Научная статья на тему 'Формирование ИКТ-компетентности у будущих специалистов по сервису и туризму'

Формирование ИКТ-компетентности у будущих специалистов по сервису и туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова В. Е.

В статье рассмотрена проблема формирования ИКТ-компетентности у студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» нацеленная на получение ими знаний и умений в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в их будущей практической деятельности. Выделены уровни владения ИКТ-компетенциями. Рассмотрены компоненты процесса формирования ИКТ-компетентности в курсе дисциплин цикла «Информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ИКТ-компетентности у будущих специалистов по сервису и туризму»

материал по темпу его изучения, по логике и типу его восприятия учащимися. В отличие от таких привычных пассивных форм как лекция, просмотр видео и кинофильмов ученикам, пользователям компьютера, предлагается постоянное участие в происходящем, происходит приобщение и приучение их поисковой творческой деятельности, развивается воображение и модельное видение. Любая учебная компьютерная программа фактически является моделью, отображающей реальность в виртуальном мире. Ученик познает реальность с помощью компьютера через условные понятия и изображения, их нельзя потрогать, но они фактически двумерны. Применение электронных лабораторных работ способствует формированию информационной компетентности у учащихся, они учатся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных их запросам [3, с. 103].

Список литературы:

1. Иваников А., Кривошеев А., Куракин Д. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования // Высшее образование в России. - 1995. - № 2.

2. Информационные технологии в образовании - 2006: сборник научных трудов участников VI научно-практической конференции-выставки 17-19 октября 2006 г. - Ростов-н/Д: Ростиздат, 2006.

3. Матаев Г.Г. Компьютерная лаборатория в вузе и школе: учебное пособие. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СЕРВИСУ И ТУРИЗМУ

© Евдокимова В.Е.*

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

В статье рассмотрена проблема формирования ИКТ-компетентности у студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» нацеленная на получение ими знаний и умений в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в их будущей практической деятельности.

* Ассистент кафедры Теории и методики информатики.

Выделены уровни владения ИКТ-компетенциями. Рассмотрены компоненты процесса формирования ИКТ-компетентности в курсе дисциплин цикла «Информатика».

Проблема формирования компетентности является актуальной для современного образования, это подчеркивается многими учеными (В. А. Болотовым, И.А. Зимней, Д.А. Ивановым, И.Д. Фруминой, А.В. Хуторским). В стратегии модернизации российского образования предполагается, что в основу содержания образования будет положена классификация компетентности. Наиболее цельный перечень компетенций в соответствии с целями российского образования выделяет А.В. Хуторской: ценностно-смысловая, общекультурная, коммуникативная, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая, компетенция личного совершенствования [4].

Мы считаем эту классификацию вполне органичной и возьмем ее за основу нашего исследования, в котором будем рассматривать проблему формирования информационной компетенции у будущих специалистов по сервису и туризму.

Анализ научной литературы показал, что понятие «информационная компетентность» не является однозначно определенным. Его рассматривают с разных сторон, и как составляющую профессиональной компетентности и информационной культуры личности. К числу значимых признаков информационной компетентности относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов информационного образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации.

Под информационной компетенцией мы понимаем совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), сочетающих теоретическую (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее) и практическую (деятельность обучаемого с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире) компоненты и оцениваемую эффективностью решения поставленной задачи. Динамичность информационной компетентности проявляется и может быть оценена только в ходе практической деятельности, а ее уровень может повышаться непрерывно на протяжении всей жизни.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Анализ работ (Л.Л. Босова, Т.В. Добудько, А.А. Кузнецов, Е.А. Раки-тина, А.В. Хуторской и др.) позволяет определить ИКТ-компетентность будущего специалиста как комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность специалиста быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремление к творческому самовыражению.

Выделяют три уровня владения ИКТ-компетенциями [3]:

- базовый - на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки. Применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами);

- технологический (на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций целевой предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной сети Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.);

- практический (профессиональный) - на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.

В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ-компетенции у будущих специалистов по сервису и туризму можно выделить:

- базовый уровень - инвариант знаний, умений и опыта, необходимый специалисту для решения квазипрофессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий общего назначения;

- предметно-ориентированный уровень - освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в профессиональную деятельность специализированных технологий и ресурсов;

- творческий уровень - разработка собственных электронных средств, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.

В своей профессиональной деятельности, будущие специалисты по сервису и туризму должны уметь:

- проводить исследовательско-аналитическую работу (анализ имеющейся информации, работа с базами данных, прогнозирование, разработка сложных социальных проектов) в области социально-культурного сервиса и туризма;

- обладать знаниями и умениями по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм;

- вести профессиональную практическую работу (отбор информации, посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т.п.) в организациях и учреждениях социальной сферы.

Поэтому формирование информационной компетентности в целом, и ИКТ-компетентности, в часности, у будущих специалистов по сервису и туризму является первоочередной задачей, решение которой возложено на администрацию факультета и преподавателей, организующих изучение дисциплин всех циклов ГОС, в том числе информатики и информационных технологий.

В государственном стандарте высшего профессионального образования для данной специальности на изучение информатики выделено 426 часов («Математика и информатика» - 270 ч., «Вычислительные сети и базы данных» - 24 ч., «Интернет - технологии» - 24 ч., «Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника» - 108 ч.) [1].

Процесс формирования ИКТ-компетентности в курсе дисциплин цикла «Информатика» включает следующие компоненты:

1. Целевая компонента содержит перечень знаний, умений:

- знания об информации и информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- знания о формах представления данных, принципах создания баз данных и работы с готовой базой данных;

- знания об информационных сервисах сети Интернет: электронной почте, телеконференции, Всемирной паутине, файловых архивах;

- знания об основах работы с информацией в сети Интернет и их влияние на успех в профессиональной деятельности;

- знания об основных правилах общения в сети (сетевой этикет);

- знания о современных видах информационного обслуживания;

- знания о принципах автоматизации и электронизации учреждений;

- знания об электронных справочных службах (видеотеке, телетекст, телеавтограф), каналах и сетях электронной почты;

- умения работать с различными видами информации с помощью компьютера, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- умения использовать готовые информационные модели, оценивать их;

- умения просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

- умение осуществлять поиск информации в компьютерных сетях и базах данных;

- умения работать с программными средствами поискового назначения;

- умения оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

- умения создавать web-страницы;

- умения создавать и использовать электронной документооборот с применением ИКТ;

- умения создавать различные объекты с использованием средств мультимедиа.

2. Содержательная компонента включает разработанную на основе государственного стандарта схему формирования ИКТ-компетенции.

3. Технологическая компонента содержит технологию формирования ИКТ-компетенции при обучении информатике будущих специалистов по сервису и туризму, которая определена в соответствие с целевой компонентой.

4. Диагностическая компонента обеспечивает диагностику процесса обучения, что позволяет гибко реагировать на отклонения в процессе формирования ИКТ-компетенции.

5. Результирующая компонента содержит критерии сформированно-сти ИКТ-компетенции специалиста по сервису и туризму.

Таким образом, в представленном перечне указаны большинство возможных знаний и умений в использовании средств ИКТ, которые будущий специалист по сервису и туризму может использовать в своей профессиональной деятельности. Все компоненты реализуются нами в процессе обучения информатике будущих специалистов по сервису и туризму ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».

Список литературы:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М.: 2005.

2. Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с

3. Интеграции учреждений профессионального образования а образовательные учреждении и комплексы непрерывного многоуровневого профессионального образования [Текст]: монография / Авт. кол.: Т. С. Панина,

Л.П. Вашлаева, С.А. Дочкин, А.Ю. Казаков, Ю.В. Клецов, А.В. Фаломкин; под ред. Т.С. Паниной. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. - 180 с.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 60-66.

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

© Козловских М.Е.*

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

В статье рассматривается процесс подготовки будущих учителей информатики к организации проектной деятельности, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов, предполагающих продвижение от умений осуществлять проектную деятельность до самостоятельной творческой разработки проектов.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России. Согласно Доктрине система образования призвана обеспечить:

- формирование трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки;

- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Развитие у обучаемых указанных умений, а также таких качеств как творчество, инициатива, самостоятельность, достижение ими высокого уровня образованности и воспитанности зависит от подготовленности учителя к осуществлению профессиональной деятельность в условиях современного общества. Согласно Государственному образовательному

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.