальной работы и, ориентирующий на самообразование и саморазвитие; сформировать новый тип общения, дающий возможность свободного выхода и доступа личности в информационное пространство на всех уровнях от глобального до локального.

Таким образом, ценностью государства должна стать личность, способная не только творчески мыслить и решать стоящие перед ней задачи, обладающая духовным богатством и высокой нравственной культурой, но и способная воспроизводить полученные в вузе профессиональные знания, умения и навыки с использованием современных информационных технологий, обладающая информационной культурой.

Библиографический список

1. Галактионова Т.А., Загашев И.О., Заир-Бек С.И. и др. Современный студент в поле информации и коммуникации. СПб. 1999.

2. Камягин В.Б. Коцюбинский А.О. CorelDRAW в примерах. М.: Триумф, 1997.

3. Клюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб. СПбГУПМ, 2002.

4. Пульсон Э. и др. Использование CorelDRAW. Киев: Диалектика, 1995.

5. Яцюк О.Г., Романычева Э.Т. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. СПб.: БХВ-Петербург, 2001. 432 с.: ил.

6. www.patriarchia.ru

References

1. Galaktionova T.A., Zagashev I.O., Zair-Beck S.I. et al. The modern student in the field of information and communication. St. Petersburg. 1999.

2. Kamyagin V.B., KotsjubinskyA.O. CorelDRAW in examples. M.: The Triumph of 1997.

3. Klyutkin Yu.N., Mushtavinskaya I.V. Educational Technology and pedagogical reflection. St. Petersburg. SPbGUPM, 2002.

4. Pulson E. et al. Using CorelDRAW. Kiev: Dialectics, 1995.

5. Yatsyuk O.G., RomanychevaE.T. Computer technologies in design. Effective advertising. SPb.: BHV-Petersburg, 2001. 432 p.: ill.

6. www.patriarchia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.