Научная статья на тему 'Формирование информационной и коммуникационной компетентности в профессионально-педагогическом образовании'

Формирование информационной и коммуникационной компетентности в профессионально-педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВНЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / LEVEL VOCATIONAL TEACHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатенков С. А.

Статье обсуждается проблема формирования и развития в профессионально-педагогическом образовании навыков и компетенций в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), необходимых для инновационной деятельности, приведены примеры использования ИКТ в различных областях профессиональной деятельности, показана роль ИКТ в жизни людей и важность развития информационного общества в России и за рубежом. Определены понятия информационной и ИКТ-компетентности, на основе которых разработана система формирования ИКТ-компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании (ППО). Рассмотрена модель формирования ИКТ-компетентности выпускников учреждений среднего ППО, включающая четыре блока: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатенков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL COMPETENCE IN VOCATIONAL TEACHER EDUCATION

The article discusses the problem of forming and developing vocational teacher training skills and competence in the use of information and communication technologies (ICT), necessary for innovation. It gives examples of applying ICT in various areas of professional activity. The paper elicits the role of ICT in lives of people and assesses the importance of the Information Society in Russia and abroad. Concepts of information and ICT-competence are regarded, which is designed on the basis of the ICT-competence forming system in vocational teacher education (PPO). A model of the forming ICT-competence of secondary PPO graduates is reviewed, that includes four parts: a target, substantive, procedural, diagnostic.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной и коммуникационной компетентности в профессионально-педагогическом образовании»

УДК / UDC 378 С. А. Богатенков,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий, вычислительной техники и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск, Россия, ser-bogatenkov@yandex.ru

Sergey Bogatencov,

PhD in tecnics, assistant Professor, head of the Department of Information Technology, Computer Science and Substantive Procedures, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, ser-bogatenkov@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

FORMING INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL COMPETENCE IN VOCATIONAL TEACHER EDUCATION

В статье обсуждается проблема формирования и развития в профессионально-педагогическом образовании навыков и компетенций в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), необходимых для инновационной деятельности, приведены примеры использования ИКТ в различных областях профессиональной деятельности, показана роль ИКТ в жизни людей и важность развития информационного общества в России и за рубежом. Определены понятия информационной и ИКТ-компетентности, на основе которых разработана система формирования ИКТ-компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании (ППО). Рассмотрена модель формирования ИКТ-компетентности выпускников учреждений среднего ППО, включающая четыре блока: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический.

The article discusses the problem of forming and developing vocational teacher training skills and competence in the use of information and communication technologies (ICT), necessary for innovation. It gives examples of applying ICT in various areas of professional activity. The paper elicits the role of ICT in lives of people and assesses the importance of the Information Society in Russia and abroad. Concepts of information and ICT-competence are regarded, which is designed on the basis of the ICT-competence forming system in vocational teacher education (PPO). A model of the forming ICT-competence of secondary PPO graduates is reviewed, that includes four parts: a target, substantive, procedural, diagnostic.

Ключевые слова: информационная и коммуникационная компетентность, уровневое профессионально-педагогическое образование.

Keywords: information and communication competence, level vocational teacher education

Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются эффективным инструментом, необходимым для инновационной деятельности, поскольку их использование позволяет значительно уменьшить время и трудоемкость решения профессиональных задач. Начиная с последних десятилетий прошлого века во всех сферах деятельности активно применяются ИКТ. В образовании внедряется электронное обучение, основанное на применении дистанционных технологий. На машиностроительных предприятиях применяются системы автоматизированного проектирования технологических процессов, приспособлений и режущих инструментов. Современное производство оснащается автоматизированными системами управления технологическими процессами.

Система «1С: Предприятие» широко распространена в России, Казахстане, Белоруссии, на Украине и успешно применяется организациями многих стран мира. «1С» работает с пользователями через разветвленную партнерскую сеть, которая включает более 10 тыс. постоянных партнеров в 600 городах 23 стран [1].

На энергоемких производствах внедряются автоматизированные системы учета электроэнергии и энергоносителей. Более чем на тысяче предприятий России эксплуатируется ком-

плекс технических средств «Энергия» [2].

ИКТ воздействуют на сознание, образ жизни людей, их образование, содержание их деятельности, а также на содержание и формы взаимодействия правительства и гражданского общества. Учитывая важность развития информационного общества, главы восьми государств ведущих индустриальных стран мира в 2000 году приняли Хартию глобального информационного общества. В Хартии говорится о дальнейшем развитии и укреплении человеческого потенциала, заключающегося в повышенном внимании к базовому образованию, о расширении возможностей пожизненного обучения с упором на развитие навыков использования информационных технологий, о содействии подготовке специалистов в сфере информационных технологий, об укреплении нормативного регулирования этих процессов.

Компетентностный подход к профессиональному образованию рассматривается как доминирующий вектор обновления содержания образовательного процесса, направляющий его в русло подготовки специалиста, способного принимать нестандартные решения и нести за них ответственность, быть конкурентоспособным на рынке труда, уметь грамотно выстраивать траекторию своего профессионального развития. Однако недостаточная информационная подготовка кадров, имеющая место в профессиональном образовании, препятствует самореализации и адаптации ее выпускников к условиям жизни в современном информационном обществе. Для учреждений профессионально-педагогического образования (ППО), выпускники которых станут провайдерами информационной подготовки кадров в образовательном пространстве будущего, разрешение данного противоречия особенно актуально.

Актуальность проблемы развития уровне-вого ППО стимулирует усиление дифференциации процесса обучения за счет расширения спектра вариативности образовательно-профессиональных программ. Это создает объективные предпосылки для обоснования новых подходов к исследованию процесса подготовки мастеров и педагогов профессионального обучения в системе уровневого ППО [3, с. 4-5].

Понятие информационной компетентности в уровневом ППО необходимо рассматривать и как составляющую информационной культуры личности, и как составляющую профессиональной компетентности. Поэтому представляется целесообразным в «портфеле» информационных компетенций каждого уровня определить

компетенции для дисциплин общекультурного и профессионального циклов.

Разработана система формирования информационной компетентности уровневого ППО, отличающаяся учетом требований современного информационного общества. Для каждого уровня ППО определен «портфель» информационных компетенций и модули информационной дисциплины. Система позволяет планировать формирование информационной компетентности в зависимости от базового образования студента.

Стремление к технологичности и диагно-стичности образования послужило причиной появления понятия компетентности в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности). Под ИКТ-компетентностью выпускника учреждения ППО понимается его мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях:

- уровневого ППО и включения в информационно-коммуникационную образовательную среду, отличающуюся наличием дистанционного обучения, электронного бизнеса и угроз информационной безопасности;

- многопредметной и полифункциональ-ной педагогической деятельности при обучении, воспитании и развитии квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Подготовка в области информационных и коммуникационных технологий будущих выпускников учреждений ППО направлена на формирование у них ИКТ-компетентности, наличие которой позволяет:

1) использовать средства ИКТ в качестве инструментария формирования универсальных учебных действий у квалифицированных рабочих и специалистов компьютерной и информационной грамотности в отношении дистанционного обучения, электронного бизнеса и информационной безопасности;

2) реализовывать интегративный подход в многопредметной учебной деятельности будущего выпускника учреждения ППО на основе применения электронных образовательных ресурсов;

3) использовать потенциал ресурсов информационно-коммуникационной образовательной среды для развития и воспитания рабочих и специалистов;

4) организовывать трансформацию эмпирической технической осведомленности и компьютерных навыков рабочих и специалистов в целенаправленную и осознанную познаватель-

ную информационную и коммуникационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами информационного общества;

5) осуществлять плавную интеграцию рабочих и специалистов в информационно-коммуникационную образовательную среду с учетом уровня ППО при соблюдении принципов и норм здоровьесберегающих технологий;

6) реализовывать обучение основам дистанционного обучения, электронного бизнеса и информационной безопасности рабочих и специалистов;

7) самостоятельно осваивать новые программные продукты и повышать свой профессионализм в постоянно изменяющейся информационно-образовательной среде;

8) подбирать или самостоятельно разрабатывать информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного и организационно-управленческого процесса учреждения ППО.

С учетом актуальности ИКТ-компетентности и объективных предпосылкок для обоснования новых подходов к исследованию процесса подготовки выпускников учреждений ППО представляется целесообразным исследовать процесс формирования ИКТ-компетентности в ППО.

В результате анализа теоретических источников и опыта работы в области внедрения информационных технологий в образовании, машиностроении, энергетике и торговле разработана система формирования ИКТ-компетентности выпускников учреждений ППО.

В основе системы находятся три модели, соответствующие уровням ППО: среднее, бакалавриат и магистратура. Каждая модель включает четыре блока: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический. Рассмотрим модель формирования ИКТ-компетентности выпускников учреждений среднего ППО.

Целевой блок - определяющий - содержит требования образовательного стандарта, отражающие специфику деятельности мастера производственного обучения в условиях модернизации ППО.

Определим содержание класса ИКТ-компетенций для мастеров производственного обучения. Выделенные курсивом слова в перечисленных ниже компетенциях дали основание автору отнести их к классу ИКТ-компетенций.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования по специальности 051001 «Профессиональное обучение (по от-

раслям)» мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.) должен обладать общекультурными компетенциями, включающими в себя способность:

• осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);

• использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5).

Кроме того, мастер производственного обучения должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Организация учебно-производственного процесса: вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс (ПК 1.7).

2. Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты (ПК 2.1).

3. Методическое обеспечение учебнопроизводственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих): оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (ПК 3.3).

4. Участие в организации технологического процесса: разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию (ПК 4.3).

Анализ названных общекультурных и профессиональных компетенций позволил сформировать требования к информационной компетентности мастера производственного обучения, в соответствии с которыми он должен:

уметь:

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

- создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

- использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

знать:

- правила техники безопасности и ги-

гиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т. п.) с помощью современных программных средств;

- возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

- назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности.

Основа модели - содержательный блок, включающий совокупность и взаимосвязь предметов, через которые формируется ИКТ-компетентность студента. Весь содержательный блок представлен двумя модулями:

1. Предметы информационной подготовки (информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности), которые выполняют базовую и системообразующую функции в подготовке студентов в области информационных и коммуникационных технологий.

2. Предметы профессиональной подготовки (общая и профессиональная психология, общая и профессиональная педагогика, методика профессионального обучения, безопасность жизнедеятельности и др.), с одной стороны, мотивируют и нацеливают студентов на овладение современными технологиями, с другой - служат содержательной, методической и экспертной базой для их применения.

Отбор содержания специальных информационных курсов осуществлен на основе перечисленных в образовательном стандарте и выделенных нами специальных ИКТ-компетенций, для формирования которых подобрано программное обеспечение, наиболее значимое и актуальное для выпускника учреждения среднего ППО и предполагающее его эффективное использование в профессиональной деятельности. Приведем пример содержания специального информационного курса для отрасли машиностроения.

Для мастеров производственного обучения отрасли машиностроения рекомендуется изучение широко распространенных систем автоматизированного проектирования (САПР) [4, с. 34-37]. Они ориентированы на работу в интерактивном режиме, предоставляя проектировщику оперативный доступ к графической

информации, простой и эффективный язык управления ее обработкой с практически неограниченными возможностями контроля результатов. В первую очередь это относится к графическому диалогу, поскольку именно графика (чертежи, схемы, диаграммы и т. п.) как наиболее эффективный способ представления информации занимает особое положение в САПР. Таким образом удается автоматизировать самую трудоемкую часть работы. По оценкам зарубежных конструкторских бюро, в процессе традиционного проектирования на разработку и оформление чертежей приходится около 70 % от общих трудозатрат конструкторской работы (сравните: 15 % на организацию и ведение архивов и 15 % собственно на проектирование, включающее в себя разработку конструкции, расчеты, согласование со смежными областями).

Если проанализировать затраты технологов, то получится не меньший процент, приходящийся на графические работы. При решении задач проектирования технологических процессов (ТП) технологу необходимо создавать массу графических документов. Чертеж заготовки, ее схема базирования, операционные эскизы - вот неполный их перечень. Кроме того, для проектирования структуры ТП на различных станках необходимо иметь архивы графических изображений простых, сложных и совмещенных переходов.

Целью технологической подготовки производства является создание эффективных ТП с высокой производительностью и низкой себестоимостью. Это достигается в результате решения ряда перспективных задач: структурнопараметрической оптимизации, размерного анализа и синтеза ТП. Данные задачи относятся к классу сложных и плохо формализуемых задач. Их решение во многом определяется мнением технолога, для правильного формирования которого необходимы графики областей допустимых режимов резания, циклограммы работы станков, изображения размерных цепей и т. п., т. е. графические документы. Проектирование ТП считается незаконченным, если не решен при этом ряд вспомогательных конструкторских задач: проектирование фасонного инструмента, кулачков для автоматов и т. п.

Анализ задач технолога дает понять, что графические работы при проектировании ТП отнимают у технолога достаточно много времени, что приводит к необходимости их решения с помощью средств машинной графики и геометрии на ЭВМ.

Изготовление графических документов в

САПР оставляет наиболее сильное впечатление с точки зрения восприятия. Очевидно, что демонстрация интерактивного создания детали впечатляет больше, чем работа моделирующей программы, которая выдает несколько числовых значений. Средства интерактивной машинной графики и геометрии используются лишь для того, чтобы выполнить некоторое число операций ввода/вывода, т. е. интерактивная машинная графика является обеспечивающей подсистемой САПР.

В САПР существуют два вида построения графических систем: ориентированных на чертеж и на объект. Эволюция графических систем САПР привела к тому, что системы, ориентированные на чертеж, утрачивают свое значение. Перспективными для использования в интерактивных САПР, имеющими прямой выход на автоматизируемое производство, являются системы, ориентированные на объект.

На начальных этапах разработки и внедрения САПР основным документом обмена между различными подсистемами САПР был графический документ-чертеж. Он использовался для получения данных в подсистеме расчетов для подготовки управляющих лент для станков с ЧПУ (числовым программным управлением), когда технолог-программист производит ввод необходимой геометрической информации для системы подготовки программ для станков с ЧПУ вручную с чертежа.

Следующее поколение графических систем САПР уже ориентировалось на электронный документооборот, при котором данные чертежа автоматически преобразовываются в необходимую форму и передаются в различные подсистемы САПР: анализа, расчетов, технологической подготовки производства. Примером такой САПР является ППП «ТРА» (проектирование операций на токарных револьверных автоматах). В этой системе автоматически формируется программа для подготовки кулачков на станках с ЧПУ.

САПР, построенные на основе программно-технических комплексов, используют графические системы, ядром которых являются модели геометрии объектов проектирования, представленных в трехмерном пространстве.

Цели и содержание дисциплин информационной подготовки предполагают их последовательное изучение с соблюдением преемственности и интегративных связей с соответствующими курсами профессионального цикла.

Процессуальный блок модели включает формы, методы и средства профессиональной подготовки студентов. К теоретическим формам относятся информационные, проблемные, визуализированные и бинарные лекции, а также семинары и конференции. К практическим формам относятся лабораторные работы, работа в информационно-коммуникационной образовательной среде, выполнение проектов, деловые и ролевые игры, самостоятельная работа, производственная практика, написание курсовых и дипломных работ. Методы обучения включают диагностику и адаптацию электронных обучающих ресурсов, моделирование профессиональной деятельности, выполнение творческих проектов, исследование программной среды и создание электронного портфолио. К средствам обучения относятся информационно-коммуникационная среда, интернет-технологии, электронные УМК, а также компьютерные и мультимедийные средства.

Диагностический блок модели включает методику изучения сформированности ИКТ-компетентности. Выбор критериев оценки ИКТ-компетентности обусловлен логикой исследования и содержанием ключевых концептуальных положений.

В заключение уместно привести фрагмент доклада президента РФ Д. Медведева на заседании президиума Госсовета «О реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (17.07.2008): «Я вообще хотел бы сказать, что чиновник, не владеющий элементарными навыками пользования компьютером, не может эффективно работать. А стало быть, должен искать себе иное место приложения труда. Или учись, или, что называется, «до свидания». Мы же не принимаем на работу людей, которые не умеют читать и писать. Владение компьютером сегодня - это то же самое».

1. иПЬ: http://www.1c.ru/nus/finm1c/firm1c.htm

(дата обращения: 4.10.2012).

2. URL: http://www.enengocontnol.ru/about (дата обращения: 4.10.2012).

3. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации / Г. М. Романцев и др. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. - 2011. - 545 с.

4. Богатенков С. А. Формирование информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та . - 2012. - 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.