Научная статья на тему 'Формирование информационно-профессиональной компетентности'

Формирование информационно-профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДИФИКАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ / СЕТЕЦЕНТРИЧНЫЕ ВОЙНЫ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SOCIETY / INTERNAL TROOPS / THE INFORMATION COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE MODIFICATION OF THE ARMED FORCES / NETWORK-CENTERED WARS / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Антон Александрович

В статье освещаются вопросы формирования информационной компетентности военных специалистов в современных условиях. Рассматриваются предпосылки трансформации вооруженных сил и связанные с этим проблемы подготовки кадров в высших военных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Information and Professional Competence

This paper highlights the issues of developing the information competency of military specialists in modern conditions. The author examines the background of transformation of the armed forces and the associated problems of training military personnel in higher military educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-профессиональной компетентности»

ры образуется опорной поверхностью стоп и площадью, заключенной между линиями, соединяющими носки и пятки ног. Наиболее благоприятное положение стоп для устойчивости тела - когда общий центр тяжести находится ближе к площади опоры. Степень устойчивости тела увеличивается с увеличением площади опоры. Одной из важнейших задач соперников при выполнении этого приема борьбы являются действия по смещению общего центра тяжести к пределам площади опоры (лабильное равновесие) или за его пределы (нарушенное равновесие). В спортивных видах борьбы, а также в джиу-джитсу, айкибудо и айкидо определены способы и направления вывода из равновесия. Использование техники выведения из равновесия повышает надежность выполнения приема. Оказавшись выведенным из равновесия, противник почти не может продолжать комбинированную атаку, например, ножом. По той же причине противнику тяжело вырвать атакующую руку из захвата и далее повторно атаковать. На рис. 1 и 2 показана фаза выведения из равновесия после ухода с линии атаки и захвата за атакующую руку в приеме защиты от удара ножом в живот рычагом руки внутрь (рис. 1) и наружу (рис. 2).

Рис. 1. Прием защиты Рис. 2. Прием защиты

от удара ножом в живот от удара ножом в живот

рычагом руки внутрь рычагом руки наружу

В спортивных видах борьбы для выведения из равновесия и проведения дальнейших технических действий используются также захваты за одежду, туловище, ноги, шею. В айкидо, некоторых приемах джиу-джитсу в большинстве случаев для выведения из равновесия используются захваты за кисти рук, ноги и шею. В спортивных видах борьбы техника выведения из равновесия используется для выполнения спортивного броска в соответствии с определенными правилами. В айкидо техника выведения из равновесия используется для выполнения всех приемов, среди которых: приемы защиты от ударов холодным оружием, тяжелым предметом, приемы защиты от группового нападения [6, с. 52; 7, р. 110].

Как уже было отмечено, для обучения боевым приемам борьбы представителей силовых структур традиционно используется бокс, боевое самбо, рукопашный бой и джиу-джитсу. Анализ учебно-методических пособий по данным видам единоборств выявил отсутствие техники выведения из равновесия в подавляющем большинстве приемов защиты от ударов холодным оружием, тяжелым предметом, в приемах защиты от группового нападения, хотя в данных приемах используются захваты за руки, ноги, туловище и голову нападающего. Авторы многих учебно-методических пособий, изданных в МВД, справедливо уделяют внимание такому важному техническому действию в приеме, как уход с линии атаки. Од-

нако они также игнорируют необходимость вывода из равновесия противника при защите от ударов холодным оружием. Аналогичные методы изложены и в различных пособиях по русскому стилю и самообороне.

В результате проведенного исследования было выявлено, что техника выведения из равновесия, используемая в айкидо, является важным условием выполнения многих спортивных и боевых приемов борьбы, однако данная техника не применяется для обучения сотрудников ОВД, в частности, в приемах защиты от ударов ножом или тяжелым предметом. Тем не менее, одним из достоинств относительно молодой системы подготовки, практикуемой в МВД, являются ее универсальность и открытость, способность воспринимать и органично встраивать в свою структуру приемы различных видов боевых искусств.

Использование техники выведения из равновесия в приемах защиты от ударов ножом, тяжелым предметом, практикуемой в айкидо, позволит значительно повысить уровень владения приемами рукопашного боя сотрудников ОВД.

1. Вахун М. Дзюдо. Основы тренировки. Минск, 1987. 127 с.

2.ХарлампиевА. А. Техника борьбы самбо. М., 1960. 127 с.

3. ЧумаковЕ. МСто уроков борьбы самбо. 3-е изд., испр., доп. М., 1988. 304 с.

4. Пархомович Г. П. Основы классического дзюдо: учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов. Пермь, 1993. 302 с.

5. Иванов-Катанский С. А. Джиу-джитсу. Техника боевых приемов. М., 1996. 336 с.

6. ВестбрукА. Айкидо и динамическая сфера. Киев, 1997. 336 с.

7. Stevens J. Aikido. The Way of Harmony. Boston-London, 1985. 198 р.

ФОРМИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

А. А. Диденко

В статье освещаются вопросы формирования информационной компетентности военных специалистов в современных условиях. Рассматриваются предпосылки трансформации вооруженных сил и связанные с этим проблемы подготовки кадров в высших военных учебных заведениях.

Ключевые слова: информационное общество, внутренние войска, информационная компетентность, профессиональная компетентность, модификация вооруженных сил, сетецентричные войны, новые информационные технологии.

Вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий

Д. А. Медведев

Сегодня, когда человечество, несомненно, подошло к невидимому рубежу, который отделяет одну эпоху от другой, мы с уверенностью можем утверждать, что цивилизация будущего станет радикально отличаться от современной. «Мы организуем совершенно новое общество», - пишет Э. Тоффлер, подразумевая под этим дискурс «информационное общество», находящийся в центре внимания современных западных и отечественных

философов и футурологов, таких, как Д. Белл, 3. Бжезинс-кий, С. Г. Кара-Мурза, А. И. Уткин, А. Г. Дугин и многих других, занимающихся проблемами грядущего мира [1].

Процесс информатизации общества занимает довольно заметный отрезок исторического времени и является органичной частью переломной эпохи в истории, которую переживает современное человечество. По мнению большинства исследователей, процесс информатизации общества характеризуется не только сменой приоритетов в области потребления, трансформацией сознания новых поколений под воздействием техники и электроники [2], но и формированием новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства [3]. Можно бесконечно долго спорить, каких последствий больше несет в себе процесс информатизации для общества в частности и цивилизации в целом - положительных или отрицательных. Ясно лишь одно, нет ни одной области человеческой деятельности, которая, в той или иной степени, не была бы связана с изучаемым явлением, выражающимся на практике в процессах обмена, продуцирования и обработки информации для ее практического использования. В масштабах целого общества это выражается в овладении информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики во всех сферах общественных отношений, начиная от политики, экономики, психологии и образования, заканчивая дипломатией и теорией военного искусства.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, являясь одним из государственных институтов, предназначенных для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств, не могут оставаться в стороне от происходящих преобразований, вызванных глобальной информатизацией, несущей определенную долю угроз и рисков для национального суверенитета и внутренней безопасности [4]. Продолжающийся процесс реформирования вооруженной организации и правоохранительной системы государства, придание нового облика вооруженным силам, в том числе и внутренним войскам, на наш взгляд, во многом обусловлен новым пониманием природы таких явлений, как война и мир, появлением альтернативных теорий вооруженной борьбы и их апробацией в ходе вооруженных конфликтов последнего десятилетия.

Значительные изменения, произошедшие в оценке и содержании внешних и внутренних угроз для Российской Федерации, их сдерживание и парирование, готовность к ведению «неклассической войны», выводит на первое место среди многих других факторов, оказывающих значительное влияние на современное состояние вооруженных сил и их боевой потенциал, подготовку военных специалистов, готовых к «войнам будущего», владевших бы информационно-компьютерными технологиями на должном уровне.

Современное состояние проблемы отражено и в одобренной Советом Безопасности Российской Федерации в ноябре 2009 г. Концепции строительства и развития внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, рассчитанной на реализацию до 2020 г. В ней,

в качестве одного из приоритетных направлений развития, определена работа по строительству единой (сопряженной) с органами внутренних дел Российской Федерации и другими структурами, входящими в состав военной организации государства, системы управления внутренними войсками (в том числе на основе инновационных технологий), способной обеспечить управление объединенными (разноведомственными) группировками войск (сил) в ходе пресечения внутренних вооруженных конфликтов и решения задач военного времени [5]. Перефразируя слова председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина, можно утверждать, что вооруженные силы, получившие новый облик в результате реформ, тем не менее, будут оставаться армией вчерашнего дня до тех пор, пока не научатся отвечать на текущие и грядущие вызовы XXI в. - века информационно-коммуникационных технологий, образования, знаний и информации [6].

В качестве одного из таких вызовов можно рассматривать формирование глобального информационно-коммуникативного пространства, так называемой «Третьей волны», предсказанной Э. Тоффлером [7]. Прорыв в области информационных технологий, наблюдающийся с начала нового тысячелетия, неумолимо вызвал революцию в области управления вооруженными силами ведущих государств мира и повлек за собой резкое изменение характера и способов ведения вооруженной борьбы [8]. К настоящему времени реальность гарантированного ядерного взаимоуничтожения практически свела к минимуму вероятность глобального вооруженного столкновения. Это потребовало, в свою очередь, пересмотра способов ведения вооруженной борьбы и разработку новых концепций ведения войны. В современных условиях, уверено большинство экспертов, облик будущей вооруженной борьбы определяется развитием информационных технологий, новинки которых в обязательном порядке проходят свою первичную апробацию на предмет их возможного использования в военном деле. Примером же новых концепций ведения войны может служить концепция се-тецентричных войн (NCW - Net Centric Warfare) - войн четвертого поколения, разработанная и внедренная вооруженными силами США [9]. Разработчики данной теории убеждены, что в ближайшем будущем эта теория «если не заменит собой традиционную теорию войны, то существенно и необратимо качественно изменит ее» [10]. Теория сетецентричных (сетевых) войн представляет собой перенос основных моментов стремительно развивающегося информационного общества на сферу военной науки. Концепция опирается на применение в управлении войсками в боевых операциях компьютеризованной, автоматизированной и централизованной сети систем наблюдения, разведки, связи, боевого управления, интегрированной в единую командно-управленческую систему.

Основа сетецентричного ведения и управления войной - создание единого информационно-управленческого пространства, непрерывно поддерживаемого, обновляемого информацией снизу и сверху, доступного для всех уровней оперативно-боевого управления по вертикали и горизонтали, защищенного от воздействия противника. Она направлена на достижение и удержание по-

давляющего информационно-управленческого превосходства над противником, инициативы действий сил в своих руках, достижение необходимых военных и политических целей с минимальными потерями. Превосходство над противником достигается за счет качества оперативного управления - полноты, глубины, оперативности знания, единого понимания и оценки динамично развивающейся обстановки командованием всех уровней, за счет быстроты реагирования на изменяющуюся ситуацию принятием своевременных обоснованных решений и ускоренного доведения их до действующих сил для реализации [11].

В преддверии этих и других угроз глобализации во внутренних войсках МВД России происходят значительные преобразования, включая перевооружение войск, идет активное внедрение в систему управления новейших информационных технологий, завершается формирование информационной телекоммуникационной системы. Как заявил председатель Правительства, «Наш ориентир на ближайшие годы - дать войскам технику нового поколения, сделать качественный шаг вперед» [12]. Без сомнения, возможности реагирования на угрозы национальной безопасности, боеспособность и боеготовность вооруженных сил государства зависят от состояния и технической оснащенности войск [13]. Однако поскольку их основной составляющей по-прежнему являются офицерские кадры, то, как убедительно показывает опыт применения внутренних войск, качество управления войсками во многом зависит также от возможностей и уровня подготовленности самих специалистов. Поэтому решить эти проблемы без учета человеческого фактора просто невозможно: необходимо учитывать уровень информационной компетентности военных кадров.

Все это актуализирует проблему информационнопрофессиональной компетентности современных военных кадров вооруженных сил России в области обеспечения национальной безопасности в условиях глобальных вызовов XXI в.

Практика показывает, что в современных условиях офицерам мало владеть сугубо профессиональными компетенциями, считавшимися достаточными для профессионализма в прошлом веке, необходимо постоянно повышать уровень своей квалификации, уверенно применять информационно-телекоммуникационные технологии в практической деятельности, специальное программное обеспечение и технические средства автоматизации для повышения оперативности управления войсками и качества отработки управленческих решений.

Однако анализ научных исследований и публикаций по проблеме информационно-профессиональной компетентности офицеров внутренних войск МВД России показал недостаточную изученность данной проблемы. Во многом это объясняется тем фактом, что само понятие «информационная компетентность» появилось в отечественной научной мысли сравнительно недавно -с конца 90-х гг. прошлого столетия, именно поэтому сегодня существует серьезная проблема его дефиниции.

Анализируя работы В. А. Адольфа, Б. С. Гершунс-кого, С. М. Годника, Н. В. Кузьминой, Г. А. Козберга, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, А. И. Мищенко, посвященные такому психолого-педагогическому явлению, как профессиональная компетентность специалиста, можно

смело утверждать, что информационно-профессиональная компетентность является неотъемлемой частью профессиональной компетентности и формируется как интегративное качество специалиста, обусловленное владением знаниями, умениями и навыками в области информатики и информационных технологий в сочетании с эмоционально-волевыми, ценностно-смысловыми и коммуникативными составляющими, применяемыми в процессе решения конкретных профессиональных задач и в управлении своим профессиональным развитием.

В тех немногочисленных работах, где, так или иначе, затрагивалась проблема информационной компетентности военнослужащих внутренних войск и сотрудников МВД России, описан ряд составляющих информационной культуры специалиста, необходимых в их практической деятельности, к которым авторы относят знание базовых информационных технологий, устойчивое владение навыками обработки информации [14]. Мы полагаем, что применительно к деятельности офицеров управления внутренних войск МВД России этот список может быть значительно расширен. Так, проведенный нами анализ деятельности и нормативно-концептуальных документов показал, что в качестве основных, характерных для всех офицеров управления, являются следующие компоненты, определяющие их информационную компетентность:

- когнитивно-деятельностный - наличие теоретических знаний в области информационных технологий, способах их реализации в профессиональной деятельности и при различных изменениях обстановки; информационная и компьютерная грамотность, в том числе знание устройства и порядка использования автоматизированного рабочего места офицера органа военного управления;

- операционально-технологический - умение управлять информационными потоками: способность искать, извлекать информацию из различных источников, производить ее обработку, отбор и систематизацию; владеть техническими навыками сохранения, удаления, копирования информации и т.п.; преобразования информации, навыками работы с прикладным, системным и специальным программным обеспечением, иметь навыки оформления и ведения баз данных и информационных массивов; умение использовать ресурсы Интернет и локально-вычислительных сетей; владение информационными технологиями профессиональной деятельности;

- аналитический - умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; анализировать поступающую информацию об изменениях обстановки в войсках, обобщать результаты служебно-боевой деятельности войск; гибкость и критичность мышления, выражающиеся в способности оперативно выбирать оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные;

- прогностический - определять способы достижения поставленных задач, предвидеть и прогнозировать развитие событий и результаты собственной деятельности, иметь представление о способах ситуационного моделирования при изменении обстановки с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- мотивационно-акмеологический - мотивы профессиональной деятельности, стимулирующие интерес к своей деятельности, готовность к использованию и модифи-

кации действующих информационных технологий; способность с использованием информационных технологий формировать новые знания и навыки, готовность к профессиональному самосовершенствованию; готовность применения информационных и компьютерных знаний в решении профессиональных задач; ценностное отношение к своей информационно-профессиональной деятельности; постоянное стремление к обновлению знаний в информационной и компьютерной сферах, умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.

Содержание структурных компонентов информационно-профессиональной компетентности отвечает требованиям, предъявляемым современными условиями службы, к деятельности офицеров управления внутренних войск МВД России, которая характеризуется следующими отличительными особенностями: непрерывное добывание, сбор, изучение, анализ и оценка данных обстановки, подготовка оперативно-тактических расчетов и предложений; организация и ведение информационно-аналитической деятельности; организация и совершенствование системы управления войсками, в том числе автоматизированного и др.

Однако компетентность как явление имеет одну значительную особенность: она формируется и развивается только в деятельности, конечно же, при наличии и на базе сформированных компетенций в соответствующей области знания. И здесь возникает закономерный вопрос: «Насколько выпускники военных вузов внутренних войск МВД России, которым предстоит служить в условиях активного использования новой концепции вооруженной борьбы, обладают сформированными информационными компетенциями?»

Проведенный анализ показал, что в настоящее время формирование у слушателей и курсантов информационной грамотности и культуры строится в соответствии с такой моделью будущей профессиональной деятельности, в которой информационная составляющая зачастую носит второстепенный характер и находится в стороне от качественного усвоения. Другой причиной недостаточного профессионализма в информационной сфере будущих офицеров, по нашему мнению, является то, что основной блок дисциплин, формирующих грамотность, приходится на первый и второй год обучения, и к моменту окончания вуза противоречие между уровнем развития информационных технологий и реальными способностями офицеров-выпускников проявляется наиболее явно. Таким образом, снижение общего уровня информационно-профессиональной компетентности носит объективно-субъективный характер и является следствием стремительного развития информационных технологий и устареванием полученных знаний уже через два года [15]. Высокая степень статичности содержания образовательных программ в военном образовании, в сфере обучения информационным технологиям, по мнению автора, вряд ли приемлема. Возникла объективная потребность в разработке новой модели специалиста, отражающей запросы современного общества на профессионалов, эффективно и качественно оперирующих разнообразными информационными потоками, способных оперативно реагировать на постоянно

меняющуюся ситуацию в войсках, с использованием информационно-коммуникационных технологий, регулировать деятельность войск через автоматизированную систему управления войсками и способствовать ее развитию.

Разрешение указанных противоречий видится в организации качественно иной, новой системы подготовки современного специалиста, где ключевым звеном при подготовке информационно-компетентного выпускника военного вуза должна стать модель опережающего обучения, ориентированная на подготовку специалистов, которые умели бы эффективно применять компьютерную технику и новые информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Также, на наш взгляд, необходимо изменение действующей организации повышения профессионализма офицеров путем введения учебных дисциплин по информационным технологиям в систему переподготовки и повышения квалификации офицеров, командирской подготовки, а также учет такого фактора при проведении аттестации офицеров при назначении на вышестоящие должности, особенно в органах военного управления, как информационная компетентность.

В целом же решение данной проблемы требует глубокого теоретического осмысления, дальнейшего исследования особенностей формирования информационной компетентности у офицеров внутренних войск МВД России и обоснования наиболее эффективных способов и путей ее развития в ходе практической деятельности.

1. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 784 с.

2. Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М., 2002. 368 с.

3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12 мая2009 г. № 537 //Рос. газета. 2009. 19 мая.

4. О военной доктрине Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 // Рос. газета. 2010. 10 февр.

5. Рогожкин Н. Е. Концептуальные направления строительства и развития внутренних войск МВД России на период до 2020 года // Войсковой вестник. 2010. № 1. С. 12-15.

6. Мясников В. Путин нацеливает армию на интернет [Электронный ресурс] // Независимое военное обозрение. URL: http:// nvo.ng.ru/realty/2010-01-22/1_internet.html (дата обращения: 25.01.2010).

7. Тоффлер Э. Указ. соч.

8. Бунин С. В., МирошниковА. И. Основные направления развития системы управления внутренних войск МВД России // Академический вестник ВВ МВД России. 2009. № 3. С. 3-8.

9. Дугин А. Г. Мир охвачен сетевыми войнами // Независимое военное обозрение. 2005. 25 нояб.

10. Brzezinski Zb. Between Two Ages. America’s Role in the Technetronic Era. N.-Y., 1970. 352 р.

11. Дугин А. Г. Указ. соч.

12. Цит. по: Мясников В. Указ. соч.

13.МугиновР. К. Совершенствование системы подготовки офицерских кадров как фактор обеспечения военной безопасности Российской Федерации. URL: http://armyrus.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=94&Itemid=1522 (дата обращения: 15.03.2010).

14. Давыдов А. С., Маслова Т. В. Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел : учебное пособие. М., 2008. 232 с.

15. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.