Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры студентов педагогического университета как актуальная педагогическая проблема'

Формирование информационной культуры студентов педагогического университета как актуальная педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная культура / личность / культура / формирование / information culture / the person / Culture / Formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова И. Г.

В статье автор актуализирует необходимость формирования информационной культуры студентов педагогического университета как будущих специалистов современной школы. Также рассматриваются различные подходы к определению понятия «информационная культура личности» с позиции философии, культурологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author actualizes the necessity of formation of information culture of students of pedagogical university as the future specialist of modern school. Also various approaches to the definition of the concept information culture of the person from the position of philosophy, cultural science and pedagogy are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры студентов педагогического университета как актуальная педагогическая проблема»

УДК 378,14

И. Г. Санникова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье автор актуализирует необходимость формирования информационной культуры студентов педагогического университета как будущих специалистов современной школы. Также рассматриваются различные подходы к определению понятия «информационная культура личности» с позиции философии, культурологии и педагогики.

Ключевые слова: информационная культура, личность, культура, формирование.

В современном обществе актуальным является понимание того, что от качества системы высшего образования во многом зависит настоящее и будущее любого государства, успешность любой организации, судьба отдельного человека. Все больше возрастают роль и значение способностей личности целенаправленно выстраивать общение, и особое место в этом отводится информационной культуре.

Информатизация общества и современного высшего образования тесно связана с развитием и наполнением сети электронных коммуникаций. Можно сказать, что культура стремительно становится культурой информационных компьютерных коммуникаций. В связи с этим овладение будущим специалистом информационной культурой как одной из важнейших составляющих высшего образования является актуальной проблемой.

В начале 90-х годов XX века в системе российского образования происходят глобальные изменения. Инновационные процессы в образовании, характерные в целом для России, в нашем регионе в силу его географического расположения имеют свою специфику. Отдаленность от центра, труднодоступ-ность делают особо значимыми и интересными для нас те инновационные процессы в обществе, в образовании, которые соответствуют нашим специфическим особенностям и способствуют позитивному развитию как в целом всей системы образования, так и отдельно каждого ее представителя.

На наш взгляд, таким направлением является необходимость формирования информационной культуры студентов педагогического университета как будущих учителей. Безусловно, овладение будущим специалистом информационной культурой как компонентом его профессиональной компетентности значимо, и в педагогической науке решению этой проблемы отведено немалое место, особенно за последние десять лет. Актуальность поиска новых теоретических и практических решений проблемы формирования информационной культуры студента педагогического вуза обусловлена рядом обстоятельств:

- во-первых, возникшей необходимостью обеспечения адекватности высшего образования дина-

мическим изменениям, происходящим в обществе, обусловленным возросшим объемом информации и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий;

- во-вторых, сменой парадигмы «образование на всю жизнь» новой - «образование в течение всей жизни»;

- в-третьих, кардинальными изменениями в профессиональной деятельности в сфере образования, определенными необходимостью постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности учителей общеобразовательных учреждений;

- в-четвертых, растущей диспропорцией между улучшающимся материально-техническим потенциалом процессов информатизации общеобразовательных учреждений Томской области и качеством подготовленности учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и др.

Все это подтверждает актуальность решения проблемы формирования информационной культуры студента педагогического университета, от которого во многом зависит возможность повышения уровня информационной культуры школьников и качества образовательных услуг.

К сожалению, сложившаяся современная практика высшего образования свидетельствует об ограниченности подхода к формированию информационной культуры личности, которая или сводится к овладению навыками работы с персональным компьютером, или к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, что свидетельствует об ограниченности, локальности решения проблемы формирования информационной культуры в целом. На наш взгляд, ограниченный характер во многом обусловлен недооценкой необходимости формирования информационной культуры студента при обучении в педагогическом университете.

При выявлении первоначального уровня сфор-мированности информационной культуры студентов мы выделяем три аспекта:

1) характеристики знаний студентов, необходимые для информационной деятельности;

2) характеристики умений и навыков студентов, относящиеся к информационной деятельности;

3) коммуникативные и рефлексивные составляющие информационной культуры студентов.

Выборочная совокупность опроса составила 782 студента Томского государственного педагогического университета.

Как показали результаты проведенных исследований (анкетный опрос, наблюдения, беседы, интервью), у 57 % студентов довольно часто возникают затруднения при поиске требующейся им учебной информации; 14 % респондентов иногда сталкиваются с такими проблемами. Тем не менее у студентов, проживающих в сельской местности, чаще, чем у городских, возникают проблемы с поиском нужной учебной, психолого-педагогической и методической литературы (37 % и 20 % соответственно).

Интерес вызывает то, в какой мере находят применение у студентов различные источники информации. В данной анкете из предложенных источников информации надо было выбрать три, чаще других используемых ими при подготовке к занятиям (таблица 1).

Таблица 1

Использование информации студентами при

подготовке к учебным занятиям (в %, п = 782)

Источники информации в %

Домашняя библиотека 22

Библиотека Томского государственного педагогического университета 61

Научная библиотека 14

Ресурсы Интернета 88

Периодические издания 16

Дистанционные программы обучения 38

Данные исследования показали, что основная часть респондентов (61 %) при подготовке к занятиям использует литературу библиотеки Томского государственного педагогического университета. Только для 16 % студентов одним из основных источников информации являются периодические издания. Надо отметить, что для молодежи приоритетным является использование ресурсов Интернета при подготовке к учебным занятиям (88 %).

К материалам домашней библиотеки обращаются немногим менее четверти опрошенных студентов (22 %). Готовясь к учебным занятиям, студенты реже всего обращаются к литературе, имеющейся в научной библиотеке г. Томска (14 %). Наиболее благоприятная ситуация складывается у студентов в использовании дистанционных программ обучения, активно внедряющихся в последние годы в системе высшего образования (38 %).

Профессионально-квалифицированным специалистом в настоящее время считается тот учитель, который помимо своих профессиональных знаний и умений обладает способностью эффективно использовать в своей педагогической деятельности те новые возможности, которые открывает ему информационное общество. Прежде всего, это потенциал использования различного рода электронных ресурсов в информационных сетях.

Для обеспечения этого необходимо конечно же развитие соответствующей современному уровню информационной инфраструктуры общества, а также вхождение в международное информационное пространство. Однако этого мало. Необходимо обеспечить своевременную подготовку будущих педагогов по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе.

Данные тестирования студентов по выявлению практических ИКТ-умений приведены в таблице 2. Несмотря на субъективность оценок, полученные результаты верно отражают существующую практику, когда компьютер часто рассматривается как предмет оргтехники.

Таблица 2

Результаты по выявлению практических ИКТ-умений студентов (в %, п = 782)

ИКТ-умения студентов Варианты ответов

в совершенстве частич- но не умею

Умение пользоваться электронной почтой 65 30 5

Умение пользоваться графическими процессорами 34 42 24

Умение пользоваться табличными процессорами 36 48 16

Умение получать информацию из удаленной базы данных 27 33 40

Умение пользоваться текстовыми процессорами 84 9 7

Из таблицы видно, что не умеют вести поиск в базах данных достаточное большое число студентов - 40 %. Лучше всего студенты владеют навыками работы с текстовыми процессорами: 84 % - в совершенстве, 9 % - частично.

Проводимые нами наблюдения, данные анкетного опроса студентов показывают, что информационную культуру можно рассматривать как средство самореализации и самоутверждения будущих педагогов, способствующее развитию плодотворного сотрудничества с обучающимися, росту собственного профессионального развития; значительно повышающее уровень его профессиональной культуры; расширяющее возможности распространения накопленного опыта, собственных

взглядов на содержание и методику образования детей и молодежи; помогающее перейти от роли педагога-транслятора знаний на уроках к положению педагога-тьютора, организующего, исследующего и направляющего процесс самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся.

Для повышения качества образовательных услуг учителю необходимы следующие знания:

- основные типы документов и виды изданий в области образования;

- каналы и источники получения научно-педагогической информации;

- методы аналитико-синтетической обработки информации;

- способы поиска документов в библиотеках, электронных базах данных, глобальных поисковых системах Интернета;

- технологии подготовки и оформления результатов научной, учебной, методической, опытно-экспериментальной работы;

- разработка учебно-методических материалов.

Он должен уметь пользоваться библиографическими каталогами, указателями и картотеками, ориентироваться в структуре документов и словарей, составить библиографию по определенной теме, найти информацию по изучаемой проблеме, обработать и сохранить и представить ее в доступном виде, использовать информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе.

Совокупность знаний в данном случае представлена группой типовых интеллектуальных операций: давать толкование понятия; классифицировать, представлять системно; отличать, атрибутировать; знать состав, назначение; объяснять причину; объяснять порядок и последовательность действий. Уме -ния представлены следующими процедурами: поиск, анализ и синтез информации. Информационная культура студента может быть представлена цепочкой действий:

- осознание потребности в информации;

- разработка стратегии поиска, то есть формулирование запроса и отбор источников информации;

- оценка информации;

- синтез;

- эффективное использование новой информации в учебной деятельности.

В таблице 3 приведены результаты тестирования знаний и умений студентов в области информационной культуры исходя из заявленного выше.

Как видно из представленной таблицы, знания и умения по такой теме, как «Аналитико-синтети-ческая переработка информации» (соответственно 13 % и 26 %), являются недостаточными в учебной деятельности студентов. Только 21 % студентов

могут пользоваться технологией подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Лучшую позицию составляют знания и умения по теме «Информационная культура личности и профессиональная деятельность учителя» (соответственно 46 % и 59 %).

Таблица 3

Знания и умения студентов в области

информационной культуры (в %, п = 782)

Наименование тем Знания Умения

Информационная культура личности и профессиональная деятельность учителя 46 59

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения 21 29

Аналитико-синтетическая переработка информации 13 26

Технология подготовки и оформления результатов учебно-методической деятельности учителя и научно-исследовательской деятельности студента 24 21

В качестве эксперимента мы предлагаем внедрение спецкурса «Основы информационной культуры студента педагогического университета», рассчитанного на 72 часа, разработанного на основе программы Н. И. Гендиной «Основы информационной культуры личности» [1]. Цель данного спецкурса состоит в упорядочении разрозненных, несистематизированных знаний студентов, связанных с формированием целостного представления современной информационной картины мира.

Достижению поставленной цели подчинена структура спецкурса, в составе которого выделяются модули:

1. Информационная культура личности и профессиональная деятельность учителя.

2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

3. Аналитико-синтетическая переработка информации.

4. Технология подготовки и оформления результатов учебно-методической деятельности учителя и научно-исследовательской деятельности студента.

Спецкурс построен по модульному принципу и предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала. Его специфика заключается в том, что он подчинен задачам практической педагогической деятельности будущих учителей и использует достижения прикладной лингвистики, библиотековедения, информатики, теории текста и др., таким образом являясь интегративным и междисциплинарным.

Программой предусмотрены соответствующие каждому из содержательных модулей методы и формы организации учебного процесса: вводное

тестирование, установочные лекции, проектные семинарские занятия, практикумы в библиотеке, интернет-классе, итоговое тестирование и др. Особое место отводится самостоятельной (индивидуальной) работе студентов, использованию интерактивных методик дистанционного обучения.

Модульное построение спецкурса по формированию информационной культуры студента обеспечивает его системность, логическую организацию, алгоритмизацию, избирательность, то есть способствует естественной реализации педагогических принципов: научности и доступности, системности и последовательности, индивидуального и дифференцированного подхода. Кроме того, струк-

турирование по модульному принципу позволяет выдержать логику, систематичность, обеспечивать заданный уровень глубины изучаемого материала в зависимости от интереса и необходимости, потребностей, уровня предварительной подготовки студентов в области информационной культуры.

В заключение следует подчеркнуть, что реализация спецкурса «Основы информационной культуры студента педагогического университета» является чрезвычайно важным и перспективным направлением исследовательской деятельности для решения проблемы подъема уровня информационной культуры будущих специалистов системы образования.

Список литературы

1. Гендина Н. И. и др. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М., 2006. 512 с.

2. Виноградов А. А., Скворцов Л. В. Информационные потребности и информационная культура // Теория и практика общественно-научной информации. М., 1990. Вып. 4. С. 48-60.

3. Ершов А. П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании // Информатика и образование. 2003. № 6.

4. Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41-55.

5. Урсул А. Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1. 1997. № 2. С. 1-11.

Санникова И. Г., начальник учебного управления.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061. E-mail: SannikovaIG@tspu.edu.ru

Материалы поступили в редакцию 19.02.2009.

I. G. Sannikova

FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS AN ACTUAL PEDAGOGICAL PROBLEM

In the article the author actualizes the necessity of formation of information culture of students of pedagogical university as the future specialist of modern school. Also various approaches to the definition of the concept “information culture of the person” from the position of philosophy, cultural science and pedagogy are considered.

Key words: information culture, the person, culture, formation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.

E-mail: SannikovaIG@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.