Научная статья на тему 'Формирование индивидуального стиля художественно-проектной деятельности как проблема развития творческой личности студента-дизайнера'

Формирование индивидуального стиля художественно-проектной деятельности как проблема развития творческой личности студента-дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова К. В.

Filatova К.V. formation of individual style of art and design activity as a problem of the development of creative personality of a student-designer. The article considers the role of formation of the individual style of art and design activity of a student-designer in the development of professional personality of the future designer. It is disclosed the essence of the individual style of a student-designer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуального стиля художественно-проектной деятельности как проблема развития творческой личности студента-дизайнера»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА

К.В. Филатова

Filatova K.V. Formation of individual style of art and design activity as a problem of the development of creative personality of a student-designer. The article considers the role of formation of the individual style of art and design activity of a student-designer in the development of professional personality of the future designer. It is disclosed the essence of the individual style of a student-designer.

Художественно-проектная деятельность дизайнера является особой творческой деятельностью, которая ведется в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами, специалистами искусства, экономики, социологии и направлена на создание средствами промышленного производства эстетически совершенных и высококачественных серийных и штучных изделий для удовлетворения потребностей человека и общества [4]. Это достигается путем приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественно-проектная деятельность дизайнера уникальна по своему характеру, так как в ней неразрывно связаны между собой три вида творческой деятельности: художественная, научная и техническая, поэтому визуальный язык дизайнерской мысли формируется и развивается в процессе художественного и научнотехнического творчества [9].

Деятельность дизайнера - это, по мнению А.И. Асессорова, целеустремленные действия по разработке и воплощению замысла в конечном результате, т.е. дизайн-проекте, с использованием как заимствованных, так и собственных, решающих проблему знаний, умений и навыков [2]. Определяются и принимаются пути решения поставленной задачи функционального, стилистического, объемно-пространственного, цветоколористического характера с учетом историко-культурного, материального, социального и нравственного значений с расчетом на возможно быстрое отыскание удовлетворительного решения, а не на длительный анализ проблемы.

Цель художественно-проектной деятельности - создание продукта, обладающего

субъективной или объективной новизной и имеющего личную или социальную значимость [6, с. 120].

Художественно-проектная подготовка развивает у студентов логическое, конструктивное мышление, умение прогнозировать и предупреждать последствия преобразующей деятельности, умение экономично и эффективно расходовать материалы и природные ресурсы. В свою очередь, художественнопроектные умения выступают показателем развития художественно-проектной деятельности студентов, следовательно, уровень сформированности художественно-проектных умений студентов определяет уровень развития художественно-проектной деятельности в целом, которая в свою очередь зависит от степени формирования индивидуального стиля.

Таким образом, проблема развития творческой личности будущего дизайнера при обучении в вузе требует выявления особенностей индивидуального стиля деятельности, раскрытия психолого-педагогических условий его формирования, так как наличие стиля обеспечивает успешное выполнение деятельности. С первых шагов изучения стиля деятельности рядом ученых (Е.А. Климов, К. Левин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Г.У. Олпорт, Я. Стреляу) было высказано положение о том, что он является одним из важнейших механизмов приспособления человека к любому виду деятельности. Поэтому и определение стиля деятельности, дававшееся ими, отражало это положение: индивидуальный стиль деятельности представляет систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности. Это значит, что какие бы требования не предъявляла конкретная деятельность к человеку, он найдет такой способ выполнения,

который приведет к успеху.

В работах по индивидуальному стилю деятельности обычно приводят два определения, данных Е.А. Климовым: в узком смысле слова это есть «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности»; в широком смысле - «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [3, с. 49]. Из этих определений мы делаем заключение: сущность индивидуального стиля деятельности состоит в том, что человек сознательно или неосознанно учитывает свои индивидуальные особенности как объективные условия деятельности и соответственно совокупности всех условий организует эту деятельность.

На основании анализа ряда исследований, посвященных вопросам художественнопроектной деятельности дизайнера и ее характеристики, индивидуального стиля деятельности и ряду других теоретических исследований, нами было дано определение понятию «индивидуальный стиль художественно-проектной деятельности студента-дизайнера» - устойчивая система способов деятельности, обусловленная не только индивидуальными типологическими особенностями свойств нервной системы, но и морфофизиологическими, психологическими, личностными, обеспечивающая последовательное и направленное изменение и преобразование личности студента и его опыта, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, с целью достижения оригинального, нестандартного решения, нового качественного состояния объекта. Качество результата деятельности дизайнера зависит от его способности творчески мыслить, генерировать идеи, быть оригинальным, уметь прогнозировать развитие моды, использовать знания неожиданным образом в практических целях [8].

Сущность индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера раскрывается в его функциях: познавательно-активной, со-

зидательной, рефлексивной, преобразовательной, исследовательской, креативной, отражательной, технологической, эстетической, компенсаторной, удовлетворения личных потребностей в самореализации, самовыражении, самоактуализации, самодостаточности и общении. Функции реализуются через следующие компоненты: проектировочный, исследовательский, организаторский, коммуникативный, аналитико-оценоч-ный, инновационный, творческий, эмоционально-волевой и мотивационный.

Вопрос формирования индивидуального стиля деятельности в педагогике рассматривается как конкретное выражение принципа индивидуальности в обучении, как основная цель дифференцированного обучения, которое имеет свою историю развития в нашей стране и за рубежом, решался и решается на практике тысячами педагогов учебных заведений.

Экскурс в историю и психологию дифференцированного образования, анализ концепций, разработанных вышеупомянутыми учеными показывают, что на формирование индивидуального стиля деятельности оказывают влияние множество факторов: индивидуально-психологические особенности субъекта, внешняя среда, закономерности деятельности, активность субъекта, наследственность, методика обучения, осознание самого себя и др. В настоящее время благодаря исследованиям ученых (генетиков, психологов, биологов) на смену традиционной конфронтации биологических и культурологических представлений о человеке приходит более конструктивный подход, когда утверждается социальная детерминированность биологии человека, и что для нормального развития личности нужно единство природного и социального. При этом уже не противопоставляется генетическое социальному, а выдвигается положение о том, что генотип содержит в себе в свернутом виде информацию об историческом прошлом человека и связанную с этим программу его индивидуального развития, адаптированную к социальным условиям жизни.

В процессе формирования стиля художественно-проектной деятельности происходят количественные и качественные изменения в структуре самой деятельности: изменяются

количество и содержание действий, необходимых для достижения оптимального результата (минимум действий - максимум достижений), рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, свидетельствующие о том, что деятельность дизайнера носит инновационный характер, причем результаты инновационной деятельности выражаются не только в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму, но и быть в неовеществленной форме. Изменения в структуре деятельности приводят к последовательным и направленным изменениям личности студента - ее мотивационной, коммуникативной, творческой и исследовательской сфер, структуры деятельности, умений и т.д. - появлению новых компонентов, что является сущностью процесса формирования индивидуального стиля художественно-проектной деятельности сту-дентов-дизайнеров.

Таким образом, основу процесса формирования составляет уровневый подход. Данный подход позволяет рассматривать процесс развития как переход от одного уровня к другому, который более сложен и качественно отличается, так как деятельность в процессе становления изменяется, переходит из одного состояния в другое. В связи с этим формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности.

Есть ряд важных условий, имеющих отношение к формированию стиля. Прежде всего, важно учитывать индивидуальные различия в овладении профессиональными умениями и навыками. Известно, что скоростные свойства нервной системы (подвижность и лабильность) существенно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками [1, 7, 10]. В.С. Мерлин в качестве одного из условий формирования индивидуального стиля рассматривает положительное отношение к деятельности [5]. Кроме того, важное значение имеют такие факторы обучения, как обеспечение полной ориентировочной основы действия и организация строгого контроля за ходом усвоения трудовых умений и навыков [3, 10],

учет индивидуальных особенностей учащихся при групповой работе [10], психологическое просвещение обучающих и обучающихся [11, 12] и т.д.

Индивидуальный стиль творческой деятельности студента-дизайнера означает своеобразные, характерные только для конкретного человека технические приемы и способы работы, которые формируются неразрывно от его индивидуальных качеств, мировоззрения и личности в целом. Чем своеобразнее и оригинальнее эти технические способы и приемы работы, тем ярче творческая индивидуальность дизайнера. Являясь результатом упорного труда, постоянного накопления знаний, умений и навыков, стиль деятельности в определенной степени выражает уровень его мастерства. Мастерство известных дизайнеров всегда проявляется в их особом стиле творческой деятельности, причем стиль каждого из них строго индивидуален. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям выполнения профессиональной деятельности может привести к появлению псевдостиля, препятствующего ее успешному выполнению.

Анализ исследований авторов (В.И. Андреева, А.И. Асессорова, Д.Б. Богоявленской, Ю.М. Бундиной, А.А. Вилковой, Е.А. Елизаровой, Г.Л. Ильина, Т.М. Кауда, А.Г. Куликова, Т.В. Матвеевой, Н.В. Матяш, В.П. Наумова, Ю.Ф. Тимофеевой, Т.В. Усатой и др.) показал, что степень готовности к самостоятельной деятельности зависит от степени активности сегодняшнего студента, его включенности в образовательный процесс не только на репродуктивном, но и на творческом уровне, в основе которого лежит произвольное, инициативное поведение, предполагающее постоянное движение к реализации своего творческого потенциала, стремление к саморазвитию, а также от уровня сформи-рованности индивидуального стиля профессионально-творческой деятельности. Однако в исследованиях не находят отражение вопросы, связанные с изучением личностных и поведенческих компонентов индивидуального стиля творческой деятельности студента-дизайнера вуза, не рассмотрено их содержание и специфика организации. Решение данного вопроса позволит выделить детерминанты и закономерности формирования

творческой деятельности студента и его личности в целом.

Таким образом, формирование личностного творческого потенциала студента-дизайнера - очень важная педагогическая проблема, которая стоит перед специалистами в системе высшего профессионального образования.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что индивидуальный стиль деятельности студента-дизайнера является важной составляющей в развитии профессиональной индивидуальности будущего дизайнера. Наличие индивидуального стиля деятельности - это признак вполне сформировавшейся личности.

1. Акимова М.К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов // Психофизиологические вопросы становления профессионала: сб. ст. М., 1974. С. 76-101.

2. Асессоров А.И. Роль проектно-производственной деятельности в формировании профессиональной культуры студента-дизайнера // Успехи современного естествознания. 2009. № 9. С. 172-173.

3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.

4. Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс: учебник для вузов. М. , 2004.

5. Очерк теории темперамента / под ред. В.С. Мерлина. 2-е изд. Пермь, 1973.

6. Симоненко В.Д.Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск, 2001.

7. Трошкин В.А., Молдавская С.И., Кольчен-ко Н.В. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор. Киев, 1978.

8. Тухбатуллина Л.М. Формирование профессиональной компетенции дизайнеров с использованием метода проектов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. № 6. С. 105-110.

9. Шутемова Е.А. Влияние современного искусства на дизайн-проектирование [Электронный ресурс]: мат-лы студенческой науч. конфе. «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна - 2005» // Архитектон. 2005. № 10. URL: http ://archvuz. ru/numbers/2005_2/k25.

10. Щукин М.Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протекании ориентировочной и исполнительной деятельности при усвоении начальных трудовых умений // Вопросы психологии. 1963. № 6. С. 35-51.

11. Щукин М.Р. Преодоление негативных проявлений свойств нервной системы при формировании индивидуального стиля деятельности // Теоретические основы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии: республ. сб. Пермь, 1977. С. 19-36.

12. Щукин М.Р. Учет особенностей самооценок при формировании типологически обусловленного индивидуального стиля трудовой деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности: сб. науч. тр. Пермь, 1981. С. 97-109.

Поступила в редакцию 20.01.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.