Научная статья на тему 'Формирование имиджа региона важный фактор укрепления его конкурентоспособности'

Формирование имиджа региона важный фактор укрепления его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
848
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИМИДЖ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аханаева В. Ц.

Представлены факторы, формирующие имидж региона, проанализированы условия, необходимые для укрепления его конкурентоспособности. Рассмотрена взаимосвязь имиджа региона и его конкурентоспособности, выделены недостатки и конкурентные преимущества, влияющие на имидж Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Аханаева В. Ц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование имиджа региона важный фактор укрепления его конкурентоспособности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 26 (164).

Экономика. Вып. 22. С. 82-83.

В. Ц. Аханаева

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДжА РЕГИОНА — ВАжный ФАКТОР

укрепления его конкурентоспособности

Представлены факторы, формирующие имидж региона, проанализированы условия, необходимые для укрепления его конкурентоспособности. Рассмотрена взаимосвязь имиджа региона и его конкурентоспособности, выделены недостатки и конкурентные преимущества, влияющие на имидж Республики Бурятия.

Ключевые слова: региональная конкурентоспособность, имидж региона, региональный бренд.

В условиях мирового финансового кризиса возрастает значимость проблемы сохранения конкурентоспособности экономики России и ее регионов. Поэтому поиск резервов конкурентоспособности становится особенно актуальным.

Уровень конкурентоспособности регионов России во многом определяет уровень развития государства и свидетельствует о конкурентном потенциале региона и страны в целом. Любой регион страны обладает определенным конкурентным потенциалом и факторами, обеспечивающими конкурентный статус. Динамика развития региона позволяет определить, насколько эффективно местные органы власти используют потенциал региона в целях обеспечения его конкурентоспособности. При этом следует отметить, что абсолютно конкурентоспособным статусом не может обладать ни один регион, т. е. быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах деятельности. Причем важно не только обладать конкурентным потенциалом — главным условием успешного развития региона является эффективное использование и реализация его потенциальных возможностей. Таким образом, обладание конкурентными преимуществами — одна из предпосылок успешного развития региона.

Далее стоит отметить, что за последние годы понятие «конкурентоспособность» претерпело существенные качественные изменения. Ранее конкуренция проходила на основе сравнительных, а не преимущественных характеристик. В настоящее время, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо иметь весомое и качественное уникальное преимущество, которое невозможно было бы скопировать и воссоздать в иных условиях. Обладание конкурентным преимуществом ведет к успеху региона в конкурентной борьбе.

Важным фактором развития конкурентоспособности региона является его имидж. Имидж

региона определяет его местоположение в рейтинге регионов России.

Имидж региона, как и уровень его конкурентоспособности, является совокупным и многослойным показателем, который сложно поддается качественной и количественной оценке. Каждый регион имеет свой имидж, который является результатом его достижений в социальной, культурной, политической, экономической, демографической, образовательной, исторической и других сферах деятельности.

На формирование имиджа региона влияет ряд факторов, таких, как показатель ВВП региона, уровень и качество жизни, степень политической и экономической стабильности, уровень инновационной и предпринимательской деятельности в регионе, наличие и доступность факторов производства. Кроме того, имидж региона зависит от наличия потенциальных и перспективных отраслей. Совокупность макроэкономических показателей, характеризующих уровень развития региона, определяет его имиджевый статус. Наличие определенного имиджа у региона во многом обуславливается его освещенностью в средствах массовой информации, созданием имиджевого информационного поля, существованием раскрученного и повсеместно узнаваемого бренда региона. Например, Эйфелева башня в Париже, Кремль в Москве, Бигбен в Лондоне сразу рождают ассоциации с местом расположения уникального и неповторимого объекта. Таким образом, создание респектабельного бренда региона и формирование его имиджевого поля особенно важно в существующих условиях конкурентной среды. Однако регион — это не изолированная подсистема государства, потому неправомерно возводить регион в ранг самостоятельного субъекта. Стоит отметить, что региональная модель развития должна иметь коллинеарное векторное направление в реализации федеральных программ развития регионов.

Создание благоприятного и привлекательного имиджа региона во многом зависит от политических, экономических и социальных факторов развития региона и страны в целом. Наличие устойчивой политической ситуации в регионе благоприятно сказывается на формировании его имиджа. Межрегиональная конкуренция также обуславливает позиционирование региона и определяет уровень его конкурентоспособности в масштабах государства, а это, в свою очередь, способствует формированию положительного имиджа региона. Экономическая стабильность и независимость региона от федеральных дотаций также позитивно влияет на его имидж. Стабильное развитие экономики региона предопределяет его привлекательность не только в масштабах государства, но и на международной арене. Социальная ситуация в регионе во многом отражает уровень и качество жизни населения. Также следует отметить, что жители региона являются непосредственными носителями информации о регионе, тем самым создавая его определенный образ, поэтому устойчивое развитие социальной сферы благоприятно сказывается на рейтинге региона и создает ему положительный имидж.

Рассматривая в качестве примера Республику Бурятия, хотелось бы отметить недостатки и конкурентные преимущества, влияющие на формирование ее имиджа.

К факторам, снижающим уровень конкурентоспособности региона, можно отнести следующие:

- низкий уровень развития инфраструктуры г. Улан-Удэ как туристического центра, но стоит отдать должное формированию и разработке генерального плана по созданию привлекательного образа города, что дает право надеяться превратить этот недостаток в достоинство региона;

- невысокий уровень участия региона в инновационных разработках, в создании НИИ, центров НИОКР;

- узкий спектр производственной деятельности в силу наличия высоких экологических требований, связанных с расположением объекта природного наследия — оз. Байкал;

- отсутствие бренда региона.

К конкурентным преимуществам, формирующим имидж региона, можно отнести:

- уровень его социально-культурного развития, который характеризуется наличием высокой степени образованности населения, числен-

ностью проживающих на территории людей различных национальностей и вероисповеданий;

- привлекательное погранично-территориальное расположение, которое может создать благоприятные условия для развития транспортнологистических центров и расширения сотрудничества с соседними странами и регионами;

- наличие производственного потенциала в отраслях машиностроения, строительстве, агропромышленном комплексе;

- возможности применения методов тибетской медицины;

- наличие на территории уникальных объектов самобытного культурно-исторического наследия (памятников, музеев, заповедников, дацанов и т. д.);

- богатый природный потенциал, значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (месторождения полиметаллов, вольфрама, молибдена, фосфоритов, цеолитов, флюорита, нефрита), лесных ресурсов и др., позволяющие создавать новые производственные мощности. Уникальный природный объект — оз. Байкал с богатой и разнообразной флорой и фауной;

- наличие достаточного потенциала для развития туризма в Республике Бурятия.

Формирование имиджа Республики Бурятия и позиционирование ее как туристического кластера являются неотъемлемыми элементами создаваемого бренда. Для этого имеется достаточно предпосылок, однако отсутствие маркетинговых технологий не позволяет создать благоприятный образ региона как туристического центра, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на формирование имиджа. Оперативное управление созданием особой экономической туристическо-рекреационной зоны «Байкал» позволит региону своевременно реализовать и зарекомендовать себя на туристическом рынке.

Таким образом, имидж региона является важным фактором укрепления его конкурентоспособности, в формировании которой задействованы интересы не только органов государственной власти, но и всех субъектов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.