живающим в доме необходимых ЖКХ-услуг и создаст фонд воспроизводства МКД с остальными собственниками. Таким «главным» собственником может стать коммерческая фирма или физическое лицо-владелец в новых домах или коллектив существующих собственников помещений в МКД, решившихся оформить свои взаимоотношения в новом виде. Такие собственники могут передать свои квартиры в общую собственность общей фирмы (что пока психологически маловероятно), или просто, получить в результате реконструкции доходные активы новых помещений в общедолевую собственность (отчуждаемую и по всем статьям ГК в отличие от общего имущества в МКД!!!). Что позволит заключить с каждым отдельным собственником и нанимателем договора на обслуживание и капитальный ремонт. Последний вариант представляется нам наиболее «сильным» и имеющим огромное будущее, но наиболее сложным в виду хронической неспособности россиян что-либо решать коллективно. Но это свойство необходимо преодолеть и именно для этого и предлагается наш проект. Вторым этапом развития проекта должна стать выработка серии законов на федеральном
уровне, закрепляющих право собственности на многоквартирный дом, его учёта как единого объекта собственности, формы домовладельческих компаний, финансовые и налоговые особенности его осуществления (кредитование собственников и государственные гарантии этого кредитования, коллективное инвестирование, процедуры проведения собраний собственников-домовладельцев и т.п.) Здесь чрезвычайно важную роль сыграют новые технические информационные средства интернета и компьютеризации МКД. Нами уже изготовлен образец портала, с помощью которого онлайн возможно осуществлять голосование, паспортизацию и мониторинг проектов реконструкции МКД. Формирование прозрачного самоуправления — задача не только ЖКХ, но и всего гражданского общества. Наш проект может стать моделью таких инструментов открытого информационного взаимодействия, формирования малых социально-предпринимательских групп, выхода за границы государственного обособления в решении общих гражданско-правовых и имущественно-предпринимательских вопросов в контексте ноосферной парадигмы.
Литература
1. Горбунов А.А. Развитие системы управления хозяйственными рисками предпринимательской среды сферы услуг: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во МФИН, 2011.
2. Горбунов А.А. Развитие теории и практики организации взаимодействия властных и предпринимательских структур. — СПб.: Изд-во МФИН, 2012.
3. Горбунов А.А. Предпринимательская среда в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория и практика. — СПб.: Изд-во МФИН, 2012.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАТРАТАХ В СИСТЕМЕ УЧЕТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
О.А. Коваленко,
доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета Волжского института экономики, педагогики и права (г Волжский),
кандидат экономических наук oksana.kovalenko@mail.ru
В статье рассматривается порядок формирования информации о затратах в системе учета субъектов малого и среднего предпринимательства. Описана последовательность процесса формирования информации о затратах в системе. Представлена упрощенная классификация затрат и схема их отражения в системе учета.
Ключевые слова: учет, затраты, расходы, классификация затрат, субъекты малого и среднего предпринимательства
УДК 657.471 ББК 65.052.9(2)2
Опираясь на парадигмы, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете», можно утверждать, что сам по себе учет является главным информационным ресурсом, формирующим базу экономических данных [1]. В свою очередь, совокупность информационных ресурсов, образующаяся в системе учета каждого экономического субъекта, должна быть нацелена на обеспечение прозрачности деятельности, направленной на выполнение основной цели — получения прибыли.
База экономических данных — это модель взаимосвязанных показателей, характеризующих коммерческую деятельность экономического субъекта. Минимальный перечень показателей, включаемых в такую модель, определен в бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности. Состав базы экономических данных субъектов малого и среднего предпринимательства представим в виде схемы (см. рис. 1).
Из представленного рис. 1 видно, что главным фактором воздействия на финансовый результат является объем затрат, причем степень воздействия данного фактора на финансовый результат различна в зависимости от цели информационной базы экономических данных.
Наибольший интерес для собственников малого и среднего бизнеса представляет коммерческая прибыль, которая является слагаемым налоговой прибыли, отклонений бухгалтерской прибыли от налоговой прибыли и отклонений прибыли, возникающих из-за неучтенных затрат для целей бухгалтерского и налогового учета.
Расчет коммерческой прибыли сложен для субъектов малого и среднего предпринимательства тем, что не всегда осуществленные ими затраты отражаются в системе учета. Так, например, учет индивидуального предпринимателя, освобожденного от ведения бухгалтерского учета, нацелен на
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Информация о доходах
О
+
ДОХОДЫ
Информация о затратах
\Л
IV
Информация о финансовых результатах
Экономическая
информация
ЗАТРАТЫ, обеспечивающие коммерческую деятельность РАСХОДЫ, признаваемые для целей бухгалтере ко го финансового учета РАСХОДЫ, признаваемые для целей налогообложения
КОММЕРЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ПРИБЫЛЬ НАЛОГОВАЯ ПРИБЫЛЬ
БАЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДАННЫХ
для целей управления для целей формирования бухгалтерской финансовой отчетности для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль (НДФЛ для ИП), по налогу при применении УСН, а так же по единому сельскохозяйственному налогу
Рис. 1. Состав базы экономических данных коммерческой организации
расчет налоговой базы по налогу, выбранной системы налогообложения, а не на расчет коммерческой прибыли. В таких условиях практически невозможно спрогнозировать его дальнейшую предпринимательскую жизнь.
Неравенство объема затрат, в зависимости от цели информационной базы экономических данных показаны на рис.2.
Схема интерпретации информации о затратах, показанная на рис. 2, подчиняется сложившейся концепции о затратах. Так, например:
— В.Э. Керимов и Е.В. Минина понимают под затратами «явные (фактические, расчетные) издержки предприятия» [2];
— В.А. Константинов, М.Э. Гиновкер и С.А. Алимов считают, что затраты — это «ресурсы, «уничтожаемые» (поглощаемые) в процессе производства для получения выпускаемых предприятием (оказания услуг) и их реализации» [3];
— С.В. Шебек определяет затраты, как «стоимостная оценка использованных компанией производственных ресурсов» [4];
— М.И. Кутер утверждает, что «затраты возникают в момент приобретения организацией товаров и услуг сторонних организаций, а также при расчетах с персоналом по оплате труда, социальным и другим обязательствам. Возникновение затрат сопровождается выплатой денежных средств, другого имущества, уменьшением прав требования (дебиторской задолженности), ростом долговых обязательств организации» [5];
— В.В. Ковалев и Вит. В. Ковалев считают, что «по отношению к затратам расходы могут выступать в качестве их причины или следствия» [6];
— по мнению группы авторов [7], затраты — «это ресурсы компании, используемые ею за определенный период для производства и реализации продукции»;
— В.Б. Ивашкевич уточняет, что затраты представляют собой «отток средств, связанных с предпринимательской деятельностью» [8].
Исходя из приведенных утверждений, затраты можно определить, как стоимость использованных ресурсов для обеспечения коммерческой деятельности экономического
ЗАТРАТЫ, РАСХОДЫ, РАСХОДЫ,
обеспечивающие > признаваемые для целей > признаваемые для
коммерческую бухгалтерского целей
деятельность налогообложения
финансового учета
Рис. 2. Неравенство объемов затрат, в зависимости от цели информационной базы экономических данных
субъекта, а расходы — как часть всей совокупности затрат, признаваемая для целей формирования бухгалтерской финансовой отчетности и расчета налоговой базы по налогам. Такая трактовка расходов следует из норм ПБУ 10/99 и Налогового кодекса РФ.
Следствием признания в бухгалтерском финансовом учете затрат в качестве расходов является уменьшение капитала [9], в налоговом учете — уменьшение доходов для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль (по НДФЛ для ИП), по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов [10].
Процесс формирования информации о затратах у субъектов малого и среднего предпринимательства включает следующие этапы:
1 этап. Идентификация затрат.
2 этап. Проверка обоснованности затрат.
3 этап. Проверка документального оформления затрат.
4 этап. Классификация затрат и их отражение в системе учета.
На первом этапе происходит событие, которое приводит к использованию ресурсов экономического субъекта. Факт использования ресурса возможен как объект учета только в том случае, если его можно оценить в денежном выражении.
На втором этапе необходимо точно определить, для выполнения каких задач будут или уже использованы ресурсы. Задачи могут быть различны, но ограничены основной целью коммерческой деятельности экономического субъекта. Если точно обозначить задачи, на выполнение которых могут быть или уже использованы ресурсы, то с идентификацией затрат в системе учета не возникнет проблем. Так, например, у экономического субъекта возникает событие «оплата аренды офиса», то здесь точно можно определить для каких задач используется этот офис. Далее, если совокупность задач, для выполнения которых используется офис, направлена для выполнения основной цели экономического субъекта, то, однозначно, такой вид затрат является объектом учета.
Проверка документального оформления затрат в современных условиях усложняется тем, что разработка форм документов осуществляется экономическим субъектом самостоятельно. Какие документы будут получены в подтверждение затрат можно узнать, только после переговоров с поставщиками и подрядчиками, кроме затрат, возникающих внутри производственного процесса экономического субъекта. Проверка документального оформления затрат, как минимум, должна заключаться в проверке обязательных реквизитов и законности представленных документов. Перечень обязательных реквизитов утвержден для целей бухгалтерского учета в пункте 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и для целей налогового учета в статье 313 НК РФ.
В условиях высокой конкуренции на рынке малого и среднего предпринимательства управленческие решения настолько сложны и зачастую принимаются на основе искаженной информации, что неизменно приводит к потере конкурентоспособности. Чтобы иметь доступную, оперативную и достоверную информацию для прогнозирования финансовых результатов экономических субъектов надо иметь абсолютную осведомленность о затратах.
Нельзя не согласиться с Н.А. Салминой, определяющей что основная цель классификации затрат — это «создание четкой и упорядоченной структуры затрат в соответствии с решаемыми задачами» [11]. Классификации затрат в системе учета экономических субъектов малого и среднего бизнеса должна иметь комплексный характер, обеспечивающий решение задач как управленческого, финансового и
налогового учета. Здесь уточним, что номенклатура затрат зависит от основных целей всех видов учета. Как было указано статье [12, с. 193]: «Построение системы счетов аналитического учета по учету затрат (расходов) для субъектов малого предпринимательства», цели построения системы классификации затрат располагаются в следующей иерархической последовательности:
первый наивысший уровень — это цель управленческого учета — получение прибыли;
второй уровень — это цель бухгалтерского (финансового) учета — формирование бухгалтерской отчетности;
третий уровень — это цель налогового учета — расчет налоговой базы по налогу
Первоначальная стадия классификации затрат должна обеспечить их деление, в соответствии с п.4 ПБУ 10/99, на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы, в соответствии со ст. 252 НК РФ, на расходы связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы. Так как система налогового учета может строиться на основании данных бухгалтерского учета, то достаточно осуществлять классификацию затрат в системе бухгалтерского учета.
Упрощенную классификацию затрат по обычным видам деятельности и их отражение в учете субъектов малого и среднего предпринимательства представим на рис. 3.
Затраты, в совокупности формирующие себестоимость продукции, работ, услуг состоят из прямых (переменных) и косвенных ( условно-постоянные) затрат. Так как прямые затраты непосредственно связаны с производством конкретных видов продукции, работ, услуг, то они являются и переменными, зависимыми от объемов выпуска продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Что касается косвенных затрат, то они могут быть как переменными, так и постоянными. Косвенные затраты невозможно отнести на конкретный вид продукции, работ, услуг. Часть косвенных затрат, не зависящих от объемов выпуска продукции, выполненных работ и оказанных услуг, являются условно-постоянными.
Классификация затрат на прямые и косвенные предназначена для накопления и систематизации информации о затратах для целей калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. Состав прямых и косвенных затрат устанавливает экономический субъект самостоятельно. Значимость этой классификации подтверждается тем, что себестоимость для экономического субъекта выступает индикатором ценовой политики.
Классификация затрат на переменные и условно-постоянные нацелена на обеспечение руководства оперативной информацией для принятия управленческих решений в области ценообразования, ассортиментной политики, анализа безубыточности, прогнозирования финансового результата и других подобных решений.
Классификация расходов по экономическим элементам в соответствии с п.8 ПБУ 10/99 позволит подготовить информацию о затратах для отражения ее в бухгалтерской отчетности экономического субъекта, что является основной задачей финансового учета. По экономическим элементам затраты необходимо группировать по пяти группам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Остается определиться с различиями, возникающими в классификациях расходов в системе финансового и налогового учета.
Рассмотрим основные различия в классификации расходов в системе бухгалтерского и налогового учета.
В отношении различий в классификациях расходов может быть два варианта: при первом варианте следует рассматривать совмещение системы бухгалтерского учета
Рис. 3. Упрощенная классификация затрат и схема их отражения в системе учета субъектов малого и среднего предпринимательства
и общего режима налогообложения, при втором варианте — совмещение системы бухгалтерского учета и упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Состав расходов для целей исчисления налога на прибыль и для целей бухгалтерского учета практически идентичен, так расходы от производства и реализации включают те же элементы, что и в бухгалтерском учете: материальные расходы, расходы на оплату труда, включающие отчисления на социальные нужды, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (рис. 4).
Знак «больше или равно» по отношению к расходам, связанным с производством и реализацией означает, что объем этих затрат больше на сумму затрат на продажу и иное выбытие основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции. В бухгалтерском учете расходы, связанные с указанными событиями, включаются в состав прочих расходов.
При классификации затрат на прямые и косвенные, необходимо помнить, что состав прямых и косвенных бухгалтерских затрат отличен от состава прямых и косвенных налоговых расходов для целей исчисления налога на прибыль.
Расходы для целей налогообложе ния Расходы для целей бухгалтерского учета
= =
Расходы связанные с производством и реализацией > Расходы по обычным видам деятельности
материальные расходы материальные затраты
затраты на оплату труда
расходы на оплату труда отчисления на социальные нужды
суммы начисленной амортизации амортизация
прочие расходы прочие затраты
+ +
Внереализационные расходы < Прочие расходы
Рис. 4. Формирование информации о расходах в бухгалтерском учете и для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль
Состав прямых налоговых расходов устанавливается они в полном объеме относятся на уменьшение налоговой
экономическим субъектом самостоятельно, исходя из тре- базы по налогам, подлежащим уплате, в случае примене-
бований статьи 318 НК РФ. Так, в состав прямых налоговых ния единого сельскохозяйственного налога и упрощенной
расходов входят: материальные затраты; расходы на оплату системы налогообложения с объектом налогообложения
труда персонала, участвующего в процессе производства «доходы, уменьшенные на величину расходов».
товаров, выполнения работ и оказания услуг; суммы начис- Указанные нами различия следует учесть при формиро-ленной амортизации по основным средствам используемым вании единой информационной базы о затратах у субъектов при производстве товаров, работ, услуг [13]. малого и среднего предпринимательства.
Косвенные бухгалтерские затраты должны включаться В заключении отметим, что оперативно сформиро-
в себестоимость продукции путем их распределения про- ванная рациональная информационная база о затратах у
порционально выбранной базе в учетной политике и их экономических субъектов малого и среднего предприни-
часть может остаться в незавершенном производстве, а мательства позволит им обеспечить:
косвенные налоговые расходы в полном объеме относятся — эффективность управленческих решений в области
к расходам текущего периода. коммерческой деятельности и налогообложения;
Перечень налоговых расходов при применении специ- — отражение достоверной информацию о затратах в бух-
альных налоговых режимов имеет закрытый характер, и галтерской финансовой отчетности и налоговой отчетности.
Литература
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п.2 ст.1). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=122855 (дата обращения 07.03.2013).
2. Керимов В.Э., Минина Е.В. Управленческий учет и проблемы классификации затрат // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — №1. URL: http://www.iteam.ru/publications/finances/section_50/article_1389/ (дата обращения 10.10.2012).
3. Константинов В.А., Гиновкер М.Э., Алимов С.А. Грамотное использование понятий «расходы», «затраты» и «издержки» в формировании основ внутренней учетно-аналитической системы для промышленных предприятий // Управленческий учет. — 2006. — № 2. URL: http://www.upruchet.ru/articles/2006/2/4410.html (дата обращения 10.10.2012).
4. Шебек С.В. Что такое «затраты». URL: http://www.costkiller.ru/index/ves_ars/s_chem_na/chto_tako/at_product/42/index.htm (дата обращения 10.10.2012).
5. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. — С. 198.
6. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: учеб. пособие. — М.: Проспект, КНОРУС, 2010. — С. 460.
7. Литвиненко М., Мицкевич А., Юровский В. Основные понятия учета. Затраты и расходы. URL: http://www.eg-online.ru/ article/142415/ (дата обращения 10.10.2012).
8. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр: Инфра-М, 2011. — С. 58.
9. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (п. 2). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131604 (дата обращения 07.03.2013).
10. Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 252, ст. 346.4, ст. 346.16). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;п=138640 (дата обращения 07.03.2013).
11. Салмина Н.А. Классификация затрат для целей управления затратами организации // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. — 2011. — № 4(1). — С. 248-252.
URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2011_4/40.pdf (дата обращения 09.03.2013).
12. Зубко Е.И., Коваленко О.А. Построение системы счетов аналитического учета по учету затрат (расходов) для субъектов малого предпринимательства // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2011. — Вып. 3. — С. 191-197.
13. Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.318). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139845 (дата обращения 24.03.2013).
23 1