Научная статья на тему 'Формирование информационной базы устойчивого эколого-экономического развития как основы для анализа и принятия стратегических управленческих решений'

Формирование информационной базы устойчивого эколого-экономического развития как основы для анализа и принятия стратегических управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савкин В.И.

Информационная база эколого-экономического развития как основа для принятия стратегических управленческих решений на сегодняшний момент находится в стадии становления. Показаны составляющие информационного обеспечения экологического управления (менеджмента). Предложена модель формирования и использования информационной базы субъектами и объектами управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савкин В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной базы устойчивого эколого-экономического развития как основы для анализа и принятия стратегических управленческих решений»



ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ УСТОЙЧИВОГОЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ АНАЛИЗА И ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

в. и. слвкин,

кандидат сельскохозяйственных наук,

доцент кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК E-mail: v.i.savkin@mail.ru Орловский государственный аграрный университет

Информационная база эколого-экономического развития как основа для принятия стратегических управленческих решений на сегодняшний момент находится в стадии становления. Показаны составляющие информационного обеспечения экологического управления (менеджмента). Предложена модель формирования и использования информационной базы субъектами и объектами управления.

Ключевые слова: информация, устойчивое развитие, экономический анализ, управление.

В 1996 г. была принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [3]. В этом документе уже тогда говорилось, что идеи устойчивого развития могут сыграть важную роль в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований. За последующие годы многое было сделано в этом направлении, но еще больше возникло вопросов. Общепризнано, что в качестве основного компонента устойчивого развития выступает экологическая составляющая, которая тесно связана с экономическим развитием. В условиях формирования системы разграничений полномочий и ответственности федеральной власти и власти на местах добровольное возложение на себя дополнительных функций в экологической области осуществляется регионами крайне неохотно. Однако значение региональной составляющей в обеспечении экологической безопасности общества высоко. Субъекты

Федерации должны стать более самостоятельными и инициативными в вопросах повышения экологического благополучия не только ныне живущего поколения, но и последующих. Одна из основных проблем устойчивого развития кроется не столько в недостаточности средств на реализацию этой стратегии, сколько в отсутствии самой стратегии, размытости системы взаимосвязей, непонимании механизмов взаимодействия субъекта и объектов управления.

Слабость современного информационного обеспечения отрицательно влияет на качество принимаемых как властью, так и хозяйствующими субъектами стратегических и тактических решений, негативно сказывается на эффективности управления и препятствует устойчивому развитию той или иной территории. Экологические проблемы, тесно связанные с экономическими и социально-демографическими, разрешимы только при наличии достоверной, своевременной и полной информации о них. Подобная информация должна формироваться по определенным принципам (открытости, адекватности) и обрабатываться по обоснованной методологии. Только в этом случае применение информации при реализации управленческих функций и гражданских обязанностей будет эффективным.

Безусловно, система управления устойчивым эколого-экономическим развитием будет формироваться достаточно длительное время,осколочно,

с трудно оцениваемой эффективностью функционирования. Система будет много раз корректироваться, адаптироваться, даже кардинально изменяться. Но при этом залогом ее успешного развития будет оставаться принцип наиболее максимального синергетического учета всех доступных факторов — информационного, организационно-правового, ресурсного и др.

Для принятия стратегического решения субъект управления должен обладать необходимой (полной, своевременной и достаточной) информацией:

- об объекте, на который направлено его воздействие;

- о возможных способах реализуемого воздействия;

- о вероятности получения желаемого результата;

- о негативных последствиях.

Однако применительно к системе экологического менеджмента, понимаемого как многоуровневая система отношений между субъектами и объектами управления, движение информации недопустимо только в одном направлении. Субъект управления, аккумулирующий информационные ресурсы, должен выступать как некий центр накопления данных, их обработки и последующего распространения, а объект, потребляющий ресурсы в процессе своей деятельности, должен их использовать в своей практической деятельности.

Таким образом, информационное обеспечение экологического менеджмента следует понимать как систему взаимоотношений при формировании, распространении и применении информационных ресурсов (рис. 1). Применительно к информационному обеспечению экологического менеджмента это определение необходимо уточнить. Информационное обеспечение экологического менеджмента представляет собой систему взаимоотношений по формированию информации о деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на конкретной территории, их участию в реализации экологической политики региона, распространению информации о проблемах и достижениях в решении экологических задач

и созданию условий для применения наиболее перспективных способов и методов предотвращения и компенсации экологического ущерба.

Из этого определения следует, что система информационного обеспечения экологического менеджмента объединяет три составляющих.

Первой составляющей системы является подсистема формирования информационных ресурсов, включающая в себя сбор информации, ее обработку и приведение в формат, удобный для использования заинтересованными лицами. Самым главным аспектом управления на стадии формирования информации должен стать принцип ее актуальности, т. е. реального отражения ситуации, доведенного до сведения субъекта управления в кратчайшие сроки. Очевидно, что далеко не все хозяйствующие субъекты готовы добровольно заявлять о своих недостатках в работе, особенно, если это сопряжено со штрафными санкциями, административными взысканиями, а иногда и уголовной ответственностью. Таким образом, сбор информации не должен ограничиваться лишь теми данными, которые будут предоставлять сами субъекты экономической деятельности. Обязательным условием создания отвечающего потребностям заинтересованных лиц информационного пространства должно стать применение источников информирования в комплексе, т. е. тех, кто является потенциальным производителем экономико-экологического ущерба и тех, кто в пределах своей компетенции обязан отвечать за его минимизацию. Для получения достоверной информации целесообразно создавать независимые службы в структуре

Информационное обеспечение экологического менеджмента

---- ^ ' ^ -----

Формирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов

Распространение информации о проблемах и достижениях в решении задач

Создание условий для применения информации

Сбор

Обработка

I

Создание специализированного банка данных

Форматирование

Использование СМИ

к н о св

П «

св к св

1-1 Л

О

<и к к <и п <и о се Д

И

э а ^ «

н Ч

о ^

о X

Рис. 1. Информационное обеспечение экологического менеджмента

управления, занимающиеся аудитом эколого-эко-номической ситуации.

Однако основная проблема этой подсистемы информационного обеспечения менеджмента кроется отнюдь не в «добыче» полезной информации, а в ее обработке. Дело в том, что структуры управления достаточно консервативны и предпочитают подкреплять свои решения данными, сформированными другими структурами управления. Иначе говоря, власть в своей деятельности руководствуется привычными статистическими данными, обобщенными по традиционным критериям (сферам производства, территориальному принципу, видам ущерба и т.д.). Целью информационного блока экологического менеджмента должно стать создание системы обработки уже обобщенных органами статистики данных. Вариантов моделей обработки информации предложено на сегодняшний день достаточно много. Например, Е.А. Бычкова предлагает проводить социально-экологический рейтинг социальных субъектов (предприятий) [1]. Уровень рейтинга социальных объектов в данном случае будет определяться как сумма сорока социологических показателей, получающихся при наложении вертикальной структуры социума (способности, потребности, деятельность, отношения, институты) на горизонтальную (экономика, экология, наука, искусство, педагогика, управление, медицина и т.д.). В результате анализа динамики показателей можно оценивать эффективность воздействия на различные социальные образования и сферы деятельности. Не менее интересна модель, предложенная A.M. Аникиной и Е.В. Рюминой [4]. Авторы предлагают использовать разработанный ими анализ в общероссийском масштабе. Но кластеры применимы при обработке информации регионального уровня. Во-первых, поскольку в качестве критериев кластеризации проводимых исследований используются показатели, вполне рассчитываемые и на уровне районов того или иного региона:

- валовой продукт на душу населения;

- валовой продукт на одного занятого в экономике;

- объем промышленной и (или) сельскохозяйственной продукции на одного работника;

- валовая добавленная стоимость на одного работника;

- объем продукции сырьевых отраслей на одного работника;

- объем продукции ведущих перерабатывающих отраслей на одного работника.

Объединение районов в кластеры позволит определять наиболее нуждающихся в поддержке. Во-вторых, кластерный анализ в данном случае основывается на данных статистической отчетности, что значительно упрощает процедуру обработки информации.

Поскольку задачей обработки информации в конечном счете является приведение ее в «удобоваримую» форму, целесообразно, выбирая критерии систематизации данных, исходить из требований потенциальных пользователей (рис. 2). В связи с этим значительную роль могут сыграть организация и проведение опросов заинтересованных лиц, выявление наиболее востребованных сфер познания.

Следующая составляющая информационного обеспечения экологического менеджмента подразумевает создание системы проводника информации. Разумеется, речь идет о некой системе баз данных, в которых должны учитываться два основных условия: доступность информации, как в физическом, так и в интеллектуальном смысле слова; комплексность данных, включающая правовой, технический, технологический, организационный и ресурсный аспекты.

На сегодняшний день проблема доступности информации может решаться различными способами. В работе «Интеграция информационных ресурсов с помощью Интернет-порталов в проекте «Электронная Земля» [5] описана методика создания компьютерной системы информации для неограниченного количества заинтересованных пользователей. Подобные проекты дают возможность интеграции разнородных приложений и предоставления единой точки входа; доступа к совокупным ресурсам ряда серверов, замкнутых на центральном сервере; идентификации пользователей; защиты информационныхресурсов.

Однако распространение информации об эколого-экономическом аспекте развития не следует ограничивать только компьютерными технологиями. Целесообразно активно задействовать средства массовой информации, связей с общественностью [2].

Назначение еще одной подсистемы информационного обеспечения экологического менеджмента реализуется в практическом применении собранных и обработанных данных. Потребителями информационных ресурсов на этой стадии являются как субъекты, так и объекты управления. Субъектам управления информация необходима для выявления основных тенденций развития эколого-экономичес-

Обобщенный портрет социо-эколого-экономической ситуации в области

а

Рис. 2. Модель формирования и использования информационной базы эколого-экономического развития

кои ситуации в регионе и принятия стратегических решений. Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет провести:

- оценку социо-эколого-экономической ситуации в регионе;

- оценку уровня предотвращенного экологического ущерба;

- оценку потенциально опасных с экологической точки зрения производств;

- оценку эффекта природоохранных мероприятий.

Оценку социо-эколого-экономической ситуации целесообразно проводить в разрезе факторов интегрального развития региональной экологической системы, а именно природо-эколого-антропо-генном факторе благосостояния и экономического развития. В ходе оценки выявляются состояние и динамика ряда показателей (рис. 3). Поприродно-эколого-антропогенному фактору оцениваются

комплекс наземных, водных и воздушных природных ресурсов; совокупность воздействия на окружающую среду.

В зависимости от особенностей и производственной специфики дополнительно могут оцениваться состояние сельскохозяйственных земель, целостность природных систем и других фрагментирующих в процессе хозяйственной деятельности.

По фактору благосостояния проводится оценка в разрезе социально-демографических показателей, показателей качества жизни и благополучия, инфраструктурных показателей. В качестве социально-демографических показателей, учитываемых при анализе, могут использоваться показатели численности населения, в том числе городского и сельского, плотность населения, уровень занятости, в том числе по отраслям производства и обслуживания и т.д.. К показателям качества жизни можно

Оценка социо-

эколого-экономической ситуации

Природо-эколого-антпопогенный

Благосостояние

Экономическое развитие

отнести продолжительность жизни, уровень рождаемости и смертности, заболеваемость, уровень образования и т.д.. Инфраструктуру характеризуют показатели обеспеченности жильем, оснащенность системами водоснабжения и канализации, уровень газификации населенных пунктов ит.д..

По фактору экономического развития оценивается состояние экономической, финансовой и инновационно-инвестиционной деятельности. Экономическая деятельность характеризуется показателями объема производства продукции различных отраслей, производительностью труда, структурой валового регионального продукта. Финансовая составляющая характеризуется показателями налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, структурой расходной части бюджета, уровнем дотаций в регионе и т.д.. И, наконец, инновационно-инвестиционная деятельность отражается в показателях уровня инвестиций, в том числе и в природоохранную деятельность, степенью технической оснащенности производства, уровнем модернизации технологических процессов, количеством инноваций ит. п..

Результатом оценки социо-эколого-эко-номической ситуации должно стать выявление тенденций развития территории, позволяющих определить:

- динамику ухудшения состояния окружающей среды, выражающегося в истощении и загрязнении природных ресурсов, образовании искусственных ландшафтов, нарушении целостности биологических систем;

- диспропорции в развитии производства и состояния экологии;

- усиление влияния среды обитания на экологию человека, приводящую к росту заболеваний, сокращению продолжительности жизни и ухудшению ее качества;

- динамику урбанизации, тесно связанной с чрезмерной концентрацией населения;

Оценка уровня предотвращенного экологического ущерба

Качество текущего контроля природоохранных органов за состоянием:

Оценка потенциально опасных с экологической точки зрения производств

атмосферы

водных ресурсов

почвы и земельных ресурсов

биоресурсов

Оценка потенциального загрязнения производствами:

Оценка эффекта природоохранных мероприятий

Рис. 3. Применение информационныхресурсов эколого-экономического развития субъектами управления

- направления трансформации сельскохозяйственного производства;

- вероятность техногенных катастроф. На основе выявленных тенденций развития

субъект управления формирует стратегические альтернативы, каждая из которых в совокупности оценивается с учетом:

- возможных воздействий на окружающую среду;

- существующих экологических ограничений;

- имеющихся взаимосвязей с социальными, экономическими параметрами региональной системы;

- критериев оценки мер по предупреждению возникновения негативных последствий. Из предлагаемых альтернатив выбираются те,

которые наиболее полно способствуют разрешению проблемной экологической ситуации. С учетом финансовых возможностей управления разрабатывается комплекс мероприятий по повышению качества социо-эколого-экономической системы (рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, формирование информационной базы устойчивого эколого-экономического развития как основы для экономического анализа и

Информационные ресурсы

Рис. 4. Применение объектами управления информационных ресурсов эколого-экономического развития

Применимы в практической деятельности

i Хозяйствующими субъектами ,' > Населением

\ *

"""..........."f...........""_'"............г~"

По основным направлениям

_ I I

О технических, технологических, организационных нововведениях Получение достоверной информации о качестве жизни

О способах предотвращения экологического ущерба Получение информации о деятельности органов власти, общественных организаций, научных и образовательных учреждений

О механизмах внедрения экологического менеджмента на предприятии Возможность интерактивного участия в решении экологических вопросов

t \

В целях

_ * _

Развития экологического самосознания и мировоззрения населения и руководства хозяйствующих субъектов

Активизации деятельности общественных организаций и отдельных граждан в сфере охраны окружающей среды

Формирования экологической культуры в производственной и непроизводственной сферах

Повышения информированности заинтересованных лиц по различным аспектам природоохранной деятельности и рационального природопользования

принятия стратегических управленческих решений необходимо рассматривать как модель, включающую механизм сбора, обработки, применения и распространения информации субъектами и объектами управления. Однако в этой проблеме

остается открытым вопрос обработки информации и выработки комплексных показателей, характеризующих устойчивость развития экономики отдельных хозяйствующих субъектов и территории в целом.

Список литературы

1. Бычкова Е. А. Региональный менеджмент: социально-экологический аспект // Менеджмент в России и за рубежом, 2005. № 4.

2. Залесский Л. Б. Экологический менеджмент: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440.

4. Рюмина Е. В., Аникина А. М. Анализ влияния фактора природных ресурсов на уровень экономического развития регионов России //Проблемы прогнозирования, 2007. № 5.

5. URL: http://www.geosys.ru/sections/journal/sod_04_06.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.