Научная статья на тему 'Формирование и развитие у студентов навыков самообразования в образовательном процессе вуза'

Формирование и развитие у студентов навыков самообразования в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УРОВНИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / INDEPENDENT WORK / LEVELS OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / FACTOR OF MASTERING OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутняя И. А.

В статье рассматривается проблема самообразования одна из важных проблем профессиональной школы. Представлены результаты проведенного исследования по разработке методических приемов, направленных на формирование и развитие навыков самообразования у студентов технических вузов при изучении химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENRT IN STUDENTS OF SKILLS OF SELF-EDUCATION IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL

In article the self-education problem one of important problems of vocational school is considered. Results of the conducted research on working out of the methodical receptions directed on formation and development of skills of self-education at students of technical colleges at studying of chemistry are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие у студентов навыков самообразования в образовательном процессе вуза»

в процессе среднего профессионального образования, построенного с учетом принципа преемственности.

Междисциплинарный учебно-методический комплекс представлен на рис. 1.

При построении организационного блока модели мы исходили из интеграции разнообразных по содержанию методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и форм учебной деятельности студентов, эффективное сочетание которых на определенном этапе среднего профессионального образования реализуется при доминировании тех или иных форм реализации преемственности.

Взаимосвязь выделенных компонентов модели осуществления принципа преемственности в среднем профессиональном образовании просматривается на функциональном уровне, что подтверждает проведенное теоретико-экспериментальное исследование: эвристическая функция позволяет включить студентов в различные виды деятельности по изучению профессиональных проблем, ориентационная - позволяет осмыслить приобретенные знания и умения и сформировать профессиональную направленность личности, прогностическая - позволяет раскрыть тенденции профессионального развития, способствует профессиональному прогнозированию, интеграционная - позволяет устанавливать внутри- и межпредметные связи.

Выявив на основе системно-деятельностного, личностно ориентированного и модульно-компетентностного подходов

цель, задачи, содержание процесса реализации принципа преемственности в среднем профессиональном образовании, его организационные формы и функции, нам представляется возможным определить результативный аспект реализации принципа преемственности - изменение качества среднего профессионального образования студентов.

Анализ основных психолого-педагогических трудов по проблеме качества образования и специфике среднего профессионального образования, использование системнодеятельностного, личностно ориентированного и модульно-компетентностного подходов, опора на теорию развивающего обучения позволили нам уточнить и конкретизировать понятие качество среднего профессионального образования студентов, под которым понимается совокупность социально обусловленных показателей профессиональной обученности, теоретического мышления и профессиональной направленности личности, представляющая собой нормативный уровень среднего профессионального образования.

Таким образом, в нашей работе критериями качества среднего профессионального образования студентов являются профессиональная обученность, теоретическое мышление и профессиональная направленность личности, каждый из которых согласно логике всей модели соответствует определенному компоненту содержания среднего профессионального образования.

Библиографический список

1. Петров, А.В. Дидактические основы реализации принципов преемственности и развивающего обучения при формировании фундаментальных понятий в преподавании физики в педвузе: дис. ... д-ра пед. наук. - Горно-Алтайск, 1996.

2. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.

3. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

4. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. - М.,

1965.

5. Реализация принципа преемственности в экологическом образовании школьников: метод. рекомендации для учителей химии и студ. пед. вузов / авт.-сост. А.А. Саламатов. - Челябинск, 2002.

6. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. -2005. - № 4.

7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.

Bibliography

1. Petrov, A.V. Didakticheskie osnovih realizacii principov preemst-ven-nosti i razvivayuthego obucheniya pri formirovanii fundamentaljnihkh ponyatiyj v prepodavanii fiziki v pedvuze: dis. ... d-ra ped. nauk. - Gorno-Al-tayjsk, 1996.

2. Serikov, V.V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie // Pedagogika. - 1994. - № 5.

3. Yakimanskaya, I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoyj shkole. - M., 1996.

4. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya: gnoseologicheskiyj analiz / B.A. Glinskiyj, B.S. Gryaznov, B.S. Dihnin, E.P. Nikitin. - M., 1965.

5. Realizaciya principa preemstvennosti v ehkologicheskom obrazovanii shkoljnikov: metod. rekomendacii dlya uchiteleyj khimii i stud. ped. vuzov / avt.-sost. A.A. Salamatov. - Chelyabinsk, 2002.

6. Andreev, A.L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opiht filosofsko-metodologicheskogo analiza / A.L. Andreev // Pedagogika. - 2005. - № 4.

7. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2.

Статья поступила в редакцию 06.09.11

УДК 378.14: 54

Kutnyaya I.A. FORMATION AND DEVELOPMENRT IN STUDENTS OF SKILLS OF SELF-EDUCATION IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL. In article the self-education problem - one of important problems of vocational school is considered. Results of the conducted research on working out of the methodical receptions directed on formation and development of skills of self-education at students of technical colleges at studying of chemistry are presented.

Key words: self-education, self-educational activity, independent work, levels of self-educational activity, factor of mastering of knowledge.

И.А. Кутняя, аспирант Омского государственного педагогического университета, г. Омск, E-mail: elira80@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье рассматривается проблема самообразования - одна из важных проблем профессиональной школы. Представлены результаты проведенного исследования по разработке методических приемов, направленных на формирование и развитие навыков самообразования у студентов технических вузов при изучении химии.

Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, самостоятельная работа, уровни самообразовательной деятельности, коэффициент усвоения знаний.

Образовательная политика России на современном этапе роли образования ведет за собой аналогичное повышение ста-

предъявляет высокие требования к профессиональной подго- туса самообразования.

товке выпускников технических вузов. Возрастание социальной В Национальной доктрине образования сказано, что систе-

ма образования призвана обеспечить «разностороннее и свое-

временное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; непрерывность образования в течение всей жизни человека; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [1].

Бурное развитие информационных технологий, внедрение многоуровневой системы в практику высшей школы, изменение роли самообразования приводит к возникновению противоречий:

- между увеличением доли внеаудиторной самостоятельной работы студентов и неподготовленностью их к активной самообразовательной деятельности;

- между необходимостью развития у студентов навыков самообразования и недостаточной разработанностью методик их развития.

В последние годы педагогами активно обсуждаются проблемы организации самообразовательной деятельности студентов, но единство взглядов обнаруживается лишь в том, что самообразовательную деятельность все считают неотъемлемым элементом процесса обучения и эффективным средством профессионального становления специалиста. Данная проблема также усложняется неоднозначностью подходов к рассмотрению самого понятия «самообразование».

Обобщив и проанализировав существующие исследования по проблеме самообразования, а также опираясь на собственный опыт, мы рассматриваем самообразование как активную, саморегулируемую, личностно и профессионально значимую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов, повышение квалификации.

Готовность к самообразовательной деятельности используется в значении состояния или качества личности, характеризующегося знанием способов, форм и средств самообразования, умением их использовать, а также соответствующим состоянием мотивационно-потребностной сферы, определяющим познавательную активность личности.

Одной из приоритетных задач профессионального технического образования является совершенствование учебновоспитательного процесса профессиональной подготовки инженера. Современный специалист должен уметь непрерывно пополнять свои знания в течение всей профессиональной карьеры, самостоятельно их совершенствовать.

Педагогическая организация самообразовательной деятельности студентов предполагает взаимодействие двух сторон образовательного процесса: студента и преподавателя. Со стороны студента необходимы самоанализ, определение своего уровня знаний, своего наиболее оптимального стиля учения, стремление к саморазвитию.

Мы придерживаемся концепции, получившей широкое признание в современной дидактике, сущность которой заключается в том, что основная задача преподавателя должна сводиться не к изложению готовых знаний, а к организации активной учебно-познавательной деятельности студентов, к широкому использованию резервов самостоятельной работы студентов. Мы разделяем точку зрения ученых, считающих, что самостоятельная работа является начальным этапом в развитии навыков самообразования.

На первых этапах подготовки инженеров важное место занимают общеобразовательные дисциплины и, в частности, химия. В технических вузах курс «Химия» относится к естественнонаучному циклу и предусматривает блок самостоятельной работы, который включен в общий объем трудоемкости по дисциплине и составляет около 50% учебного времени.

Цель данного исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании методических приемов по развитию навыков самообразования у студентов технических вузов.

Эксперимент проводился на базе Сибирской автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). В эксперименте приняли участие 244 студента I курса факультетов «Автомобильный транспорт» и «Нефтегазовая и строительная техника».

Констатирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях образовательного процесса вуза и был направлен

на определение уровня развития самообразовательной деятельности студентов.

Для проверки эффективности предложенной методики мы установили диагностируемые компоненты готовности будущего инженера к самообразовательной деятельности: мотивационный (направленность на самообразование), когнитивный (понимание сущности самообразования как личностной и профессиональной ценности), деятельностный (умение планировать, осуществлять, управлять самообразованием) и оценочный (умение оценивать результаты). Основным показателем сфор-мированности этих компонентов является продвижение личности к более высокому уровню самообразования. На основании выявленных компонентов самообразования были определены критерии, обуславливающие данный процесс.

Сбор первичной информации осуществлялся посредством беседы, наблюдения, анкетирования и тестирования студентов.

Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали недостаточный уровень готовности студентов к самообразовательной деятельности (Табл. 1).

Исходные данные теоретического анализа и практического изучения сформированности готовности студентов к самообразованию позволили разработать педагогическое обеспечение с учетом особенностей организации процесса самообразования студентов технического вуза.

В содержательном плане готовность к самостоятельному обучению складывается из следующих умений и навыков: навыков самостоятельной работы с информацией, умения анализировать информацию и выбирать из нее существенное; сопоставлять факты и анализировать их. Основными способами самостоятельного обучения студент овладевает с помощью учебных и методических пособий, электронных носителей информации.

Разработанный нами методический материал включает в себя методические указания по изучению каждой темы учебной программы по химии, требования к исходному уровню знаний и умений, примеры решения типовых задач, индивидуальные задания для самостоятельной работы, инструкции по работе с дополнительными источниками информации.

В процессе развития у студентов навыков самообразования при изучении химии использовалась и глобальная сеть Интернет, которая обеспечивала доступ к гигантским объемам информации. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров; информация о книгах и журналах. Компьютерные средства дают возможность активизировать когнитивную деятельность будущего инженера, порождают дополнительную мотивацию учения, предоставляют возможность для дифференциации и индивидуализации обучения.

Повторная диагностика уровня самообразовательной деятельности студентов и сопоставление результатов исследования позволили сделать вывод об эффективности разработанной нами методики развития навыков самообразования у студентов технического вуза при изучении химии (Рис.1).

Для определения уровня качества химических знаний студентов мы использовали контроль в виде тестовых заданий по химии.

Анализ результатов тестирования позволил рассчитать коэффициент усвоения знаний по методике В.П. Беспалько [2]. Коэффициент усвоения учебного материала определялся по формуле: Ка = п/М

где п - количество верно выполненных заданий теста; N -количество всех заданий теста.

При Ка > 0,7 процесс обучения можно считать завершенным, т.к. в последующей деятельности студент способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания. Результаты тестирования студентов по химии приведены в таблице 1.

Экспериментальной работой, проведенной в процессе исследования, было доказано, что по мере последовательного осуществления каждого из педагогических условий количество студентов, имеющих высокий и средний уровни самообразования, увеличилось.

СО

о

I-

X

ф

5

о

со

н

и

т

S

о

80,0

70.0

60.0

50.0

40.0

30.0

20.0 10,0

0,0

н/э к/э

Мотивационный

компонент

шш

н/э к/э

Когнитивный

компонент

н/э к/э

Деятельностный

компонент

н/э к/э

Оценочный

компонент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Высокий уровень

27,9

41,0

34,0

39,0

12,7

21,3

16,0

34,0

□Среднийуровень

34,4

44,3

36,0

42,6

27,5

47,1

72,0

62,7

□ Низкий уровень

37,7

14,7

30,0

18,4

59,8

31,6

12,0

3,3

Рис. 1. Динамика сформированности у студентов компонентов самообразовательной деятельности на констатирующем и контролирующем этапах эксперимента

Таблица 1

Степень усвоения учебного материала по химии на констатирующем и контролирующем этапах эксперимента

Значение коэффициента усвоения знаний Ка Уровни усвоения знаний Количество студентов в процентах

констатирущий этап контролирующий этап

Ка > 0,8 Высокий 7% 20%

Ка = 0,7 * 0,8 Средний 32% 56%

Ка< 0,7 Низкий 61% 24%

Результатом самообразовательной работы является по- работы. Таким образом, хорошо спланированная и организо-

степенное формирование у студентов умений и навыков само- ванная работа по самообразованию раскрывает способности

стоятельного поиска и изучения новой информации, ее осмыс- студентов, реализует их творческий потенциал, повышает уро-

ление и переработка. При положительных результатах работы вень собственной познавательной деятельности, а, следова-

студенты получают стимул для дальнейшей исследовательской тельно, - и общий уровень успеваемости.

Библиографический список

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: http://dvau.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm

2. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М., 1989.

Biblioaraphy

1. Ыасюпа^пауа doktrina obrazovaniya V Rossiyjskoyj Federacii [ЕМг]. - R/d: http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm

2. Bespaljko, У.Р. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitateljnoao processa podaotovki specialista: uchebno-metodicheskoe posobie / У.Р. Bespaljko, У^Э. Tatur. - М., 1989.

Статья поступила в редакцию 06.09.11

УДК 372.882

Solovyev O.S. PRINCIPLES, CONDITIONS AND WAYS OF COMIC IMAGINATION FORMATION OF 5-9 CLASS PUPILS.

The project includes the study of the most effective ways in process of comic imagination formation of 5-9 class pupils, which are determined by definite conditions, imagination formation stages, as well as by base on the major didactic and private methodic study process principles.

Key words: imagination formation process, conditions and stages of comic imagination formation, age peculiarities and intelligent development of teenagers, artwork analysis, educational material organization ways.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.